идеентичность страны. Асанали_история2. Сделалал работу Хасанулы Асанали лэ(С)214
Скачать 9.83 Kb.
|
Сделалал работу: Хасанулы Асанали ЛЭ(С)-21-4 Роль исторической памяти в сохранении национального кода Казахстана На рубеже тысячелетий в Казахстане сталкиваются и определенным образом интерпретируются прошлое, настоящее и будущее, их непростая взаимосвязь и взаимообусловленность. Для молодого суверенного государства в период становления и укрепления государственности актуализируется необходимость продемонстрировать свои глубокие исторические корни и богатое культурное наследие, что определяется одним из важнейших направлений Стратегической программы Президента Н.А. Назарбаева «Рухани жаңғыру». Казахстан, нацеленный на активное и целенаправленное конструирование своей оригинальной политической и государственной формы, несомненно, устремлен в будущее. Формируется особая среда, в которой одновременно осмысляется и интерпретируется историческое прошлое, формируется оптимальное настоящее и моделируется желаемое будущее. Сегодня становится как никогда очевидно, что настоящее «вырастает» из прошлого, которое, в свою очередь, становится предпосылкой будущего. Прошлое – почва будущего. Историческая память приобретает особую актуальность для Казахстана и потому, что в процессе укрепления государственности формируется новая концепция нации, самобытное национальное самосознание, национальная и государственная идентичность. А в процессе формирования национального самосознания фиксируется и закрепляется представление об уникальности собственного исторического опыта и оригинального культурного наследия. Одновременно происходит концептуализация будущего нации и национально-государственного устройства, осмысление той особой роли, которую нация призвана сыграть в мировом культурно-историческом и политическом процессах. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, осмысляя настоящее и будущее казахстанской государственности, констатирует в этой связи: «Становление и развитие нации невозможно без сохранения исторической памяти народа». Такая особая фиксированность на проблеме актуализации исторической памяти определяется особой значимостью этого феномена. Историческая память – это уникальный пантеон национальной идентичности. Она содержит представления и знания об исторических событиях исключительной важности, судьбоносных поворотах в жизни общества, наследие выдающихся представителей культуры, науки, политики и т.д. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность развития социума, его бытия, поддерживая, таким образом, «связь времен» и поколений. Как выражение этих процессов можно констатировать возрастающий интерес в общественном сознании казахстанцев к разнообразным формам исторической памяти – обычаям и традициям, реальным событиям прошлого, истории искусства и культуры, общезначимым памятникам и наследию выдающихся представителей культуры. Они являются культурными символами общественной памяти, сформировавшими духовные ценности и коллективные представления исторических эпох, определившими самосознание и ментальность народа. Именно поэтому в настоящее время в казахстанском обществе наблюдается процесс активного и осознанного «возвращения к истокам». Каналы его проявления многообразны: ‑ «ренессанс» этнической культуры, которая опирается на глубоко интегрированные в «живую ткань» социума традиции, его исконные ценности; — активное возрождение и реинтерпретация культурных традиций; — значительное усиление интереса к национальной истории и ее новое, более глубокое и осознанное осмысление; — восстановление памяти незаслуженно забытых великих деятелей культуры, науки, политики Казахстана – Ш.Кудабердиева, А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Шокая, М.Дулатова и мн.др.; — стремление к реставрации историко-этнических символов; — интерес к семейной родословной, которая в понимании многих казахстанцев тесно переплетается с историей страны; — рост популярности образования на историческом языке; — поворот к исконным религиозным ценностям; — «мода» на уникальный этнический стиль в музыке, литературе, изобразительном искусстве; — возрождение народных промыслов, медицины, праздников, ярмарок, зрелищ и др. Эти субпроцессы, значимость которых явно возрастает, являются не только каналами приобщения большинства казахстанцев к своим исконным культурным ценностям и актуализации исторической памяти, но и механизмом идентификации граждан со своим государством – Республикой Казахстан. Эти культурные ценности, несомненно, обладают большим конструктивным и перспективным политическим потенциалом. Это ядро той ценностной системы, которая будет способствовать формированию новой государственной идентичности, национального единства казахстанцев, их восприятию Казахстана не столько как страны проживания, сколько как главной культурно-исторической и политической ценности – Отечества. Человек не может в полной мере ощущать себя гражданином, если не знает важнейшие вехи истории своего государства, культурное наследие своих предшественников, родословную своей семьи. Могущество любого общества – это в значительной степени могущество духовное, базирующееся на ценностном консенсусе. Мощное ценностное измерение имеет и политика. Именно ценности играют роль всеобщего и универсального индикатора всех действующих сил и обстоятельств в политике. Поэтому главная функциональная предназначенность ценностей в политике – определять условия развития общества, придающие ему устойчивость и мобильность. Любой политический проект должен исходить из ценностных приоритетов, причем не произвольных, а соотносимых с общественными идеалами, значимыми для общества. Это связано с тем, что политический процесс – это, прежде всего, сфера коллективного целедостижения. Ценности в политике обладают особой смыслообразующей значимостью. Долговременная политическая стратегия государства невозможна без ее сильного ценностного оформления. Именно в конкретном политическом проекте, стратегии, программе ценности приобретают особую формирующую значимость и созидающую силу. Примером тому – особый ценностный, а, следовательно, интегрирующий и консолидирующий потенциал ежегодных Посланий Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу страны. По форме – это политические документы стратегического значения, определяющие краткосрочные и долгосрочные приоритеты развития Казахстана и оптимальные политические технологии их воплощения. Но следует фиксировать и их глубинный смысл, связанный с определением системы ценностных и гуманитарных координат «казахстанского пути», которая будет способствовать тому, чтобы суверенный Казахстан не затерялся в «потоке истории». Президент Н.А.Назарбаев отмечает, что «у нас, казахстанцев, есть единые политические ценности. И задача состоит в том, чтобы эти ценности стали главными, доминирующими в гражданском сознании народа Казахстана». Развивая эту мысль, Президент акцентирует внимание на важности формирования у казахстанцев «идентификации своей гражданской политической судьбы с государством Казахстан». Но народ – это не просто население, сумма граждан государства. Народом можно считать ту консолидированную общность, которая объединена единой гражданской культурой, системой ценностей, наследием предшественников, чувством общей судьбы и перспективы, специфической психологией и самобытным характером. Эффективным ресурсом укрепления такой общности, по нашему мнению, является актуализация в опыте повседневности следующих ценностей. Во-первых, ценностей, скрепленных коллективной памятью о наиболее значимых событиях в жизни социума. Они представляют собой своеобразные «всплески» социальной энергии. Эти ценности знаменуют наиболее важные, крутые и судьбоносные повороты в истории народа и государства. Во-вторых, ценностей, сформировавшихся в результате коллективного опыта, значительного по массированности воздействия и продолжительного по протяженности формирования. Это ценности, передающиеся от поколения к поколению, и, таким образом, поддерживающие «связь времени» и поколений. В-третьих, ценностей, возникших вследствие чувства единства общей судьбы. Это чувство общности формируется на протяжении значительного исторического времени и произрастает из общей коллективной памяти, единого опыта и общих целей. Эти ценности предотвращают распад общественной памяти, то есть той коллективной памяти, которая позволяет интерпретировать прошлое нации, формировать оптимальное настоящее и моделировать желаемое будущее. Интерес к отечественной истории – это не только поиск духовной опоры в прошлом, но и стремление вплести в «живую ткань» современности интерпретирующее суждение прошлого, осмыслить позитивный опыт предшествующих поколений. В этом актуальном для любого, а тем более, для современного общества, ракурсе историческая память превращается в политическую стратегию и технологию. Время актуализирует новые формы и механизмы формирования и укрепления исторической памяти. Так Интернет стал для многих представителей младшего поколения главным «окном в культуру», созданы многочисленные электронные сайты, популяризующие культурное наследие Казахстана. Вэб-сайт ЮНЕСКО HeritageNet Kazakhstan включает разнообразные разделы: «Письменное наследие», «Устное народное творчество», «Традиционная музыка», «Народные праздники и игры», «Народные знания и медицина» и др. Богатейший материал представлен в электронной библиотеке Ассамблеи народа Казахстана «Наследие народов Казахстана», в сайтах «Культурно-историческое наследие Казахстана», «Культурное наследие» и др. Историческая память, и это особенно остро проявляется в практике современных обществ, нередко становится сферой идеологического противостояния, политических конфликтов, драматических коллизий. Возможна мемориализация негативных элементов исторического наследия. Переоценка прошлого, попытки «переписывания истории», занижение или, напротив, преувеличение исторических деяний предков не только искажают историческую память, но и деформируют преемственность и непрерывность в развитии социума. Кроме того, они свидетельствуют о глубоких политических и ценностных расколах внутри общества. Историческая память превращается в инструмент текущей политики, ангажируются различными политическими движениями. Искусственно созданные модели интерпретации прошлого, искажающие историческую память и соответственно историческое сознание. Они характеризуются ярко выраженным этноцентризмом, агрессивной эмоциональной окрашенностью. В случае если они будут поддержаны массовым сознанием, есть реальная опасность отката общества к архаике. Между прошлым и будущим существует неразрывная связь. Эта связь актуализируется в настоящем. Однако всегда существует опасность недостаточного понимания этой связи, неполного осознания сложной и противоречивой их взаимозависимости. В этой связи обращает на себя внимание еще один немаловажный аспект проблемы. Чрезвычайно значимым представляется, на наш взгляд, психологический климат социума, а также то, в каком ценностно-эмоциональном ключе в обществе будет интерпретироваться его прошлое. Молодое демократическое государство нуждается в мемориализации прошлого, каким трудным и болезненным оно ни было. Это неизбежный и необходимый этап становления новой гражданской идентичности. Мемориализация является важной составляющей гражданского общества и формирования новой идентичности. Этот процесс может вступить в конфликт с уже существующими и сцементированными десятилетиями и столетиями общественного развития историческими представлениями и специфическими субкультурами. Такая мемориализация может препятствовать полноценному участию в этом процессе некоторых социальных групп. Например, люди преклонного возраста не хотят или с трудом воспринимают новейшие трактовки истории. Каналы формирования исторической памяти многообразны – семья, система образования, средства массовой информации, художественная литература, телевидение, Интернет и т.д. На восприятие исторического прошлого оказывают влияние официальные, полуофициальные, литературные и мн.др. трактовки событий и фактов вплоть до обыденных и бытовых их оценок. В них присутствуют причудливое переплетение рационального и эмоционального восприятия, научных трактовок, субъективных мнений и пристрастных подходов. При этом многие из них перманентно пересматриваются в соответствии с изменениями, происходящими в политической жизни страны. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы историческая информация подавалась не дозировано, а систематически, без излишней эмоциональности и пристрастности. Исторические факты не должны заменяться версиями, предположениями и тем более фальсификациями. Недостаточное, одностороннее историческое знание не только искажает общественную память, но и несет реальную опасность для общества, провоцируя конфликт, раскол, противостояние. Но большую опасность, на наш взгляд, представляют радикальные «новаторские» концепции, которые ставят под сомнение всю выработанную многими поколениями историков систему научного знания. Такие антинаучные презентации, к сожалению, нередки в переходных и в частности постсоветских обществах. Поэтому очевидна актуальность и жизненная необходимость формирования объединяющего казахстанское общество концепта отечественной истории и национальной памяти. Объективное понимание, адекватная интерпретация и уважение к историческому прошлому будет способствовать формированию национальной идентичности и самосознания, сохранению нашего национального кода. |