Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Уровни сценарной записи

  • 4. Основы сценарной работы

  • Ход работы над сценарием

  • - цели

  • Схема композиционного построения сценария

  • Завязка

  • 5. Как записать сценарий

  • 6. Требования к оформлению сценария При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру. 1. Титульный лист

  • 7. ОБРАЗЕЦ оформления сценария мероприятия

  • Аудитория

  • 2. Пояснительная записка

  • Оформление

  • Декорации, реквизит, атрибуты: Название, количество. Дидактический, раздаточный материал: Название, количество. Условия и особенности реализации.

  • Методические советы по проведению.

  • 3. Ход (структура) мероприятия.

  • Пример

  • 4. Литература.

  • Сценарка. Секрет успешного сценария Методические материалы


    Скачать 0.56 Mb.
    НазваниеСекрет успешного сценария Методические материалы
    Дата10.10.2022
    Размер0.56 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаСценарка.pdf
    ТипСценарий
    #726070

    МКУ «Районный организационно-методический центр культуры» муниципального образования Ленинградский район
    Секрет
    успешного
    сценария
    Методические материалы
    для специалистов культурно -
    досуговых учреждений
    ст. Ленинградская 2017г.

    2
    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Введение…………..............................................................................3 2. Что такое сценарий?………………………………………………...4 3. Уровни сценарной записи………………………………………..4-5 4. Основы сценарной работы……………………………………...5-12 5.Как записать сценарий?…………………………………..……13-14 6. Требования к оформлению сценария…………………………14-15 7. Образец оформления сценария………………………………..15-18

    3
    1. Введение
    Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирования замысла. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.
    Сценарий культурно-досуговой программы не всегда легко можно записать. Часто режиссерский замысел, фантазия опережают возможности литературной записи, поэтому уточнение, изменение, шлифовка сценария происходят на всем протяжении работы над программой – от замысла до воплощения на сцене. Но порой и прекрасно сделанная программа теряет свою неповторимость, снижает впечатление при неумелой записи ее на листе бумаги.
    Данные методические рекомендации помогут специалистам, занимающимся разработкой сценариев культурно-досуговых программ, научиться правильно и грамотно облекать свои мысли в сценарную форму. Для чего это нужно? Во-первых, очень часто сценарные материалы направляются для участия в различных конкурсах, где неграмотная, а порой и непонятная сценарная форма записи, значительно снижает шансы на успех (члены жюри «не видят» воплощения этого мероприятия). Во-вторых, бывают случаи, когда удачно воплощенное мероприятие необходимо повторить через какое-то время, и тогда полный, развернутый, написанный ранее сценарий поможет это сделать без каких-либо проблем. И, в-третьих, необходимо помнить о том, что каждый удачный опыт – это вклад в развитие собственного мастерства и неоценимая помощь для менее опытных коллег.

    4
    2. Что такое сценарий?
    Сценарий – подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.
    Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно- досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.
    Такой сценарий всегда – полностью продуманная программа, которая включает в себя огромное количество пунктов и мелочей.
    3. Уровни сценарной записи
    В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:
    Сценарный план – набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, задачами, характеристиками аудитории.
    Литературный сценарий – подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц (исполнителей концертных номеров), музыкальным оформлением, использованием технических служб.
    Литературно-режиссерский сценарий – развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

    5
    Создание сценария – это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение.
    4. Основы сценарной работы
    Навыки сценарной работы чрезвычайно важны для специалиста, задействованного в культурно – досуговой деятельности. Велика и мера гражданской ответственности этого специалиста при создании сценария какого - либо культурно - массового мероприятия, так как такую деятельность следует рассматривать как важную часть идеологической работы.
    Необходимо научиться сути сценарной деятельности, а не повторению готовых сценарных форм. Это определяет специфику работы над сценарием. Важным условием создания хорошего сценария является качественный текстовой, иллюстративный материал, интересный жизненный факт.
    Ход работы над сценарием
    Работа над сценарием любого мероприятия начинается с определения:
    - темы (чему посвящено мероприятие; круг, освещаемых проблем);
    - идеи (какую основную мысль следует выразить через данное мероприятие);
    - цели (ради чего проводится мероприятие);
    - формы;
    - аудитории (для кого);
    - сценической площадки (открытая; закрытая; размер; покрытие);
    - оборудования (аппаратура; занавес);

    6
    - материально - финансового обеспечения (расходы на призы, сувениры, цветы, костюмы, художественное оформление и т.д.).
    Написание сценария, после учета всех вычисленных факторов, начинается с рождения замысла. А замысел сценария начинается с выбора и определения темы. Тема - это круг жизненных явлений, которые затрагивает автор. Чтобы определить тему, нужно поставить для себя следующие вопросы: О чем это
    мероприятие? О чем этот сценарий? О чем говорит сценарист?
    Тема должна быть актуальной и предельно конкретизированной.
    Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.
    Четкое определение темы дает возможность правильно сформулировать идею мероприятия. Идея – это главная мысль, главный вывод из всего содержания. Если тема сценария понимается как проблема, то идея – это пути решения этой проблемы. Идея всегда главная мысль автора. Чтобы определить идею следует задать следующие вопросы: Что я хочу сказать в
    данном мероприятии? К чему я призываю?
    Важным компонентом при создании сценария является постановка цели проведения будущего мероприятия. Четкое осознание цели подготовки и проведения мероприятия, делает осмысленной работу над ним.
    Таким образом, определив тему, идею и цель будущего мероприятия, мы определяем его содержание. Но нельзя организовывать содержание, не выбрав подходящей формы (это
    «одежда» мероприятия).
    Форма
    – тематический вечер, театрализованное представление, дискотека, диспут, устный журнал, развлекательная программа, праздничный тематический концерт и т.д.

    7
    Сценарий будущего мероприятия должен быть ориентирован на определенную аудиторию, а потому важно знать ее социально-психологические особенности.
    При написании сценария важно учитывать и условия проведения будущего мероприятия, то есть сценическую
    площадку (зал, фойе), ее техническое оснащение, обеспеченность звуковой, проекционной аппаратурой, светотехникой. От этого будет зависеть, динамика действия в будущем мероприятии, разнообразие использования режиссерских приемов, зрелищность и эффективность воздействия.
    Следует учитывать и такой компонент условий, как
    материально-финансовое обеспечение мероприятия. За этим стоит возможность приобретения призов, сувениров, цветов, элементов художественного оформления (или их изготовление), возможность введения конкретных персонажей (при наличии костюмов), исполнителей. От этого зависит творческая свобода сценариста, качественный уровень будущего мероприятия.
    Все вышеперечисленное является исходной основой для предстоящей сценарной работы. Когда определены исходные данные, следует перейти к следующему этапу работы над сценарием – определению замысла сценария и параллельно можно приступать к подбору материала для будущего сценария (текстов, иллюстраций, художественных номеров, гостей - участников мероприятия).
    Иногда работа над сценарием начинается непосредственно со сбора материала, если тема незнакома или определена в очень широком варианте. Либо материал по определенной теме может быть собран в заведомо ограниченном объеме.
    Замысел сценария – это описание в общих чертах будущего сценария. Он представляет собой смысловой пересказ того, что будет содержать будущее мероприятие. В процессе формирования творческого замысла определяется сценарный ход.
    Это единый прием организации сценарного материала, стержень, который объединит все эпизоды сценария, придаст ему увлекательность.

    8
    Там, где сценарный ход требует построения определенной сюжетной линии (последовательной цепочки событий), условных действующих лиц (то есть персонажей, созданных благодаря художественному вымыслу), он перерастает в сюжетный ход (т.е. будущее мероприятие предполагает использование метода театрализации). Сюжетная линия будет представлять собой цепь событий, в ходе которых будет возникать, развиваться и разрешаться драматургический конфликт.
    Конфликт в сценарии
    – это столкновение противоборствующих идей, явлений, например, добра и зла, состязающихся команд в конкурсном мероприятии. Конфликт является движущей силой действия в сценарии. Чтобы в существовании конфликта, прослеживалась определенная логика, следует грамотно подойти к вопросу композиционного построения сценария.
    Композиция – это упорядочение действия по определенной схеме.
    Схема композиционного построения сценария:
    1. экспозиция;
    2. пролог;
    3. завязка;
    4. развитие основного действия (3 – 5 эпизодов/блоков);
    5. кульминация;
    6. развязка;
    7. финал.
    1. Композиционное построение сценария начинается с экспозиции. Экспозиция – это вступительная исходная часть сценария, которая дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, жизненных обстоятельствах. Экспозиция сообщает повод для проведения мероприятия, иногда и состав его участников. Ее цель – создать у зрителя определенное эмоциональное состояние, психологически подготовить его к восприятию следующего действия. Экспозиция может быть представлена художественным или документальным материалом

    9
    (песней, танцем, видеорядом, аудиозаписью и т.п.), текстом ведущих или дикторским текстом. В качестве экспозиции может быть использовано театрализованное или игровое действие в фойе или в зале. В крупных формах (праздниках, театрализованных концертах) экспозиция является, как правило, прологом к основному действию.
    2. Пролог – это увертюра всего мероприятия, его визитная карточка. Пролог решается так, чтобы все присутствующие поняли характер, но не содержание начинающегося мероприятия, настроились на определенную волну. (Например: здороваются, знакомят с программой).
    3. Основное действие состоит из ряда эпизодов. Начинается основное действие с завязки. Завязка – это начало борьбы, событие, с которого начинается действие в сценарии, влекущее за собой все существенные последующие события. Завязка – это начало конфликта.
    Конфликт (в переводе с латинского означает столкновение, борьба, на котором строится развитие сюжета). Это всегда противоречие двух борющихся сил.
    4. Развитие действия – это самый основной кусок в мероприятии. Он самый большой по временному разграничению, занимает 60% времени от общего количества. Развитие действия должно происходить по нарастающей. Эта нарастающая линия должна выстраиваться по принципу контрастности – это в концертных программах.
    Эпизод – структурная единица сценария. Эпизоды основного действия логически связаны между собой, гармонично сочетаются, выстраиваются по принципу контраста и постепенного нарастания действия. Это основные методические требования, которым должно соответствовать основное действие.
    5. Высшей ступенью эмоционального развития основного действия является кульминация. В этой точке наиболее концентрированно отражается идея сценария, наиболее ярко обозначен конфликт. Этому моменту должен соответствовать самый яркий в эмоциональном отношении эпизод. Он может содержать художественный или документальный материал, церемониал или массовое действие.

    10 6. Кульминация обычно перерастает в развязку и тяготеет к финалу. Это исход борьбы, разрешение противоречий, здесь обнаруживается замысел автора и открывается идея. Развязка
    помогает понять идейное содержание мероприятия и окончательно определить отношение зрителя к нему.
    7.
    Финал – это смысловая точка мероприятия, заключительный аккорд, и поэтому финал должен превратиться в общее коллективное действие, окончательно разрушить деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать хоровое исполнение песни, скандирование
    (совместное произношение одного текста, шествие к памятнику и т.д.).
    Одним из самых действенных методов композиционного построения эпизодов, является так называемый, прием монтажа.
    Монтаж - «сборка», «соединение». Монтаж усиливает эмоциональность восприятия материала, способствует более глубокому раскрытию основного замысла. Как сценарный навык монтаж ближе к понятию творческого «синтеза», в котором разнофактурный материал: документальный, художественный, реальные герои – объединяются в целостное действие.
    Многообразие приемов монтажа можно свести к трем основным типам.
    Последовательный –это такой тип монтажа, который предполагает выстраивание материала в сценарии в хронологическом порядке, изложение событий в их естественном течении в соответствии с их внутренней логикой.
    Следующий тип монтажа – параллельный, где действие происходит одновременно на одной или нескольких сценических площадках, непосредственно в зрительном зале, на экране и т.д.
    Параллель между действиями может быть прямой, когда действия дополняют друг друга, создавая общую картину, например, масштабного сражения: пластические, шумовые, световые действия на сцене, в зале и соответствующий видеоряд на экране. Может быть использован и полиэкран, который дает не только насыщенную картину при прямой параллели, но и является компактным средством при применении контрастного параллельного монтажа. Контрастный монтаж – естественный

    11 прием при одновременном изображении «положительных» и
    «отрицательных» образов, явлений.
    Третий тип монтажа – ассоциативный (символический). При использовании монтажа этого типа образы, события, явления в сценарии подаются через танец, мелодию, песню, пантомиму, через предметы, знаки, символы. Зритель в своем воображении
    «дорисовывает» картину.
    Кроме основных типов монтажа существуют: рефрен, лейтмотив.
    Рефрен, лейтмотив - повторение текстовой фразы, музыкального фрагмента, определенного звука, зрительного образа и т.п. Эти приемы способствуют подчеркиванию основной мысли, привлечению внимания к определенной проблеме зрительской аудитории. Таким образом, монтаж придает разнообразие действию и обеспечивает его целостность, непрерывность. Монтаж является важным творческим методом работы над сценарием. Композиционное построение сценария, приемы монтажа должны обоснованно и гармонично сочетаться с творческим продуктом следующего этапа сценарной работы - сценарным планом.
    Сценарный план – это упорядоченный перечень эпизодов будущего сценария. Каждый элемент композиции раскрывается в соответствующих эпизодах.
    Эпизод – это структурная единица сценария, содержащая относительно завершенное действие.
    Когда продуман и выстроен сценарный план, а также подобран материал, следует каждый из эпизодов наполнить соответствующим материалом, предполагаемыми режиссерскими решениями, то есть наступает момент создания литературного сценария.
    Ярко выражены два способа взаимодействия сценариста и материала. Первый – создание собственного, авторского, оригинального текста на основе последовательных фактов, событий. Второй – выстраивание, стыковка, связывание уже существующих произведений, их фрагментов в соответствии с замыслом, т.е. компилятивный способ. Но чаще всего в работе сценариста по созданию культурно-массового мероприятия

    12 присутствует смешанный вариант. Источниками и материалом для сценарной работы могут быть: литература (художественная, научно-популярная), масс-медиа (газеты, журналы, Интернет); видеоматериалы; различного рода документы (личные, из архивов, музеев и т.д.); другие сценарии, зафиксированные на каком-либо носителе или воплощенные на сценической площадке.
    Требования к материалу
    Первое – соответствие материала основным компонентам замысла (тема, идея, жанр, сценарный ход).
    Второе - стилистическая совместимость материала.
    Третье - новизна используемого материала.
    Четвертое - художественный материал должен быть высокого качества.
    Пятое - документальный материал должен быть правдив, то есть следует использовать проверенный, объективный факт.
    Таким образом, работа над сценарием является важным звеном в процессе подготовки культурно-досугового мероприятия и имеет свои характерные особенности:
    1. Тема мероприятия всегда востребована либо обществом в целом, либо определенной группой людей, то есть она актуальна.
    2. В основе разработки сценария мероприятия лежит документальный материал, реальные события.
    3. Кроме того, важно использовать при создании сценария
    «местный» материал, в котором отражена жизнь тех людей, для которых данное мероприятие предназначено.
    4. Тема мероприятия, как правило, раскрывается через образы «реальных» людей.
    5. В сценарии культурно-досугового мероприятия необходимо предусмотреть моменты включения зрителя в действие.
    После создания литературного сценария можно приступать к его воплощению, т.е. перейти к режиссерско-постановочной работе.

    13
    5. Как записать сценарий?
    Как отмечалось выше, существуют различные уровни сценарной записи. Каждый этап создания сценария предполагает использование конкретной сценарной записи. Естественно, только приступая к созданию сценария, невозможно сразу разработать подробный литературно-режиссерский сценарий.
    Толчком к возникновению у режиссера – сценариста
    «задумки» являются конкретные предлагаемые обстоятельства данного представления: его тема, идея и сверхзадача, место проведения, наличие творческих сил и материальных средств, документы и легенды, обычаи и обряды, связанные с данным событием и местом. Сценарий театрализованного представления в подавляющем большинстве случаев прочно «привязан» к конкретному месту и определенному событию. Замысел диктует режиссеру отбор номеров, выдачу задания на их переработку и подготовку новых. А уже наличие определенных номеров вместе с доскональным знанием документального материала помогает режиссеру на основе «задумки» составить режиссерский план будущего представления. И лишь затем наступает этап создания подробного литературно-режиссерского сценария.
    Итак, на первых этапах создания сценария (при готовой идейно-тематической основе, которая, как правило, относится к концепции мероприятия) целесообразно разработать сценарный план, где нужно расписать композицию будущего представления и примерное наполнение каждого ее компонента. Здесь же уже известны: аудитория, время проведения, продолжительность мероприятия. Хорошо если известно место проведения, но на данном этапе оно может не влиять на создание замысла, кроме тех случаев, когда место определено самой темой мероприятия.
    На следующих этапах сценаристу (режиссеру) предстоит соединять драматургическую и режиссерскую деятельность, результатом которой, должен стать литературно-режиссерский сценарий – тот документ, по которому и будет осуществляться непосредственно воплощение замысла.
    Такую форму записи как литературный сценарий обычно используют для предоставления сценария в целях утверждения в

    14 различные инстанции, на конкурсы сценарного мастерства и т.д. В таких сценариях нет элементов режиссерской экспликации
    (подробно расписанных световой и звуковой партитур, конкретных задач для технических служб, некоторых организационных вопросов и т.п.). Однако данная форма записи предполагает указание конкретной сценической площадки, точного времени проведения мероприятия, наличие детального описания того, что должно происходить на сцене, всех режиссерских ремарок, литературных и публицистических текстов, концертных номеров и исполнителей. В литературном сценарии также прописываются тексты песен и их авторы, мизансцены, атмосфера того или иного эпизода, созданная техническими эффектами или игрой актеров.
    Такой сценарий должен создать эффект «присутствия» у читающих его людей. Мероприятие, организованное и проведенное по такому сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого.
    6. Требования к оформлению сценария
    При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру.
    1. Титульный лист:
    - полное наименование учреждения (например, МКУ
    «Районный организационно-методический центр культуры» муниципального образования Ленинградский район»);
    - форма и название мероприятия;
    - адресность материала (для обучающихся – указать возраст, объединение…);
    - фамилия, имя, отчество автора (группы авторов), должность
    (полностью), контактные данные;
    - наименование населенного пункта, год создания сценария.
    Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4. Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля
    – 1,5-2 см. Сценарий должен быть утвержден директором учреждения культуры и согласован главой (если требуется).
    Все страницы, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы.

    15
    В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
    К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.
    7. ОБРАЗЕЦ
    оформления сценария мероприятия
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    СЕЛЬСКИЙ ДОМ КУЛЬТУРЫ ……… РАЙОНА
    Сценарий новогоднего праздника
    «Новые приключения
    Снегурочки»
    Аудитория – дети и подростки
    Автор (составитель):
    Сидорова Вера Ивановна, художественный руководитель
    МБУ СДК ……………………..

    16
    (наименование населенного пункта), 2017 год
    2. Пояснительная записка
    Цель мероприятия.
    Задачи мероприятия.
    Оборудование и технические средства.
    Перечисляем оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия.
    При необходимости указываем количество.
    Оформление:
    Музыкальное оформление:
    Перечисляем всё музыкальные произведения, используемые на протяжении всего мероприятия. Для того чтобы далее в тексте делать ремарки, целесообразно структурировать следующим образом:
    Звук №1. Название, авторы.
    Звук №2. Название, авторы.
    Наглядное:
    Презентация «Название», автор (составитель).
    Видео №1. Видеофильм «Название», автор (составитель), технический редактор.
    Видео №2. Отрывок из видеофильма «Название», автор
    (составитель), технический редактор.
    Декорации, реквизит, атрибуты:
    Название, количество.
    Дидактический, раздаточный материал:
    Название, количество.
    Условия и особенности реализации.
    Указываем требования к помещению, количество столов, стульев, наличие затемнения, световое решение и т.п.
    Методические советы по проведению.

    17
    В произвольной форме указываем, какие необходимо провести предварительные организационные мероприятия: раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.
    3. Ход (структура) мероприятия.
    Эпиграф.
    Действующие лица.
    Полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.
    Имена действующих лиц (в списке и в тексте мероприятия) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами). Строки списка действующих лиц включают в левый край (или начинают с небольшим отступом).
    Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.
    Пример :
    ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
    Вася Иванов – 35 лет, шофер
    Алла Иванова – 35 лет, его жена
    Вова Иванов – 9 лет, сын Васи и Аллы
    Семья сидит около стола и слушает радио (звук №1).
    1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени героя,
    оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица. (Внутренняя ремарка, тоже оформляется
    курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.

    18
    Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.
    2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица.
    (Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ
    СКОБКИ.) Продолжение текста действующего лица.
    Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.
    Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.
    3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО (ремарка после имени, курсивом,
    ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ). Текст действующего лица.
    Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.
    4. Литература.
    Оформляем по алфавиту согласно ГОСТ.
    5. Приложения.
    Дидактические материалы, вопросы и ответы викторин, кроссвордов, схемы, таблицы и т.д.
    Методические рекомендации подготовил – методист МКУ
    «РОМЦК» Е.Ю. Каткова


    написать администратору сайта