КУРСОВАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА. КОНТРОЛЬНАЯ МУЗЫКА. Сборник Ветлугина Н. Музыка в детском саду
Скачать 203.81 Kb.
|
ОглавлениеЗадание 1. Серенада. Инструментальный оркестр. 1 Задание 2. Гобой 3 Задание 3. А.К. Лядов «Кикимора» 6 Задание 4. М. Красев «Строим дом» (Сборник: Ветлугина Н. «Музыка в детском саду» средняя группа стр.53) 8 Список литературы 10 Задание 1. Серенада. Инструментальный оркестр. 1) Серенада (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер) — музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия. В самом старом значении серенада — песня, исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне, мандолине или гитаре. В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой — так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты, исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное, так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела, Алессандро Скарлатти, Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон, Антонио Кальдара. Антонио Кальдара серенада из оперы «Согласие планет». Суть произведения проста – планеты выстраиваются в своеобразный парад и ведут разговоры между собою, обсуждая достоинства некой Элизы, под которой, вне всякого сомнения, имелась в виду императрица. Это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, а также богиня Диана, символизирующая Луну, и бог Аполлон, символизирующий Солнце. В результате дискуссии планеты приходят к полному согласию, что Элиза – совершеннейший идеал, и славят её. Произведение было названо «Согласие планет».[5] Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки — многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, родственная кассации, дивертисменту и ноктюрну, и главным образом сочиняемая в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют в XX столетии. Обычно такие сочинения легче, чем другие сочинения из многих частей для большого ансамбля (например, симфония), где мелодичность более важна, чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии, Германии, Австрии и Богемии. 2) Оркестром называют объединенных в коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах произведения, которые предназначены специально для этих инструментов. И от того, каков этот состав, оркестр имеет различные музыкальные возможности: по тембру, динамике, выразительности. Главные из них - это: симфонический; инструментальный; оркестр народных инструментов; духовой; джазовый; эстрадный. Инструментальный оркестр отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую). Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке. Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа. Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах. Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа. Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения. [4] Задание 2. Гобой Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с музыкальным инструментом «Гобой» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах; 2. Развивать восприятие музыки; 3. Приобщить воспитанников к классической музыке через изучение инструментов симфонического оркестра. Дети входят в зал и исполняют приветствие «Здравствуйте» М. Ю. Картушиной. Воспитатель: Возьмите каждый по одной карточке, сейчас мы с вами поиграем. Игра «Музыкальные инструменты», 1 часть – дети с карточками музыкальных инструментов бегут по кругу. 2 часть – пружинки, руки с карточкой вправо – влево, кружение. По окончании музыки дети по очереди (на кого покажет воспитатель) называют инструмент, и к какой группе симфонического оркестра он относится. Дети садятся к фортепиано. Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая необычная птичка (дует в свистульку). Что это, ребята? Свистулька – народный духовой инструмент. Почему духовой? Потому что в нее дуют! А на чем играет пастушок? (показ иллюстрации). Правильно, на дудочке или свирели. Послушайте. Исполняется в аудиозаписи « Концерт для гобоя с оркестром ля минор» Антонио Лючио Вивальди. Музыкальный руководитель: Как звучит музыкальный инструмент? Звук легкий, изящный, свистящий. Это играет флейта (иллюстрация). Флейта – духовой инструмент, очень похожий на дудочку. Мы сегодня познакомимся с вами с духовыми инструментами симфонического оркестра. Назовите группы инструментов, которые вы уже знаете? (Плакат – инструменты симфонического оркестра). Дети называют инструменты. Музыкальный руководитель: Прежде всего, знайте, что существует 2 группы духовых инструментов, в зависимости от материала, из которого эти инструменты изготовлены. Из дерева – (дети говорят: деревянные), из меди (дети говорят: медные) духовые инструменты. К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, фагот, кларнет и гобой (показ карточек). У флейты самый высокий голос. Флейта – деревянный духовой инструмент, но сейчас чаще всего её изготавливают из металла, иногда из пластика и стекла. Послушайте флейту. На экране слайд – флейта (из музыкальной презентации «Духовые инструменты»). Коррекционное упражнение «Соедини по точкам» (контур флейты). Музыкальный руководитель: Гобой – голос у него пониже, чем у флейты. Голос у Гобоя немного гнусавый (как у человека, который говорит «в нос») (слайд – гобой). Послушайте. Исполняется в аудиозаписи «Концерт для гобоя с оркестром ми бемоль мажор» В. Беллини. Игра «Музыкальные картинки» (найти силуэт гобоя на картинке) фото. Музыкальный руководитель: Кларнет (плакат) обладает мягким, теплым, ласковым тембром (голосом). Может петь и высоко и низко (слайд – кларнет). Послушайте. Исполняется в аудиозаписи «Концерт № 1 для кларнета с оркестром» Вебера. Показать на плакате «инструменты симфонического оркестра». Музыкальный руководитель: Фагот – деревянный духовой инструмент с самым низким голосом (тембром звучания), исполняет басовые партии в оркестре (слайд – фагот). Послушайте. Исполняется в аудиозаписи «Соло на фаготе», Петр Стоянов. Музыкальный руководитель: Помните, мы с вами смотрели сказку «Музыкальный теремок». Пусть сегодня в нашем музыкальном теремке поселятся только духовые инструменты. Игра «Найди карточку заданного инструмента, и размести в окошке теремка» (дети выполняют по одному по желанию, остальные дети проверяют правильность выполнения задания, помогают). Музыкальный руководитель: Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? С какой группой симфонического оркестра мы сегодня познакомились? Какой духовой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). Мы приготовили для вас карточки с загадкой, которую вы попробуете разгадать с мамой или папой и нарисуете отгадку (на обороте силуэт – точками). Подойдите, пожалуйста, ко мне, я хочу вас поблагодарить и попрощаться (дети закрывают глаза, музыкальный руководитель гладит их по голове). [2] Задание 3. А.К. Лядов «Кикимора» А. К. Лядов. Личность этого композитора была необыкновенно колоритной. Он был совершенно не похожим ни на одного из тех композиторов, с которыми общался и был дружен…. Он родился в середине XIX в. (1855-1914г.) в городе Петербурге. Будущий композитор был сыном капельмейстера театра. Мальчик рано остался без матери, поэтому жизнь его протекала среди театральной жизни (постоянно был в театре, смотрел и слушал оперные спектакли и балеты, слушал оркестр). Вот, что пишут о детстве Анатолия Лядова: «На сцене он участвовал в шествиях и в толпе, а приходя домой, изображал перед зеркалом Руслана и Фарлафа. Певцов, хор и оркестр он наслушался вдоволь… Музыкой он жил, сочиняя во всевозможных родах…». От природы Лядов был человеком жизнерадостным, склонным к остроумию, он хорошо рисовал, был занимательным рассказчиком. В 15 лет Лядов поступил в Петербургскую консерваторию (что такое консерватория?), позже закончил её блестяще. Сразу же после окончания консерватории в 1878 году композитор становится в ней педагогом. С именем А. К. Лядова в русской музыке неразрывно связанны образы народной сказочности, таинственный и загадочный мир сказки, которой нельзя было передать словами. Анатолий Константинович Лядов своё одночастное симфоническое творение назвал «сказочной картинкой». Действительно, главная героиня данного сочинения, именуемая Кикиморой, является фольклорным мифологическим персонажем, а точнее: нечистью в образе злой уродливой женщины, приносящей людям всевозможные беды. Уже само название миниатюры поясняет, что сочинение имеет программу, которую композитор всецело почерпнул из книги фольклориста Ивана Сахарова. Согласно данному литературному тексту, автор, используя всю красноречивость музыкальных выразительных средств, колоритно отобразил коварного персонажа, причём не только внешнее его безобразие, но и внутреннюю зловредную сущность. Для этого он употребил пронзительно свистящий тембр флейты-пикколо, засурдиненные трубы, мрачный звук бас-кларнета, сухое щёлканье ксилофона, а также неустойчивые гармонии, искромётные мелизмы и острый ритм. Однако, несмотря на такие безрадостные тона, у слушателей всё равно складывается впечатление, что композитор иронизирует и насмехается над своей героиней. Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж — низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы — presto — открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа. У А. Лядова симфоническая картина «Кикимора» является программным произведением. Программной музыкой называется музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. В основе «Кикиморы» — народное сказание, которое помогает воспитывать любовь к устному народному творчеству у детей, способствует развитию познавательного интереса, творческих способностей, а также развивает у детей умение раскрывать образ с помощью музыки. [1] Задание 4. М. Красев «Строим дом» (Сборник: Ветлугина Н. «Музыка в детском саду» средняя группа стр.53) 1. Детская песенка рассказывает о строительстве большого дома, целый день не покладая рук ребята увлеченно строят большой дом, в котором будет все как в настоящем доме и окошко и труба. Но, построить дом, это мало, надо чтобы он был красивым и радостным, поэтому ребята разукрашивают дом флажками и цветами. И жить в этом доме будут веселые зверята, которые будут радовать детей. В целом песенное творчество М. Красева, обращенное к детям, подкупает яркой образностью, общительностью и ясностью музыкального замысла. Музыкальные образы создаются мелодией, темпом, ритмом, ладом, тембром, регистром, гармонией, фактурой – средствами музыкальной выразительности. В песне М. Красева «Строим дом» все средства выражают шуточный озорной характер музыки. Мелодия весёлая, отрывистая; темп подвижный; ритм равномерный, чёткий; лад мажорный; гармония простой ясной классической последовательности с гомофонно-гармонической фактурой, то есть голосом с сопровождением. Педагогическая и воспитательная ценность детской песни М. Красева «Строим дом» заключается в обобщении и уточнении знания детей о составных частях дома; расширении и активизировании словарного запаса детей по данной теме; закрепление знаний и расширение представлений о профессии «строитель»; умение отвечать на вопросы полным ответом; совершенствовании навыков правильного выполнения двигательных действий в сочетании с речевым сопровождением; развитие творческого воображения, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук; тренировки речевого дыхания; воспитание уважения к профессии «строитель»; воспитания умения работать в коллективе, контроля своего поведения. 1.Целый день тук да тук – Раздаётся звонкий стук. Строим дом, дом большой И с окошком и с трубой. 2.Разукрасим мы дом, Наверху флажок прибьём. Принесём мы цветов – Новый дом, встречай жильцов! 3.Строим дом, дом большой И с окошком и с трубой. Будут жить в доме том Зайка с Мишкой и Слоном.[3] Список литературы 1. Ветлугина Н.А. Методика воспитания в детском саду. М. Просвещение. 2000 г. 2. Диалоги о музыкальной педагогике. М. 2002 г. 3. Музыка в детском саду средняя группа песни, пьесы, игры для пения в сопровождении фортепиано (баяна) составители Н. Ветлугина, И. Дзержинская, Л. Комиссарова М. «Музыка» 1987. 4. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. 2001 г. 5. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000 г. |