Литературный этюд М.И.Цветаева. Сценарий литературного этюда. Сценарий литературного этюда Если душа родилась крылатой
Скачать 46.61 Kb.
|
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Зимовниковский сельскохозяйственный техникум имени Бабаевского П.А.» Сценарий литературного этюда: «Если душа родилась крылатой» Номинация: Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Литература» Ковалева Ирина Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, родного языка и родной литературы ОД «Литература»,1 – й курс для специальностей/профессий: 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования; 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства; 43.01.09 Повар, кондитер Актуальность: Урок познакомит с жизнью и творчеством Марины Ивановны Цветаевой (обзорно). Поможет рассмотреть фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэтессы. Цели: 1) Образовательная – знакомство обучающихся с личностью, биографией и творчеством великой поэтессы; формирование представлений о жанрах, образах поэзии М.И.Цветаевой, обогащение словаря обучающихся. 2) Развивающая -- закрепление умения работать с учебной литературой, развитие умения слушать, анализировать, совершенствование навыков монологического высказывания. 3) Воспитывающая – формирование чувства гордости за русскую литературу. Пояснительная записка: В курсе дисциплины «Литература» изучается несколько стихотворений М.И.Цветаевой. В этом году ей исполнилось 103 года со дня рождения. Данное мероприятие познакомит обучающихся с биографией и творчеством поэтессы. Студенты принимают непосредственное участие в ходе мероприятия – выступают в роли ведущих, выразительно читают отрывки из стихотворений, а также узнают много новых биографических фактов жизни поэта. В конце мероприятия проводится конкурс стихотворений (подборка стихотворений для конкурса прилагается). Сценарий литературного этюда «Если душа родилась крылатой» 130 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, русской поэтессы (1892-1941) Ведущий 1: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева - одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения. Ведущий 2: Никто не скажет о поэте лучше и полнее, чем его стихи. Цветаева очень рано ощутила силу своего дара. В мае 1913 года в Крыму, в Коктебеле, Марина создала ныне широко известное стихотворение без названия, которое стало своеобразным предсказанием: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Ведущий 1: Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. В то же самое время насильственно отдаленные от читателя, замалчиваемые, опальные, проклятые властью и ее слугами поэты выходили на первый план и по праву овладевали вниманием читателей. «И главное - я ведь знаю, как меня будут любить ... через сто лет», - писала Цветаева. Утечет много воды, и не только воды, но и крови, потому что жизнь Марины Цветаевой, ее творчество пришлись на 10-30-е годы катастрофического 20-го века.И чем дальше уходим мы от года ее смерти, тем лучше помним ее судьбу. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и любви. Ведущий 2: О своём детстве Марина всегда вспоминала с теплотой и душевностью. В её дневниках каждая страница полна любовью к родным людям. Уже в четыре года девочка умела читать, а в восемь лет уже писала свои первые стихи. Родители пророчили дочери великое будущее и оказались правы. Детство и юность Марины отчасти прошли в Москве, отчасти за границей: в Италии, Швейцарии, Германии, Франции. Она росла и воспитывалась под надзором бонн и гувернанток. В 16 лет закончила гимназию и уехала в Париж. В Сорбонне продолжила образование по специальности «старофранцузская литература». Стихотворение «В Париже» читает студент/студентка________________________________________ «В Париже». Дома до звёзд, а небо ниже, Земля в чаду ему близка. В большом и радостном Париже Всё та же тайная тоска. Я здесь одна. К стволу каштана Прильнуть так сладко голове! И в сердце плачет стих Ростана, Как там, в покинутой Москве. В большом и радостном Париже Мне снятся травы, облака, И дальше смех, и тени ближе, И боль, как прежде, глубока. Ведущий 1: Марина Ивановна родилась 26 сентября 1892 года в Москве, в интеллигентной семье. Домашний мир и быт ее семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству. Отец её, самостоятельно, благодаря личным способностям и великому трудолюбию, достиг известности как филолог-профессор Московского университета. Как искусствовед – основатель Музея изобразительных искусств (ныне Музей имени А. С. Пушкина в Москве). Иван Владимирович Цветаев был также директором Румянцевского музея. Мать, Мария Александровна, была талантливой пианисткой, восхищавшей своей игрой самого А. Рубинштейна. Не удивительно, что и Марина была образованным человеком. Ведущий 2: С детства она была погружена в атмосферу А. Пушкина, в юности открыла для себя Гете и немецких романтиков. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». «Пушкин меня заразил любовью. Словом – любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к Родине, к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам. Стихотворение «Наши царства» читает студент/студентка____________ «Наши царства» Владенья наши царственно-богаты, Их красоты не рассказать стиху: В них ручейки, деревья, поле, скаты И вишни прошлогодние во мху. Мы обе - феи, добрые соседки, Владенья наши делит темный лес. Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки Белеет облачко в выси небес. Мы обе - феи, но большие (странно!) Двух диких девочек лишь видят в нас. Что ясно нам - для них совсем туманно: Как и на всё - на фею нужен глаз! Нам хорошо. Пока еще в постели Все старшие, и воздух летний свеж, Бежим к себе. Деревья нам качели. Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.. Но день прошел, и снова феи - дети, Которых ждут и шаг, которых тих... Ах, этот мир и счастье быть на свете Ещё невзрослый передаст ли стих? Звучит романс М. Таривердиева «У зеркала» на стихи М. Цветаевой. Ведущий 1: Любовь к родине – истинно поэтическое свойство. Без любви к Родине, пожалуй, нет поэта. И путь Цветаевой в поэзии отмечен многими знаками этой любви-вины, любви-преданности, любви-зависимости, любви, которая, наверное, диктовала даже и ошибочные поступки в её жизни. «Простите меня, мои горы! Простите меня, мои реки!! Простите меня, мои нивы! Простите меня, мои травы!» Мать – крест надевала солдату, Мать с сыном прощались навеки… И снова из сгорбленной хаты: «Простите меня, мои реки!» Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивно отроческих стихов, была другой. За это время перепробовала разные маски, равные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки - все эти «примерки» оставили в ее творчестве прекрасные и яркие стихи. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, русскому слову, к русской истории. В одном из ее стихотворений – «Генералам 1812 года» - речь идет о братьях Тучковых, участник Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою. Звучит романс на стихотворение «Генералы 1812 года». Ведущий 2: Посвящено это стихотворение мужу Марины - Сергею Яковлевичу Эфрону. Замуж Марина Цветаева вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергею на год меньше), сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми последующими годами. Она много писала, вдохновленная Сергеем. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке, Коньками по льду и кольцом на стеклах, - И на стволах, которым сотни зим... И, наконец, - чтоб было всем известно! Что ты любим, любим! любим! любим! - Расписывалась - радугой небесной. Ведущий 1: Где-то в начале совместной жизни она сказала: Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто ее понимал и по настоящему любил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: «... всю жизнь напролет пролюбила не тех...». Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований. Стихотворение, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных у Марины Цветаевой, так называемая песнь к любимому. «Вчера еще в глаза глядел». Стихотворение читает студент/студентка____________ «Вчера еще в глаза глядел» Вчера еще в глаза глядел, А нынче - всё косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,- Всё жаворонки нынче - вороны! Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» И слезы ей - вода, и кровь - Вода,- в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха - Любовь: Не ждите ни суда, ни милости. Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая... И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?» Вчера еще - в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал,- Жизнь выпала - копейкой ржавою! Детоубийцей на суду Стою - немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: «Мой милый, что тебе я сделала?» Спрошу я стул, спрошу кровать: «За что, за что терплю и бедствую?» «Отцеловал - колесовать: Другую целовать»,- ответствуют. Жить приучил в самом огне, Сам бросил - в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что тебе - я сделала? Всё ведаю - не прекословь! Вновь зрячая - уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница. Самo - что дерево трясти! - В срок яблоко спадает спелое... - За всё, за всё меня прости, Мой милый,- что тебе я сделала! Ведущий 2: Вряд ли найдется человек, который не слышал бы удивительных строк… Мне нравится, что Вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не Вами, Что никогда тяжелый шар земной Не поплывет под нашими ногами. Как свежо и современно звучат стихи, а ведь написаны они в 1915 году. Обращены стихи к будущему мужу сестры Михаилу Минцу. Исполнение романса М. Таривердиева «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой. В ноябре 1917 года муж Марины Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то - очень сильный духом. Россию он любил фанатично, свято верил, что спасает Россию. Почти три года жила Марина в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее остались две дочери: Ариадна - старшая, и Ирина - трех лет. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех... Она была слишком неумела в быту. Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20-го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски. Стихотворение «Две руки» читает студент/студентка________________ Стихотворение «Две руки» Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были - по одной на каждую - Две головки мне дарованы. Но обеими - зажатыми - Яростными - как могла! - Старшую у тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки - ласкать - разглаживать Нежные головки пышные. Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! Мной еще совсем непонято, Что дитя мое в земле. Ведущий 1: Таково было ее хождение по мукам. «Жизнь, где мы так мало можем...», -писала Цветаева. Зато сколь много она могла в своих тетрадях! Как ни удивительно, никогда еще не писала она так вдохновенно, напряженно и разнообразно. Но голос поэта резко изменился. Из ее стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучая мелодика, искрящаяся жизнью и задором.Читать стихи и поэмы Цветаевой между делом нельзя. Её поэзия требует встречной работы мысли. Но стихи ее узнаешь безошибочно: по особым, неповторимым ритмам, необщей интонации. Поэтесса безоглядно ломала инерцию старых, привычных для слуха ритмов. Ее ритмика все время настораживает внимание. Это - как «физическое сердцебиение». Стихотворение «Приметы» читает студент/студентка________________ Стихотворение «Приметы». Точно гору несла в подоле - Всего тела боль! Я любовь узнаю по боли Всего тела вдоль. Точно поле во мне разъяли Для любой грозы. Я любовь узнаю по дали Всех и вся вблизи. Точно нору во мне прорыли До основ, где смоль. Я любовь узнаю по жиле, Всего тела вдоль Стонущей. Сквозняком как гривой Овеваясь, гунн: Я любовь узнаю по срыву Самых верных струн Горловых, - горловых ущелий Ржавь, живая соль. Я любовь узнаю по щели, Нет! - по трели Всего тела вдоль! Ведущий 2: С 1912 по 1920 год Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках». Знали ее лишь только завзятые любители поэзии. Надо ли говорить, что для поэта это подлинная трагедия. Однажды, отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что ее, Цветаеву, «не помнят» в России, она ответила: «Нет, голубчик, меня не «не помнят», а просто не знают». Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами. В 1928 году появился последний прижизненный сборник «После России», включивший в себя стихи 22-25-го годов. Но ведь Цветаева писала, по крайней мере, еще 15 лет. Нищета, унижение, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке», - вспоминала Марина Ивановна. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно - Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик, прежде всего, в русской душе. Стихотворение «Тоска по родине» читает студент/студентка___________ Стихотворение «Тоска по родине!» Тоска по родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно — Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично — на каком Непонимаемой быть встречным! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё — равно, и всё — едино. Но если по дороге — куст Встаёт, особенно — рябина… Ведущий 1:Письма ее знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи... Главным адресатом ее стихов в России, в Москве, был Борис Пастернак. Его мнением она дорожила. «Когда пишу, я ни о чем не думаю, кроме вещи. Потом, когда напишу - о тебе...». Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Стихотворение «Расстояния, версты мили» написано в марте 1925 года. Стихотворение «Расстояние: версты, мили...». Расстояние: версты, мили... Нас расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Расстояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это - сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассорили - рассорили, Расслоили... Стена да ров. Расселили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили - растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж, ну который - март?! Разбили нас - как колоду карт! Ведущий 2: Спустя годы это стихотворение обрело особое звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Переписка Цветаевой и Пастернака длилась до 1935 года, и за все эти годы они ни разу не встретились. Хотя, судьба, как будто дразня, несколько раз почти дарила им встречу – но в последний момент передумывала. Заочные, заоблачные отношения с Пастернаком стали существенной частью жизни Цветаевой. Воспользовавшись выражением Эфрона, можно сказать, что Пастернак «растопил печь» сильнее, чем кто бы то ни было. Сама Цветаева связала ощущение от встречи с Пастернаком с огнем. Получив «Темы и вариации», она писала ему: «Ваша книга – ожог... Ну, вот, обожглась, обожглась и загорелась, — и сна нет, и дня нет. Только Вы, Вы один. Из этого огня рождались стихи, поэмы, письма, полубезумные мечты о жизни вместе – где, каким образом? Как увязать это с тем, что у каждого семья, дети? Что они разделены непреодолимой границей. Терпеливо, как щебень бьют, Терпеливо, как смерти ждут, Терпеливо, как вести зреют, Терпеливо, как месть лелеют — Буду ждать тебя... Ведущий 1: Расстояние разделяло в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Крутые исторические события 1917 года расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили надолго, а то и навсегда с Родиной.Вернулась в Россию Марина Ивановна с сыном Георгием 18 июня 1939 года. Дочь и муж - двумя годами раньше. Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном поселке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре - мужа. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами.Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. «Уж, коль впустили, то нужно дать хоть какой-то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали: если так...» - это из писем, разговоров со знакомыми. Стихотворение «Я тебя отвоюю…» читает студент/студентка___________ Стихотворение « Я тебя отвоюю…» Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес, Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою - как никто другой. Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, У всех золотых знамен, у всех мечей, Я ключи закину и псов прогоню с крыльца - Оттого что в земной ночи я вернее пса. Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной, Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя - замолчи!- У того, с которым Иаков стоял в ночи. Но пока тебе не скрещу на груди персты - О проклятие!- у тебя остаешься - ты: Два крыла твои, нацеленные в эфир,- Оттого, что мир - твоя колыбель, и могила - мир! Ведущий 1: Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Марина Ивановна занималась переводами. Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник ее стихов, но и он был отвергнут.В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, где, в основном, находились эвакуированные московские литераторы, Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года»«... Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня - все меньше и меньше... Все уродливо и страшно... Я не хочу умереть. Я хочу не быть...» Стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю» Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. Не чувствую, как в этих стенах жарко, Как зелено в саду. Давно желанного и жданного подарка Не жду. Не радуют ни утро, ни трамвая Звенящий бег. Живу, не видя дня, позабывая Число и век. На, кажется, надрезанном канате Я - маленький плясун. Я - тень от чьей-то тени. Я - лунатик Двух темных лун. Ведущий 2: 31 августа 1941 года Марины не стало. Свидетельство о смерти было выдано сыну 1 сентября. В графе «Род занятий умершей» написано – «эвакуированная».Марина Цветаева похоронена на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На той стороне кладбища, где находится её затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия, установила крест, а в 1970 году было сооружено гранитное надгробие: «Нет в мире виноватых», - сказал когда-то Шекспир. Но может быть, тот великий, который скажет когда-нибудь, что все виноваты, будет не менее прав. Прослеживая сегодня жизненный путь Марины Цветаевой, читая ее стихи и прозу, видишь, сколько испытаний выпало на долю этой русской интеллигентки. И хочется помочь, и не можешь. Ей, наверное, хотелось пронзительно крикнуть в самые тяжелые минуты: «Что я вам сделала, люди, если чувствую себя несчастнейшей из несчастных, самым обездоленным человеком?!» Борис Пастернак, стихотворение читает преподаватель литературы_____________________ Памяти Марины Цветаевой. Мне так же трудно до сих пор Вообразить тебя умершей, Как скопидомкой мильонершей Средь голодающих сестер. Что делать мне тебе в угоду? Дай как-нибудь об этом весть. В молчаньи твоего ухода Упрек невысказанный есть. Bсегда загадочны утраты. В бесплодных розысках в ответ Я мучаюсь без результата: У смерти очертаний нет. Тут все - полуслова и тени, Обмолвки и самообман, И только верой в воскресенье Какой-то указатель дан. Зима - как пышные поминки: Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином - вот и кутья. Пред домом яблоня в сугробе, И город в снежной пелене - Твое огромное надгробье, Как целый год казалось мне. Лицом повернутая к богу, Ты тянешься к нему с земли, Как в дни, когда тебе итога Еще на ней не подвели. Список литературы: 1.Айзенштейн, Е. Как Луна одна сквозь льды окна: Марина Цветаева в черновой тетради 1939 года / Е. О. Айзенштейн // Нева. - 2009. - № 10. - C. 181-186 2.Аннинский, Л. Эфронт Марины Цветаевой / Л. Аннинский // Родина. - 2007. - №9. - C. 100-106 3.Аносова, К. Страсти по Марине / К. Аносова // Смена. - 2011. - № 12. - C. 20-25 4.Арлаускайте, Н.Поэтика частного пространства Марины Цветаевой: пространство неповседневности / Н. Арлаускайте / // Новое литературное обозрение. - 2004. - № 4 5.Белова, Л. "Она умела любить восторженно": о Марине Цветаевой - поэте и мемуаристе / Л. Белова // Отечество . - 2009. - № 3. - C. 12-15 6.Войтехович, Р. Стихия и разум в жизни и творчестве Марины Цветаевой. XII Международная научно-тематическая конференция: [Москва, окт. 2004] / Р. Войтехович // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 2. - С. 428 - 433 7.Герасимова, Н. М.И. Цветаева. "Моим стихам, написанным так рано..." / Н. И. Герасимова // Русский язык в школе. - 2006. - №6. - C. 11-12 Приложение №1 Буклет |