Главная страница
Навигация по странице:

  • Кто же тогда человек - великий или ничтожный

  • Но какова была объективная реальность

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Эссе1_философия_ДураковаП.А._ЭБ02_2102. Санктпетербургский имени в. Б. Бобкова филиал


    Скачать 20 Kb.
    НазваниеСанктпетербургский имени в. Б. Бобкова филиал
    Дата07.12.2022
    Размер20 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭссе1_философия_ДураковаП.А._ЭБ02_2102.docx
    ТипДокументы
    #833316

    Государственное казенное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Российская таможенная академия»

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИМЕНИ В.Б.БОБКОВА ФИЛИАЛ

    Кафедра гуманитарных дисциплин
    ЭССЕ

    по дисциплине «Философия»


    Тема 21 Кто такой человек для эпохи Возрождения?
    Выполнил: Дуракова П.А. ,

    студент 2 курса очной формы обучения

    _экономического факультета, группа __Эб02/2102_____.

    Проверил: Черных А.Б., к.с.н, доцент
    Количество баллов__________________

    Подпись___________________________

    «» ________________________ 20__ г.

    Санкт-Петербург

    2022

    На смену мрачному Средневековью приходит эпоха Возрождения. В самом ее названии заложено стремление к переосмыслению концепций телесности и смене установок. Ведущие характеристики общественной мысли в эпоху Ренессанса - новое прочтение философских идей Античности и выраженный антропоцентризм.

    Именно это обусловило интерес к проблемам ценности человеческого бытия, самореализации и свободы. Вопросы человеческого тела, внешности и физической привлекательности вновь обретают значимость.

    Эпоха Возрождения - довольно противоречивая эпоха. Она не определяется точными временными рамками, поскольку началась повсюду в своем собственном неопределенном времени. Эпоха Возрождения очень обширна, богата и не проста, что также приводит к трудностям в определении временных областей, обозначающих этот период. Эта эпоха знаменует собой переход к новому времени, к новому отсчету жизни.

    В интеллектуальной сфере происходит процесс освобождения культуры от религиозных идеологий и церковных институтов. Распад корпоративной системы Средневековья привел к тому, что человек начал представлять себя сам, осознавать собственную силу и талант. Новая эпоха - это возрождение старой культуры: образа жизни и мышления.

    Философия эпохи Возрождения антропоцентрична. Человек, а не Бог, находится на переднем плане, хотя Бог не отвергается полностью. Мыслителей этой эпохи интересует природа человека, его автономия и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая принимает на себя, так сказать, творческие функции Бога. Он не только творец, но и творец и художник одновременно. Излюбленный мотив живописи эпохи Возрождения - Богородица с младенцем.

    Философское мышление этого периода можно назвать антропоцентрическим.

    В эпоху Возрождения человек становится гораздо более независимым, все чаще представляет не ту или иную ассоциацию, а самого себя. Это порождает новое самосознание человека и его новую социальную позицию: гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными чертами человека. Человек эпохи Возрождения склонен приписывать себе все свои достоинства. Универсальность - это идеал человека эпохи Возрождения. Человек становится творцом самого себя. В результате человек больше не нуждается в божественной благодати для своего спасения. В той мере, в какой человек видит себя творцом собственной жизни и судьбы, он также считает себя неограниченным хозяином природы.

    В эпоху Возрождения искусство приобретает огромное значение, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает некий священный характер (сакральный).

    Человек эпохи Возрождения - это собирательный образ. Этот Человек необыкновенно умён, образован и талантлив. Его таланты самые разнообразные - он великолепный художник и скульптор, он архитектор и механик, он математик и астроном, он анатом и ботаник, он геометр и физик, он поэт, писатель, драматург, оратор и музыкант... в общем он умеет всё и делает это лучше всех.


    Кто же тогда человек - великий или ничтожный?

    Постановка этого вопроса и выдвижение его на передний план исследований, в том числе философских, была обусловлена субъективными и объективными процессами, происходившими в эту эпоху.

    Анализ эпохи Возрождения показывает, что в ней преобладали субъективные процессы. Это была эпоха спонтанного самоутверждения человека на уровне сознания. Как сказал Р. Моннье, человек каким-то образом думал о себе иначе, что он не Бог, не сатана, но и не человек в своей истинной сущности.

    Конечно, возникает вопрос, почему это произошло именно тогда, почему именно в эту эпоху возникла идея самоутверждения личности человека?

    Конечно, ответ следует искать прежде всего в характере общественного бытия, во всей системе объективных потребностей зарождающегося буржуазного общества, реализация которых требовала нового человека, "человека-личности", мыслящего, рационального, активного, ответственного, то есть свободного. Во-вторых, идея самоутверждения исходила от самого человека как индивида, от его стремления к другому, собственному материальному и духовному бытию, другому образу жизни, другому пониманию смысла жизни и собственного предназначения, с учетом всего его природного и социального бытия. Иными словами, для человека эпохи Возрождения прежде всего было важно утвердить свое независимое существование и удовлетворить все то, что он считал важным и необходимым для себя лично как человека. Далее говорится: "Человек верил, что может достичь всего этого любыми средствами, лишь бы самоутвердиться, лишь бы была достигнута конечная цель - свобода. По его мнению, эта цель оправдывала все средства для ее достижения.


    Но какова была объективная реальность?

    С одной стороны, человек эпохи Возрождения считал необходимым удовлетворять свои материальные потребности: хорошо питаться, красиво одеваться, иметь уютный дом, без вреда удовлетворять свои другие телесные потребности, что само по себе не должно быть ни запретным, ни греховным. Но разве это не свойственно в своей основе и животному (пренебрегая эстетической формой); разве человек с такими потребностями не остается на уровне животного? К счастью, человек эпохи Возрождения задавал себе такой вопрос. И вот, с другой стороны, человек, утверждая себя на такой основе, все же желал оставаться (прежде всего) духовным существом, хотя и вне всякого культа, вне религиозных и этических норм. Человек хотел, чтобы во всем этом идеалы доброго, благородного, прекрасного не были утрачены, изгнаны из его человеческой духовности и из условий его реальной повседневной жизни.

    Таким образом, после анализа философии Возрождения остается неизгладимая благодарность за то, что человек был сильно идеализирован, приятное чувство осознания того, что человек занимает важное место в жизни, что многое происходит вокруг него, для него, благодаря ему. Связанные друг с другом, следующие друг за другом во времени, Средневековье и Возрождение представляют собой две взаимоисключающие эпохи. Особенно это касается взглядов их представителей на природу и предназначение человека.

    Религиозно-идеалистический взгляд на человека основан на христианских догмах. В ней человек - существо, созданное по образу и подобию Бога, но наделенное Им свободной волей, со всеми вытекающими из этого "блага" последствиями.

    Концепция Возрождения основана на рационалистическом и натуралистическом подходе к человеку. Она возникает из потребностей веры человека в свои силы, в возможность создать для себя естественную, свободную жизнь и построить гуманистическое общество.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Брагина Л.М. "Гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практики культуры" // М.: "Гардики", 2016 г. - 353 с.

    2. Волохова Е.В. Специфика экспликации феномена свободы в философии эпохи Возрождения и Нового Времени // Гуманитар. и социал. науки. – 2015.

    3. Гадомская П.А. Проблемы конфликта средневековой философии и философии эпохи Возрождения // Эксперт года 2018

    4. Григорян К.Г. Проблема личности в философии эпохи Возрождения / Григорян К.Г., Васильев А.М. // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 83-84.

    5. Дилтей В. Мировоззрение и гуманитарные исследования со времен Возрождения и Реформации. - М.: Просвещение, 2020 г. - 502 с.

    6. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. Философия: учебник. - М.: 2020. - 189 с.

    7. Иванов В.А. История Возрождения. МОСКВА: АКМ, 2017. -169 с.

    8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - МОСКВА: ЭКСМО, 2017. с. 367.

    9. Минин Д.А. Особенности и основные черты философии эпохи возрождения. Политико-правовые идеи в философии Возрождения // Экономика и социум. – 2018.

    10. Нелева И.М. Философия. Учебное пособие - М.: 2016 г. - 246 с.

    11. Чечеткина И.И. Взаимодействие философии, искусства и науки в эпоху Возрождения // Вестн. Казан. технол. ин-та. – 2014. – Т. 17, № 18. – С. 326-329


    написать администратору сайта