Главная страница

Самостоятельная работа по теме «Особенности русской культуры». Самостоятельная работа. Самостоятельная работа по теме Особенности русской культуры


Скачать 21.12 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа по теме Особенности русской культуры
АнкорСамостоятельная работа по теме «Особенности русской культуры
Дата10.04.2022
Размер21.12 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСамостоятельная работа.docx
ТипСамостоятельная работа
#458852

Белякова Зинаида Александровна

СКД – 2020 (2 курс, ЗО)

Самостоятельная работа по теме «Особенности русской культуры»

  1. Причины принятия христианства на Руси.

Славянские племена, населявшие территорию Руси («Страны городов» - «Гардарики») жили обособленно и имели определенный жизненный уклад и занятия, зависевшие напрямую от природных условий. «Повесть временных лет» летописца Нестора, составленная им в 12 веке, подробно повествует о территориальном расселении славянских племен по Восточно- Европейской равнине. Эта равнинность наложила свой отпечаток на весь ход развития истории Руси и напрямую связана с развитием русской культуры. Раздельность и обособленность славянских племен – полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей, дреговичей и др., наложили отпечаток и на характер их религиозных верований. Политеистические религиозные взгляды каждого племени были объединены лишь тем, что вера в Богов отражала почтение и поклонение силам природы. Пантеон почитаемых Богов также был более-менее общим: Род и Рожаницы, Даждьбог, Стрибог, Перун, Макошь и др. Однако каждое племя почитало своих Богов в зависимости от главенствующего занятия. Так, у дреговичей главным почитался Симаргл, у полян – Перун, у дреговичей Хорс. Поклонение Богам у славян выражалось в довольно развитые формы языческой обрядности, сопровождалось ритуалами и включала в себя различные виды искусств.

Политическая и религиозная разрозненность славянских племен делала их уязвимыми для воинствующих соседей – хазар, печенегов, греков. Постепенно стала очевидной необходимость объединения славян для защиты от общих врагов. Однако политеистическая разрозненность племен становилась причиной для обособленности. В 980 г. Князь Владимир сделал попытку объединения славян, собрав всех Богов в единый пантеон и объединив их под началом Перуна – Бога князей, однако она закончилась неудачно: племена отказались его принять. Необходимость перехода от политеистических религиозных взглядов и ликвидация их как разобщающего элемента привела Владимира к поиску подходящей монотеистической религии.

Поскольку набеги кочевых соседей постоянно угрожали молодому, неокрепшему еще, государству, появляется необходимость в поиске союзников. Ближайшая мощная военная держава – Византия, исповедовала восточную ветвь христианства – православие. Союз с такой державой означал для Руси культурный и военный обмен, возможность государственного развития и усиление мощи государства. Крепость союза необходимо было закрепить межгосударственным необходимо было закрепить межгосударственным браком между Владимиром и Анной – сестрой византийских императоров Василия 2 и Константина, что требовало от Владимира принятия христианства.

Одной из причин выбора православного христианства в качестве государственной религии также является факт обращения к ней в 957 году княгини Ольги – бабки Владимира, принявшей при крещении им Елены. В период ее княжения (регентства) на Руси начинают строиться христианские храмы, поэтому принятие христианства на Руси было подготовлено ходом истории государства.

К тому же, наличие единого Бога подразумевало единство княжеской власти как священного права, переданного свыше.

Таким образом, выбор религии, обусловленный вышеперечисленными факторами, был сделан в пользу восточного христианства, официально принятого на Руси в 988 году.

  1. Литературные жанры на Руси

С распространением христианства на Руси популярной становится литературная культура, грамотность населения также растет более быстрыми темпами. С XI в. Появляются первые литературные произведения – Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс, Изборник Святослава. Наиболее популярные литературные жанры:

- Летописание – хроника погодных событий истории государства. Одна из летописей, дошедших до нашего времени – «Повесть временных лет», составленная летописцем Нестором – монахом Киево-Печерской Лавры и описывающая историю славян с библейских времен (от сыновей Ноя) до XII века.

- Историческая повесть.

- Житийная литература – произведения, описывающие жития святых («Житие Бориса и Глеба», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Антония Печерского»).

- Риторическая литература: слова и поучения, написанные на различные светские и духовные темы – наставления потомкам, важность принятых государственных решений («Слово о Законе и Благодати», «Поучение Владимира Мономаха»)

- Хождения (хожения) - рассказы о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе и обычаях других стран. Наиболее ярким произведением данного жанра является «Хожение игумена Даниила в Палестину».

- Эпические поэмы, описывающие важные события истории Руси и отличающиеся художественными качествами. Например, «Слово о полку Игореве» конца XII в. содержит идейный замысел, автор призывает к единению русских земель и прекращению княжеских усобиц.

- Устное народное творчество. Былинные циклы XII -XIII вв.повествуют о древних временах, в них воспевалась удаль и храбрость героев богатырей, защищавших русскую землю от внешних врагов. Зачастую герои имели реальные исторические прототипы.


  1. На изображении иконы «Путеводительница» («Одигитрия») Божия Матерь правой рукой указывает на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Богородица говорит всем, что путь истинный - это путь ко Христу. На этой иконе она является путеводительницей к Богу и вечному спасению. Это один из древнейших типов изображения Богородицы, который, как считается, восходит к первому иконописцу святому апостолу Луке.

Примеры: Смоленская, Тихвинская, Иверская.


  1. Первые техники иконописи:

- темпера (от латинского temperare — смешивать, умерять, смягчать). Из красок, изготовленных на основе сухих порошковых пигментов, смешанных с водой и связующей эмульсией: натуральной (яичный желток или целое яйцо) или искусственной (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры);

- Энка́устика (от др.-греч. ἐγκαυστική — [искусство] выжигания) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.



  1. Характерные особенности псковской художественной школы:

- Композиции чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный;

- Цветовые особенности заключаются в густом и сумрачном колорите с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых;

- Фоны – чаще желтые, встречаются золотые;

- Разделка одеяний с помощью тончайших золотых линий, придающих красочной поверхности мерцающий характер;

- Цветовые контрасты порывисты, драматичны;

- Художественный язык предельно экспрессивен;

- Псковская школа отличается демократичностью духа и непосредственна и импульсивна по формам выражения;

- Замедленность развития живописи в XIV-XV веках, устойчивые архаические течения.


  1. Идейную основа живописи Феофана Грека - мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судии.

Творческая основа Андрея Рублева - это философия добра и красоты, гармонии духовного и материального начал. В христианском учении Рублев, в отличие от Феофана, видел идею любви, всепрощения, милосердия.

  1. В настоящее время архитектурный ансамбль включает в себя следующие сооружения.

- Стены и башни: Тайницкая, Беклемишевская, Свиблова, Благовещенская, Петровская, первая и вторая Безымянная башни, проездная Боровицкая, Константино-Еленинская, Спасская, Никольская, Набатная, Собакина, Троицкая, Царская, Сенатская, Средняя Арсенальная, Кутафья, Комендантская, Оружейная (Конюшенная);

- Церкви и соборы: Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Церковь-колокольня Иоанна Лествичника (БОГОСЛОВ), церковь Ризоположения;

- Дворцы и Дворцовые церкви: Грановитая палата, Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов, Теремной дворец, Церковь Екатерины (Верхоспасский собор или Спас за «золотой решеткой»); церковь Воскресения Словущего, церковь Распятия, Потешный дворец (3 сооружения под одной крышей), Большой Кремлевский дворец, Дворец съездов;

- Здания государственных учреждений: Арсенал, Сенат, Оружейная палата, Военная школа ВЦИК.


написать администратору сайта