санитарные мероприятия при эпидемии повальных болезней в московском государстве. Санитарное мероприятия при эпидемии повальных болезней в московс. Санитарные мероприятия при эпидемиях повальных болезней в московском государстве
Скачать 19.86 Kb.
|
САНИТАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ЭПИДЕМИЯХ ПОВАЛЬНЫХ БОЛЕЗНЕЙ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ. Каспрук Людмила Ильинична д-р мед. наук, профессор Оренбургского Государственного Медицинского университета, РФ, г.Оренбург Комлева Любовь Ивановна студент Оренбургского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Оренбург Митрофанова Елизавета Владиславовна Студент Оренбургского Государственного Медицинского Университета РФ, г.Оренбург После изгнания Золотой Орды в 1480 г. и объединения Русских земель вокруг Москвы во времена княжения Ивана III, Великое Московское княжество стало крупным и могущественным государством Европы. К концу XVI в. территория княжества увеличилась почти вдвое. В стране было более 220 городов. Численность населения достигла 7 млн. человек. В XVI —XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества основным и, по сути, единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины, с одной стороны, передавался в устной традиции, а с другой — сохранялся в многочисленных травниках и лечебниках, отражался в летописях, законодательных актах, историко-бытовых повестях. Значительное место в лечебниках этого периода отводилось хирургии. Среди резалников были костоправы, кровопуски, зубоволоки. На Руси проводились операции черепосверления, чревосечения, ампутации. Усыпляли больного при помощи мандрагоры, мака или вина. Инструменты (пилки, ножницы, долота, топоры, щупы) проводили через огонь. Раны обрабатывали березовой водой, вином и золой, а зашивали волокнами льна, конопли или тонкими нитями из кишок животных. Для извлечения металлических осколков стрел применяли магнитный железняк. Создавались на Руси и оригинальные конструкции протезов для нижних конечностей. Но медицина того времени все еще была бессильна перед эпидемиями, и тем большее значение имели первые государственные карантинные мероприятия, которые начали вводиться в то время в Российском государстве. Их развитие в значительной степени связано с деятельностью Аптекарского приказа, учрежденного при царском дворе не позднее 1620 г. Частые эпидемии «повальных» болезней, мысль о «прилипчивости» заразы привели к введению предохранительных мер на Руси. Сначала это выражалось в изоляции больных и оцеплении опасных мест. Умерших погребали «в тех же дворах, в которых кто умрет, во всем платье и на чем кто умрет». Общение с зачумленными домами прекращалось, их жителей кормили с улицы через ворота. Так, во время эпидемии чумы 1521 г. в городе Пскове «князь Михайло Кислица велел... улицу Петровскую заперети с обою концове». Когда эпидемия охватывала весь город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали завалы. Так, в 1552 г. во время мора в Новгороде «быть застава на Псковской дороге, чтобы гости с товарами не ездили во Псков, ни изо Пскова в Новгород». Для уничтожения заразы в домах применяли давние народные средства: вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветривание, мытье. Однако по сути все эти меры были элементарными приемами народной самозащиты, имея целью прежде всего изоляцию мест, пораженных эпидемией, то есть носили местный характер. Царские указы (XVI —XVII вв.) также были направлены на изоляцию зараженных мест и воспрепятствование продвижению заразы по стране, особенно к столичному городу. Их главной задачей было спасение государя и войска. За период с 1654 по 1665 г. было подписано более 10 специальных царских указов «о предосторожности от морового поветрия», а во время чумы 1654— 1655 гг. повелевалось устанавливать на дорогах заставы и засеки, через которые никого не разрешалось пропускать под страхом смертной казни, невзирая на чины и звания. Здесь же на заставах сжигали на кострах зараженные предметы, а деньги промывали в уксусе. Письма по пути их следования многократно переписывали, а подлинники сжигали. В XVI в. умирающих во время мора стали хоронить за чертой города. Так, уже в 1572 г. во время мора в Новгороде погребение в городе было запрещено; тела умерших приказывалось уносить на шесть верст вниз по течению р. Волхов и хоронить там, вдали от жилых мест и питьевых источников. В начале XVII в. во время мора в Москве царь Борис Годунов (1598—1606 гг.) повелел выделять для захоронения умерших специальных людей, «кому те трупы забирати». Священникам под страхом смертной казни запрещалось причащать умерших. Лечцов к заразным не допускали. Если же кто- либо из них случайно посещал «прилипчивого» больного, он был обязан известить об этом самого государя и сидеть дома «впредь до царского разрешения». Во время мора прекращались ввоз и вывоз всех товаров, а также работы на полях. Все это приводило к неурожаям и голоду, который всегда шел вслед за эпидемией. Появлялись цинга и другие болезни, которые вместе с голодом давали новую волну смертности. Список литературы: Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: Учебник для студентов медицинских институтов. - М.: Медицина, 1981. - 352 с. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 400 с. История медицины (материалы к курсу истории медицины). Т. I / Под ред. Б.Д. Петрова. - М.: Медгиз, 1954. |