Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОФСОЮЗОВ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • ________________________

  • _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (

  • развитие женского образования в россии. Санктпетербургский гуманитарный университет


    Скачать 114.5 Kb.
    НазваниеСанктпетербургский гуманитарный университет
    Анкорразвитие женского образования в россии
    Дата20.10.2021
    Размер114.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла+Razvitie_zhenskogo_obrazovania_v_Rossii1.doc
    ТипКонтрольная работа
    #251801




    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ПРОФСОЮЗОВ
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    ДИСЦИПЛИНА______________________________________________________________

    ТЕМА_______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________
    Студент(ка )___ курса

    заочного факультета

    специальность

    ________________________
    ________________________
    Ф.И.О.

    ________________________


    Санкт-Петербург

    20…. год

    ____________________________________________________________________________
    Регистр.№______________ «_____»___________20__г.

    дата поступления работы в Университет

    ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г.
    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________

    подпись фамилия четко

    _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

    (линия отреза)

    Студент (ка)____ курса________________________________________________________

    ( Ф.И.О.)

    заочного факультета специальность____________________________________________

    дисциплина__________________________________________________________________

    тема_______________________________________________________________________

    Регистр.№______________ «_____»___________20__г.

    дата поступления работы в Университет

    ОЦЕНКА________________________ «_____»__________20__г.
    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-РЕЦЕНЗЕНТ___________________/_____________________

    подпись фамилия четко

    ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 2

    1. История женского образования в России ………………………………… 4

    1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя

    1.2 Воспитание и обучение в Киевском государстве ……………………… 6

    1.3 Женское воспитание и образование при Екатерине II ………………….. 7

    1.4 Образование женщин в XIX веке ……………………………………….... 8

    1.5 Женское образование в России в конце XIX начале XX века …………. 11

    2. Характеристика учебных заведений для девушек (середина XVIII - начало

    XX вв.) ………………………………………………………………………. 12

    2.1. Женские гимназии

    2.2.Частные женские гимназии ……………………………………………….. 14

    2.3. Смольный институт ………………………………………………………. 15

    2.4. .Женский медицинский институт ……………………………………… 16

    2.5. Женский педагогический институт …………………………………….. 17

    3. Проблема женского образования и воспитания. ….……………………… 18

    Заключение …………………………………………………………………….. 20

    Список используемой литературы …………………………………………… 22
    ВВЕДЕНИЕ

    Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке. Уже с самого начала под педагогикой понималась сама практики воспитания, образования и обучения, а не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики - «воспитание» и «образование».

    В конце XIX - начале XX века в России историки педагогики начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

    История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, обучения и образования.

    Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они не исходили.

    Долгое время наша отечественная система образования отталкивалась от «бесполых» рекомендаций, рассчитанных только на учащихся без выделения в них мальчиков и девочек, юношей и девушек. Мы привыкли к стереотипным взглядам на девочек, девушек только как на обязанных хорошо и отлично учиться и, поэтому, сегодня наиболее остро встает вопрос полового воспитания, касающегося всех сторон женского воспитания и образования.

    Половая принадлежность школьников - один из важнейших факторов индивидуальности, и учитывать её необходимо. К сожалению, при психологическом изучении детей, подростков, юношей и девушек половая принадлежность и весь круг вопросов из сферы межполовых отношений не учитывается или мало учитывается. Хочу отметить, что в руководствах по психологии, равно как и в руководствах по педагогике отсутствуют разделы по специфике половых психологических особенностей в воспитании подростков с учетом половой принадлежности школьников. В большинстве случаев в литературе нет указаний на особенности развития внутреннего мира, черт и качеств личности с учетом половой принадлежности на задачи, связанные с подготовкой к вступлению в брак, созданию семьи. Этому не уделяется никакого внимания, как будто всё это не имеет никакого значения в воспитании подростков.

    По мнению медиков, утрата чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека: происходит «деперсонализация», потеря своего «Я», своего места среди людей. Нарушается система его отношений с другими людьми. Исчезает привязанность к близким людям, родным местам, к любимой работе, к самой жизни. Непереносимое чувство «бесполости» вызывает различные формы антисоциального поведения, возникает озлобленность, эмоциональная неустойчивость. А развитие в личности ребенка качеств социально обусловленных и соответствующих его полу, необходимых для дальнейшей семейной жизни-очень важная и актуальная задача в воспитании.

    Проблема именно женского воспитания назрела достаточно давно, но она остается все еще не решенной. В первую очередь ею должны заниматься родители и школа. Но загруженность школы настолько велика, что эта проблема отодвигается на второй план.

    Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.

    Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.
    1. История женского образования в России

    1.1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя

    В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека.

    В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек - к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.

    В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, на характер воспитания оказывали сильное влияние процессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества. В основе этих процессов лежал переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного разделения труда.
    1.2. Воспитание и обучение в Киевском государстве

    Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но и женщин-мирянок.

    В X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству.

    В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».

    К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей. «Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е.вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец - сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст».

    С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей.

    При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы , в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .

    В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами.
    1.3 Женское воспитание и образование при Екатерине II

    Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы.

    В 1763 году в Москве по инициативе И.И. Бецкого открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

    В 1764г. И.И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Опубликован доклад под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. «По сему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не иначе можно как избрать средства к тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие веки».

    Сторонник женского образования Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как к матери и воспитательнице.

    Именно 1764 год принято считать началом общественного образования женщин в России, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.

    Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. в 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года, несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.
    1.4 Образование женщин в XIX веке

    Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

    После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям.

    С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России эти школы не могли привлечь значительного числа учащихся.

    В середине 19 века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узкосословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.

    Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах, активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.

    Под давлением требований демократической общественности министерство народного просвещения вынуждено было признать необходимость открытия, хотя бы в губернских городах, таких женских учебных заведений, которые приближались бы по характеру и уровню образования к обычным гимназиям.

    После 1858 года женские училища были открыты во многих городах - Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.

    К середине 60-х годов XIX века Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования.

    В 1864 организуются педагогические женские курсы при Петербургских женских гимназиях. До конца 19 века доступ в ВУЗы женщинам был закрыт. В 1896 году женщинам представилось право поступать в институты и университеты. Первые русские женщины, получившие высшее образование, учились за границей. В 1897 году в Петербурге был открыт женский мединститут.

    В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а второго разряда - в женские прогимназии. Те и другие содержались в основном на средства земств и городских обществ. Государственные субсидии не превышали 1/10 всего их бюджета.

    Охранительная политика царского правительства привела к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные заведения, в которых могли учиться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества». С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. К 1879 году в столичных мариинских гимназиях она возросла с 25 до 65-70 рублей, в провинциальных - до 40 рублей в год. К 1887 году плата за обучение уже доходила до 100 рублей в год.

    В целом женское среднее образование в 60-90-х годах 19 века по своему содержанию и по тем правам, которое оно давало окончившим среднюю школу, все еще не соответствовало ни потребностям в женском образовании, ни общему уровню среднего образования в России.
    1.5 Женское образование в России в конце XIX начале XX века

    К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на средства частных лиц и общественных просветительских организаций. Особой известностью пользовались Харьковская женская воскресная школа Х.Д.Алчевской, воскресные школы на Шлиссельбургском тракте в Петербурге, Тифлисская воскресная школа О.В. Кайдановой.

    В середине 90-х годов 19 века в России действовало фактически лишь одно высшее женское учебное заведение - Бестужевские курсы, учрежденные в 1878 году в Петербурге как частное учебное заведение и не дававшие воспитанницам никаких прав. Попытки демократической интеллигенции расширить рамки женского высшего образования встречались правительством в штыки.

    Правительственная реакция 80-х годов создала на пути женского высшего образования в России непреодолимый барьер, разрушить который демократическим силам удалось лишь в условиях общественно-политического подъема конца 19 - начала 20 века. Новым типом высшего женского учебного заведения в России явились открытые в 1896 году в Петербурге известным ученым и общественным деятелем П.Ф. Лесгафтом курсы воспитательниц и руководительниц физического образования. Видный ученый-гуманист, горячий сторонник равноправия женщин, П.Ф. Лесгафт сумел создать уникальную для своего времени высшую женскую школу, которая по своим учебным планам и программам, методам преподавания и всему внутреннему строю резко отличалась от высшей школы любого государства, предоставлявшего женщине высшее образование.

    Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании.

    После революции 1905-1907 годов несколько увеличилось число учащихся девочек в народных школах и средних учебных заведениях. Но основная масса женщин дореволюционной России не только было лишена возможности получать специальное образование, но, и оставалось неграмотной. По данным переписи 1897 г., в городах России грамотными были только 12.4 %, в сельской местности - всего 8.6%.
    2. Характеристика учебных заведений для девушек (середина XVIII - начало

    XX вв.)

    2.1. Женские гимназии

    Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, куда небогатые семьи могли бы посылать дочерей для основательного образования, не чувствуя затруднений вносить за это значительную плату, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их в институт, не находили себе выхода, не зная, где обучать подрастающих дочерей. На эти сердечные желания многих родителей отозвался предприимчивый и энергичный человек, имя которого теперь принадлежит истории -Н.А.Вышнеградский.

    В 1857 году у Вышнеградского созрел план такого женского учебного заведения. В конце того же года он представил в совет Павловского института свои соображения о возможности открыть при том же институте особые классы для приходящих девиц, которые посещали бы их из своих семей и слушали бы уроки по институтской программе. Помещение для этих классов он предполагал найти в одном из частных домов, ближайших к институту.

    Для образца такое женское училище было устроено на следующих основаниях: оно должно состоять под покровительством императрица Марии Александровны и называться её именем - Мариинское женское училище, подчиняясь Главному Совету. Заведование училищем вверялось по назначению государеву особому попечителю. Начальник и главная надзирательница для непосредственного наблюдения за обучением девиц назначались с утверждения государыни. Назначение же прочего педагогического персонала утверждалось попечителем.

    Женские гимназии содержались почти исключительно на общественные и частные средства. К обучению допускались девицы всех свободных состояний. Численность таких гимназий составляла 250 учениц; но допускалось и большее число, если имелись средства для открытия параллельных классов.

    Учебный курс включал в себя первоначально: русский язык, Закон Божий, словесность, историю, географию, естествознание, арифметику, геометрию, французский и немецкий языки, начала педагогики, чистописание, рисование, пение, женские хозяйственные рукоделия и танцы. Иностранные языки и танцы были необязательными предметами, и за их обучение вносилась дополнительная плата.

    Вышнеградский и другие педагоги - Д.Д.Семенов, В.Я.Стоюнин, К.П.Петров, позже - И.Рашевкий, А.Н.Страннолюбский, стремились дать ученицам серьезное образование и развить их умственные способности. Большое значение они предавали естественным наукам. Окончившим педагогическое отделение выдавалось свидетельство «домашней учительницы».

    В 1879 году было утверждена единая для всех Мариинских женских гимназий программа обучения. Перестройка курса велась в направлении приближения его к курсу в институте благородных девиц, приспособленного к «особенностям женской природы» и «назначению женщины». Принятая в 1905 году «Нормальная учебная программа» окончательно уровняла учебный курс гимназии с институтским курсом. Женские гимназии ведомства императрицы Марии были платными учебными заведениями, причем плата за обучение превышала плату в мужских гимназиях.

    Сеть женских гимназий и прогимназий быстро расширялась: в 1880 году было 79 гимназий, 1887 году - 106 гимназий и 180 прогимназий. К 1909 году число женских гимназий и прогимназий составило 958.
    2.2.Частные женские гимназии

    Недостаток числа женских средних учебных заведений, а так же неудовлетворенность общества содержанием обучения и объемом учебных курсов в казенных женских гимназиях привело к открытию частных женских гимназий. С 1872 в России стали открываться частные женские гимназии По положению о частных женских гимназиях 1872 года предусматривалось, что они обладают теми же правилами, что и правительственные, обязаны придерживаться правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчиняться местному учебному округу. В 70-х было открыто 23 таких гимназии: семь- в Санкт-Петербурге, пять- в Харькове, четыре - в Москве и по одной в Орле, Одессе, Киеве, Тифлисе, Омске, Иркутске. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий( например женские гимназии в Царском Селе, классическая гимназия С. Н.Фишер в Москве ). Некоторые частные женские гимназии носили сословный характер, например женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге.

    2.3. Смольный институт.

    Смольный институт - первое в России среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И.И.Бецкого в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском - Смольном Новодевичьем монастыре, под названием «Воспитательное общество благородных девиц».

    Бецкой разделял воспитанниц на четыре возраста, таким образом, что каждая воспитанница, поступив в "Общество" в шестилетнем возрасте, должна была пробыть в нем не менее 12лет. Устав определил численность обучающихся в двести девиц благородного дворянского сословия. Во главе учебного заведения ставилась начальница, второй по значимости после нее была правительница - помощница по воспитательной части. По Уставу предусматривалось 12 учительниц на 200 воспитанниц. В смольном институте учились дочери дворян в возрасте от 6 до 18лет

    Цели образования в Смольном институте были изменены в 1783 году после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ», которая установила плохое знание воспитанницами русского языка и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время комиссия признала общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими.

    В Смольный институт по Уставу 1856 года принимались исключительно дочери знатных потомственных дворян и высших чиновников. Воспитание имело придворный и аристократический характер. Вся система образования была направлена на то, чтобы сформировать в девочках почтение к старшим, чувство благодарности, доброжелательности, опрятность, бережливость, учтивость, терпение, трудолюбие и прочие добродетели. В общую систему воспитания входили вопросы о физическом развитии детей и заботы об их здоровье. Устав требовал, чтобы "девицы имели чистый и опрятный вид", чтобы "свежий и проветриваемый воздух был в комнатах".

    С начала 19 века Смольный институт становится замкнутым, привилегированным учебным заведением, в его «мещанскую» часть принимаются не мещанские дочки, а менее обеспеченные дворянские дети. В нем вновь усиливается влияние иноязычных культур, культивируется преклонение перед царской фамилией, процветает лицемерие и ханжество.

    В 1848 году «мещанская половина» Смольного института была преобразована в Александровское училище и в том же году в нем был открыт класс с педагогическим уклоном.

    К.Д.Ушинский, назначенный в 1859 году в Смольный институт инспектором, провел ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь учебно- воспитательный процесс. Он ввел новый учебный план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т.д. Однако в результате преследований и доносов летом 1862 года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917 года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений. В 1917 году он был закрыт.

    Во второй половине 19 века по объему и характеру даваемых знаний Смольный институт отставал от других женских гимназий и лишь в 1905 - 1907 гг. его программы были приравнены к программам Мариинских женских гимназий.
    2.4. .Женский медицинский институт.

    Женский медицинский институт - единственный в дореволюционной России институт, дававший высшее образование женщинам. В 1872 году при медицинско-хирургической академии ( в Петербурге ) были организованы Женские врачебные курсы, которые существовали на частные средства. В 1887 году курсы были закрыты.

    Преемником их был открытый в Петербурге В 1897 году Женский медицинский институт, приравненный в 1904 году к медицинским факультетам университетов и принятый на содержание казны. Окончившим женский медицинский институт предоставлялись права лекаря (врача ) и право получения ученой степени доктора медицины.
    2.5. Женский педагогический институт.

    В 1903 году на базе женских педагогических курсов в Петербурге был основан Женский педагогический институт - высшее педагогическое учебное заведение в России. В институт принимались девочки не моложе 16 лет, окончившие женские гимназии, институты благородных девиц. Институт имел два отделения: физико-математическое и словесно-историческое. Курс обучения делился на четыре года: два года изучались общеобразовательные дисциплины, с третьего года начинались занятия по педагогике и педагогическая практика. Для проведения практики при институте были созданы женская гимназия, начальная школа, детский сад. В 1913 году в женском педагогическом училось 1030 студенток. После 1917 года институт был переименован в первый Петроградский государственный педагогический институт.

    В сороковых и пятидесятых годах особое внимание было обращено на женские институты. Они были значительно преобразованы. Цель женского образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей семейств». С этой целью была разработана учебная часть «чтобы с образованием, в надлежащей мере ума и сердца, воспитанницы могли приготовиться к будущему важному их значению». С другой стороны, выставлялось на вид, что «образование свыше состояния учащихся не всегда для них полезно, иногда обращается им во вред». Образование женщины должно было резко отличаться от образования в мужских заведениях. В инструкции высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы государственной или общественной, подобно мужчине, не для ученного поприща, а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть направлено к иной цели, чем воспитание юношей».

    Из написанного выше следует, что одной из главных задач воспитательного процесса была подготовка девушек к семейной жизни, к осознанию роли матери и жены.
    3. Проблема женского образования и воспитания.

    В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания - было раскрытие в девушке тех качеств, которые были необходимы ей в семейной жизни. Но следует отметить, что в образовании и воспитании уделялось очень мало внимания развитию умственных способностей девушки, получению ею научных знаний. Акцент делался на формирование в ней роли матери, жены, поэтому ей давались только те знания и умения, которые ей были нужны в будущей семейной жизни. Такое положение женщин в образовательной системе объясняется скорее всего её социальным положением и общественным значением.

    Испокон веков считалось само собой разумеющимся, что девушка рано или поздно станет матерью. Осознание человечеством, что дети - это благо, повлекло за собой уважение к женщине. И женщина желала стать матерью, чтобы снискать себе почет и уважение. Материнство считалось священным долгом каждой женщины.

    Со временем стали меняться женские идеалы, а в следствие и сам образ женщины. Женщина стала бороться за равные права с мужчиной, доказывать, что она ничем не хуже «сильной половины» общества. Женская эмансипация привела к тому, что женщина стала отождествлять себя с мужчиной. Круг интересов стал настолько широк, что постепенно, незаметно для себя, стал удаляться от семьи и своих материнских обязанностей. Борьба женщин за равные с мужчиной права, желание ни в чем не уступать и быть равной с ним во всем отразились на воспитательном процессе в общеобразовательной системе.

    Воспитание девочек и мальчиков на сегодняшний день не ориентировано на половые особенности и их дальнейшие жизненные роли. Школа дает равное образование и тем и другим, это, в принципе, не совсем плохо, а наоборот - хорошо. Интеллектуальное развитие мальчиков и девочек ничем не отличается.

    А что касается воспитания и подготовки школьников к семейной жизни- этот вопрос остается не решенным, школа не готовит детей к их дальнейшим жизненным ролям. В девочках не воспитывается роль матери, не формируется женственность. Учебные заведения не учитывают психологические особенности подростков при организации образовательного и воспитательного процесса, а знать эти особенности должен каждый педагог, и учитывать их при воспитании личности как мальчиков, так и девушек. Ведь не зная этих особенностей нельзя добиться положительных результатов при воспитании и формировании необходимых качеств для любой девушки.

    Существует особый мир чувств, присущий женской природе, обусловленный особенностями женского организма, особым назначением женской природы – материнством, которое определяет не только физиологию женского организма, но и все многообразие ее ощущений, восприятий, переживаний и т.д. Это вечное женское начало, преломляясь через социальные требования, и обусловило специфическую психологию женщины. Природа вложила в женщину огромный запас материнской любви, и эта любовь не только к детям, но и к любимому человеку, к родителям, распространяется на все окружающее. Эта любовь, доброта, сострадание, сопереживание обогащают все чувства женщины, вносят в ее внутренний мир душевную тонкость, нежность, глубокое интуитивное понимание эмоционального состояния других людей.

    Из выше описанного видно как важна подготовка девочек к будущей семейной жизни, как необходимо правильно воспитать личность девушки и сформировать роль матери.

    Женское воспитание, подготовка подростков к самостоятельной жизни отодвигается школой на второй план. Родители не всегда имеют достаточно времени, чтобы целенаправленно заниматься воспитанием и развитием ребенка. Большинство из них стараются воспитание и образование переложить на плечи других, как они считают, более опытных, знающих и умеющих людей, забывая при этом о важности и необходимости семейного воспитания.

    Из этого можно сделать вывод, что сегодня как такового женского образования не существует. Я считаю, что эту достаточно актуальную проблему нельзя оставить без внимания и надо стараться искать всевозможные способы в ее решении. Если общеобразовательные школы не могут решить этот вопрос, то частичное решение этой проблемы могут взять на себя внешкольные учреждения с их мастерскими, кружками и секциями. Мне кажется, что эта идея вполне реальна и применима на практике.
    Заключение.

    Велика роль женщины в обществе, но особенно велика её роль в семье. От её качеств, черт характера, знаний, умения, желания, создать и сохранить этот небольшой, но такой важный для жизни каждого «мир семьи» зависит многое. У истоков личности стоит мать. Представьте себе мать без доброй улыбки, без нежности, без теплого и заботливого отношения к своему ребенку.

    «Мать», «женщина», «девушка»- эти понятия не совместимы с жестокостью, бессердечностью, грубостью, вспыльчивостью, о которых заговорили в последние годы и которые стали проявляться в девушках все чаще и чаще.

    Проблема женского воспитания, которое включает в себя и подготовку девушек к семейной жизни, стала очень важной и актуальной на сегодняшний день. И оставлять без внимания её никак нельзя.

    Общеобразовательные школы, в силу сложившихся обстоятельств, не могут полностью решить эту проблему. Они на данный момент , в процессе своей деятельности, реализуют другие, стоящие перед ними, задачи. Школа старается дать детям предметные знания, необходимые им для дальнейшего обучения. Но в тоже время, она забывает о выполнении одной из важных своих задач- подготовке детей к семейной жизни.

    Невнимание к проблеме женского воспитания, в какой-то мере , связано и с тем, что в педагогической литературе этот вопрос освещается незначительно. Изучив около 20 источников, только в 3-х из них, поднимается проблема женского воспитания.

    В работах Л.Н. Тимощенко, А.Г.Хрипковой, И.С.Кона подчеркивается необходимость женского воспитания. В них даются рекомендации по организации воспитательного процесса с учетом психологических особенностей девушек. Но ни в одном из источников не раскрывается вопрос, какие именно черты и качества должны быть сформированы в девушке, чтобы она была женственной, успешной и подготовленной к семейной жизни.

    Девочки- это завтрашние матери, воспитательницы детей и в каждой из них должно проснуться желание быть женственной, создать прочную и дружную семью.

    Женственность- это собирательная характеристика личности. Поэтому женственность характеризуется добротой, искренностью, нежностью, естественностью, общительностью, способностью понять другого человека, умением найти нужное решение в спорных ситуации. Все эти качества должны быть сформированы в девушке в ходе воспитательного процесса.

    Школы, как я уже отмечала выше, не могут полностью решить проблему женского воспитания.

    А при разработке специальных программ, которые будут направлены на формирование в личности девушки специфических черт и качеств, необходимых для семейной жизни, проблема женского воспитания будет успешно решена, а вместе с ней будут решены и многие проблемы нашего общества.
    Список литературы:

    1. История педагогики. - М., Мысль, 1976

    2. Российская педагогическая энциклопедия.Т 1.Т2., М.,1993

    3. Домострой. Как устроить свой быть богоугодно, а жизнь свято. –М., Библиотека «Благовещенье», 2007г.

    4. Миропольский С.А. Школа и общество (частная харьковская женская воскресная школа), - Харьков, 1992 г.

    5. Сборник всех программ и правил поступления в женские и мужские учебные заведения, - М., Знание, 1991 г.

    6. Никольская А.А Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России, - М., Школа, 1990 г.

    7. История педагогики. - М., Мысль, 1976

    8. История педагогики. - М., Просвещение, 1983 г.

    9. Возрастная педагогическая психология. - М., Знание, 1984 г.

    10. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. - М., 1989 г.

    11. Федосова Э.П. Бестужевские курсы - первый женский университет в России.- М. 1980 г.

    12. Высшие женские (бестужевские курсы). - М., 1966 г.

    13. Санкт-Петербургские ВЖК. - Л., 1973 г.

    14. Педагогическая хрестоматия. - М., 1907 г.

    15. Тимощенко Л.Н. Воспитание старшеклассниц. - М.: Просвещение, 1990 г.

    16. Женщины в меняющемся мире: история и современность. - Ижевск: УдГУ, 1996 г.


    написать администратору сайта