Главная страница

Древнерусский город: Старая Ладога. СтараяЛадога. Древнерусский город Старая Ладога


Скачать 61.06 Kb.
НазваниеДревнерусский город Старая Ладога
АнкорДревнерусский город: Старая Ладога
Дата24.06.2022
Размер61.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтараяЛадога.docx
ТипРеферат
#612969

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РЕФЕРАТ
По дисциплине: Происхождение, история и культура древнерусского города

Тема: Древнерусский город: Старая Ладога

Выполнил:

студент 4 курса магистратуры

заочного обучения, группы …….

……………………
Проверил:

……………………

………………….

2021

СОДЕРЖАНИЕ
I ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3

I.1 Местоположение. Природно-климатические условия ………………. 3

I.2 Этимология названия ………………………………………………….. 4

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………… 6

II.1 Первые поселения ……………………………………………………...6

II.2 Факторы становления города ………………………………………….6

II.3 Летописное свидетельство о призвание варягов ……………………. 7

II.4 История археологического исследования …………………………… 9

II.5 Археологические данные ……………………………………………. 13

II.5.1 Домостроительство ………………………………………………… 14

II.5.2 Ремесла ……………………………………………………………… 16

II.5.3 Сословный и этнический статус жителей ………………………… 17

II.5.4 Земельные владения ………………………………………………... 18

II.5.5 Курганные могильники …………………………………………….. 19

II.6 Староладожская крепость ……………………………………………. 20

II.7 Храмостроительство ………………………………………………….. 21

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 22

Список источников и литературы …………………………………………26

I ВВЕДЕНИЕ
I.1 Местоположение. Природно-климатические условия
Старая Ладога – небольшое село Волховского района Ленинградской области, расположенное в 125 километрах к востоку от Санкт-Петербурга и в 12 километрах от устья реки Волхов. Село вытянуто вдоль левого берега реки Волхов на 5 км, включая сопочные могильники. Здесь сконцентрировано необычайное множество памятников истории и культуры России.

Историко-культурное наследие Старой Ладоги принадлежит к фундаментальным ценностям русской и международной истории и культуры. Здесь сохранилась первоначальная поселенческая планировка, восходящая к X-XII векам и исторический природный ландшафт. Наличие культурного слоя (площадью не менее 16 гектар) с хорошо сохранившимися остатками построек и разноэтничными по происхождению находками VIII-XVII веков ставит Старую Ладогу на одно из первых мест среди средневековых европейских городов.1

В последней трети 2 тыс. до н.э. произошел (по данным естественных наук) прорыв вод переполненного Ладожского озера (15-18 м нал уровнем моря у его южного берега) в Балтику на месте современной Невы. Падение уровня озера могло растянуться на несколько веков, но не позднее середины 1-го тыс. до н.э. он приблизился к современному состоянию (ок. 4-5 м над уровнем моря). Тогда-то и Волхов и Нева приобрели тот облик, в котором они предстали перед глазами первых славян и скандинавов, появившихся еще тысячелетие спустя на их берегах. На Волхове возникли каменистые пороги, ранее перекрытые высокой водой, а теперь отчетливо отделявшие от остальной реки его нижнее течение, где со временем возникла Ладога. Нева превратилась в полноводную протоку, воспринимавшуюся как устье великого озера Нево (Ладожское), которое «внидеть в море Варяжское». Постепенно сформировалась промывная дельта Невы, где со временем возникнет Санкт-Петербург. Течение Невы несло ладьи и корабли на запад, а господствующие в этих местах западные ветры естественным образом гнали парусные суда на восток.2

Важной особенностью северо-западного региона являлось его положение на пересечении главных торговых дорог, одна из которых соединяла восток и запад (Азию и Европу) («Волжский путь»), а другая – юг и север («путь из варяг в греки»). В пределах этого региона оба пути имели разветвления. «Путь из варяг в греки» с верховьев Волги поворачивал на север через Ильмень и Волхов, и на запад – через Западную Двину. Те же маршруты имел на его северном участке и «Волжский путь». Важнейшим узлом обоих путей было озеро Ильмень и верховья Волхова, где торговые дороги сливались воедино.3
I. 2 Этимология названия
Скандинавское название Ладоги – Альдейгья, Альдейгьюборг (др.-сканд. Aldeigja, Aldeigjuborg), первое письменное упоминание которого в исходной форме др.-сканд. Aldeigjar встречается в поэме «Bandadrapa» Эйольва Дадаскальда (швед.), сочинённой около 1010 г. в честь ярла Эйрика.

Название Ладога носит река, озеро и город. При этом до последнего времени не было вполне ясно, какое из названий является первичным. Название города выводили от наименования Ладожского озера (из фин. *aaldokas, aallokas «волнующийся» — от aalto «волна»), или от названия реки Ладога (ныне Ладожка, из фин. *Alode-joki, где alode, aloe — «низкая местность» и jok(k)i — «река»).

Лингвист Е. А. Хелимский предлагает германскую этимологию. По его мнению, первичным является название озера — от др.-сканд. *Aldauga «старый источник, подобный открытому морю». Данный гидроним связан с названием Невы (которая вытекает из Ладожского озера) в германских языках — «новая». Через промежуточную форму *Aldaugja это слово дало др.-сканд. Aldeigja, а впоследствии Ладога.

Историк Т. Н. Джаксон пишет, что «к настоящему времени можно считать почти доказанным, что сначала возникло название реки, затем города и лишь затем озера». Поэтому первичным она считает гидроним Ладога, от др.-фин. *Alode-jogi (joki) «нижняя река». От названия реки произошло название города др.-сканд. Aldeigja, и уже оно было заимствовано славянским населением и преобразовано при помощи метатезы ald → lad в др.-рус. Ладога. Скандинавское посредство между финским и древнерусским словом подтверждается, по мнению Т. Н. Джаксон, и археологическим материалом: скандинавы на Ладоге впервые появились в начале 750-х годов, то есть на пару десятилетий раньше славян4.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
II.1 Первые поселения
Территория вокруг Старой Ладоги была освоена еще в IV-II тыс. до н.э., в эпоху неолита и раннего металла. Жизнь здесь не замирала никогда. С первых веков нашей эры в этих краях селились финно-угры, затем балты, славяне, скандинавы. Так, в Любшанской крепости, расположенной на другом берегу Волхова почти напротив Старой Ладоги, были обнаружены следы чудских насельников III-IV веков (датировка по радиоуглеродному анализу, а также отдельным находкам эпохи раннего железного века).

Согласно данным дендрохронологии, возраст первых построек в Ладоге датируется 753 годом и ранее, вплоть до 700 года. По-видимому, их воздвигли выходцы из Северной Европы, скандинавы, о чем свидетельствуют предметы материальной культуры, обнаруженные в ходе археологических раскопок. Интересные открытия принес археологический сезон 2010 года: под культурным слоем одного из раскопов были обнаружены следы древней пашни, которая датируется VI веком (радиоуглерод). Есть определенные основания предполагать, что уже в V веке здесь жили люди.

В 760-е годы в Южное Приладожье пришли ильменские словены. Пожар, уничтоживший Любшанскую крепость, свидетельствует, что их приход в эти места не был мирным.
II.2 Факторы становления города
В создании Ладоги сыграли свою роль разнообразные факторы, такие как торговая необходимость (не позже VIII века активизируется торговля по Балто-Волжскому пути, а веком позже – по Балто-Днепровскому пути «из варяг в греки»), растущая ремесленная активность, укоренение сначала местного, а затем и международного рынков, покупки и сбыт товаров, выгодное транспортно-географическое местоположение.

Основателями города в низовьях Волхова явились славяне, а именно кривичи и словене, к ним присоединились скандинавы и финны.

Ладога оказалась своеобразными «серебряными воротами» Европы. Через нее на Запад стала поступать основная масса международной валюты того времени, каковой были серебряные исламские монеты – дирхемы. Это способствовало экономическому развитию и культурному развитию стран и народов Старого Света.

По мнению многолетнего исследователя археологических древностей Старой Ладоги А. Н. Кирпичникова, «имеются исторические основания считать Ладогу во второй половине VIII века – первой половине IX века одним из центров, если не главным, союза славянских и финских племен – предшественника раннего Русского государства. Возможно, что еще до 839 года Ладога была центром Русского каганата – раннегосударственного образования в северной части Восточной Европы»5.

Очевидно, в этих словах знаменитого исследователя больше своеобразного воодушевления предметом исследования, чем объективных исторических фактов.
II.3 Летописное свидетельство о призвание варягов
В некоторых списках «Повести временных лет» (в частности, в Ипатьевском) Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик:

«… и придоша къ словѣномъ первое · и срубиша городъ Ладогѫ и сѣде въ Ладозѣ старѣишии Рюрикъ …»6

Хотя в других вариантах рассказа, в частности, в I Новгородской летописи младшего извода, говорится, что он сел княжить в Новгороде. Отсюда версия, что Ладога была первой столицей Руси (точнее, местом княжения Рюрика с 862 по 864/5 год). Археологические исследования, проводимые в Старой Ладоге (руководитель – А. Н. Кирпичников), доказывают тесные контакты ильменских словен, финно-угорских племён и норманнов (урман) в этом районе в IX−X веках.

По словам В. Л. Янина, «вполне вероятна продолжительная остановка Рюрика в Ладоге, поскольку быстрому продвижению к Ильменю как узлу торговых путей препятствовали волховские пороги, к преодолению которых следовало обстоятельно подготовиться, в частности, решить вопрос о замене морских кораблей на плоскодонные, оценить уровень весеннего подъема воды над порогами, или предпочесть сухопутную дорогу в обход порогов. Такая вынужденная остановка отнюдь не превращает ее место в столицу.»7

Кроме того, по Новгородской летописи в Ладоге находится могила Вещего Олега (по киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щекавице).

В 997 году на Ладогу напал Эйрик, будущий норвежский правитель. Первая ладожская каменная крепость, существовавшая более 100 лет, была разрушена.

В сагах есть упоминание, что когда дочь шведского короля Олафа Шётконунга, принцесса Ингигерда в 1019 году выходила замуж за новгородского князя Ярослава Мудрого, то в приданое (вено) получила город Альдейгьюборг (Старая Ладога) с прилегающими землями, которые получили с тех пор название Ингерманландии (земли Ингегерды), а посадником (ярлом) Ладоги был назначен Рёгнвальд Ульвссон – ярл Вестергётланда (родственник Ингегерды по материнской линии) (Сага об Эймунде). Ульв (Улеб) и Эйлив – сыновья Рёгнвальда. По скандинавским источникам, Эйлив стал ярлом (посадником) в Ладоге после смерти отца, а Улеб упомянут в летописи под 1032 годом как новгородский воевода.

II.4 История археологического исследования
Историко-культурное наследие Старой Ладоги включает более 160 памятников археологии, истории, архитектуры и искусства. В ее ближайших окрестностях представлены и неолитические стоянки, и многочисленные древности, датируемые от раннего железного века до позднего средневековья. Современное село Старая Ладога доныне сохраняет поселенческую планировку, восходящую к Х–ХII вв., и исторический природный ландшафт, в котором доминируют монументальные курганные насыпи – сопки. Но наибольшее значение для отечественной истории имеет то, что на Ладожском поселении раскрыты точно датированные напластования, связанные с его возникновением и развитием в VIII–IX вв. Наличие очень раннего и к тому же прекрасно сохранившегося культурного слоя с органикой ставит Ладогу на одно из первых мест в ряду раннесредневековых протогородских поселений Северной Европы. Среди исследованных древнерусских городов она в этом отношении не имеет себе равных.

В историю отечественной науки Старая Ладога вошла не только как уникальный памятник истории и археологии Северо-запада России, но также и тем, что именно здесь состоялись первые в России археологические раскопки. Они проводились в 1708 г. Возглавил их пастор евангелической общины Санкт-Петербурга и всего Российского флота Вильгельм Толле. Наряду с исполнением пасторских обязанностей, он занимался изучением местоположения и топографии новой столицы и исследованием ее окрестностей.

Систематические археологические работы начались в Старой Ладоге в XIX в. В 1820 г. археолог Адам Чарноцкий (печатался под псевдонимом Зориана Доленго-Ходаковского) занимался раскопками одной из самых больших в Поволховье сопок, прозванной северным летописцем «могилой Олега Вещего». За девять дней З. Доленго-Ходаковский раскопал колодцем поврежденную ранее курганную насыпь. В ходе работ были найдены сожженные кости, еловые, сосновые и ольховые угли, кусок железа, напоминающий задвижку замка, и железный наконечник дротика (Отрывок из путешествия Ходаковского по России. Ладога, Новгород / З.Д. Ходаковский // РИС. – 1839. – Т. III, Кн. 2. – С. 131-200.). По данным находкам невозможно судить о погребенном здесь человеке. Обнаруженные предметы не отличаются богатством и роскошью, но это не свидетельствует о социальном положении захороненного. В современной популярной литературе эта сопка именуется «Олеговой могилой».

В 1840-70-е гг. эпизодические раскопки курганов Ладоги и Приладожья производили Н.А. Ушаков, В.А. Прохоров, А.С. Уваров, Д. Европеус. Серьезных публикаций по проведенным работам не вышло.

Особый вклад в развитие ладожской археологии в XIX в. внес археолог, военный историк, организатор ныне действующего в Санкт-Петербурге Артиллерийского музея Н.Е. Бранденбург. В 1880-е гг. Н.Е. Бранденбург и П.А. Суслов раскопали ряд ладожских сопок, разрушенных храмов, первыми приступили к изучению руин каменной крепости рубежа XV-XVI вв. Итоги данных работ освещены в монографии Н.Е. Бранденбурга «Старая Ладога», опубликованной в 1896 г., которая явилась одной из первых обобщающих книг по истории и культуре Ладоги (Бранденбург Н.Е. Старая Ладога / Н.Е. Бранденбург – СПб., 1896. – 323 с.). До настоящего времени монография Н.Е. Бранденбурга не потеряла своего научного значения.8

В конце XIX – начале ХХв. в Старой Ладоге работал также такой известный ученый, как и Н.И. Репников. Им в 1911–1913 гг. были проведены раскопки Староладожского Земляного городища широкой площадью. До того ни один древнерусский город не подвергался подобному исследованию. И хотя публикация этих данных сильно запоздала, результаты работ Н.И. Репникова были учтены в ходе последующих раскопок памятника, возобновленных четверть века спустя.9

В 1938 г. начала работы Староладожская археологическая экспедиция ЛГУ (с участием ИИМК АН СССР, а в 1950-х гг. — Гос. Эрмитажа), под руководством В. И. Равдоникаса. Работы велись с перерывами до 1959 г. Исследовались и поселение, и могильники ближайшей округи, однако наибольшее внимание уделялось Земляному городищу, расположенному на левом берегу р. Волхов, по соседству с каменной крепостью конца XV в. Экспедиция осуществила систематическое послойное изучение «подземной» Ладоги. Было вскрыто более 2500 м2 . В толще культурного слоя, мощность которого превышала 3 м, обнаружилось свыше 60 построек.

В. И. Равдоникас был выдающимся знатоком и интерпретатором ладожской раннесредневековой культуры. Признавая значительную роль скандинавского элемента в Ладоге Х в., он в 1940-х гг. высказал мнение об изначальности славянского заселения на месте Земляного городища. Обнаруженные в нижнем горизонте так называемые «большие дома» он определил как обиталища патриархально-общинных коллективов. В свое время это показалось научной сенсацией. Однако «крестьянская» трактовка первоначальной Ладоги не была подкреплена всесторонней проработкой добытого материала. В дальнейшем интерпретация ладожских древностей как достоверно славянских встретила общее недоверие. В 1960–1970-х гг. эти материалы перестали учитываться в серьезных обзорах культуры восточных славян (Ляпушкин 1968; Раппопорт1975). Зато преувеличенная роль стала отводиться всевозможным иноэтничным компонентам.10

Сомнения и противоречия в интерпретации ладожских материалов побудили ЛОИААН СССР заново воссоздать в 1972 г. Староладожскую археологическую экспедицию, под руководством А. Н. Кирпичникова. Так был начат новый цикл исследований, проводившийся силами нескольки отрядов. Целью этих работ являлись: а) получение новых материалов для разработки дендрохронологии Ладоги, б) изучение культурного слоя Ладожского посада, в) архитектурно-археологическое исследование Ладожской каменной крепости, г) раскопки сопок в ближайшей округе Ладоги.

К началу 1980-х гг. все поставленные задачи оказались выполнены. В частности, были уточнены стратиграфия и хронология Земляного городища и Ладожского посада. Строительные горизонты VIII–Х вв. получили свои дендродаты. Древнейшая застройка посада была датирована не позднее 842 г., Земляного городища – не позднее 753 г. (Рябинин, Черных 1988; Черных 1985а, 1989; Петренко 1985).

Остатки производства (неоконченные изделия, капли стекла, заготовки из латуни, тигли, льячки, формочки, пиленая кость, некоторые специализированные инструменты и пр.), выявленные в ладожских домах VIII–X вв. в комплексе с многочисленными бытовыми изделиями, позволили предположить, что в этих домах одновременно и жили, и работали ремесленники-универсалы, мастера по металлу, кости, янтарю и т. д. (Кирпичников 1985б; Кирпичников и др. 1985). Крупнейшим открытием явилась находка древнейшей в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарной и литейной мастерской 750-х гг. с «кладом» из 28 инструментов, открытой Е.А. Рябининым (Рябинин 1980; 1985; 1994а). Не меньшее значение имело исследование древнейшей на Руси стеклодельной мастерской, работавшей на вторичном сырье (стеклянном бое) в первые десятилетия IX в. (Рябинин 1997; Rjabinin, Galibin 1995: 109–112).11

Благодаря новым исследованиям, город в низовьях Волхова стал рассматриваться в контексте широких, евразийского масштаба торговых и культурных связей. Такой подход оказался плодотворен и положил конец своеобразной научной изоляции Ладоги как исключительно местного, замкнутого явления.
II.5 Археологические данные
Культурный слой Старой Ладоги, особо доступный в зоне так называемого Земляного городища, оказался исключительно богатым изделиями местного и привозного ремесла. Археологи открыли целый ряд ранее неизвестных памятников, включая крепостные, жилые и производственные сооружения. Некоторые из них имеют общеевропейское значение. Начиная с 1972 года (начало работ Староладожской археологической экспедиции) местному музею-заповеднику сдано в обработанном виде свыше 30 000 индивидуальных находок из разнообразных материалов (до 2010 года – примечание П. Д.). Обнаружено около 100 остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, что позволило в новом свете представить домостроительство, включавшее возведение изб, домов пятистенков, особых купеческих гостевых больших домов и других сооружений. В этих домах не только жили, но и работали ремесленники-универсалы, изготовлявшие стеклянные, янтарные, бронзовые или латунные, костяные, железные, деревянные вещи. Вся эта продукция предназначалась как для внутреннего потребления, так и на продажу и обмен на местном и внегородском рынках.12

Раскопки проходят всего два месяца в году, но в течение всего остального времени происходит научная обработка и анализ полученной информации. За сезон может быть обнаружено более 2500 тысяч индивидуальных находок. Это украшения и детали костюма и одежды, хозяйственные и профессиональные инструменты и принадлежности, предметы домашнего обихода, личные вещи и декоративные детали окружающей обстановки. Вещи могут быть из разных материалов: металлов и железа, стекла и слюды, глины и камня, текстиля и дерева, глины и кости/рога; известны изделия из таких материалов как янтарь, горный хрусталь и сердолик, яшма и стеатит.13
II.5.1 Домостроительство
Археологические исследования по-новому осмыслили домостроительство города в низовьях Волхова, сочетавшее в себе технические традиции, выработанные в лесной зоне Восточной Европы и Скандинавии. Начиная с 1972 года археологами обнаружено около ста остатков жилых, производственных и хозяйственных построек, что позволило в новом свете представить домостроительство, включавшее возведение изб, домов-пятистенок, особых «общественных» (возможно, «гостевых» или культовых) и других сооружений. Дома разных типов – срубные и каркасно-столбовые появились в Ладоге одновременно. Если избы по своему происхождению указывают на лесную полосу Восточной Европы, то дома-пятистенки с очагом в центре отапливаемого покоя (сохранившиеся в русской этнографии вплоть до сегодняшнего дня) пока не имеют точного адреса своего возникновения; их строили хуторяне Скандинавии, но раньше всех они зафиксированы именно в Ладоге, где преобладали в период VIII–IX веков. Причем «срубная» техника домостроительства типична для славян, а каркасно-столбовая характерна для Северной Европы. В Ладоге же наблюдается их смешанное использование.14

В Земляном городе, примыкающем к крепости с юга, в слоях IX-X веков были обнаружены остатки больших купеческих домов. Наиболее известен «большой дом» IX-X веков, так называемый «дом викингов». Дом был не менее 17 метров в длину и 10 метров в ширину, ориентированный по линии запад-восток. Состоял из центрального отапливаемого помещения и примыкающей к нему по периметру галереи.

Стены основной части дома имели каркасно-столбовую конструкцию. Она набиралась из горизонтально положенных бревен или плах диаметром 20-25 см, входивших в пазы столбов диаметром до 45 см. Расстояние между столбами составляло 2,88 – 3,07 метров по длинной стороне и 3,8 метра по торцевой стороне. На этих столбах держалась двухскатная кровля. В западной части центрального помещения находился очаг прямоугольной формы размером 1,2 х 3,6 метра, сложенный из крупных известковых плит. Пол был набран из корабельных досок во вторичном использовании. Площадь отапливаемого помещения составляла приблизительно 104 кв.м. (8 х 13 метров). С четырех сторон теплое помещение было окружено галереей, шириной в 1 метр с трех сторон и 3 метра с торцевой. Общая площадь дома составляла около 175 кв.м.

Интерпретация описанного «большого дома» – не как дворца князя или боярина, а именно как купеческой гостиницы – подсказана сообщением арабского путешественника Ибн-Фадлана, в 921–922 гг. побывавшего у булгар на Волге.

«Купцы Руси, – пишет этот автор, – прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле (Волге)... и строят на ее берегах большие дома из дерева, и собирается их в одном (таком) доме 10 и (или) 20 – меньше или больше, и у каждого из них скамья, на которой он сидит, и с ним сидят девушки (т. е. невольницы) – восторг для купцов…» (Путешествие ибн-Фадлана… 1939: 79). Вероятно, подобные сооружения строились в период мировой «серебряной» торговли VIII–X вв. в узловых точках великих речных путей Восточной Европы. Но только в Старой Ладоге они зафиксированы археологически.15
II.5.2 Ремесла
Основным занятием населения была торговля и связанные с ней ремесла. Еще в 780-х годах было налажено производство бус-глазков по арабской низкотемпературной технологии – первых русских денег. В Х веке за такой «глазок» можно было купить раба или рабыню. На берегах Волхова шел интенсивный обмен: из Скандинавии поставляли пушнину, которую местные жители продавали за серебряные дирхемы арабам. Об этом свидетельствуют многочисленные находки арабских монет и даже целых кладов, самый ранний из которых датируется 786 годом.

Судя по корабельным заклепкам и их заготовкам, деталям ладей, в низовьях реки Волхов было налажено строительство судов и их ремонт. Ладожские ремесленники были одновременно мореплавателями и торговцами. При этом можно допустить существование обычных для своей эпохи купеческих объединений, состоящих как из местных, так и пришлых людей.

Особое значение имеет находка древнейшей в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарной и литейной мастерской 750-х годов с набором из 28 инструментов, открытой сотрудником экспедиции доктором исторических наук Е. А. Рябининым в ходе раскопок 1997 года. Экспедиция впервые обнаружила остатки бронзолитейной мастерской последней четверти IX века с редчайшими высокохудожественными украшениями (готовыми и незавершенными) скандинавского облика, относящимися к женскому и мужскому костюму. Также впервые в слое второй половины IX века выявлены жилые и производственные, стандартные по ширине парцеллы (определенный городской земельный участок; как правило, это исторически сложившееся домовладение, которое имеет выход на проезжую часть квартала или берег реки), что позволило по-новому представить начало регулярно спланированной застройки европейских городов.16
II.5.3 Сословный и этнический статус жителей
Судя по археологическим данным, в VIII–XI веках горожане Ладоги представляли собой сословие самодостаточных, свободных, социально равных людей, что, конечно, не исключало существование зависимых членов городской общины и невольников. В Ладоге отсутствовали характерные, например, для Новгорода, усадьбы знати. Городские жители, похоже, образовали своеобразный «вольный» город.

В то же время можно утверждать, что социальный статус жителей Ладоги был неоднородным – это отразилось в многообразии погребальных памятников её округи.

В рассматриваемое время еще не было феодальной собственности на землю, не сложились антагонистические классы, общие вопросы решались сообща на народном вече, развивалось предпринимательство. Можно сказать, что Россия начиналась со свободы сословий, включавших горожан, сельских хозяев, военно-купеческую элиту.17

В населении древней Ладоги встречается как скандинавский, так и славянский компонент. Несмотря на большой процент скандинавского населения, на основании изучения оставленной материальной культуры, исследователи пришли к выводу, что Ладогу нельзя считать сугубо скандинавской колонией. С X в. в городе преобладает славянский компонент.

Городище связывается с носителями культуры сопок, об этом свидетельствуют, например, характерные типы лепной керамики. Также целый ряд находок свидетельствует о присутствии среди славянского населения выходцев из Верхнего Поднепровья.18
II.5.4 Земельные владения
Исследования последних десятилетий, на наш взгляд, подтверждают выдвинутое А. Н.Кирпичниковым еще на рубеже 1970–1980-х гг. положение о существовании особой «Ладожской земли» — предшественницы Новгородской. Ядром этой земли была городовая волость, протянувшаяся примерно на 65 км вдоль нижнего течения Волхова, включавшая многорядные Гостинопольские и Пчевские пороги, обслуживающие их укрепленные станции и приречные сельские поселения. На расстоянии дневного перехода (43–50 км) на востоке, юге и западе от Ладоги располагались укрепленные форпосты, прикрывавшие дальние подступы к этому городу. Далее тянулись обширные земли, занятые финским и лопарским населением, находившимся по отношению к метрополии в даннической зависимости. Зона влияния Ладоги, не ограничиваясь Поволховьем, простиралась, по меньшей мере, до Онежского озера на востоке и Ижорского плато на западе. Под контролем Ладоги находились приладожская чудь, весь, ижора, а также лопь (Кирпичников 1979б, 1988б).

Ближайшие к Старой Ладоге городища у дер. Новые Дубовики и в устье р. Любша по своей культуре закономерно были близки Ладоге, являвшейся для них городом-метрополией, хотя между ними имелись и различия, природа которых требует дальнейшего изучения. На рубеже 1990–2000-х гг. археологическая экспедиция ИИМК РАН под руководством Е.А. Рябинина обнаружила на городище Любша едва ли не самую древнюю на Руси каменно-земляную крепость.19
II.5.5 Курганные могильники
На северной окраине Старой Ладоги, на высоком берегу Волхова в урочище Сопки возвышается группа курганов, самый большой из которых именуется Олеговой могилой, или курганом Вещего Олега.

Сотрудником экспедиции В.П. Петренко в Старой Ладоге было раскопано 12 сопок – высоких крутобоких могильных холмов – коллективных усыпальниц первых поколений горожан. Многозначные результаты этого ныне опубликованного исследования позволили археологам предположить, что погребальные сооружения данного типа первоначально появились в Нижнем Поволховье, а затем распространились на значительные территории славянского заселения. Выраженное приречное расположение сопок может указать на то, что они создавались людьми, связанными с речными плаваниями.20
II.6 Староладожская крепость
С момента своего основания Ладога стала крепостью, защищавшей северные рубежи страны, включая Южное Приладожье. Деревянные и каменные крепостные сооружения последовательно возводилась здесь в IX, XII и XVI веках. По своему инженерному решению эти фортификации являются новаторскими, одними из наиболее ранних на Руси, выполненными в дереве, земле и камне.

В 1116 году ладожский посадник Павел заложил каменную крепость. Об этом сообщает первая Новгородская летопись.21

В Старой Ладоге сформировался своеобразный музей фортификаций, каждая из которых стала особым этапом в истории архитектурно-инженерного дела. Таковы башня и стены из плитняка конца IX – начала X века, претендующие быть первыми цельнокаменными укреплениями в пределах древнерусского государства. Постройка крепости 1114–1116 годов местами сохранились почти на полную высоту (не менее 8,5 м). Эта крепость предвосхитила распространение каменных твердынь на Руси, начавшееся в основном столетием позже, и вплоть до конца XV века обеспечивала безопасность горожан и защиту северных рубежей страны. Отрезки стены с единственной известной на Руси торговой аркой для подъема грузов и воды, удалось оперативно законсервировать для музейного показа.

В XVI веке на месте крепости 1114–1116 годов была возведена новая, приспособленная к огнестрельному бою. В ее устройстве, как удалось установить, использовались элементы итальянской оборонительной архитектуры эпохи Возрождения, выразившиеся, например, в практической равновеликости по высоте стен и отдельных башен. К каменной крепости с юга примыкает земляное городище. Это сооружение, так называемый Земляной город, с помощью данных разрядных книг и натурных исследований было впервые опознано и датировано в качестве бастионной фортификации, возведенной в 1584–1585 годах, во времена Ивана IV.22 Земляное городище ныне – неиссякаемый источник богатейших археологических находок.

II.7 Храмостроительство
В центре каменной крепости высится каменная церковь Святого Георгия XII века с фресками мирового художественного достоинства, выполненными русскими и греческими мастерами. Церковь св. Георгия входит в число шести построенных в Ладоге в основном в первой трети XII века храмов: крестово-купольных, четырехстолпных, трехапсидных. Они сооружены в короткий срок, видимо по одному градостроительному плану. Для своего времени авральность строительства и высокая художественность этих церковных сооружений были беспрецедентными. По своим типологическим и конструктивным признакам ладожские церкви считают нововведением в русской архитектуре середины XII века. Из шести храмов в той или иной степени сохранились три. Ладожские церкви, самые северные по своему местоположению, незаурядные творения архитектуры эпохи Киевской Руси. Часть из них были приходскими (оформляли собой концы-районы), часть – монастырскими. Все храмы были богато украшены фресками и четко определяли топографию города, будучи его градостроительными доминантами. Заказчиками этих сооружений могли быть князья и представители церковной и посадской элиты.

Севернее каменной крепости располагается ансамбль Успенского монастыря с полностью сохранившимся Успенским собором первой трети XII века и фрагментами фресковой росписи. Еще севернее находится храм св. Иоанна Предтечи 1695 года, восходящий к постройке XIII века.23

III ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С первых публикаций Ладога по археологическим данным выступала как поселение более древнее, чем Новгород, ее материальная культура выглядела гораздо архаичнее и сопоставлялась не столько с развитыми средневековыми городами Руси, сколько с ее сельскими поселениями. Эта разница раннего центра и развитого средневекового города, по мнению многих историков и археологов, отражала общую эволюцию древнерусской культуры и общества, разные ступени развития восточнославянского города. Соответственно и места отводимые Ладоге и Новгороду в социальной структуре древнерусского общества были различными. Ладога традиционно воспринималась, как дофеодальное, общинное славянское поселение с большесемейными домами, а Новгород, уже как феодальный город с княжеским детинцем-кремлем и примыкающим ремесленным и торговым посадом. Обычным было и понимание Ладоги как непосредственного предшественника Новгорода, который, не исключалось, и получил свое название в сравнении с не (В. И. Равдоникас, Б.Д. Греков, М.Н. Тихомиров, А.В. Арциховский и др.).

В 1970-е гг., по мере систематизации материалов раскопок Ладоги, приходе в науку нового поколения исследователей не отягощенного бременем наследия идеологической борьбы с норманизмом 1930-1950-х гг., и закреплении в историографии положения о том, что становление городов на Руси имеет определенные параллели в процессе их образования в Балтийском регионе, Ладога стала сопоставляться с так называемыми торгово-ремесленными центрами («протогородами», виками) Скандинавии, такими как Бирка, Рибе или Хедебю, и западнославянских земель.

Однако, воспринималась ли Ладога сугубо славянской «крестьянской» и «родоплеменной» или торгово-ремесленной и полиэтничной, она всегда рассматривалась как первая ступень в формировании города в сравнении с Новгородом.24

До определенного времени Ладога не могла поступательно развиваться как город. Удачное географическое положение на стыке этнокультурных и природных зон было счастьем и бедой Ладоги. Встречное движение групп славян и скандинавов создавало предпосылки для установления обширных торговых контактов, но и порождало ожесточенные конфликты за обладание ключевой точкой. Итогом векового противоборства стало раннегосударственное образование (княжение Рюрика), но его центр смещается в глубь территории словен, к истоку Волхова, где возникает Новгород. Именно политическая стабильность создала условия для устойчивого роста Ладоги, ставшей портом-торжищем – северными воротами Руси. Политические успехи Рюрика и Олега отразились на процессе градообразования. К 920 г. Ладога, возможно, испытавшая приток нового населения, превращается в древнерусский город, находившийся, однако, как никакой другой город Руси, в тесной связи со Скандинавией и Балтикой.25

Продолжающие отечественную научную традицию раскопки в Старой Ладоге силами Староладожской археологической экспедиции ИИМК РАН под руководством д.и.н., проф. Анатолия Николаевича Кирпичникова продолжались более 40 лет. Выдающийся исследователь ушел из жизни 16 октября 2020 года и был похоронен на Алексеевском кладбище в Старой Ладоге.

Итак, исследования по-прежнему ведутся. И хотя систематические исследования Ладоги проводят (с перерывами) уже больше века, площадь сплошных раскопов в границах поселения VIII – X веков остается небольшой на фоне аналогичных раскопов Новгорода, Пскова и Изборска.

Предварительные публикации результатов современных исследований регулярно появляются в серии «Старая Ладога. Международная археологическая экспедиция-школа» (преобразованной затем в «Санкт-Петербургский международный летний культурно-исторический университет») и других сборниках.

Всего на территории города было найдено свыше 40000 артефактов, но в музейных залах Ладоги выставлены всего лишь 1-2 % от всех находок. При этом в Земляном городище в слоях VIII – ХV веков Староладожская археологическая экспедиция ИИМК РАН ежегодно обнаруживает 200-500 индивидуальных находок.

Вот лишь некоторые результаты исследований к настоящему времени.

1. Обнаружено около 100 остатков жилых, производственных и хозяйственных построек. Это позволило ученым по-новому представить домостроительство, в том числе, возведение изб, домов-пятистенок, культовых и других сооружений.

2. Обнаружена древнейшая в раннесредневековой Европе ювелирно-слесарная и литейная мастерская 750-х годов с большим набором инструментов и с редчайшими высокохудожественными украшениями скандинавских костюмов мужчины и женщины.

3. Выявлены жилые и производственные, стандартные по ширине парцеллы. Это помогло по-новому представить начало регулярно спланированной застройки европейских городов.

4. Составлена шкала эволюции городской посуды, свидетельствующая о все более отчетливом внедрении после 900 года гончарного круга.

5. Обнаружены этапные сооружения древнерусской каменной и дерево-земляной фортификации, которая вплоть до конца XV века обеспечивала безопасность горожан и защиту северных рубежей страны.

6. Составлена карта, в которой отражено не меньше 160 памятников ладожской археологии, архитектуры и истории. Стало известно, как складывалась территория города и окружающих его могильников. Впервые реконструирован план средневекового города с его районами – «концами» и монументальными сооружениями.

7. После 10-летних стараний экспедиции и Ленинградского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1984 году принято правительственное решение о создании Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. Это предотвратило разрушение ряда исторических объектов, включая и культурный слой древнего города. Под особую охрану взята территория села размером около 200 га с находящимися здесь памятниками архитектуры и археологии, застройкой XIX – начала XX веков, культурным слоем эпохи средневековья.26

Научная значимость памятников Старой Ладоги обусловила особую роль этого уникального комплекса в контексте современной российской и европейской культуры. Поэтому Староладожская экспедиция ИИМК РАН никогда не замыкалась на выполнении одних научных задач. Вековой опыт ладожских исследований побуждает уделять особое внимание делу сбережения ее памятников, повышению статуса музея-заповедника, включающего объекты особо ценного культурного наследия, а также углублению гуманитарного сотрудничества стран региона Балтийского моря.27
Список источников и литературы

Источники
1. Ипатьевская летопись. [Электронный ресурс] По изданию: Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Том 2. Санкт-Петербург, 1908. [сайт] URL: http://russia4d.ru/content/polnoe-sobranie-russkikh-letopisei-toma-1-43 (дата обращения 12.01.2021).
2. Новгородская первая летопись [Электронный ресурс] По изданию: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // Полное собрание русских летописей. Том 3. Санкт-Петербург, 1848. [сайт] URL: http://russia4d.ru/content/polnoe-sobranie-russkikh-letopisei-toma-1-43 (дата обращения 16.01.2021).

Литература
1. Археологическая жизнь Старой Ладоги. [Электронный ресурс] [сайт] URL: https://spbcult.ru/articles/-/asset_publisher/6xkxd276UNiQ/content/id/139364 (дата обращения 17.01.2021)

2. Археологические исследования Старой Ладоги [Электронный ресурс] [cайт] URL: http://www.ladogamuseum.ru/Ras/ (дата обращения 15.01.2021)

Джаксон Т. Н. Альдейгья. Археология и топонимика // Памятники средневековой культуры: Открытия и версии. – СПб., 1994. – С. 77-79.

3. Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10604.php (дата обращения 16.01.2021)

4. Кирпичникв А. Н. Старая Ладога древняя столица России. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.voopik.ru/doc/region/leningradskoe_otdelenie/02.pdf (дата обращения 15.01.2021)

5. Кузьмин С. Л. Ладога в эпоху раннего средневековья (середина VIII – начало XII в.). [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.archaeology.ru/Download/Kuzmin/Kuzmin_2008_Ladoga.pdf (дата обращения 17.01.2021)

6. Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования. Труды ИИМК РАН. Том LIII. – СПб.: Невская книжная типография, 2018. – 532 [5]c.

7. Носов Е. Н. Типология городов Поволховья. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. 14/00 [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/87.htm (дата обращения 17.01.2021)

8. Мачинский Д. А. Старая Ладога – древнейшая столица Руси и ее «ворота в Европу» // Старая Ладога древняя столица Руси. Каталог выставки. СПб.; Издательство Государственного Эрмитажа, – 2003. – 187 [3]c.

9. Раскопки в Старой Ладоге (Староладожская экспедиция ИИМК РАН). [Электронный ресурс] [сайт] URL:

https://www.archaeolog.ru/ru/about/history/expeditions-1990-present/raskopki-v-staroy-ladoge-staroladozhskaya-ekspeditsiya-iimk-ran (дата обращения 15.01.2021)

10. Старая Ладога / Энциклопедия «Всемирная история» [Электронный ресурс] [сайт] URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/staraia_ladoga (дата обращения 16.01.2021)

11. Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. - М. : Языки славян.культур, 2008. - 395,[3]с.

Литература по истории и изучению Старой Ладоги (неиспользованная в данной работе:
1. Бранденбург Н.Е. Старая Ладога. – СПб., –1896.

2. Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. –Л., – 1981.

3. Васильев Б.Г. Старая Ладога. – Л., – 1984.

4. Гоголицын Ю.М., Иванова Т.М. Архитектурная старина. – Л., – 1971.

5. Давидан О.И. Материальная культура первых поселенцев древней Ладоги // Петербургский археологический вестник. № 9. – СПб., – 1995.

6. Джаксон Т. Н. Austr í Görðum: древнерусские топонимы в древнескандинавских источниках. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://norroen.info/articles/jackson/austr/chapter5.html.

7. Джаксон Т. Н. Альдейгья. Археология и топонимика // Памятники средневековой культуры: Открытия и версии. – СПб., – 1994.

8. Древняя Русь. Быт и культура. – М., 1997 (Археология СССР).

9. Древняя Русь. Город, замок, село. – М., 1985 (Археология СССР).

10. Кирпичников А.Н. Каменные крепости Новгородской земли. – Л.: Нуака, – 1984.

11. Кирпичников А. Н., Курбатов А. В. Новые данные о происхождении Ладожского поселения и о появлении славян в Поволховье // Stratum plus, №5. – 2014.

12. Кирпичников А.Н., Сарабьянов В.Д. Старая Ладога – первая столица Руси. – СПб.; Изд. «Славия», – 2012.

13. Кузьмин С. Л. Ладога в эпоху раннего средневековья (середина VIII – начало XII в.) // Исследование археологических памятников эпохи средневековья. – СПб.: Нестор-История, – 2008.

14. Лазарев В.Н. Фрески Старой Ладоги. – М., – 1960.

15. Носов Е.Н. Проблема происхождения первых городов Северной Руси // Древности Северо-Запада. – СПб., – 1993.

16. Носов Е.Н. Речная сеть Восточной Европы и её роль в образовании городских центров Северной Руси // Великий Новгород в истории средневековой Европы. – М., – 1999.

17. Носов Е.Н. Современные археологические данные по варяжской проблеме на фоне традиций русской историографии. // Раннесредневековые древности Северной Руси и её соседей. – СПб., – 1999.

18. Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX – XI веков. – М., – 1995

19. Романченко Н.А. Святыни и древности Старой Ладоги. – СПб., – 1902.

20. Седов В.В. Начало городов на Руси // Труды V Международного конгресса славянской археологии. Т. I. Вып. I. – М., – 1987.

21. Седов В.В. Первые города Северной Руси: проблема становления // Ладога и истоки российской государственности и культуры. – СПб., – 2003.

22. Седов В.В. Становление европейского раннесредневекового города // Становление европейского средневекового города. – М., – 1989.

23. Спегальский Ю.П. Жилища северо-западной Руси IX-XIII вв. – Л., – 1972.

24. Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. – Л., – 1985.

25. Старая Ладога. Материалы археологических экспедиций. – Л., – 1948.

26. Сяков Ю.А. Тайны Старой Ладоги. – Волхов, – 1999.

27. Фроянов И.Я., Михайлова И.Б. Город или протогород? (Об одной надуманной исторической категории) // Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей. – СПб., – 1999.

1 Кирпичникв А. Н. Старая Ладога древняя столица России. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.voopik.ru/doc/region/leningradskoe_otdelenie/02.pdf (дата обращения 15.01.2021)

2 Мачинский Д. А. Старая Ладога – древнейшая столица Руси и ее «ворота в Европу» // Старая Ладога древняя столица Руси. Каталог выставки. СПб.; Издательство Государственного Эрмитажа, – 2003. – С. 11.

3 Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. - М. : Языки славян.культур, – 2008., – С. 21.

4 Джаксон Т. Н. Альдейгья. Археология и топонимика // Памятники средневековой культуры: Открытия и версии. – СПб., 1994. – С. 77-79.

5 Кирпичникв А. Н. Старая Ладога древняя столица России. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.voopik.ru/doc/region/leningradskoe_otdelenie/02.pdf (дата обращения 15.01.2021)

6 Ипатьевская летопись. [Электронный ресурс] По изданию: Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Том 2. Санкт-Петербург, 1908. [сайт] URL: http://russia4d.ru/content/polnoe-sobranie-russkikh-letopisei-toma-1-43 (дата обращения 12.01.2021).

7 Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. - М. : Языки славян.культур, – 2008., – С. 25.

8 Археологические исследования Старой Ладоги [Электронный ресурс] [cайт] URL: http://www.ladogamuseum.ru/Ras/ (дата обращения 15.01.2021)

9 Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования. Труды ИИМК РАН. Том LIII. – СПб.: Невская книжная типография, 2018. – С. 7.

10 Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования. Труды ИИМК РАН. Том LIII. – СПб.: Невская книжная типография, 2018. – С. 8.

11 Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования. Труды ИИМК РАН. Том LIII. – СПб.: Невская книжная типография, 2018. – С. 8–9.

12 Кирпичникв А. Н. Старая Ладога древняя столица России. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.voopik.ru/doc/region/leningradskoe_otdelenie/02.pdf (дата обращения 15.01.2021)

13 Раскопки в Старой Ладоге (Староладожская экспедиция ИИМК РАН). [Электронный ресурс] [сайт] URL:

https://www.archaeolog.ru/ru/about/history/expeditions-1990-present/raskopki-v-staroy-ladoge-staroladozhskaya-ekspeditsiya-iimk-ran (дата обращения 15.01.2021)

14 Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10604.php (дата обращения 15.01.2021)

15 Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования. Труды ИИМК РАН. Том LIII. – СПб.: Невская книжная типография, 2018. – С. 16. (дата обращения 16.01.2021)

16 Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10604.php (дата обращения 16.01.2021)

17 Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10604.php (дата обращения 16.01.2021).

18 Старая Ладога / Энциклопедия «Всемирная история» [Электронный ресурс] [сайт] URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/staraia_ladoga (дата обращения 16.01.2021)

19 Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования. Труды ИИМК РАН. Том LIII. – СПб.: Невская книжная типография, 2018. – С.18.

20 Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10604.php (дата обращения 16.01.2021)

21 Новгородская первая летопись [Электронный ресурс] По изданию: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. // Полное собрание русских летописей. Том 3. Санкт-Петербург, 1848. [сайт] URL: http://russia4d.ru/content/polnoe-sobranie-russkikh-letopisei-toma-1-43 (дата обращения 16.01.2021).

22 Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10604.php (дата обращения 15.01.2021)

23 Кирпичников А. Н. Первая столица Руси Старая Ладога. [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10604.php (дата обращения 16.01.2021)

24 Носов Е. Н. Типология городов Поволховья. // Новгород и Новгородская земля. История и археология. 14/00 [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/87.htm (дата обращения 17.01.2021)

25 Кузьмин С. Л. Ладога в эпоху раннего средневековья (середина VIII – начало XII в.). [Электронный ресурс] [сайт] URL: http://www.archaeology.ru/Download/Kuzmin/Kuzmin_2008_Ladoga.pdf (дата обращения 17.01.2021)


26 Археологическая жизнь Старой Ладоги. [Электронный ресурс] [сайт] URL: https://spbcult.ru/articles/-/asset_publisher/6xkxd276UNiQ/content/id/139364 (дата обращения 17.01.2021)

27 Новое в археологии Старой Ладоги: материалы и исследования. Труды ИИМК РАН. Том LIII. – СПб.: Невская книжная типография, 2018. – С. 19–20.


написать администратору сайта