Главная страница
Навигация по странице:

  • Игра «Имя моё» Цель

  • «Я – сам! Какой я» Проективный рисуночный тест «Автопортрет» Цель

  • Лесенка Щур Цель

  • Игра-приветствие «Вежливые слова» Цель

  • Подвижная игра «Клеевой дождик» Цель

  • Упражнение «Я – хороший, я – плохой» Цель

  • «Я и другие» Игра «Давайте поздороваемся» Цель

  • Игра «Дружба начинается с улыбки» Цель

  • Описание

  • Этюды на различные позиции в общении Цель

  • «Что такое дружба!» Игра «Клубочек» Цель

  • Малоподвижная игра «Сиамские близнецы» Цель

  • Примечание

  • Игра «Рукавички» Цель

  • «Ролевое проигрывание ситуаций» Цель

  • «Я и моё настроение» Упражнение «Моё настроение» Цель

  • Коллективная работа «Настроение в классе» (коллаж) Цель

  • Упражнение «Пальчики-мордашки» Цель

  • Упражнение «Чудо-ладошки» Цель

  • «Что такое эмоции!» Чтение «Путешествие в страну чувств» Е.Л. Набойкиной Цель

  • Путешествие в страну чувств

  • Эмоционально-волевая сфера. Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоциональноволевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья


    Скачать 80.68 Kb.
    НазваниеСборник заданий и упражнений по коррекции эмоциональноволевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья
    Дата14.02.2023
    Размер80.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭмоционально-волевая сфера.docx
    ТипСборник
    #936830
    страница2 из 6
    1   2   3   4   5   6

    Игра «Снежный ком»
    Цель: развитие общительности, навыков зрительной памяти, снятие эмоционального напряжения.

    Описание: Педагог называет свое имя. А следующий должен повторить его, затем называть свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.
    Игра «Имя моё»
    Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

    Описание: Педагог предлагает каждому участнику назвать свое имя так, как ему больше нравится (Наталья – Наташа, Натали, Ната, Туся), и как не нравится. Участник должен назвать, как он хочет, чтобы его называли в классе.



    1. «Я – сам! Какой я?»


    Проективный рисуночный тест «Автопортрет»
    Цель: диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

    Описание: Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков, далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации.

    По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

    В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки. 

    Лесенка Щур
    Цель: диагностика уровня самооценки, особенностей ее идентификации и оценки детьми других людей.

    Описание: Самооценка – это оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. У младшего школьника она формируется преимущественно в зависимости от его успеха или, наоборот, неуспешности в школе. Поэтому учитель во многом ответственен за ее формирование. Начиная с первых дней обучения в школе, самооценка ребенка зависит от успешности в учебной деятельности, от характера межличностных отношений в классе: с учителем, одноклассниками. Предлагаем методику «Лесенка», которая эффективно используется учителями на практике с целью изучения самооценки младших школьников.

    «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет учителю оперативно выявить уровень самооценки его учеников. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку школьника, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

    Материалы: у каждого ребенка – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.

    1. «Возьмите карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок».

    2. Повторить инструкцию еще раз.

    3. Поблагодарить ребят (ребенка) за работу.
    Игра-приветствие «Вежливые слова»
    Цель: развитие уважительного отношения в общении с собеседниками, привычки пользоваться вежливыми словами.

    Описание: Игра проводится с мячом в круге. Участники бросают друг другу мяч, называя вежливые слова-приветствия (привет, здравствуйте, добрый день, приветствую вас и др.). Затем можно усложнить ход игры и предложить назвать слова благодарности, извинения.
    Подвижная игра «Клеевой дождик»
    Цель: Развитие умения действовать в едином ритме; развитие общей координации, ловкости и быстроты движений; стимулирование эмоциональной активности.

    Описание: Участники встают в одну линию друг за другом, ставят руки на пояс друг другу и таким образом под музыку, «склеившись дождевыми капельками» , начинают движение. На пути им встречаются различные препятствия. Необходимо перешагивать через коробки, препятствия, пройти по импровизированной дорожке-мосту, обогнуть большие валуны, проползти под столом и т.д.
    Упражнение «Я – хороший, я – плохой»
    Цель: Развитие рефлексии и самоанализа.

    Описание: Участникам предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Для этого можно силуэт автопортрета разделить вертикально пополам и предложить изобразить выражение лица, цветовосприятие себя «Хорошего» и «Плохого». Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?



    1. «Я и другие»

    Игра «Давайте поздороваемся»
    Цель: Преодоление застенчивости, нерешительности; создание психологически непринужденную атмосферу.
    Описание: В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!
    Игра «Дружба начинается с улыбки»
    Цель: Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.

    Описание: Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и, молча, дарят ему самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
    Занятие «Портрет самого лучшего друга»
    Цель: Развитие анализа и самоанализа.                                            

    Описание: Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:                                          

    - Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?

    - Какими качествами обладает этот человек?

    - Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?  

    - Что для этого надо делать, как себя вести?

    В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

    - Помогай друзьям.

    - Делись с ними, учись играть и заниматься в вместе.

    - Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

    - Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

    - Не завидуй.

    - Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

    - Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

    - Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

    - Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз
    Этюды на различные позиции в общении
    Цель: Анализ различных позиций в общении.

    Описание: Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый радостный день в прошлом месяце" и пр.

    Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

    После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?


    1. «Что такое дружба?!»

    Игра «Клубочек»
    Цель: Установление контакта, дружеские взаимоотношений в коллективе.

    Описание: Дети садятся в круг, педагог, держа в руках клубочек ниток, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры. Например: «Как тебя зовут? Что тебе нравится? Ты хочешь со мной дружить? Чего ты боишься?» и т.д. Тот, кому адресован вопрос, ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему участнику. В конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что похожа фигура, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

    Примечание: Если педагог вынужден помогать затрудняющемуся ребенку с ответами, то он берет при этом клубочек себе, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, - у педагога с ними будут двойные, тройные связи.
    Малоподвижная игра «Сиамские близнецы»
    Цель: Формирование у детей гибкости в общении друг с другом, создание условий для возникновения доверия между ними.

    Описание: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы:2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать

    Примечание:  Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.
    Игра «Найди друга»
    Цель: Повышение уверенности ребенка, снижение чувства одиночества, тревоги.

    Описание: Дети разбиваются по парам. Одному из детей завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.
    Игра «Рукавички»
    Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование умения договариваться, действовать сообща.

    Описание: Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Педагог раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению.

    Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются как можно быстрее раскрасить рукавички совершенно одинаково.

    Детям необходимо понять целесообразность своих действий и найти пару. Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз, можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
    «Ролевое проигрывание ситуаций»
    Цель: Проработка и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

    Описание: Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми ( для закрепления на практике волшебных средств понимания). Примеры проигрываемых ситуаций: - Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

    - Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее. - Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.


    1. «Я и моё настроение»

    Упражнение «Моё настроение»
    Цель: Развитие умения описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

    Описание: педагог предлагает детям рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-нибудь цветом, животным, состоянием, можно показать его в движениях – всё зависит от фантазии, желания и степени «открытости» ребенка.

    Коллективная работа «Настроение в классе» (коллаж)
    Цель: Развитие творческих способностей, сенсорно-перцептивной сферы; получение радости от совместной работы.

    Описание: Педагог предлагает детям создать цветопись настроения класса. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками каждый ребенок выбирает для себя лепесток своего настроения, можно описать настроение, сравнить с чем-нибудь. Затем все лепестки собираются в общую ромашку.
    Упражнение «Пальчики-мордашки»
    Цель: Создание благоприятного эмоционального интеллекта (рекомендовано проводить в начале и в конце учебной недели для создания положительного настроя и снятия напряжения).

    Описание: Педагог предлагает обвести ладонь на листе бумаги и представить, что каждый пальчик – это день недели. Необходимо пофантазировать и нарисовать «лицо-настроение» каждому дню.
    Упражнение «Чудо-ладошки»
    Цель: Снятие напряжения, закрепление представлений об эмоциях «радость-грусть», развитие воображения и мелкой моторики.

    Описание: Педагог раздает детям сложенный пополам альбомный лист и предлагает обвести ладошку и представить, что одна ладошка у них веселая, а другая грустная: «Каким цветом вы хотите раскрасить веселую ладошку? А грустную?» Чтобы другие люди могли узнать, какая ладошка веселая, а какая грустная, педагог предлагает на отпечатках ладошек нарисовать личико, — глазки, брови и ротик. Затем необходимо проанализировать вместе с ребенком, чем отличаются положение рта, глаз, цвет.


    1. «Что такое эмоции?!»

    Чтение «Путешествие в страну чувств» Е.Л. Набойкиной
    Цель: Расширение представлений детей об эмоциях; развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, различать эмоциональные ощущения и связанные с ними физические состояния.
    Путешествие в страну чувств

    Далеко-далеко за морями-океанами есть сказочная страна чувств. Ее хозяйка— Королева. У Королевы есть слуги-чувства: Мера, Радость, Удовольствие, Злость, Страх, Грусть, Удивление, Вина и Обида. Все слуги-чувства живут в своих дворцовых покоях и посещают Королеву.

    Однажды Королева отправилась в далекую страну, чтобы навестить свою подругу. А слуги-чувства расселились по разным дворцам, и каждый хотел быть главным. Поэтому в каждом дворце проходила своя жизнь.

    Из дворца Радости все время был слышен веселый смех. Все слуги-чувства бегали по дворцовым покоям, хлопали в ладоши, играли в салочки, танцевали.

    В другом дворце шли настоящие сражения. Все слуги-чувства ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить друг другу подножку, укусить, ущипнуть или закидать помидорами. А перед заходом солнца все слуги-чувства этого дворца собирались в одном большом покое и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как устроить большое сражение со всеми слугами-чувствами. Это был дворец Злости.

    Один дворец выглядел пустынным, казалось, все жители покинули его навсегда. Но вдруг показался один житель. Он быстро бежал и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва этот житель заметил другого, как оба широко открыли глаза и рот, и казалось, они вот-вот закричат. Жители резко повернулись и убежали друг от друга. Да, это был дворец Страха.

    А во дворце Грусти придворные слуги то и дело грустили: по белым снежинкам, по ароматной землянике, по съеденному мороженому и еще много-много о чем. Тоска зеленая, да и только!

    Во дворце Удовольствия изо дня в день слуги-чувства лежали на мягких пушистых ковриках и нежились в лучах солнца. Их глаза были закрыты, подбородок расслаблен, руки и ноги казались ватными.

    Во дворце Удивления слуги-чувства не переставали удивляться всему подряд: какая яркая луна на небе, почему в соседнем королевстве все жители маленького роста?! Они разводили руками, широко открывали глаза, поднимали брови и округляли рот.

    Еще в одном дворце слуги-чувства хмурились и плакали от обиды. От этого у них стали опухать глаза, нос, губы. Они ни с кем не играли, не разговаривали, только и делали, что сменяли мокрые от слез платочки на сухие. Это был дворец Вины и Обиды.

    И так день за днем проходила жизнь сказочной страны. Казалось, здесь никогда не будет порядка. Все слуги-чувства забыли про Меру. Жители сказочных дворцов так устали только радоваться, злиться, грустить, удивляться, бояться и обижаться, что стали терять силы. Тогда Мера послала письмо Королеве, чтобы она срочно возвращалась в свое королевство.

    Когда Королева вернулась, в стране воцарился прежний порядок. Потому что Королева знала секрет, как вернуть всем слугам-чувствам их важное качество — Меру. С тех пор Королева не оставляет своих слуг-чувств без контроля.
    Обсуждение сказки.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта