Тема 8. Введение с. 3 I. Семья в гомеровский период Древней Греции с. 5
Скачать 40.7 Kb.
|
Титульный лист Тема № 8 План Введение с.3 I. Семья в гомеровский период Древней Греции с.5 II. Семейно-брачное право в Афинском полисе с.10 III. Понятие семьи в Спарте с. 13 IV. Семейные отношения в трудах философов с. 14 Заключение с.16 Список использованной литературы с. 17 Казус № 8 с. 18 Введение В современном обществе принято определять семью, как малую ячейку общества. Политики, мыслители и законодатели Древней Греции признавали значимость семьи, важность семейных отношений и их регулирования. Семья и право является одним из основных институтов общества на протяжении всего периода существования того или иного государства. Семья являлась главным институтом общества в древнейших государствах, выполняющим различные функции, но доминирующей функцией являлось воспроизводство рода. В Древнейших цивилизациях существовала разновидность типов браков и семьи. Брачно-семейные институты древнего мира были построены на основе брачно-семейных отношений на источниках права древнейших цивилизаций. Семья как фундаментальный институт Древней Греции являлась главным элементом государства. От данного института общества зависело будущее. Также семья оказывала существенное влияние на экономическое и религиозно-эстетическое развитие всего полиса. В древнегреческом праве брак был основан в значительной степени началами священных законов и родового быта. Право, которое регулировало брачно-семейные отношения Древней Греции, укрепляло институт брака, что подтверждается прочностью семейных отношений древнегреческой цивилизации. Тема семьи и брака является актуальной в любое время, поскольку не смотря на различия в культуре, обычаях, цивилизации по сравнению с современным миром, понятие семьи и брака, зародившееся в древние времена во многом имеют схожие черты с понятием настоящего. В ходе исследования необходимо изучить содержание регулирования брачно-семейных отношений на ранних этапах становления государства и права в Древней Греции, в том числе опираясь на труды древнегреческих философов. На основе специальных источников проанализировать брачно-семейные отношения в древнегреческой цивилизации. Изучить положение семьи и институт брака в крупных полисах – Афинах и Спарте. I. Семья в гомеровский период Древней Греции Говоря о Древней Греции, надо иметь в виду, что в целом до образования Македонской монархии там не существовало единого централизованного государства и единого народа. Это была мозаика из абсолютно самостоятельных в политическом смысле государств-городов (полисов), которые находились не только на Балканском полуострове, но и на других территориях Средиземноморского бассейна. Единство Древних греков определялось общими этническими и культурными корнями. Название «греки» ввели в оборот римляне для обозначения населения колоний некоторых средиземноморских городов, которые располагались на территории Италии1. Сами греки называли себя эллинами в противоположность варварам, которые жили по иным, чуждым им законам и обычаям политической жизни. Изначально эллинами называлось одно из греческих племен, однако впоследствии это название приобрело более широкий этногеографический смысл, когда сами греки стали называть свою страну Элладой. Прежде чем перейти к изучению семейно-брачных отношений, существовавших в Древней Греции, необходимо рассмотреть политическую идеологию и зарождение государственности. Ведь именно Древнюю Грецию неспроста называют античным государством. Государственность там возникла первоначально в форме полисов (городов-государств) на базе коллектива свободных и равноправных граждан. Впоследствии благодаря различным обстоятельствам происходит процесс централизации, формируется более сильное государство, хотя, если верить историкам в Греции единого государства так и не возникло. Ведущую роль в истории Древней Греции сыграли два полиса – Афины и Спарта. Полисный этап принято подразделять на три периода: Гомеровский период (XI – IX вв. до н.э.); Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.); Классический период (V – IV вв. до н.э.)2. Гомеровский период в развитии Древней Греции именуется по имени предполагаемого автора эпосов «Илиада» и «Одиссея» и характеризируется господством родоплеменных отношений. Земля представляла собой племенную собственность, общинники имели лишь право пользования ею. Однако уже были и безземельные, и владельцы больших участков земли. Государственного устройства еще не существовало, господствовала первобытная военная демократия. В этот период и начинается зарождение греческой государственности. Но мы обратимся к двум эпосам. Опираясь на эти труды мы можем посмотреть переходный характер общества, в котором черты родоплеменного быта существовали с новыми явлениями, свидетельствующими о становлении цивилизации (соотношение рода и дружины, патриархальной семьи с моногамной, кровной мести и штрафа, выражающего форму личной ответственности). По сути каждая гомеровская община представляет собой соединение нескольких патриархальных семей (как их принято называть ойкосы), в экономическом и социальном положении которых трудно уловить отличия3. Упоминающийся в эпосах троянцы (более 70 лиц) в какой-то степени связаны всего с девятью подобными ойкосами, в число которых входят большая семья Приама и его братьев: Гикетаона, Клития, Тимоэта и Лампа, а также семьи четырех других троянцев: Антенора, Пантоя, Анхиза и Укалегона. Из указанного круга лиц Гомер, ввиду определенных обстоятельств, выбирает из персонажей актеров для участия в политической игре, которая разыгрывается во дворце и под стенами города в промежутке между сценами баталий. Но обратимся непосредственно к самому эпосу4: «Вскоре приблизился Гектор к прекрасному дому Приама С рядом отесанных гладко, высоких колонн. Находилось В нем пятьдесят почивален из гладко отесанных камней, Близко одна от другой расположенных; в этих покоях Возле законных супруг сыновья почивали Приама. Прямо насупротив их, на дворе, дочерей почивален Было двенадцать из тесаных камней, под общею крышей, Близко одна от другой расположенных; в этих покоях Возле супруг своих скромных зятья почивали Приама». Данное описание дома Приама очень напоминает сказку и вряд ли может быть признано примером для семейных взаимоотношений во времена Гомера, но в более ранний период такого рода гипертрофированные и основанные на полигамии семейные коллективы, которые охватывали всех членов семьи, не только самих взрослых, но и уже женатых детей главы семьи, (его дочерей с мужьями и сыновей с женами), вероятно, были нормой повсеместно в Греции. Согласно эпосу Приам – шестой и последний троянский царь, у которого было несколько жен и наложниц, которые предположительно родили ему 18 дочерей и 68 сыновей. То главенствующее положение, которое занимает в жизни гомеровского периода патриархальный ойкос, в значительной мере обусловлено тем, что за его пределами поэт не показывает нам никаких других семей высшего порядка, которые могли бы не только конкурировать с ойкосом, но и подчинить его себе. Другим же, наиболее типичным на мой взгляд примером семейных отношений служит семейная сцена из Илиады – свидание Гектора с Андромахой, которой посвящена целая глава эпопеи5. Вскоре приблизился он, проходя через город обширный, К Скейским воротам, чрез них собираясь сойти на равнину. Там подбежала навстречу ему Андромаха супруга В пышных одеждах, царя Гетиона отважного дочерь. Тот Гетион обитал при подошвах лесистого Плака, В Фиве плакийской, мужей киликийских властитель верховный. Дочь-то его и была за Гектором меднодоспешным. Встретила мужа она; с Андромахою шла и служанка С мальчиком их у груди, беззаботным, совсем еще глупым, Сыном единственным, милым, – прекрасным, как звездочка в небе. Здесь мы уже видим типичный союз женщины и мужчины, основанный на моногамии. Вместе с тем, нельзя считать типичным «род Аркесия», в котором каждое очередное поколение представляет один ребенок мужского пола. Данный род мы находим в эпосе «Одиссея». Гомер подчеркивает необычность этой ситуации, поскольку для него нормальной является моногамная семья, которая включает в себя несколько взрослых представителей мужской линии. Таким примером все в том же эпосе «Одиссея» служит семья старца Египтия, в котором два взрослых сына живут вместе с отцом и ведут совестное хозяйство, в то время как третий и, вероятно, младший Еврином «шатается с женихами»6 Таким образом, на основе анализа двух эпосов можно сделать вывод, что в Древней Греции в так называемый гомеровский период семья была очень многочисленной, поскольку взрослые сыновья, женившись, не отделялись от отца, и продолжали жить все вместе под одной кровлей, и все-таки моногамной с патриархальным устоем. II. Семейно-брачное право в Афинском полисе Архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Древнегреческое предание считает, что Афинский полис возник в результате проведения царем Тесеем синойкизма – объединения обособленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Афинское население состояло из полноправных граждан, метеков и рабов. Гражданами считались лишь те, у кого и отец и мать были афинянами. В семейно-брачном праве в отличие от восточных деспотий действовала моногамия, полигамный брак запрещался, брак заключался по договору между женихом и родителями невесты, вносилась плата за невесту. Поскольку сложились патриархальные семейные отношения, положение женщины в браке было неполноправным. Наследование различалось как по закону, так и по завещанию, действовал принцип майората. При этом, следует отметить, что вступление в брак считалось обязательным, однако безбрачие не влекло наказания. Оно считалось скорее несчастьем, так как прерывался культ предков. Брак в этот период напоминал куплю-продажу. Женщина в этих отношениях играла роль объекта, а не субъекта договора. Приданое не было обязательным для отца невесты, но если ее выдавал замуж брат или опекун – то приданое становилось обязательным. Муж управлял приданым жены и обязан был его сохранить в ценности для детей. В Афинах было две формы брака: обычный, когда договор с отцом или опекуном и вторая форма, связанная с заключением брака перед должностными лицами или судом. Вторая форма была исключительной. К ней прибегали при выдаче замуж удочеренной, т. е. при таких случаях, которые отличались от общего правила. Афинская семья была моногамной. Женщина занимала подчиненное положение. Поэтому можно говорить о моногамии только для нее. Мужчина прибегал к услугам рабынь и находившихся под покровительством государства проституток. Развод для мужчины был свободным, не требовалось формальностей и обращения к органам государства. Жена для развода должна была обратиться с заявлением к архонту, изложив основания для развода. В ранние века родительская власть над детьми была почти безграничной. Отец мог продать сына в рабство. К V веку эта власть сократилась. Однако отец мог отречься от сына, лишить его наследства, выдать дочь замуж за любого. Дети обязаны были почитать и содержать старых родителей7. В Афинах существовало наследование и по закону и по завещанию. Наследовали сыновья, а дочери получали только приданое, так как не были наследницами. Имущество делилось между наследниками поровну. Внебрачные дети не наследовали, а получали пособие в тысячу драхм. При отсутствии прямых наследников наследовали братья, племянники, дяди, двоюродные братья и их дети. При Солоне появилось наследование по завещанию. Закон детально описывал требования к наследодателю. Мог завещать только тот, у кого не было законных детей. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемные дети. Когда у завещателя была только дочь, он завещал имущество постороннему с условием жениться на ней. Если оставалась единственная дочь-наследница, и отец не назвал ей жениха, мужа ей подыскивал архонт. В уголовном праве Афин сохранялись еще многие черты догосударственной эпохи – кровная месть и самосуд. Преступлениями против семьи считались дурное обращение детей с родителями, опекуна с сиротами, похищение девушки, супружеская неверность, сводничество. Измена жены позволяла мужу убить виновного на месте. В целом, характеризуя право и процесс Афин, следует отметить наличие в них многочисленных черт ранней экзотичности и формализма. Например, применялась присяга на освященных внутренностях животных. Развиваясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня. Все же наряду с законами среди его источников заметное место занимали правовые обычаи. Афинские правоведы еще не выработали общего определения права, не разработали многих правовых институтов. III. Понятие семьи в Спарте В отличие от демократических Афин Спарта являлась аристократической республикой. Если говорить о ее происхождении, необходимо отметить, что в IX-XI вв. до н.э. в малую область на полуострове Пелопоннес-Лаконика – вторглись дорические племена, но эта область была уже заселена. Там проживали ахейские общины, в том числе и Спарта. После произошедшего конфликта обе стороны заключили политический союз и образовали общину8. Совместную общину возглавляли два царя – ахейский и дорийский. Власть царей передавалась по наследству, и при этом каждый из них имел большие участки земли. В Спарте семья была парной, но в некоторых отношениях была очень похожа на групповой брак. Спартанцем разрешалось иметь двух жен, при этом братья могли иметь одну общую жену. Человек, которому нравилась жена друга, мог делить ее с ним. Большое внимание в Спарте уделялось воспитанию молодых людей. Дисциплинированность, смелость и беспрекословное подчинение – это те качества, которые воспитывались в юношах. В возрасте 7 лет мальчиков забирали из семьи и до 20 лет они воспитывались отдельно. Они все вместе ели, спали, занимались гимнастическими упражнениями и военным делом. При этом их плохо кормили, летом и зимой заставляли ходить босиком, поручали трудные работы и приучали к войне. IV. Семейные отношения в трудах философов Классический период V–IV вв. до н. э. в истории Греции – период наивысшего политического экономического, и культурного расцвета. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Нельзя не отметить, что семейно-брачные отношения остались прежними, но в них уже виднелись идеи равенства и свобод людей, которые впервые были высказаны софистами (V‒IV вв. до н.э.). Основополагающий принцип софистов сформулировал Протагор о человеке как мере всех вещей, который резко расходился с общепринятыми в то время взглядами о первичности именно божественного, а не человеческого начала в качестве критерия оценки всех явлений окружающего мира. Основополагающая идея и принцип данной концепции Протагора утверждают о том, что существование государства само по себе предполагает равную причастность всех его членов к человеческой добродетели, к которой он относит справедливость, рассудительность и благочестие. В дальнейшем эту идею развивал софист Антифонт. В своих учениях он исходил из того, что у всех людей одинаковые естественные потребности. Дальнейшее развитие учения о правах и свободах человека в Древней Греции связано с именем Сократа, который утверждал, что только на пути соблюдения людьми разумных и справедливых законов полиса достижима свобода ‒ прекрасное и величественное достояние как для каждого человека, так и для государства в целом. Эти идеи Сократа в дальнейшем были развиты его учеником Платоном. В его проекте идеального государства отсутствует частная собственность, нет там и деления людей на свободных и рабов. Кроме того, Платон признает равноправие женщин и мужчин. Давая характеристику принципу справедливости в идеальном государстве, древнегреческий мыслитель пишет9: «Заниматься … каждому своим делом ‒ это, пожалуй, и будет справедливостью», «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое». Справедливость в его понимании состоит также в том, «чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего». Справедливость, утверждает Платон, предполагает «надлежащую меру», определенное равенство. При этом он, ссылаясь на своего учителя Сократа, выделяет два вида равенства: «геометрическое равенство» (равенство по достоинству и добродетелям) и «арифметическое равенство» (равенство меры, веса и числа). Эти платоновские идеи в дальнейшем были развиты в учении Аристотеля о двух видах справедливости ‒ распределяющей и уравнивающей. Справедливость распределяющая, считал Аристотель, это «проявление справедливости при распределении благ, то есть всего того, что может быть разделено между членами общества (власти, почести, выплат и т.п.)». При этом распределение общих для всех граждан благ, по Аристотелю, должно происходить по достоинству, то есть пропорционально их вкладу в общее дело. Справедливость уравнивающая, по его мнению, действует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена». Такой вид справедливости должен применяться в области гражданско-правовых отношений. Заключение Древней историей права на территории Греции был обычай, на смену которому пришел закон, имевший светский характер и выраженный в письменной форме, который и стал основным источником права. Законы регулировали судебное устройство, гражданский правоотношения и конечно семейные. Именно в Древней Греции в произведениях греческих мыслителей были разработаны и впервые использованы основе понятия теории государства и права, составляющие основу теоретических знаний юриста. Поставленные цели исследования выполнены в полном объеме. Огромный опыт Древней Греции в сфере правового регулирования брачно-семейных отношений позволяет нам объединить все основополагающие ценности семьи в современном мире. Основными особенностями брака всегда будут верность и любовь, что в древние времена, что в настоящее время. И по-прежнему самой главной функцией была, есть и будет репродуктивная. Список использованной литературы Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1976. Гомер. Илиада. Гомер. Одиссея. Законы Хаммурапи. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / О.Ю. Булатецкий, О.М. Лиска, Е.В. Миряшева [и др.]; под редакцией В.Е. Сафонов. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015. Кечекьян С.В. Государство и право Древней Греции. – М., 1963. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / А.И. Косарев. – Москва: Юриспруденция, 2012. Куликова Ю.В. Древняя Греция: учебно-методическое пособие / Ю.В. Куликова. – Москва: Прометей, 2013 Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): учебно-методическое пособие к семинарским занятиям / В.А. Томсинов. – 3-е изд. – Москва: Зерцало-М, 2021. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2002. Казус 8 Рабыня-наложница родила хозяину двух сыновей, которых отец признал своими и воспитал их вместе с сыновьями от законной жены. После смерти отца сыновья от законной жены предъявили иск об обращении своих единокровных братьев в рабство. Правомерен ли этот иск, если суд будет исходить из законов Хаммурапи? Для решения задачи в первую очередь необходимо обратиться непосредственно к закону. Хаммурапи – шестой царь династии верховных властителей, правившей в Вавилоне примерно с 1894 до 1595 года до н.э. Законы «Хаммурапи» были созданы в эпоху могущества Вавилонского государства и вобрали в себя юридический опыт многих государственных образований, существовавших на территории Месопотамии. Нормы брачно-семейного права занимают почти четвертую часть основного текста и рассоложены со 128-й по 193 статью. Обратимся к статье 170 «Если человеку его супруга родила сыновей и его рабыня родила ему сыновей и отец при жизни своей сказал сыновьям, которых ему родила рабыня: «Мои сыновья», и он их причислил к сыновьям супруги, то после того, как отец умрет, сыновья супруги и сыновья рабыни должны поровну поделиться имуществом в доме их отца; при разделе наследник, сын супруги, может выбрать свою долю и взять»10. Исходя из условий задачи отец признал детей рабыни-наложницы своими, таким образом они имеют право на половину имущества в доме отца. Таким образом, предъявленный иск родных сыновей об обращении единокровных братьев в рабство, не правомерен. 1 Куликова Ю.В. Древняя Греция: учебно-методическое пособие / Ю.В. Куликова. – Москва: Прометей, 2013.-с.3 2 История государства и права зарубежных стран: учебное пособие / О.Ю. Булатецкий, О.М. Лиска, Е.В. Миряшева [и др.]; под редакцией В.Е. Сафонов. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2015.-76с. 3 Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1976.-с.3 4 Гомер. Илиада. 5 Гомер. Илиада. 6 Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). – Ленинград: изд. Ленинградского университета, 1976.-с.5 7 Кечекьян С.В. Государство и право Древней Греции. – М., 1963.-с.18 8 Куликова Ю.В. Древняя Греция: учебно-методическое пособие / Ю.В. Куликова. – Москва: Прометей, 2013.-с.7 9 Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: НОРМА, 2002.-с.52 10 Законы Хаммурапи. |