культурология. Санктпетербургский государственный
Скачать 0.74 Mb.
|
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ(ИНО) Дисциплина: культурология Культура древней Индии. Выполнил: Кондратьев Павел Александрович Группа: ИБ-73з Проверил: Санкт-Петербург 2019 План работы: 1. Ведение. 2. Древнейшие культуры Индии. 3. Ведическая культура. 4. Зарождение буддийской культуры. 5. Выводы. 6. Список литературы. 1. Введение. Индия как государство, субконтинент, так и огромное культурное наследие — удивительный феномен. Природа, культурные особенности, религия здесь отличаются уникальностью, самодостаточностью и странностью для европейского обывателя. С чем это может быть связано? Для того, чтобы понять Индийскую культуру, необходимо заглянуть на тысячи лет назад в историю, обратить внимание на природу и географию Индостана, изучить местную культуру. При переходе через Инд можно сразу заметить, как сильно меняется местный ландшафт, флора и фауна. По большей части это связано с движением литосферных плит и относительно поздним присоединением Индостана к остальной Евразии. Длительная изоляция от евразийской флоры и фауны сделала Индийскую природу такой необычной и исключительной. С географической точки зрения Индостан от остальной Евразии отделяют высокие непроходимые горы, а также полноводные реки — Инд и Ганг. Особенности природы, необычная география, почти идеальные для жизни климатические условия, частые землетрясения, безграничные древесные ресурсы, огромные незанятые территории и множество других факторов сильно повлияли на развитие местных народов, повлияли на их культуру и затронули почти сферы жизни. Древнеиндийские цивилизации отличались высоким развитием, передовыми для того времени технологиями, земледелием, ремеслом, языком. Таким образом, актуальность работы заключается в изучении одной из древнейших и наиболее развитых культур мира. Изучение культуры древней Индии дает представление о развитии цивилизаций вдали от средиземноморских государств, считающихся колыбелью цивилизованности и технологий. Цель работы — получение общих представлений о Хараппской и более поздней, ведической, культуре, изучение их пямятников. Для этого использовалась научная и учебная литература по культурологии. 2. Древнейшие культуры Индии. Первыми цивилизованными народами, пришедшими на территорию Индостана в конце пятого — начале четвертого тысячелетия до н.э., были дравидийские племена.1. Вероятнее всего, они мигрировали с иранского нагорья. Находясь в благоприятных для жизни и в особенности для земледелия долине Инда, они начинают выращивать злаки, в основном просо, одомашнивать животных, а именно — зебу, породу быков. Таким образом, в третьем тысячелетии до н.э зарождается одна из девнейших и высокоразвитых цивилизаций — Индская, или Хараппская. Развитость цивилизации шокиует. По данным археологии здесь встречаются такого же уровня керамика, бронзовые изделия, как и в остальных очагах цивилизации. В отличие от других цивилизаций того времени, Хараппская занимала огромные по тем меркам территории: Постепенно индские народы продвигались на юг и восток Индостана, занимая все большие территории. По данным раскопок, основным и важнейшим занятием местного населения было земледелие. Об этом свидетельствуют найденные в больших количествах зернотерки. Найденные изображения, украшения также восхваляли в основном дождь, земледелие. Раскопки свидетельствуют о культивировании пшеницы, ячменя, проса, гороха, кунжута, хлопчатника. Например, найденная в Даймабаде фигурка человека, управляющего упряжью: Также найдены рисунки, изображающие человеческие жертвоприношения. Земледелием занимались как сельское, так и городское население. Выращивание хлопчатника говорит о высоком уровне развития цивилизации, поскольку хлопок не употребляется в пищу, его используют для изготовления одежды, а значит, его намеренно выращивали, собирали, обрабатывали, пряли. Другим важнейшим занятием была торговля. Об этом свидетельствуют найденные весы, гири, а по найденным в других частях света предметам, изготовленных, скорее всего, протоиндийцами, можно судить, как далеко простирались их торговые пути. По многочисленным находкам, торговля активно велась с Месопотамией. Торговля велась вплоть до восточного средиземноморья, так как «хараппские» украшения были найдены и на Крите. Также одна печать была найдена в Сомали. В основном, торговали бусами, ожерельями, кольцами и другими многочисленными украшениями; жемчугом, слоновой костью и медью. Наиболее развитыми и хорошо исследованными городами были Хараппа и Мохенджо-Даро. Самым удивительным в этих городах была канализационная система, включающая и смыв за город сточных вод. Не меньше удивляет массовое, самое большое в мире, использование кирпича в строительстве. Наличие огромных лесных ресурсов и глины позволило в больших количествах обжигать кирпич. Застройка была ровной, а наличие пропорций при строительстве зданий любого размера говорит о наличии системы счисления. Характерной чертой этой цивилизации было наличие письменности. Протоиндийский язык до сих пор не расшифрован. Найдены более двух тысяч надписей, включающих в себя около 400 различных знаков. Надписи состоят преимущественно из рисунков, однако их детальное изучение позволило прийти к выводу, что язык состоит не только из идиограмм, но и из фонетических знаков. О религиозных представлениях носителей хараппской цивилизации можно судить главным образом по памятникам материальной культуры. Раскопанное в Мохенджо-Даро огромное здание многие исследователи считают храмом. В нем был найден, предположительно, знаменитый бюст жреца: Находки множества терракотовых статуэток женщин, возможно, указывают на культ богини-матери, широко распространенной у других народов древности. Это согласуется и со сведениями о большой роли земледелия в жизни хараппского общества. Вероятно, «хараппцы» обожествляли животных. На печатях имеются изображения носорога, быка, слона, буйвола, крокодила, тигра, а также мифических животных, полубогов-полулюдей, что в определенной степени могло быть связана с тотемистическими представлениями. Кроме того, жители хараппских поселений поклонялись огню и воде. Учитывая большое количество туалетов, частных бань, ритуальная чистота была центральным культурным, ритуальным моментом в жизни этих народов. Предположительно в XX–XIX вв. до н. э. хараппская цивилизация терпит постепенный упадок. По мере исследования и раскопок в крупных городах высказывались многочисленные теории о причинах упадка. В течение длительного времени считалось, что основной причиной была миграция с запада индоариев, однако по более современным данным упадок начался задолго до начала миграций. Современные исследователи высказывают мнение, что основными причинами упадка хараппской цивилизации стали многочисленные наводнения, землетрясения, иссушение рек, серьезные климатические изменения. К примеру, ровная застройка Хараппы стала сменяться беспорядочной, хаотичной. То есть, жители городов, скорее всего, «бежали» от наводнений. Одной из причин такого разлива рек могла стать массовая вырубка леса у берегов. Таким образом, это могло быть первой в мире техногенной катастрофой. В таком случае, пришедшие на территории долины Инда арийцы, скорее всего, застали Хараппскую культуру в упадке, что способствовло быстрым завоеваниям и ассимиляции с местными народами. В культуре протоиндийцев, в отличие от индоариев, не было найдено милитаристской тематики, не было так же найдено ни копий, ни другого оружия за исключением коротких кинжалов. Также не обнаружено следов поклонений, восхвалений богов войны, оружия, что было свойственно многим цивилизациям того времени. Отсутствие армии, военной подготовки свело на нет любые попытки отбить вторжение иноземцев. Таким образом, пришедшие в середине второго тысячелетия до н.э индоарии впитали в себя культуру местных народов, ассимилировались с ними и положили начало ведической культуре. 3. Ведическая культура. Первоначально пришедшие племена индоариев не отличались высокой культурой, вели похожий на кочевой образ жизни, занимались скотоводством, однако позже появилось земледелие, которое быстро развилось благодаря наличию многочисленных орудий труда и одомашненным зебам. У Индоариев была хорошо развита духовная культура, в частности это относится к литературе. Важнейшими памятниками литературы этого периода служат произведения, написанные на древнеиндийском языке (санскрите).Эти произведения, названные Ведами,дали название всей культуре индоариев. Значимость "священного знания" Вед, столь велика, что они представляют собой целый пласт культуры Древней Индии. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (ритуалы и песнопения), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений) и Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами в Веды записывались наиболее важные исторические события, такие как войны. Также Веды передавали важнейшие знания в растениеводстве, медицине, математике, ремесле, военном искусстве. Благодаря Ведам можно с определенной точностью познавать историю древней Индии. Важнейшая особенность Вед заключается в том, что их было запрещено как-либо редактировать, и поэтому данные памятники культуры представляют огромную ценность для изучения культуры древней Индии. До появления письменности веды передавали из уст в уста. После появления языка веды были записаны и прокомментированы жрецами. Такие комментарии стали называть брахмами. Необходимость в брахмах появлялась при объяснении каких-либо неясностей, при усложнении культурных и религиозных особенностей ведической культуры. Позже брахмы также стали дополняться упанишадами и араньяками — своеобразными философскими наставлениями и дополнениями. Таким образом, постепенно зарождалась религия, названная впоследствии брахманизмом. Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами, переведенными на санскрит, представлены двумя массовыми по размеру эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), состоящей из 107 тыс. двустиший, и Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), содержащей 24 тыс. двустиший. Тексты оформились во второй половине I тыс. до н. э. Обе поэмы часто рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских или моральных вопросов. Здесь фантастические сцены чередуются с описанием образа жизни древних индийцев, их быта, духовных поисков и терзаний. Герои этих произведений — Кришна и Рама даже включены в индусский религиозный пантеон как аватары (воплощение) бога Вишну. Исследователям Вед и ведической литературы не удалось составить всеобъемлющую и полную картину ведических божеств, разобраться в их системе и взаимосвязи. Ведические боги сочетают в себе повторяющиеся признаки и свойства божеств. Среди них нет упорядоченности и иерархии. Значительное большинство из них связано с природой. Другие олицетворяют определенные качества души. Ведическая мифология называет 33 земных и небесных высших бога. В ряде древних книг их — 333 или даже 3339. При этом верховным богом является тот, к кому в данный момент направлено обращение. Наиболее популярен в Ведах бог Индра, в имени которого олицетворяются сила, плодородие и мужское начало. Это творец солнца, неба, зари, он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Сопровождают его божества дождя и ветра. Бог Варуна — судья и хранитель закона — царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Агни — бог огня, похищенный с неба одним из жрецов. Сома — бог дождя и божественного напитка и т.д. С постепенным усложнением культа ведической религии усилились роль и авторитет жрецов-брахманов. Изменились состав и характер пантеона богов. И хотя установки ведической религии, ее боги и традиции не претерпели резких перемен, многочисленные религиозные учения раннего общества в Индии в первые века до н. э. составили религиозное течение — брахманизм, освещавший племенную раздробленность и исключительность. Согласно новой теории творец вселенной Брахма рождается из золотого яйца, плавающего в огромном океане. Сила его мысли разделяет яйцо на две части — небо и землю. В процессе последующего созидания формируются стихии (вода, огонь, земля, воздух, эфир), боги, звезды, время, рельеф и т. д. Создаются люди, мужское и женское начало, противоположности (жар — холод, свет — тьма и пр.), животный и растительный мир. Переход к брахманизму не выявил единой иерархии богов. В каждой местности почиталось свое высшее божество. Бог Шива, в культе которого соединились различные по своему характеру религиозные верования, считался воплощением разрушительных сил природы и символом плодородия. Бог Вишну выступал в качестве бога — хранителя всего существующего. Значительная роль отводилась анимистическим представлениям и культу предков. Освещая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений — лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа. Важнейшим и ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара (санскр. блуждание, переход, перевоплощение души или личности) — теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы — кармы (санскр. деяние, поступок). Однако, у каждого есть возможность разорвать этот круг, т. н. колесо сансары, и слить свою душу с космосом. Для этого были придуманы множество способов, от медитации — йоги, исполнения своего жизненного пути до принесения себя в жертву богам. Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями: воплощение пьяницы в моль, убийцы — в хищное животное, вора — в крысу и т. п.2 Культурные и религиозные особенности Индии создали почву для появления такой важной особенности Индии, как разделение на варны — строго заффиксированного положения человека в обществе. Классовое разделение берёт своё начало в начале первого тысячелетия до н.э. Социальное неравенство возникло естественно, но позже было закреплено жреческими и мирскими положениями, которые поясняли происхождения сословий, их права и обязанности. Древнеиндийское право закрепило кастовый строй в Индии, состоящий из 4 варн и дало каждой название: брахманы, кшатрии, вайшья, шудры. Первые три являются высшими и одна низшая, главной обязанностью которой является служение остальным. Древняя религиозная литература Индии даёт объяснение возникновению кастовой системы в Индии. По легенде «господин потомства» Праджапати решил сотворить людей из своего тела: одни вышли из его рта, другие – из рук, третьи – из бедёр, четвёртые – из ног. Их происхождение обуславливает иерархию и род занятий. Брахманы - Наивысшая варна, которая создана для хранения традиций, духовного наставничества других людей (кроме шудр). Им запрещено заниматься физической работой, главной задачей брахманов является изучение священных писаний, разработка законов и положений, управление обществом и судебные дела. Жрецами становились те из них, кто в совершенстве изучил Веды, умел истолковывать их, знали смысл и совершали многочисленные религиозные обряды. Кшатрии – воины, руки Праджапати. Их призвание защищать и управлять. Из этой касты в древней Индии выходили цари, высшие чиновники, военачальники. Вайшьи - Варна ремесленников, земледельцев, торговцев, коммерсантов, финансистов – свободного народа, но занимающегося в отличие от первых двух производством материальных благ. Шудры — Низшая каста, предназначенная для выполняния самой грязной работы. Шудры не рождались свободными и не могли ими стать до конца жизни. 4. Зарождение буддийской культуры. В середине первого тысячелетия до н.э. в Индии возникает духовная оппозиция брахманизму, новые учения отрицают авторитет и ритуалы брахманской элиты. Одним из таких учений стало учение о «срединном пути» принца Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни – Будды. Учение Будды гласило: «Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимыми, союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – все это страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности – вот путь к уничтожению страданий. Именно в конце этого пути лежит полное освобождение, нирвана.»3 Развивая свое учение, Будда разработал т.н. восьмиступенный путь, метод постижения истины и приближения к нирване: праведная вера, праведная решимость, праведная речь, праведные дела, праведная жизнь, праведная мысль, праведные помыслы и праведное созерцание. При царе Ашоке, после поражения в кровавой войне, буддизм был объявлен государственной религией. Зарождение буддизма оказало огромное влияние на индийскую культуру, в том числе, живопись и строительство. Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде идей царя. При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления. Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами — символами знатного происхождения Будды. Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий. Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в Санчи, выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания - 32,3 м. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества этого периода. Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками. Буддийская живопись прежде всего ассоциируется с пещерами Аджанты и их фресками. Приблизительно со 2 столетия до нашей эры тут жили буддийские монахи. Эти фрески изображали фрагменты жизни Будды, его приближенных, а также правителей Древней Индии и представителей царского двора. 5. Выводы. Культура древней Индии поражает своей своенравностью, древностью и самодостаточностью. Пройдя огромный путь из глубокой древности, она мало сохранила свои первичные традиции, уходящие в Хараппскую цивилизацию, однако постоянно видоизменялась и совершенствовалась. Благодаря брахманам, которым было запрещено заниматься любой работой, кроме духовной, благодаря многим индийским философам, таким, как Будда, индийская культура процветала и была исключительно обращена не ко внешнему миру, с его бедами и страданиями, а внутрь самого человека, стараясь по-своему ответить на главный вопрос каждого: зачем я пришел в этот мир, какая цель моего существования и что я должен делать для того, чтобы быть счастливым. Зародившийся также в Индии буддизм оставил свой значительный след не только во многих древних государствах, но и продолжает влиять на миллиарды людей на нашей планете и по сей день. Список Литературы: 1)Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин — Индия в древности. М., «Наука», 1985; 2)Васильев Л. С. История религий Востока. М.,1988. 3)Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. А.Н. Марковой. —2-еизд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000.; 4)Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Под ред. Чегодаева А.Д.М., Государственное издательство «Искусство» 1956г. - 1966г. ; Интернет-ресурсы: Большая Российская энциклопедия ( https://bigenc.ru) 1Большая Российская энциклопедия ( https://bigenc.ru/ethnology/text/2630580) 2Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. —2-еизд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. 3Васильев Л. С. История религий Востока. М.,1988. |