Список терминов Бурский И.С.. Семь мудрецов
Скачать 241.51 Kb.
|
1. Орфизм Мистериальный культ и религиозно-философ- ское движение в Древней Греции, возникшее в 6 веке до нашей эры и получившее распростра- нение в Великой Греции (Юж. Италии и Сици- лии) и Афинах. Последователи Орфизма считали мифического поэта Орфея учредителем «таинств», инициация в которые давала надежду на загробное спасение и вечное блаженство. 2. Семь мудрецов Древнегреческие представители ранней этической рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц: 1) подчеркнутым авторским характером, 2) нефигуративностью и стремлением к отвлеченным формулировкам этических принципов. Сам тип «семи мудрецов» восходит к древней мифологеме, имеющей индоевропейские или древневосточные корни. 3. Софистика Совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения дел, признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру. 4. Майевтика Предложенное Сократом искусствоизвлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов. 5. Архэ Первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель. 6. Диалектика Гераклита Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Мысль об изменениях, характерная для самых первых греческих философов, у Гераклита приобретает форму мысли всеобщей, то есть философской идеи. 7. Диалектика Платона По учению Платона, философия, наука, соответствующая чистому стремлению к истине, представляет единственный верный путь к самопознанию и к познанию божества, а потому и к истинному счастью; она – фокус, в котором соединяются все лучи истины, разрозненно проявляющееся в понятиях и в жизни человека. 8. Диалектика Зенона Парменид отрицал множественность и заявлял, что изменение и движение – это иллюзия. Но поскольку очевидные данные нашего чувственного опыта дают нам множество примеров изменения и движения, то столь смелое заявление Парменида вызвало целый град насмешек. Зенон, убежденный в правоте учителя, попытался доказать ее или по крайней мере продемонстрировать, что его идеи вовсе не такие странные, какими кажутся на первый взгляд. Он решил показать, что, признавая существование множественности, о которой говорили пифагорейцы, философ сталкивается с неразрешимыми трудностями и что изменение и движение невозможны даже с позиции плюралистической гипотезы. Таким образом, аргументы Зенона сводились к тому, чтобы привести доводы пифагорейцев – оппонентов Парменида – к абсурду. 9. Диалектика Сократа Главным философским методом Сократа являлась диалектика – рассмотрение понятия с разных сторон, исследование его в разных ситуациях. Сам он часто именовал свой философский подход майевтикой («родовспоможением»), ибо истинный мудрец не следует мнениям и представлениям толпы, а помогает «родиться» правильной идее путём долго и всестороннего размышления о ней. 10. Ирония (Сократ) Сократическая ирония представляет собой способ ведения беседы, который позволяет выявить ограниченность позиции собеседника и продемонстрировать, что стремление удерживать эту позицию приводит к серьезным затруднениям. 11. Диалог (Сократ, Платон) Жанр литературной прозы, развившийся в Древней Греции на рубеже IV века до нашей эры. Самые ранние образцы жанра сохранились в трудах Платона и Ксенофонта — и во всех них Сократ является персонажем. Эти и последующие диалоги представляют собой обсуждение моральных и философских проблем между двумя или несколькими персонажами, иллюстрируя применение сократического метода. Диалоги бывают как драматическими, так и повествовательными. Хотя Сократ часто является главным участником, его присутствие в диалоге не является обязательным для жанра. 12. Апейрон Понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество. 13. Ум – Перводвигатель (Аристотель) Ум - перводвигатель – это принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления - как динамического, так и целевого (энтелехиального), равно как и смыслового (умственного). 14. Нус Анаксагора Одна из основных категорий античной философии; обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и в человеке. 15. Космос (Пифагор) Пифагорейцы представляли космос в шарообразной и строго симметричной форме: сверху — полусфера неба, снизу — полусфера Тартара, а между ними — Земля и некое загадочное «Противоземлие» (Аид), между ними — центральный огонь. Вокруг Земли вращаются небесные сферы. 16. Метампсихоз Догмат переселения душ, после смерти, из одного животного в тело другого. 17. Скептицизм Филосовское направление, подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента. 18. Агностицизм Философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности. 19. Эйдос (Платон) То, на что на самом деле направлена постигающая способность человека творческого. Эйдос — то подлинное, что дается в умопостижении, в отвлечении от нашего мнения о вещи и от чувственных впечатлений, которые отражают только восприятие от материального бытия вещи. 20. Форма (Аристотель) Форма делает материю, которая сама по себе есть лишь στερησις (лишение), предметом. Форма есть внутреннее начало, приводящее предмет к его совершенству; поэтому-то Аристотель и Бога называет чистой формой, чистой деятельностью. 21. 4 причины (Аристотель) Аристотель насчитывает четыре первоначала, или высшие причины бытия: форма (сущность, суть бытия) («Что это есть?»), материя («Из чего?»), цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда начало движения?»). 22. Первоэлементы (Аристотель) Аристотель предположил, что первоэлементами являются 5 стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). 23. Образ Пещеры (Платон) Пещера олицетворяет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, будто благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. Об истинном мире идей они могут судить только по смутным теням на стене пещеры. 24. Первоматерия Чистая возможность бытия; первоматерия - не предмет чувственного восприятия или интеллектуального постижения, она - нижний предел движения философской мысли по пути последовательного 26. Детерминизм Учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений, доктрина о всеобщей причинности. Детерминизм называют учением о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом или явлениями природы или специально человеческой волей, для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. 27. Органон Логические произведения Аристотеля, названные так византийскими учеными, ибо они рассматривались как «орудия» познания истины. 28. Натурфилософия Исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. 29. Апория Трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. 30. Силлогизм В широком смысле – любое дедуктивное умозаключение, в узком – двухпосылочное умозаключение, состоящее из атрибутивных суж- дений, в котором вывод об отношении между двумя терминами делается на основании отношения каждого из них к третьему термину. 31. Эристика Искусство ведения спора 32. Релятивизм Филосовский принцип интерпретации природных, социокультурных, мировоззренческих, когнитивных объектов в их отношении друг к другу и своему окружению. 33. Политеизм Религиоведческий термин, обозначающий веру в существование и почитание многих богов. 34. Монотеизм Религиозный и филосовский термин, обозначаю- щий веру в существование и почитание одного Бога. 35. Пантеизм Религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно. 36. Деизм Филосовско-религиозное течение в Европе и Севеверной Америке 16–18 веков. Согласно Деизму, Бог, сотворив мир, не принимает в нём участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. 37. Атеизм Неверие в существование каких-либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание религии. 38. Три тезиса Горгия о небытии 1) ничего нет; 2) если бы даже нечто и было, то оно было бы непознаваемо; 3) даже если бы оно было познаваемо, его невозможно было бы высказать в слове и истолковать другому. 39. Софисты о религии Большинство философов-софистов отрицали существование высших сил, создавших жизнь, вершиной мироздания они ставили человека. Поэтому большую часть софистов смело можно назвать атеистами. 40. Софисты о природе Софисты выдвинули и обосновали идею о коренном отличии установлений культуры (и прежде всего нравов, обычаев) от законов природы. Законы природы, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения. 41. Софисты о цивилизации Учение Протагора, изложенное в форме «мифа», приписывает создание людей богам, а технические способности, с одной стороны, и «стыд и справедливость», с другой, две основы цивилизации, истолковывает как последовательные дары – первый Прометея, а второй – Зевса (поскольку Протагор занимал агностическую позицию в вопросе о существовании богов, ссылку на них можно понять как признание того, что задатки социальных качеств нельзя считать ни вро- жденными человеческому роду, ни результатом «изобретения», и остается, за неимением лучшего, довольствоваться традиционным объяснением). 42. Антропоморфизм Уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ. 43. Эманация В религиозной философии термин, обозначающий истечение, излучение из божественного начала всего многообразия мира. 44. «Золотая середина» Аристотеля Понятие древнегреческой философии, особенно у Аристотеля, означающее желанную середину между двумя нежеланными крайностями. Так, добродетель храбрости лежит посередине между пороками безрассудства и трусости. 45. Части души и типы душ (Платон) Платон выделяет три части души: разумная, волевая, чувственная. 46. Части души и типы душ (Аристотель) Растительная душа, животная душа, разумная душа. 47. Пневма Душа бестелесна, ее носителем является особое органическое вещество — пневма, которая у животных вырабатывается в крови. 48. Демиург В античной философии (у Платона) персонифицированное непосредственно творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом. 49. Эпохе Принцип рассуждения в философии, который означает приостановку всех метафизических высказываний — суждений о бытии предмета вне воспринимающего его сознания. 50. Космополитизм Мировоззрение «мирового гражданства», ставя- щее интересы и ценности всего человечества вы- ше интересов отд. нации и государства. 51. Экстаз (неоплатонизм) Повышенное настроение с переживанием высшей степени радости, восторга, воодушевления, ликования, необыкновенного захватывающего счастья, с отрешённостью от реальности. 52. Телеология Филосовское учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. 53. Докса Общепринятое мнение. 54. Эпистема Это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности образований сознания и культуры в конкретный исторический период развития того или иного общества. 55. Светлое познание (Демокрит) Разумное познание, он называет "светлым", так как оно глубже проникает в суть вещей, способна открыть существование атомов и пустоты. 56. Темное познание (Демокрит) Чувственное познание, Демокрит считает "тёмным", так как оно затемняется обманом ощущений, индивидуальными особенностями познающего субъекта и т.д. 57. Атом Греческие философы Левкипп и Демокрит, а вслед за ними Эпикур называли атомами мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в том числе душа, образованная из тончайших атомов. 58. Катарсис Связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. 59. Изостения Термин, введенный древнегреческими скептиками, обозначающий равносильность, равновесие суждений. 60. 15 скептических тропов Первый троп основывается на разнообразии живых существ и гласит следующее. Философы утверждают, что критерием истины является человек, т.е. он мера всех вещей (Протагор) и он один может познать истину. Скептик справедливо спрашивает, а почему, собственно, человек? Ведь человек познает окружающий мир благодаря органам чувств. Но разнообразие животного мира показывает, что у животных также имеются органы чувств и они отличаются от человеческих. Почему мы считаем, что человеческие органы чувств дают более истинную картину мира, чем чувства других животных? Как могут одинаково слышать те, у кого слуховой орган узок и у кого он широк, те, у кого уши волосатые и те, у кого они гладкие? И себя считать критерием истины мы не имеем права. Поэтому мы должны воздерживаться от суждений, т.к. не знаем, чьим органам чувств можно доверять. Второй троп: философ делает предположение (сужая вопрос): допустим, человек является критерием истины. Но людей много и они разные. Существуют скифы, греки, индийцы. Они по-разному переносят холод и жару, пища для одних полезная, для других — вредная. Люди разнообразны, и поэтому нельзя сказать, какой именно человек является критерием истины. Третий троп еще больше сужает область исследования. Скептик предполагает, что мы нашли человека, который является критерием истины. Но у него много органов чувств, которые могут по-разному давать картину окружающего мира: мед сладкий на вкус, но неприятный на вид, дождевая вода полезна для глаз, а дыхательные пути грубеют от нее и т.д. — отсюда также вытекает воздержание суждений об окружающем. Четвертый троп — об обстоятельствах. Допустим, есть орган чувств, которому мы можем доверять больше всех, но всегда есть какие-то обстоятельства: в глазах есть слезы, которые больше или меньше влияют на представление о видимом предмете, неровное состояние духа: для влюбленного женщина кажется красивой, для другого — ничего особенного. Вино кажется кислым, если перед этим поесть фиников, а если орехов или гороху, то — сладким и т.д. Отсюда также вытекает воздержание от суждения. Пятый троп — о зависимости от положения, расстояний и мест. Например, башня издали кажется малой, а вблизи — большой. Одно и то же пламя светильника тусклое на солнце и яркое в темноте. Коралл в море мягкий, а на воздухе — твердый. Факты опять же вынуждают нас, чтобы мы воздерживались от суждений о том, каков предмет по своей сути. Шестой троп находится в зависимости от примесей, пишет Секст. Мы никогда не воспринимаем какое-либо явление само по себе, а лишь в совокупности с чем-то. Всегда это воздух или вода или какая-то другая среда. Один и тот же звук разный в редком воздухе или в густом, ароматы опьяняют в бане сильнее, чем в обыкновенном воздухе и т.д. Тот же вывод, что и раньше. Седьмой троп касается величины и устройства подлежащих предметов. Один и тот же предмет может выглядеть по-разному в зависимости от того, большой он или маленький, разбит он на составные части или является целым. Например, опилки серебра сами по себе кажутся черными, а вместе в целом — белыми; вино, употребленное в меру, укрепляет нас, а с излишком расслабляет тело и т.д. Восьмой троп — об отношении к чему-нибудь. Он перекликается с шестым. Скептик утверждает, что раз все существует по отношению к чему-нибудь, то мы удержимся говорить, каково оно обособленно по своей природе. Девятый троп касается постоянно или редко встречающегося. Солнце должно поражать нас, конечно же, больше, пишет Секст Эмпирик, но т.к. его мы видим постоянно, а комету редко, то мы поражаемся комете так, что считаем ее божественным знамением, а солнцу не удивляемся совсем. То, что встречается реже, нас поражает, даже если по сути своей событие весьма обыденное. Десятый троп связан с вопросом нравственности и находится в зависимости от верований и догматических положений разных народов, их обычаев. Секст приводит примеры, где показывает, что у разных народов свои представления о добре и зле. Некоторые эфиопы татуируют маленьких детей, мы же — нет. Персы считают приличным носить длинную разноцветную одежду, а здесь — нет и т.д. Далее излагаются тропы Агриппы. Первый троп — о разноречивости. Он свидетельствует о том, что существует огромное разнообразие философских систем, люди не могут договориться и найти истину, отсюда следует, что если до сих пор нет согласия, то нужно пока воздерживаться от суждения. Второй троп — об удалении в бесконечность. На основании его скептик утверждает, что чтобы доказать что-нибудь, нужно базироваться на утверждении, которое должно быть также доказано, оно должно быть доказано на основе опять какого-нибудь утверждения, которое в свою очередь также должно быть доказано и т.д. — уходим в бесконечность, т.е. мы не знаем, откуда начать обоснование; воздерживаемся от суждения. Третий троп называется "относительно чего", при котором подлежащая вещь кажется нам той или иной по отношению к судящему и созерцающему предмет. Судящий о предмете является в одно и то же время субъектом и объектом познания. Когда мы о чем-нибудь судим, то вмешиваемся в процесс познания, поэтому мы не можем судить о предмете самом по себе, т.к. он сам по себе не существует, а существует только лишь для нас. Четвертый троп — о предположении. Если философ желает избежать удаления в бесконечность, то он догматически предполагает, что некоторое положение является истинным само по себе. Но скептик не соглашается на такую уступку, считая, что это именно уступка, положение принимается без доказательства и поэтому не может претендовать на истину. Пятый троп — взаимодоказуемости, который гласит, что чтобы избежать бесконечности в доказательстве, философы часто впадают в ошибки взаимодоказуемости. Одно положение обосновывают при помощи другого, которое, в свою очередь, обосновывается при помощи первого. 61. Космополитизм Мировоззрение «мирового гражданства», ставя- щее интересы и ценности всего человечества вы- ше интересов отд. нации и государства. 62. Эвдемонизм Философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье; особый, в основе своей телеологический, способ обоснования морали и тип этической теории. 63. Гедонизм Тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). 64. Атараксия Термин философии Эпикура и его школы, идеальное душевное состояние, к которому, по Эпикуру, должен стремиться человек. 65. Автаркия Система замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой [1] ; экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот. 66. Аполитичность Равнодушное отношение к политике, неучастие в политической жизни. 67. Логос (Гераклит, стоики) Понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). 68. Единое (неоплатонизм) Термин философии неоплатонизма, обозначающий первичное божество, источник всего сущего, являющийся одновременно Благом. 69. Эклектика Соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. 70. Формы государственного устройства (Платон) Аристократия и монархия — лучшая из возможных в реальном мире форма правления, справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям граждан. Аристократия предполагает равенство среди самых развитых членов общества, которые занимаются его управлением. Тимократия — менее совершенная власть меньшинства, несправедливая власть уважаемых граждан, получивших свою власть не согласно способностям, а согласно способности ее получить. Тимократия и неравенство сменяют аристократию равных по мере того, как личные интересы получают преобладание над общими. Олигархия — еще менее совершенная власть богатых людей: «у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении». Олигархия основана на фактическом материальном превосходстве богатых над способными и всеми остальными. Демократия — еще менее совершенная, и справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства. Демократия это равноправие всех имущих мужчин, при котором не имеют значения их личные качества. Тирания — самая несовершенная и несправедливая власть одного человека. Тирания во времена Платона означала тиранию против аристократического меньшинства с молчаливого одобрения демократического большинства. С точки зрения Платона тиран — самый несчастный человек, так как отказывает другим в самостоятельности и разуме, и свой разум вынужден употреблять на подавление разума других. 71. Добродетель-арете (Сократ, софисты, Платон,Аристотель, стоики В своём самом раннем появлении в греческом языке это понятие было связано с понятием соответствия цели или функции, обозначая «собранность, слаженность, пригодность» всякой вещи или существа. 72. Каллокагатия Этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности); в философии Платона — идеал гармонического сочетания физических и духовных способностей человека, естественно дополняемых его богатством и благородством души. 73. Эон В гностической терминологии духовные существа — эманации Божества, «заполняющие пространство», разделяющее Бога и мир. Совокупность («сонм») эонов именуется Плеромой. Истекая из Божества, они властвуют над определённой мировой эпохой и мировым порядком. 74. 3 части философии у Эпикура и стоиков Доктрина стоиков состояла из трех разделов: логики, физики и этики. 75. Триадизм СУЩЕГО у Прокла (неоплатонизм) Эта триада господствует у Прокла решительно везде, включая все самое высокое и все самое низкое, включая отвлеченные понятия: богов, живые существа, весь мир, все отделы философии, мифологии, мантики и т. д. Мир Души у Прокла также триадичен; сюда входят божественные, демонические и человеческие души. 76. Агон Борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий. В греческой мифологии Агон - персонификация состязаний. 77. Эпикур о 3-х страхах и трех группах наслаждений Наслаждение: Естественные и необходимые Естественные, но не необходимые Неестественные и не необходимые Страхи: Перед богом Перед смертью Перед страданиями 78. Теория у греков У греков теория (точнее, феория) – это образ жизни созерцателей, а не практиков. В Новое время теория – это рассмотрение, слежение, домогание, "... до жути решительная обработка действительности" 79. Теоретический образ жизни Созерцательная, «теоретическая» жизнь − это высший образ жизни, развитие в себе духовного начала, самосовершенствование. Развивая разум, сдерживая страсти, человек становится разумным. Созерцательный, «теоретический» образ жизни предполагает, тем самым, важный шаг в развитии сознания. 80. Время и вечность у Платона Согласно Платону, время — «движущееся подобие вечности», и все его виды, все возникающее и исчезающее, прошлое и будущее, — все это «части» времени, «подражающего вечности и бегущего по кругу согласно числа» 81. Сотворение мира у Платона. Платон развивает учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса, Творца мира Платон называет божественным демиургом, устроителем мира. Согласно Платону, божественный демиург был добр и пожелал устроить все так, чтобы было хорошо. 82. Мировая Душа у Платона Для Платона мировая душа – это совершенная гармония. Мир не мыслим без души, как разумность не мыслима без души. Душа есть начало движения и источник его. Душа – необходимое начало между идеей и материей. 83. Мировой Ум у Аристотеля. Мировой Ум, тончайшее и легчайшее вещество — содержащее, по Аристотелю, полное знание обо всем и обладающее абсолютной силой — приводит это вещество в движение и упорядочивает: неоднородные элементы отделяются друг от друга, а однородные соединяются. |