Диплом 1. Организация вокально инструментального ансамбля на базе мук цкд мб и сд Искра
Скачать 87.53 Kb.
|
Министерство культуры Свердловской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Свердловский колледж искусств и культуры» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема Организация вокально инструментального ансамбля на базе МУК ЦКД МБ И СД «Искра» Выполнил Русинов А.Л. (Фамилия Имя Отчество) (подпись) Специальность СКД Группа ОКДД Руководитель (Фамилия И. О.) (подпись) (место работы, должность, ученое звание, степень) К защите допустить Заместитель директора по учебной работе Выпускная квалификационная работа выполнена с оценкой Дата защиты «____» _______________ 2019 г. Секретарь ГАК (Фамилия И. О.) (подпись) Екатеринбург, 2019 г. Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы творческого развития младших школьников средствами музыкального фольклора 10 1.2. Потенциал средств фольклора в творческом развитии младших школьников 16 Выводы по 1 главе 23 Глава 2. Практические аспекты творческого развития младших школьников средствами музыкального фольклора в условиях творческого объединения 25 2.1. Состояние творческого развития детей в условиях Дома культуры творчества детей и молодёжи г. Бисерть 25 2.2. Проектирование программы художественно-эстетической направленности «Музыкальное творчество народов Урала» 32 2.3.Результативность реализации проекта программы «Музыкальное творчество народов Урала» в творческом объединении Дома культуры детей и молодёжи. 45 Выводы по 2 главе 50 Заключение 52 Список литературы 53 ВведениеАктуальность темы исследования обусловлена все возрастающей потребностью современного общества в людях, которые были бы не только здоровыми и сознательными членами общества, но и могли бы творчески подходить к любому делу и проблемам, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал. Стратегическим направлением активизации обучения становится не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий для полноценного развития личности школьников, осмысленности учения и досуга, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в процесс обучения на уровне творческой активности, развитие их интеллектуального потенциала и творчества. На сегодняшний день актуальной представляется задача изучения проблемы совершенствования творчества не только как процессуальной характеристики (соответствие стадиям и этапам развития личности ребенка), но и с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре исследования оказываются личностные качества ребенка, обеспечивающие ему полноценное развитие в обществе (Г.М.Андреева, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). В многочисленных работах отмечается, что одним из мощных средств творческого развития детей младшего школьного возраста является погружение в музыку в условиях учреждения дополнительного образования. Обобщение результатов анализа методологической, научно-методической, педагогической литературы и педагогической практики общего образования позволило выявить следующие противоречия между: потребностью дополнительного образования в теории, раскрывающей закономерности творческого развития и неразвитостью ее методологических основ; опытом разработки и реализации программ дополнительного образования и отсутствием описания подхода к проектированию программ художественно-эстетической направленности, способных решать е задачи творческого развития. Данная проблема определила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Творческое развитие младших школьников средствами музыкального фольклора (на примере «МАУДО «Дворец творчества» г. Красноуфимска)» Цель исследования– теоретически обосновать, спроектировать и провести апробацию проекта программы фольклорного творческого объединения, направленного на развитие творчества младших школьников. Объект исследования – творческое развитие младших школьников в условиях фольклорного творческого объединения. Предмет исследования – ресурсы фольклорного творческого объединения как средство творческого развития младших школьников Это позволило выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой процесс развития творчества младших школьников средствами музыкального фольклора будет осуществляться наиболее эффективно, если в качестве основных условий предполагаются: 1. Рассматривать творческое развитие не столько как приобретение определенных технических навыков, а создание условий, в которых ребенок может совершать качественные переходы в своем сознании, окунаться в неизведанное, создавать качественно новые для себя творческие продукты, социализироваться. 2. К признакам творческого развития отнести: целеустремлённость, самостоятельность, познавательная активность, обретение новых знаний, умений, способов осуществления деятельности, инициативность, искренность, овладение творческим процессом, способность к обсуждению и критической оценке своих продуктов творческой деятельности. 3. Рассматривать в качестве критериев оценки творческого развития развитость вкуса, сформированность потребности в творческом познании и преобразовании, овладение инструментарием, творческим процессом, проверкой полезности результатов. 4. Считать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для творческого развития. В этот период интенсивнее подвергаются преобразованию ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). 5. Рассматривать фольклорное творческое объединение как особенную среду общения и совместной деятельности, в которой дети могут проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее обеспечивает основные условия творческого развития: целенаправленность и сопричастность со стороны педагога, раннее приобщение, позитив, свободу, сенсорное развитие, подготовленность, погружение в социально значимые виды творческой деятельности, обогащение впечатлений, содержательную насыщенность среды. 6. Отнести к основным принципам организации творческого развития через погружение детей в фольклор относятся принцип творческого усвоения музыкального фольклорного языка, принцип вариативности; принцип образности. 7. Считать, что погружение в фольклор в условиях творческого объединения должно основываться на: -овладении игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства; -обретении навыков танцевальных и театрализованных действий; -развитии у детей чувства ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем; -осмыслении образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, -умении менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев; - обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому пению; - успешном развитии мыслящего, нравственного, творческого человека, несущего и хранящего историю и духовность поколений; - творческой интерпретации фольклорных образцов; - на овладении мировоззрения создателей фольклорных музыкальных произведений; -сочинении и сотворчестве (в звукоподражании, сочинительстве фраз коллективно или индивидуально, сольной импровизации собственного варианта образца в определенном жанре, восприятии сказок и вокальной импровизации их текстовых фрагментов; в двигательном творчестве – импровизация танца с использованием знакомых элементов, импровизация имитационных и образных движений в танцах и подвижных играх; в инструментальном творчестве – инструментальная импровизация звукоподражаний, импровизация на инструментах ритмических рисунков 8. Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда, театрализации, с использованием культурологического подхода. В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании ставились и решались следующие задачи: 1. Изучить литературу по теме исследования и раскрыть сущность понятия «развитие творчества личности» и его составные компоненты. 2. Определить психолого-педагогические особенности развития творчества младшего школьного возраста; 3. Выявить ресурсы фольклорного творческого объединения в развитии творчества младших школьников. 5. Разработать проект программы фольклорного творческого объединения, направленный на развитие творчества младших школьников. Теоретическую базу исследования составили исследования в области психологии и педагогики творчества (Л.С.Выготский, М.Р. Львов, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, и др.);обучения музыке детей младшего школьного возраста(О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, Л.С. Зац, Е.Д. Критская, М.С. Осеннева В.А. Школяр, и др.); наше исследование также опирается на работы по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, рассматривающие особенности младшего школьного возраста (Л.И.Божович, Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, B.C. Мухина, Г.А. Урунтаева, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.). Примененные в работе методы исследования. Теоретические; анализ, синтез, индукция, дедукция. Эмпирические: наблюдение, опрос, программирование деятельности. Теоретическое значение исследования: 1. В нашей работе осуществлена попытка дать описание развитию творчества, перечислены признаки развития творчества, критерии оценки развития творчества, перечислены принципы организации среды, способствующей развитию творчества. 7. Считать, что погружение в фольклор в условиях творческого объединения должно основываться на -овладении игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства; -обретении навыков танцевальных и театрализованных действий; -развитии у детей чувства ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем; -осмыслении образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, -умении менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев; - обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому пению; - успешном развитии мыслящего, нравственного, творческого человека, несущего и хранящего историю и духовность поколений; - творческой интерпретации фольклорных образцов; - на овладении мировоззрения создателей фольклорных музыкальных произведений; -сочинении и сотворчестве (в звукоподражании, сочинительстве фраз коллективно или индивидуально, сольной импровизации собственного варианта образца в определенном жанре, восприятии сказок и вокальной импровизации их текстовых фрагментов; в двигательном творчестве – импровизация танца с использованием знакомых элементов, импровизация имитационных и образных движений в танцах и подвижных играх; в инструментальном творчестве – инструментальная импровизация звукоподражаний, импровизация на инструментах ритмических рисунков 8. Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда, театрализации, с использованием Практическое значение исследования: 1.Определён подход к проектированию программы фольклорного творческого объединения 2. Разработан проект программы фольклорного творческого объединения, направленного на развитие творчества младших школьников База исследования. В экспериментальной работе принимали участие 30 обучающихся МУК ЦКД МБ И СД «Искра» - ученики 2-3 классов школ города Бисерть. Возраст детей 8-9 лет. Исходя из целей и задач выпускной квалификационной работы нами применялись следующие методы исследования: - теоретические методы – обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической, философской, музыковедческой литературы; - эмпирические методы – наблюдение и самонаблюдение, анализ музыкальных впечатлений и продуктов творчества детей, программирование деятельности, проектирование. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложения, понятийного аппарата. |