11 Откровение и Книга пророка Даниила.. Семь церквей апокалипсиса
Скачать 39.1 Kb.
|
М о с к о в с к и й т е о л о г и ч е с к и й и н с т и т у т ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Курсовая работа Предмет: Откровение и Книга пророка Даниила. Тема: Семь церквей апокалипсиса Преподаватель: Жидяев Сергей Владимирович Студент: Ергушова Ирина Геннадьевна 2021 год План Введение 3 Глава 1. Периоды истории христианства 3-4 Глава 2. Возможные характеристики Церкви 4-5 Глава 3. Семь исторических церквей 5-7 Заключение 7 Список использованной литературы. 8 Введение Как книга судеб Божиих о мире и Церкви, Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, а особенно в то время, когда внешние гонения и внутренние соблазны с особенною силою начинали смущать церкви, угрожая со всех сторон разного рода опасностями. В такие периоды верующие естественно обращались к этой книге за утешением и ободрением и пытались разгадать по ней смысл и значение происходящих событий. В данной работе мы исследуем обращение Иисуса Христа к семи церквам, проанализируем возможные толкования данного отрывка из книги Окровение. Глава 1. Периоды истории христианства Церкви, которым направлены обращения, в первом столетии действительно существовали в Асии в виде местных общин. Они также символизируют различные типы церквей, существовавших на протяжении истории Церкви. Кроме того, выдвигалось, хотя и не получило общего признания, предположение, заходящее еще дальше, - о том, что главные характеристики семи церквей в порядке их появления соответствуют отличительным чертам и эволюционным изменениям христианства на протяжении последовательных периодов церковной истории: 1. Ефес, трудолюбивая апостольская Церковь; 2. Смирна, послеапостольская Церковь, претерпевающая суровые гонения; 3. Пергам, Церковь, которая все больше и больше заботилась о мирском после того, как император Константин сделал христианство фактически государственной религией Римской империи; 4. Фиатира, испорченная средневековая Церковь; 5. Сардис, Церковь Реформации, слывущая ортодоксальной, но духовно нежизнеспособная; 6. Филадельфия, Церковь современного возрождения и всемирного миссионерства; 7. Лаодикия, современная Церковь, ставшая «теплой» из-за своего вероотступничества и благополучия. Однако данное толкование подвергается той критике, что Фиатира получила несколько более одобрительный отзыв, нежели обычно бывает удостоена средневековая Церковь, что Церковь Реформации вряд ли заслуживает почти полного осуждения, выраженного по отношению к сардийской церкви, что дверь, отворенная перед филадельфийской церковью, символизирует, по всей видимости, вход в мессианское Царство, а не миссионерскую деятельность, и что продолжительность церковной истории требует часто вносить поправки в это толкование.1 Глава 2. Возможные характеристики Церкви Письма к семи церквам очень важны для понимания всей книги Откровения. Они дают нам больше сведений о группе церквей западной части Малой Азии, чем большинство других посланий Нового Завета о своих адресатах. Мы не должны забывать, что рассказ об увиденном предназначался для христиан перечисленных городов. Неправильное применение этого текста частично основано на неверной мысли о том, что эта весть адресована прежде всего христианам нашего времени, и нужно только расшифровать символы. Однако эти символы должны оцениваться с точки зрения I века нашей эры - их смысл нуждается в адаптации, если мы хотим рассматривать эту книгу как значимую для современной эпохи. Если сравнивать суждения об этих церквах Сына Человеческого, диктующего письма, то о церквах Смирны и Филадельфии он не говорит ничего плохого, а о Сардисе и Лаодикии - ничего хорошего. Перед тем как обратиться к деталям, дадим общую оценку посланию церквам в целом. Мы видим три вида проблем: лжеучение (Эфес, Пергам, Фиатира), гонения (Смирна, Филадельфия) и самоуспокоенность (Сардис, Лаодикия). Большинство современных читателей думают, что единственной проблемой были гонения, поэтому перетолковывают книгу с точки зрения современных угроз. Однако борьба с самоуспокоенностью может иметь гораздо больше отношения к современному христианству. Что касается лжеучений, то это понятие здесь глубоко обусловлено ситуацией I века (употребление в пищу идоложертвенного), а вот основополагающая проблема беспринципного приспособления христиан к окружающему их обществу очень современна. Одни церкви стойки, другие - слабы, но вне зависимости от того, одобряет или ругает автор ту или иную церковь, он часто пользуется понятиями, которые нам не ясны. Однако, общий смысл послания, которое объединяет все семь писем и согласуется с темой оставшейся части книги, - оставаться стойкими и не идти на уступки злу. Оптимистические обещания «побеждающему» в конце каждого письма отвечают цели поощрения, что свойственно апокалиптической литературе.2 Глава 3. Семь исторических церквей Семь христианских общин (церквей), к которым св. Иоанн по поручению Сына Человеческого поочередно обращается, - это общины малоазийских (асийских) городов Ефеса, Смирны, Пергама, Фиатир, Сардиса, Филадельфии и Лаодикии. В I веке они, по-видимому, пользовались определённой известностью в христианском мире, но число семь выступает здесь в символическом смысле - как описание полноты церковной жизни. Иначе говоря, св. Иоанн обращается к Вселенской, т. е. ко всей Церкви на примере конкретных исторических общин с их специфическими особенностями. Ко времени св. Иоанна христианские общины существовали в Западной Анатолии уже в течение нескольких десятилетий, ожидая Второго Пришествия, но явления Иисуса Христа, предсказанного как Страшный Суд, не происходило. После десятилетий ожидания христиане, возможно, оглядывались назад и убеждались, что ни их положение в обществе, ни их материальное состояние не улучшались. Почти во всех этих городах находились члены общины, которые шли на компромисс с господствующей религиозной языческой атмосферой, что являлось знаком охлаждения в вере одних и поводом для разочарования других. Здесь был и наглядный пример - многочисленные иудейские малоазийские общины, которые, декларируя строгость и верность Закону, принимали гедонистические стандарты окружающего их языческого мира.3 Как ни странно, самое длинное письмо адресовано наименее известному городу - Фиатире, а самое короткое - Смирне, городу весьма известному. Эти города (все - на территории западной части Малой Азии) записаны в порядке, предполагающем круговую траекторию маршрута посыльного. Он должен был выйти из Эфеса, затем двигаться на север через Смирну в Пергам, оттуда на юг и, наконец, из Лаодикии, по-видимому, на запад, - то есть обратно в Эфес. Несмотря на правдоподобность этого предположения, именно такой круговой почтовой дороги обнаружено не было. Подробности писем отражают географическое и экономическое положение того или иного города, - очевидно, провидец хорошо знал эту область. 1. Эфес - древнейший торговый город на берегу Эгейского моря, славившийся своим богатством и громадным населением. Там более двух лет проповедовал св. Апостол Павел, поставивший под конец ефесским епископом своего любимого ученика Тимофея, там долго жил и скончался св. Апостол Иоанн Богослов. Обещание Эфесу - «дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» - может отражать тот факт, что грандиозный храм Артемиды Эфесской, одно из семи чудес древнего мира, был построен на основе примитивного древесного святилища, а его ограда была местом убежища. Угроза сдвинуть светильник над ефесской церковью осуществилась. Из великого мирового центра Ефес скоро обратился в ничто: от прежнего великолепного города осталась лишь груда развалин и маленькая мусульманская деревня. Великий светильник первобытного христианства угас совершенно. 2. Смирна - один из древнейших городов Малой Азии, просвещенный и славный в языческой древности. Не менее замечательна была Смирна и в истории первых времен христианства, как город весьма рано озарившийся светом христианства и удержавший среди гонений залог веры и благочестия. Образ короны или венца жизни, возможно, возник по причине того, что прекрасные здания Смирны венцом поднимались к вершине горы Пагус. Побеждающему, то есть претерпевшему все гонения, обещается «венец жизни» или наследие вечных благ. Смирна до сего времени остается значительным городом и имеет достоинство христианской митрополии. 3. Пергамская Церковь похваляется Господом за то, что содержит Его Имя и не отверглась веры в Него, хотя была насаждена среди крайне развращенного язычеством города, что обозначает образное выражение: «ты живешь там, где престол сатаны», и подверглась тяжкому гонению, во время коего «умерщвлен верный свидетель Мой Антипа». Известно по дошедшим до нас мартирологам, что Антипа был епископом Пергама и за ревностное исповедание Христовой веры был сожжен во внутренности медного раскаленного быка. В Пергаме был храм языческого божества Эскулапа, покровителя врачей. Жрецы его занимались медициной и оказали сильное сопротивление проповедникам христианства. 4. Фиатира - небольшой городок в Лидии, ничем себя в истории не ознаменовавший, но известный в истории христианства тем, что из него происходила Лидия, которую просветил светом Христовой веры апостол Павел. Вероятно, это и способствовало скорому утверждению христианства в Фиатире, причем, как видно из слов «последние дела твои больше первых», все указанные перед этим добрые христианские качества жителей Фиатир со временем все больше в них развивались и укреплялись. Имя Иезавели употреблено здесь, по-видимому, в таком же переносном смысле, как выше имя Валаама. Можно предполагать, что именем «Иезавели» здесь названо то же любодейно-идольское направление Николаитов. 5. Сардис в древности был большим и богатым городом, столицей Лидийской области, а ныне это бедная турецкая деревушка Сард. Христиан там немного, и они не имеют своего храма. При Юлиане Отступнике явно обнаружилась духовная мертвость этого города: он быстро возвратился к идолопоклонству, за что и постигла его кара Божия: он уничтожен был до основания. Предупреждение Сардису «я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя», возможно, отражает историю города, дважды неожиданно захваченного врагами. 6. Филадельфия - второй большой город в Лидии. Этот город один из всех малоазийских городов долго не сдавался туркам. Замечательно, что и в настоящее время христианство находится в Филадельфии в наиболее цветущем состоянии, превосходя все прочие города Малой Азии: здесь сохранилось многочисленное христианское население. Жители отличаются большим гостеприимством и добротой. Турки называют Филадельфию «Аллах-Шер», то есть «Божий город», и это название невольно напоминает обетование Господа: «напишу на побеждающем имя Бога Моего и имя града Бога Моего». • Лаодикия. Образ бесполезной теплой воды, которая будет выплюнута, мог использоваться в письме к Лаодикийской церкви по контрасту с горячими ключами в окрестностях Иераполиса и холодными питьевыми источниками в Колоссах. Лаодикия, ныне называемая турками «Эски-Гиссар», то есть Старая крепость, находится во Фригии, при реке Лике и близ г. Колосс. В древности она славилась своей торговлей, плодородием почвы и скотоводством; население ее было весьма многочисленно и богато, о чем свидетельствуют раскопки. Можно полагать, что богатство и сделало лаодикийцев такими теплыми в отношении к христианской вере, за что город их подвергся каре Божией - полному разорению и опустошению турками.4 Заключение Иоанн получил откровения о каждой из семи малоазийских церквей, и соответственные наставления им. Эти откровения содержат похвалы их христианской жизни и вере, порицание их недостатков, увещания и утешения, угрозы и обещания. Содержание этих откровений и наставления имеют ближайшее отношение к состоянию церковной жизни малоазийских церквей в конце первого века, но вместе с тем относится и ко всей Церкви вообще на всем протяжении ее существования на земле. Список использованной литературы. Гандри Р. Обзор Нового Завета / Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2001. Стр. 201 Браун Р. Введение в Новый Завет. Том 2. https://coollib.com/b/218369/read#t214 Георгий Урбанович - Семь церквей Апокалипсиса https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tserkvej-apokalipsisa/ Архиепископ Аверкий (Таушев) - Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова. https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/apokalipsis-ili-otkrovenie-svjatogo-ioanna-bogoslova/3 1 Гандри Р. Обзор Нового Завета / Пер. с англ. – СПб.: Библия для всех, 2001. Стр. 201 2 Браун Р. Введение в Новый Завет. Том 2. https://coollib.com/b/218369/read#t214 3 Георгий Урбанович - Семь церквей Апокалипсиса https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tserkvej-apokalipsisa/ 4 Архиепископ Аверкий (Таушев) - Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова. https://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushev/apokalipsis-ili-otkrovenie-svjatogo-ioanna-bogoslova/3 |