Диплом 1. Организация вокально инструментального ансамбля на базе мук цкд мб и сд Искра
Скачать 87.53 Kb.
|
Глава 2. Практические аспекты творческого развития младших школьников средствами музыкального фольклора в условиях творческого объединения2.1. Состояние развития творчества детей МУК ЦКД МБ И СД «Искра» г. Бисерть В педагогическом эксперименте проходил в три этапа. На первом этапе были изучены возможности и результаты развития творчества младших школьников в условиях Дома культуры. Критериями оценки уровня развития творчества младших школьников в условиях творческого объединения выступали: 1)овладение процессом творчества; 2)овладение инструментарием музыкального фольклора; 3)новые качества творческой деятельности младших школьников. Задачи констатирующего этапа экспериментальной работы: определить исходный уровень развития творчества в творческом объединении определить методические, психолого-педагогические, организационные условия, определившие исходные результаты ; оформить результаты диагностики в таблицу и график; сделать общий вывод по результатам количественной и качественной обработки результатов. Формирующий этап эксперимента имел целью –создание проекта программы ДО «Музыкальное творчество народов Урала», способствующей творческому музыкальному развитию младших школьников. После этого был проведен итоговый этап эксперимента, который включал повторную (итоговую) диагностику уровня творческого развития. В настоящее время МУК ЦКД МБ И СД «Искра» является единственным отраслевым предприятием в сфере культуры искусства, охраны историко-культурного наследия на территории Бисертского городского округа (далее по тексту Дом культуры). Учреждение ориентировано на обучение, воспитание и развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению на основе реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Дом культуры находится на территории Бисертского городского округа. Необходимость Дома культуры подтверждается статистическими данными: в городе 2 тысячи родителей, заинтересованных на ориентации детей в истинно человеческих ценностях, общественно и лично значимых. Дом культуры предоставляет возможности для развития познавательного интереса обучающихся, так как располагает материальной базой, квалифицированными специалистами, творческой атмосферой. Дом культуры представляет собой многопрофильное учреждение дополнительного образования, отличающееся своей гибкостью, дифференциацией образовательных программ, методов обучения и воспитания. Стабильный коллектив Дома культуры объединяет более 500 обучающихся в 12 творческих объединениях и 6 педагогов, занимающихся как на базе Дома культуры, так и на базе школ города. Во Доме культуры обучаются дети из 2 общеобразовательных учреждений города, 3 дошкольных образовательных учреждений. Набор обучающихся в Дом культуры осуществляется на свободной и договорной основе (64,2% – свободный, 35,8% - на договорной основе). Возраст обучающихся с 3,5 – 25 лет. Приём обучающихся в Дом культуры производится на основе свободного выбора ими объединений, имеющихся в Доме культуры, и в соответствии с требованиями дополнительных образовательных программ. Таблица 1 Группы детей социальной поддержки
Коллектив педагогов учреждения активно вовлекает в образовательный процесс детей постоянной социальной поддержки. Таблица контингент обучающихся по программам музыкального образования
Программами музыкального образования в основном охвачены дети младшего школьного возраста, однако количество творческих коллективов и численность обучающихся в них невелика. Дом культуры детей и молодёжи осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: реализация образовательных, досуговых программ дополнительного образования детей по 10 направленностям; выявление и поддержка одаренных детей и подростков через организацию городских и участие в областных мероприятиях; информационно-методическая деятельность; развитие детских и молодежных общественных инициатив; реализация городских образовательных проектов и программ. Дом культуры выполняет следующие функции: компенсирует в основном образовании интересующих детей видов и направлений деятельности; содействует выбору индивидуального образовательного маршрута, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе; обеспечивает ребенку комфортную эмоциональную среду, «ситуацию успеха» и развивающего общения, оказывает поддержку коллективному и индивидуальному творчеству. В Доме культуры реализуются 83 образовательные программы (6 из них используют ресурсы музыки для развития младших школьников) по 10 направленностям. Ежегодно состав программ меняется по причине изменяющегося социального заказа, а общее количество увеличивается. Таким образом, наметилась тенденция расширения вариативности, преемственности образовательных программ, способствующая не только мотивации, но и устойчивому образовательному интересу, культуре досуга обучающихся. В учреждении образовательная деятельность обучающихся организована в следующих формах: творческие объединения, школы и студия, клубы по интересам. Образовательные программы реализуются в учреждении по следующим направленностям: художественно-эстетическая; спортивно-техническая; культурологическая; спортивно-техническая; физкультурно-спортивная; военно-патриотическая; социально-педагогическая; научно-техническая; эколого-педагогическая; туристско-краеведческая; естественно-научная. Программы реализуемые в МУК ЦКД МБ И СД «Искра»: Учреждение осуществляет образовательный процесс по следующим уровням усвоения: общекультурный; углубленный; профессионально-ориентированный. Содержание образовательных программ направлено на создание условий для развития личности ребенка; на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на обеспечение эмоционального благополучия ребенка; на приобщение обучающихся к общечеловеческим, духовным ценностям, культуре; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; на содержательное проведение досуга; на профилактику асоциального поведения; укрепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Среди образовательных программ: досуговые программы; комплексные программы; мастер-классы; программы профессиональной подготовки; программы профессиональной курсовой подготовки; программы ускоренного обучения; программы индивидуального обучения; программы для дистанционного обучения; составительские; типовые; элективные курсы. По срокам реализации: 1 занятие (мастер-классы, досуговые программы) до 15 недель(элективные курсы); 1 год обучения; года обучения; года обучения; года обучения; лет обучения. Во Доме культуры оборудован выставочный зал, актовый зал, музей, 6 учебных кабинетов, соответствующих требованиям САНПИНа и позволяющих реализовывать программы ДО на 3-х уровнях (1-я ступень – мотивационно-познавательная - разновозрастные коллективы, группы охватываются с целью помочь будущим воспитанникам в самоопределении; 2-я ступень – креативная – коллективы более углублённо изучающие выбранную творческую деятельность; 3-я ступень – профессиональная подготовка - коллективы с выражением собственного «Я», основывающиеся на творческой деятельности обучающихся, на приобретении опыта в выбранной профессии или виде деятельности).. Занятия музыкального образования проводятся в одном кабинете (частично оснащены музыкальными инструментами, компьютерами, имеются концертные костюмы), актовом зале (микрофоны, фонотека), в нём проводятся занятия по программам других направленностей. Однако для развития программ музыкального образования необходима музыкальная студия, полный набор фольклорных музыкальных инструментов народов Урала, фортепиано, звукоизоляция. Комплект музыкальных инструментов для занятия с группой Программы музыкального образования Таблица 1
Во Дворце программы музыкального образования охватывают в основном детей младшего школьного возраста. За последние годы наблюдается стабилизация процента обучающихся, овладевающих программами более 1 года обучения: Однако отсев в среднем составляет (в том числе по программе «Музыкальное творчество народов Урала» 10 %, в связи с тем, что не оправдались надежды (не смогли самореализоваться в творчестве, не достигли желаемого уровня исполнения, непривлекательна материальная база, не смогли организовать свой досуг). Коллектив учреждения организует и проводит различные районные и внутренние массовые мероприятия: фестивали, выставки, праздники, игры, краеведческие конкурсы, соревнования, дискотеки, стремится к разнообразию форм досуговой деятельности, обеспечивающей возможность свободного выбора для организованных групп детей и молодежи. За последние годы стала стабильной положительная динамика обучающихся, ставших лауреатами, дипломантами, победителями и призерами разных уровней Однако только 10 % от получивших признание отмечены на областном уровне (остальные на городском уровне). Из общего числа получивших признание 73 обучающихся по программе «Музыкальное творчество народов Урала». Победители и призёры по программам «Музыкальное творчество народов Урала» Таблица 3
Детям творческого объединения «Музыкальное творчество народов Урала» пока сложно выдержать конкуренцию на областном уровне: в городе им составляют конкуренцию немногочисленные детские коллективы Детской школы искусств. Конкурсные мероприятия с участием других коллективов проходят редко (не чаще 1-го раза в год). В областных мероприятиях дети творческого объединения «Музыкальное творчество народов Урала» значительно уступают в технике исполнения, оригинальности, целостности создаваемых образов. 2.2. Проектирование программы художественно-эстетической направленности «Музыкальное творчество народов Урала» Слово «программа» происходит от греческого «programma», что означает «распоряжение, объявление». С точки зрения педагогического проектирования, программа — особый вид проекта (конструктивно-технологический, содержательно-организационный вид). Программа — содержательно-организационная модель какой-либо деятельности. Программа, положенная на бумагу, — это уже документ, представляющий содержательно-организационную модель деятельности. Иными словами — это документ, определяющий цели, участников, содержание, результаты деятельности, а также порядок ее реализации. Проектирование программы дополнительного образования- это проектирование объекта, образовательных качеств, познавательных процессов в условиях дополнительного образования. В проектировании новой программы были заложены следующие параметры: · противоречивость объекта; · многовекторность развития содержания творческого объединения; · многофакторность бытия форм творческого объединения; · наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития содержания деятельности в творческом объединении; · субъективные факторы формирования познавательного ожидания, прогноза и проектирования содержания деятельности в творческом объединении; факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития содержания деятельности в творческом объединении [13, с.56]. Перечисленные выше факторы не являются конечным списком причин, определяющих специфику проектирования программы «Музыкальный фольклор народов Урала». Они лишь являются системой тех параметров, которые характеризуют то, что проектирование содержания деятельности в творческом объединении объектов коренным образом отличается от проектирования таких объектов, которые не обладают указанными чертами. Конструирование программы предоставляет возможность дать оценку обоснованно мониторингу, разработать научно аргументированный план образовательной деятельности. Методика проектирования программы создавалась на базе представлений о методологии проектирования и методологии общественных наук. Благодаря этому получилось преодолеть два главных изъяна проектирования внеурочной работы. Единственный недостаток — низкая проектосообразность (сведения разновидности проектов либо утопичны, либо подменяются общественными манифестациями), другой — утрата параметров. Нужно выделить, то что проект предполагает из себя указывающую модель. В проекте отображено будущее желаемое положение концепции, которое появляется при конкретных действиях преподавателя, наличии конкретных экономических, трудовых, материальных и иных ресурсов, в этом количестве интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных. За основу была позаимствована соответствующая модель проектирования программы дополнительного образования: осмысление проблемы (трудная ситуация), образовательно-воспитательный заказ, удостоверяющий личность документ: цели, проблемы, мониторинг на результат, содержимое работы, организация образовательного процесса, ресурсы реализации проекта, участники просветительного движения, проверка и корректирование , модификация , конструкт , план. Ведущим методологическим подходом в проектировании образовательной программы «Музыкальное творчество народов Урала» выступают: гуманистический (личностно-ориентированный), интегративный, компетентностный и др. Проектирование предполагало ориентацию педагога дополнительного образования на развитие творческой индивидуальности обучающихся как ведущую цель программы, моделирование результатов творческого развития обучающихся (творческая самореализация), реализация принципов саморазвития, рефлексивности, мотивации достижений, обеспечение успеха в технологиях развития творчества и технологиях системной диагностики [89, с.695]. Основными свойствами разработанной для внедрения в 2016-2017 – 2017-2018 г. программы «Музыкальное творчество народов Урала» стали: -актуальность — свойство программы отвечать потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и быть ориентированной на эффективное решение проблем в будущем; -прогностичность — способность в целях и планируемых действиях отражать не только сегодняшнее состояние образования, но и будущее; -рациональность — свойство определять такие цели и способы их достижения, которые в конкретных условиях региона, организации дополнительного образования на основе имеющихся ресурсов позволяют получить максимальный результат; -реалистичность — свойство, означающее соответствие цели и предлагаемых средств для ее достижения; -целостность — свойство программы обеспечивать согласованность и полноту, взаимодействие и последовательность действий для реализации цели; -контролируемость — свойство программы определять ожидаемые результаты, т.е. предлагать соответствующие способы проверки конечных и промежуточных результатов; -корректируемость — это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения или сбои, быстро на них реагировать, меняя детали, частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику; -вариативность — свойство программы предлагать различные пути достижения результата; -интегрированность — соединение различных областей знаний в единое целое. Программа нацелена на: развитие и формирование у обучающихся индивидуальных качеств, позволяющих ценить и принимать внутренние и культурные ценности других народов; развитие у обучающихся художественных суждений, моральных направлений и необходимости общения с духовными ценностями; развитие умения у обучающихся самостоятельно принимать и производить оценку культурных ценностей; развитие ребенка в созидательной атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а кроме того профессиональной требовательности; выработку у обучающихся индивидуальных качеств, содействующих восприятию в достаточном размере учебной информации, искусству составлять план собственную домашнюю работу, приобретению способностей творческой работы, в том числе группового творческого движения; исполнение независимого контроля над собственной учебной работой, способность предоставлять непредвзятую оценку собственному труду, развитие способностей взаимодействия с преподавателем и обучающимися в просветительном процессе. Программа «Музыкальное творчество народов Урала» помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры. Срок реализации программы 2 года. Содержание учебной деятельности включает два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в музыкальном творчестве. Содержание образовательного процесса характеризуется объемом, глубиной, широтой, его развивающим, творческим, воспитательным потенциалом, интегративностью (межпредметными связями). Знания, даваемые детям, должны быть доступными для определенной категории детей, научно проверенными, иметь практическую значимость. Особенности программы «Музыкальное творчество народов Урала» связаны с цикличностью народного календаря, с повторностью и периодичностью обрядов и приуроченных песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-бытовых обрядов и песен. Таким образом, используется концентрический способ расположения материала: на протяжении двух лет дети изучают одни и те же обряды, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложность которого увеличивается с каждым годом. Методика работы, предложенная в программе «Музыкальное творчество народов Урала», универсальна. Она содержит в себе определенные формы различной практики, которые дают возможность в полном объёме в течении нескольких лет в комплексе исследовать классическую культуру субэтнической территории, осуществить методику музыкально-эстетического обучения ребенка с помощью фольклора. Содержимое уроков, основанное на исследовании фольклора, дает возможность ученикам не только лишь усвоить нужный учебный источник, но и увидеть себя преемниками национальных обычаев. Аудиторные занятия согласно программе сооружаются на основе комбинации разных типов деятельности, охватывающих практические и творческие задачи (прослушивание, видео-показ, распевание, игра на народных инструментах, соревнование, хореографический и песенный опыт, участие в народном обычае и др.). Нередкая замена разновидностей деятельности дает возможность уберечь трудоспособность обучающихся, актуальность восприятия использованного материала. Основные преподавательские принципы постепенности и очередности в исследовании использованного материала требуют с преподавателя дополнительного образования использования разных подходов к ученикам, исходящих из балла их интеллектуальных, физиологических, культурных и психологических сведений, степени музыкальной подготовки, жизненного опыта. В своем исследовании, посвященном проблеме формирования основ музыкальной культуры детей младшего школьного возраста, учитывая необходимость разработки в этом контексте и вопроса о развитии творчества детей средствами фольклора, нами были выделены два принципа организации процесса творческого развития ребенка средствами музыкального фольклора[7, с.93]. Принцип творческого усвоения музыкального языка. Ориентация как на социализирующую, так и на культуротворческую функцию детства, и, как результат – опора на развивающее обучение в процессе приобщения к музыкальному искусству, расширение сферы игровой и творческой деятельности в рамках деятельности музыкальной, позволило опираться на ряд общих принципов развивающего обучения, которое призвано обеспечивать развитие высших психических функций через овладение внешними средствами культурного развития. Одним из таким принципов является отказ от пассивно-репродуктивных способов деятельности, поощрение активности и творческой инициативы ребенка. С.С. Петренко, рассматривая психологические условия построения развивающего музыкального обучения младших школьников, указывает на необходимость развития воображения как психического новообразования этого возраста именно в творческой музыкальной деятельности [60, с.21]. Важность результативной музыкальной деятельности и в мелодическом, и в едином развитии детей сложно пересмотреть, по этой причине осуществление принципа активности, независимого поиска в развивающем обучении мы связываем с принципом креативного изучения музыкального стиля. Непосредственно в ходе своего экспериментирования с музыкальным материалом на базе предложенной модификации-стандарта, а в последующем и в самостоятельно формируемой импровизации в пении, перемещении, музицировании, совершается как формирование образного мышления и воображения младшего школьника, так и усваивание общепризнанных мерок музыкального стиля, их понимание, а следовательно, и интенсивное развитие ингредиентов музыкальной культуры детей. 2. Принцип вариантности фольклорных образцов и вариативности их освоения. Выделение этого принципа продиктовано такими особенностями фольклора, как вариантность и вариативность. Вариантность является формой существования фольклора, подразумевая бытование любого фольклорного произведения в вариантах. Вариативность – способ существования фольклорной традиции и указывает на изменчивый, импровизационный характер создания фольклорного произведения. Поскольку наличие множества вариантов, основанных на одной модели – инварианте, является неотъемлемой чертой фольклора, то изучение таких вариантов на любом уровне музыкального воспитания и образования дает возможность формирования более адекватного представления о фольклоре. Интересно в этом отношении замечание фольклориста Э. Алексеева: «Несколько вариантов одного напева, записанных в разное время и от разных исполнителей, больше скажут о мелодической культуре в целом, чем произвольная подборка нескольких разрозненных песен» [4, с.218]. Речь здесь идет о профессиональном взгляде фольклориста, изучающего закономерности музыкального языка данной культуры. Однако варианты одного напева демонстрируют возможные для данного музыкального языка способы изложения музыкальной мысли, поэтому восприятие нескольких вариантов, сравнение их может способствовать лучшему усвоению языковых норм. В работе с детьми младшего школьного возраста это может быть реализовано в сравнении образцов колыбельных песен, колядок, щедровок и др. Еще большие возможности в работе с младшими школьниками предоставляют текстовые варианты. Подчеркивание вариативности фольклора в процессе не только восприятия дошкольниками, но и создания ими собственных вариантов на основе фиксированного фольклорного произведения, выступающего здесь в роли своеобразного «инварианта», позволит осваивать сам механизм устного музыкального творчества, способствуя тем самым развитию продуктивного музыкального мышления. Главная модель тренировочной и воспитательской работы – учебное занятие в аудитории, как правило содержащий в себе контроль выполненного урока, совместную работу преподавателя и учеников согласно проблеме обучения, советы преподавателя сравнительно приемов независимой работы обучающихся. Виды аудиторных учебных занятий по предмету «Музыкальное творчество народов Урала»: рассказ/беседа на одну из тем (народный календарь, жанры фольклора, традиционный быт и уклад жизни на южном Урале); слушание и восприятие музыки, видеопросмотр обрядовых действ; участие в обрядовых действах, инсценировка песенного материала, создание текстов, имитирующих народные стихи, практическое освоение различных жанров устного, песенного, инструментального и хореографического фольклора; постановка фольклорных композиций согласно тематическому плану; музыкально-фольклорные игры; посещение специализированных музеев, выставок и экспозиций; создание музейной экспозиции, посещение фольклорных праздников, концертная и конкурсная деятельность. В настоящее время занятия музыкальным фольклором лишь частично осуществляются в учреждениях культуры и крайне недостаточное внимание им уделяется в общеобразовательных учреждениях. Современная ситуация условий малого города такова, что на территории на протяжении нескольких веков проживают русские, башкиры, татары, марийцы, характеризуется проблемой развития и поддержки национальных культур их взаимодействие и взаимопроникновение. В соответствии с социальным заказом города Бисерть разработана дополнительная общеразвивающая программа «Музыкальное творчество народов Урала» (далее программа), реализуется в художественной направленности МУК ЦКД МБ И СД «Искра» (далее Дом культуры). Программа разработана на основе программ: Сунегина Т.Г. Детский музыкальный фольклор – Екатеринбург, "Дворец молодёжи", 2003г. Музыкова Н.И и Музыков И.И. Программа «Фольклор Урала» для учащихся 1-3 классов - Центр «Учебная книга», 2003 г. Петухова Т.А. Программа дополнительного образования кружка «Ложкари». Программа ориентирована на: - воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности народов Урала; - формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями; - формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности; - воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости; - выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации, духовных ценностей, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного творческого процесса; - умение давать объективную оценку своему труду, - овладение основами художественного творчества (сценического, вокального, инструментального, речевого хореографического, театрального); - формирование навыков взаимодействия с педагогом и обучающимися в творческом процессе. Программа реализуется в процессе обучения детей во Дворце творчества детей и молодёжи, и помимо образовательных задач решает задачи возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры Целью реализации программы является творческой личности на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать произведения народного музыкального творчества. Задачами являются: - освоение различных жанров народного устного и музыкального творчества, - формирование круга представлений о народных традициях и устоях; - обучение навыкам восприятия фольклорного материала; - изучение основ видов художественной деятельности как воплощению синкретичности фольклорного искусства: музыкальному, литературному, танцевальному, театральному; - приобщение детей к совместным формам творческой деятельности; Планируемый результат: становление творческой личности как носителя культурных ценностей территории. Срок реализации учебного предмета «Музыкальное творчество народов Урала» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с 6 лет до11, составляет 2 года. Набор обучающихся в учебные группы проводится на свободной основе. Занятия проводятся по 2 часа 2 раза в неделю с одной группой обучающихся (144 часа в год). Наполняемость учебных групп в соответствии с Положением об организации деятельности детских творческих объединений в Доме культуры: оптимальная – 12 чел., допустимая -15 человек. Продолжительность занятий – 45 минут для обучающихся 7-11 лет, для обучающихся 6 лет – 30 минут, продолжительность перемен – 10 минут (в соответствие с СанПиН 2.4.4. 3172 №33660 для ООДОД). Обоснованием структуры программы являются требования, отражающие все аспекты работы педагога с обучающимся. Программа содержит следующие разделы: - пояснительная записка (цели, задачи, особенности методического оснащения); - тематический план (распределение учебного материала по разделам); - требования к уровню подготовки обучающихся; -материально-техническое оснащение Аудиторные обучения согласно программе обязаны быть выстроены в сочетании разных типов работы, охватывающих фактические и творческие задачи (прослушивание, видеоматериал показ, распевание, выступление на народных инструментах и др.). Нередкая замена типов работы даст возможность сберечь трудоспособность обучающихся, актуальность восприятия использованного материала. Основные преподавательские основы постепенности и очередности в исследовании использованного материала требуют от преподавателя использования разных подходов к обучающимся, исходящих из балла их умственных, материальных, музыкальных и психологических данных, степени подготовки. Программа реализуется в 2 этапа: 1 этап-«вхождение» в народное искусство. Знакомство с материнским фольклором, народным календарём, обрядами и обычаями; 2 этап - развитие полученных в 1-м классе умений, навыков и знаний. Интенсивное освоение фольклорных традиций. Знакомство с календарными жанрами, хороводными, шуточными и плясовыми песнями. Характерные черты программы «Музыкальное творчество народов Урала» сопряжены с цикличностью всенародного земледельческого календаря, с повторностью и периодичностью обычаев и подходящих песен; с повторностью передаваемых из поколения в поколение семейно-домашних обычаев и песен. Подобным способом, в течении двух лет ребята исследуют одни и те же ритуалы, нравы и соответственный им словесный и музыкальный материал, число и степень трудности которого возрастает с каждым годом. Программа реализуется в учебном кабинете Дворца творчества детей и молодёжи, соответствующем требованиям ФГОС, организация которого способствует эффективности образовательного процесса Программа предполагает реализацию культурологического подхода. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала, в том числе собственного исполнения и сочинения); - наглядный (показ, демонстрация музыкального материала); - практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, участие в народных играх, обрядах, наблюдение обрядов); - прослушивание записей выдающихся исполнителей, народных исполнителей и коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; - индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. С целью наиболее успешной реализации программы применяются иллюстрации к басням, картины мастеров, произведения народных умельцев. Значительную поддержку в данный период оказывают записи с настоящими примерами народных песен и реализацией выдающихся артистов и хоровых коллективов. Подобное знакомство ребенка с живым песенным фольклором расширяет их единый и музыкальный круг интересов, подготавливает к сознанию значимости в жизни людишек этнической музыки, активизирует внимание к ней. Виды контроля: - вводный: прослушивание, исполнение фрагмента песни или игра на музыкальных инструментах по одному; - текущий: игра, тест, контрольное задание по окончании каждой темы, презентация творческих проектов; - итоговый: концертный номер, конкурсная программа, творческий отчёт, мастер-класс. Объекты оценивания: овладение основами творческого процесса (по музыке, речевому творчеству, хореографии, театрализации), овладение народными инструментами (ложками, колокольчиками, бубном, умение создавать сценический образ. Содержание аттестации: - приметы народного календаря, -народные обычаи и обряды календарно-земледельческого цикла, -семейно-бытовые обычаи и обряды, -жанры устного и музыкально-поэтического творчества, -классификация народных музыкальных инструментов, -быт и уклад жизни народов Урала. В результате обучения по программе каждый участник детского коллектива приобретает опыт не только исполнительства, но и создания номеров, текстов и концерта одновременно. Требования к уровню подготовки обучающихся По окончании курса обучения обучающиеся должны знать: - знание жанров отечественного народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников; - знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей; - знание специфики средств выразительности музыкального фольклора; - знания музыкальной терминологии; - природы народных игр и праздников Уральского региона; - русские народные музыкальные инструменты (трещотки, бубенцы, коробочки, свистульки) и приемы игры на них; - виды народных танцев (пляска, парный танец, хоровод, кадриль); - основы проектирования номера, концерта. По окончании курса обучения обучающиеся должны уметь: - умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор; - владение навыками записи музыкального фольклора; - умение применять теоретические знания в исполнительской практике - играть на русских народных музыкальных инструментах; - петь мягким, звонким открытым звуком; - правильно пользоваться певческим дыханием; - произносить гласные и согласные в естественно-речевой манере; - петь без сопровождения несложные мелодии в унисон; - выступать на сцене в коллективе исполнителей. 2.3. Результативность реализации проекта программы «Музыкальное творчество народов Урала» в творческом объединении Дома культуры детей и молодёжи Программа художественно-эстетической направленности «Музыкальное творчество народов Урала» реализовывалась во Доме культуры детей и молодёжи г. Бисерть в течение двух последних лет 2016-2018 г. В этот период было необходимо решить следующие задачи: Для обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей), духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности нужно в условиях Дома культуры нужно было создать творческую образовательную среду, обеспечивающую возможность: - выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства; - организации творческой деятельности обучающихся через проведение творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.); - организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, театров, музеев, концертов, ярмарок и др.); - организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими образовательными организациями (Детская школа искусств), реализующими образовательные программы в области музыкального искусства; - использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования; - эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся; -создание материально-технических, организационно-методических, педагогических условий для реализации программы «Музыкальное творчество народов Урала» с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей территории. Программа оказалась востребована у заказчиков образования в г. Бисерть: в 2016 г. была набрана 1 группа из 15 человек, в 2017 г. – две группы общей численностью 28 человек. В настоящее время в творческом объединении, реализующем программу «Музыкальное творчество народов Урала» насчитывается 56 обучающихся (скомплектовано 4 группы). За три года реализации программы отсев составил 2,8 % (по причине переезда семей обучающихся в другой город). Для повышения эффективности образовательного процесса были разработаны и апробированы средства обучения, в том числе компьютерные (учебные и наглядно-демонстрационные), контрольно-измерительные материалы, способствующие развитию творчества личности, знающей свою культуру. Обучение строится по 3 направлениям: 1. Знакомство с народно-обрядовой культурой южного Урала. 2. Вокально-хоровое обучение. 3. Изучение основ народного танца. 4. Изучение основ народного театра. Возрастные особенности детей таковы, что игра остается одним из любимейших видов деятельности. Двадцать процентов учебного времени приходится на игру. Во время игры используются такие методы обучения: упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении; упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений, создании текстов, стилизованных по народные; творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового, театрального творчества. Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи: развитие творческой индивидуальности, эмоциональное развитие, воспитание эстетических, патриотических чувств, развитие музыкальных способностей, развитие духовной сферы, развитие самостоятельности, физическое развитие. Особый интерес у обучающихся вызывает подготовка и проведение фольклорных праздников (Масленица, Троица, Жниво, Рождество). Ребята (100 % творческого объединения) подбирали частушки, поговорки, считалочки, небылицы, показали свое мастерство в игре на ложках, в рукоделии, играли в народные игры, создавали атрибуты, участвовали в разработке и оформлении костюмов Деятельность детей была продуктивной, т.к. были определены ближние и дальние цели, на занятиях была создана ситуация творческого поиска и мотивов деятельности, что явилось своеобразным толчком, который выводит ребенка из состояния «инертного покоя» и способствует осуществлению творческой деятельности, которую они выполняют. К идее фольклорных праздников пришли не случайно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия. Источниками стресса служат негативные мысли и чувства. Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть только на празднике. Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. Младшие школьники непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творчества происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме. Обучающиеся творческого объединения (50 %) являются соавторами групповых музыкально-инструментальных композиций: «Коробейники», «Кукарелла», «Репка», «На завалинке». На занятиях по фольклору наряду с изучением народно-обрядовой культуры южного Урала проводится вокально-хоровая работа . Осуществляется певческая установка пения сидя, стоя, вырабатывается навык вдоха, выдоха без звука, на отдельной гласной, на слове, на фразе, с использованием скороговорок, небольших попевок на 3-х звуках, вырабатывается мягкая атака звука. Для развития народной манеры пения использовались -скороговорки на звуках примарной зоны с движениями притопами и прихлопами («В хороводе были мы», «Андрей-воробей»); -постепенное движение в диапазоне г.4. по полутонам; -проводилась артикуляционная гимнастика по системе Емельянова (Для подвижного языка, губ, щек, нёба. Дикционные упражнения для мягкого нёба «Бегемот». Упражнения-попевки «Скок-скок-поскок» в разных регистрах. Благодаря этим упражнениям у учащихся начальных классов наблюдается правильное формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения происходит овладение элементарными действиями техники пения. На втором году – развития действий, стабилизация. На первом году обучения происходит формирования певческих навыков. На втором году обучения отмечается, что формирование основных певческих навыков претерпевает изменение от некоторого улучшения по всем параметрам, к концу учебного года певческие навыки приобретают относительную устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования. Отслеживание результатов развития певческого голоса у группы детей происходило в течение 2 лет апробации программы (автор С. Гладкая). У 32% обучающихся отмечалось относительно чистое интонирование, четкая дикция (у остальных 62 % слабые показатели). Только у одного ребенка (6 %) было чистое интонирование, диапазон шире октавы. В работе использовалось упражнение для голоса по методике Л.В. Шаминой. В результате работ у ребят стало наблюдаться правильное формирование певческих навыков, это сказалось положительно на качестве пения. В конце учебного года (в мае) при повторной диагностике было отмечено снижение слабого результат до 31%, средний вырос и составил 51%, а высокий поднялся до 18%. Высоких результатов в чистоте интонирования добились еще двое детей. В течение следующего учебного года продолжали работать по методике Л.В Шаминой, использовали дикционные упражнения по системе Емельянова, уделяя упражнениям много времени на уроке. В конце учебного 2014-2015 года диагностика показала, что стало меньше ребят со средним уровнем развития певческого голоса – 42%, зато вырос высокий результат и составил 52%, а слабый упал до 6%. Результаты говорят о том, что за время обучения дети овладели певческими навыками чистого интонирования. По результатам отслеживания видно, что происходил рост развития певческих навыков, что сказалось благотворно на развитии музыкальных способностей. Видя свои успехи, дети пробуют поступать в музыкальные школы. Анализ наблюдения за развитием певческих навыков позволил выявить и ряд недостатков: напряжение в пении, неправильную певческую установку, зажатость, неэмоциональность исполнения. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие высокими музыкальными данными. В течение 2-х лет велась целенаправленная работа по овладению обучающимися народными музыкальными инструментами. Таблица Результаты владения народными инструментами
За период обучения значительно повысилось качество игры на музыкальных инструментах: снизился и качественно изменился % обучающихся владеющих народными инструментами на низком уровне и увеличился среднего и высокого. Выводы по второй главе 1. К основным принципам организации творческого развития через погружение детей в фольклор относятся принцип творческого усвоения музыкального фольклорного языка, принцип вариативности; принцип образности. 2. Погружение в фольклор в условиях творческого объединения должно основываться на -овладении игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства; -обретении навыков танцевальных и театрализованных действий; -развитии у детей чувства ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем; -осмыслении образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, -умении менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев; - обучении детей сольному, ансамблевому и хоровому пению; - успешном развитии мыслящего, нравственного, творческого человека, несущего и хранящего историю и духовность поколений; - творческой интерпретации фольклорных образцов; - на овладении мировоззрения создателей фольклорных музыкальных произведений; -сочинении и сотворчестве (в звукоподражании, сочинительстве фраз коллективно или индивидуально, сольной импровизации собственного варианта образца в определенном жанре, восприятии сказок и вокальной импровизации их текстовых фрагментов; в двигательном творчестве – импровизация танца с использованием знакомых элементов, импровизация имитационных и образных движений в танцах и подвижных играх; в инструментальном творчестве – инструментальная импровизация звукоподражаний, импровизация на инструментах ритмических рисунков 3. Внедрение программы «музыкальное творчество народов Урала способствует активному музыкальному творческому развитию младших школьников через положительную динамику следующих показателей: овладение инструментарием музыкального творчества, овладение процессом творчества, сохранение высокой мотивации на изучение музыкального творчества, высокие показатели признания творческой деятельности обучающихся. Заключение Развивающая роль музыкального фольклора подтверждается, прежде всего, его историческими корнями, восходящими к заре культуры. Неизменное присутствие музыкального фольклора говорит о том, что он выполняет уникальные функции по отношению к обществу. Музыкальный фольклор — доступная всем без исключения форма выражения себя, своего мироощущения. Особая привлекательность музыкального фольклора для современного человека заключена в возникновении специфических психических состояний при исполнении народных песен, танцев, участии в обрядовых действах. Эти состояния характеризуются чувством подъема, праздничности, единения с коллективом, внутренней открытости навстречу друг другу участников фольклорного действия. Наконец занятия музыкальным фольклором — это содержательный, наполненный досуг, причем досуг коллективный, несущий ценный воспитательный заряд, нормы и ценности совместного действия и совместной жизни. Обучение детей фольклору, на наш взгляд, должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности музыки, хореографии, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда, театрализации, с использованием культурологического подхода. |