Семейные еженедельники
| Журнал для всех
| Редактор - В. С. Миролюбов. Журнал действительно ориентировался на провинциального читателя, городскую и сельскую интеллигенцию, грамотных крестьян, а дешевая подписка и хороший подбор материалов создали ему небывалую в России популярность. Достаточно сказать, что в 1903 г. тираж журнала составлял 80 тысяч экземпляров. В программу журнала входили рассказы русских и иностранных писателей, очерки «из мира наук» (научно-популярные статьи по гуманитарным и естественным наукам), рассказы о путешествиях и жизни разных народов и стран, жизнеописания замечательных людей прошлого и современности. «Журнал для всех» имел и традиционные публицистические отделы: «Политическое обозрение», «Внутренняя хроника», «Из жизни народов в России и за границей», религиозно-философский, критики и библиографии. Но главной в журнале была беллетристика.
Миролюбов изменил форму издания: журнал стал тоньше – всего 800 страниц годовой комплект (около 70 страниц на один номер – против 300–500 традиционных для «толстого журнала»).
Публицистические же отделы были по-прежнему остры и злободневны. Здесь поднимались проблемы земского самоуправления, крестьянской жизни; подробно, с демократических позиций, освещались события русско-японской войны. «Журнал для всех» стал одним из самых оппозиционных изданий, а осенью 1906 г. был закрыт.
| Нива
| Издавался в Петербурге А. Ф. Марксом для чтения в семейном кругу.
Еженедельник имел отделы: литературный, политический (обозрения), культуры (живопись, музыкальные и театральные новости), светской хроники, различных известий и смеси (информация из разных областей жизни), религиозный, новостей общего характера, военный, биографический, географический, этнографический и др. «Нива» имела альбомный формат А4, удобный для помещения иллюстраций (репродукций живописи, календарей, рисунков и фотографий). В год выходило 52 номера журнала с приложением 40 книг «Сборника «Нивы». Редакторами журнала в разные годы были А. Луговой, князь М. Н. Волконский, А. А. Тихонов, Р. И. Сементковский, В. Я. Светлов, Н. М. Железнов и др. В прилагаемых к журналу томах давались произведения классиков русской литературы А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, И. А. Гончарова, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. Горького и др., а также иностранных писателей – Сервантеса, Мольера, Беранже, Гейне, Уайльда и др.
Среди иллюстраций почетное место занимали репродукции с картин известных художников А. Н. Бенуа, Н. П. Богданова-Бельского, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина, И. И. Шишкина, И. Е. Репина и др.
Журнал «Нива» имел просветительский-развлекательный характер, рассчитанный на интересы «заурядной семьи», или, по выражению Чехова, на «пестрого читателя», который «…если и не образован, то хочет и старается быть образованным, он серьезен, вдумчив и неглуп». Именно для такой аудитории «Нива» стремилась стать единственным журналом и добилась небывалой в России популярности: ее тираж в 1901 г. составил 250 тысяч экземпляров.
| Семья
| Иллюстрированный журнал. (1893–
1905 гг.) Печатались романы, повести, рассказы, стихи, драматические произведения (в том числе переводные), популярные статьи, литературные, театральные, музыкальные рецензии, исторические очерки, путешествия, биографии знаменитостей. Еженедельник помещал также заметки о спорте, изобретениях, моде. В отделе «В часы досуга» печатались задачи, шарады, ребусы, игры. В журнале принимали участие А. Амфитеатров, А. Вербицкая, И. Потапенко, Т. Щепкина-Куперник, О. Чюмина и др. В качестве приложения давались «музыкальные альбомы» – тетради новых нот.
| Родина
| (1883–1917 гг.), Хотя и называл себя еженедельной общественной и литературной газетой, однако по своей
форме и содержанию полностью соответствовал семейному еженедельнику. Большой популярностью пользовались его литературные приложения (романы, повести, детская литература), сборник «Всемирный путешественник» и др.
| Огонек
| Еженедельный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1899–1918 гг.), издаваемый С. М. Проппером в качестве приложения к «Биржевым ведомостям». Достаточно сказать, что в 1915 г. его тираж составил 800 тысяч экземпляров.
| Вокруг света
| Гуманитарный журнал для семейного чтения. Журнал И. Д. Сытина, приобретенный им у братьев Вернеров в 1896 г. Редакторами еженедельника в разное время были Е. Н. Киселев, Е. Н. Поливанова и В. А. Попов.
В отделе беллетристики работали Вас. И. Немирович-Данченко, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк. Тираж журнала 1900-е годы доходил до 40 тысяч экземпляров. За 4 рубля в год подписчики получали 52 иллюстрированных номера и 12 книжек литературного приложения, в которых печатались произведения Виктора Гюго, Вальтера Скотта, Конан Дойля и др.
Сам журнал специализировался на географических и этнографических описаниях, путешествиях и приключениях «на суше и на море» (под таким названием с 1911 г. выходил альманах). Здесь были отделы: «Научные экспедиции и географические открытия», «Биографии знаменитых путешественников и исследователей», «Из великой книги природы», «Катастрофы в воздухе и драмы на море», «Люди науки, искусства и литературы», «Исторический калейдоскоп», «Современный спорт» и др.
| научно-популярные еженедельники для самообразования
| Природа и люди
| Известный издатель П. П. Сойкин начал выпуск журнала в 1889 г. Первый номер он собирал вместе со студентом-медиком В. С. Гуздевым.
Структура была похожа на семейный еженедельник, но упор делался на научный отдел. Научный отдел помещал очерки по географии, этнографии, естествознанию, химии, физике, астрономии. Все материалы снабжались иллюстрациями.
Естествознание в журнале раскрывалось через описания животных и растений, рассказы об опытах над живой природой, о важнейших открытиях. В этом разделе давались и практические советы по составлению коллекций из растений и насекомых, устройству аквариумов и террариумов. Рассказывая о физике, химии, астрономии и других науках, журнал сообщал не только о последних открытиях и дискуссионных теориях, но и описывал общедоступные опыты, новейшие приборы и приспособления.
Постоянными авторами журнала были талантливые ученые и популяризаторы науки. Среди них русские путешественники А. Елисеев, С. Животовский, А. Никольский, В. Предольский, А. Анучин; ученые В. Анфилов, Я. Берлин, В. Битнер, С. Глазенап, Г. Генкель,
Б. Глинский, Н. Золотницкий, Н. Ляшин, Ф. Павлов, Я. Перельман, Л. Щерба, К. Циолковский и др.
Большой интерес представляли в журнале биографии знаменитых путешественников, ученых, изобретателей. Беллетристический отдел был представлен в основном приключенческими и фантастическими романами, повестями и рассказами.
В качестве дочерних изданий к еженедельнику «Природа и люди» выходили ежемесячные журналы «Мир приключений» (с 1900 г.) и «Знание для всех» (с 1913 г.).
Сойкин первым в России ввел в 1909 г. абонементную подписку, дававшую возможность читателям выбора приложений в соответствии с интересами и возможностями. Цель журнала – распространение знаний.
| Вестник знания
| Журнал В. В. Битнера (1903–1918 гг.). И хотя он позиционировал себя как «ежемесячный иллюстрированный и научно-популярный журнал с приложениями для самообразования», в нем присутствовали все типологические признаки такого рода еженедельников.
От «толстого» журнала в «Вестнике знания» сохранилась периодичность и приверженность определенному (демократическому) направлению. Объем издания не был постоянным: в 1903 г. он держался в рамках от 140 до 200 страниц, позже – в пределах 200–250, а иногда свыше 300 страниц.
В основе журнала заложена концепция «народного университета» со статьями, лекциями, беседами, дающими определенную сумму знаний по всем отраслям науки.
В журнале сотрудничали академик М. М. Ковалевский, историк литературы и искусствовед В. М. Фриче, экономисты А. А. Исаев и А. А. Мануйлов, историк М. М. Хвостов, механик А. П. Котельников, известные публицисты, путешественники, актеры, профессора
«Высшей русской школы общественных наук» в Париже и др.
Постоянными в «Вестнике знания» были отделы: «Литература и жизнь» (позже «Летопись современной литературы и искусства»); «Научное обозрение» с подотделами «Научные беседы», «Научные новости», «Ответы», «Библиография», «Вопросы народного образования», «Справочный отдел по народному образованию».
Иллюстрированные приложения к журналу, даваемые подписчикам бесплатно, были преобразованы в самостоятельные издания.
«Общедоступный университет» представлял систематический курс природоведения; «Энциклопедическая библиотека для самообразования» публиковала оригинальные научные сочинения; «Читальня «Вестника знания»» давала материал для легкого самообразовательного чтения.
В 1904 г. журнал реорганизовал отдел «Ответов» в «Отдел переписки между подписчиками при посредстве редакции или «взаимопомощь читателей» «Вестника знания», дав возможность читателям «помогать друг другу советом и делом во всех их нуждах»
| Вестник и библиотека для самообразования
| Выпускался издательской фирмой Брокгауза и Ефрона в 1903–1905 гг. Хорошей рекламой этому изданию стал вышедший накануне знаменитый «Энциклопедический словарь». Редактором «Вестника» был профессор П. И. Броунов. Предоставлял материал для чтения одновременно по всем основным группам знаний, по наукам физико-математическим, биологическим и гуманитарным, ровно как и по философии, стремящейся к объединению наук.
Журнал большого формата с иллюстрациями печатал статьи и популярные курсы Д. И. Менделеева, Н. И. Карева, О. Д. Хвольсона, С. М. Глазенапа и др. В отделе «Библиографический листок» давались программы систематического чтения по разным отраслям наук. «Вестник» помещал научную хронику, обзоры научной печати, в отделе «Фельетон» публиковались научно-популярные романы, повести и рассказы. Журнал давал ежегодно 52 номера – 2000 страниц с 500 иллюстраций и 12 приложений (научные монографии или сборники) – 4000 страниц с 900 иллюстраций.
| Журналы русского модернизма
| Мир искусства
| Это художественно-иллюстрированный журнал (С.-Петербург, 1898–1904). Основателями его стали художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере, К. А. Сомов, литературный критик Д. В. Философов, композитор А. Нурок, В. Ф. Нувель и С. П. Дягилев. Бенуа был идейным вождем журнала, Дягилев – редактором, Философов – зав. редакцией.
Оформление журнала, с виньетками, заставками, рисованными шрифтами, удивляло современников своей оригинальностью и новизной. Обложки создавались художниками ежегодно новые.
Главной задачей журнала-манифеста было знакомить читателей с тем, что редакция считала ценным в художественном отношении. «Мир искусства» постоянно восхвалял в статьях и показывал в
репродукциях произведения художников «нового стиля».
Вместе с тем журнал знакомил своих читателей с портретной живописью давно позабытых старых русских мастеров. Интересными были статьи о театре. «Мир искусства» первым поднял проблемы художественного оформления спектаклей, театральных декораций и костюмов. Много писалось об архитектуре Петербурга. Журнал организовывал ежегодные выставки новой и старой живописи и портретов.
В журнале уделялось внимание и литературе.
В 1900 г. Философов пригласил к сотрудничеству символистов Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба, а также известных философов В. В. Розанова, Л. Шестова и др.
| Новый путь
| Не просто литературное издание, а орган религиозно-философских собраний. Юридическим редактором-издателем и спонсором журнала был П. П. Перцов, фактически же всем управляли Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус (выступала как литературный критик под псевдонимом Антон Крайний).
Внешнюю форму журнала редакция позаимствовала у французского «Mercure de France» (объем – 280 страниц, введение в текст иллюстраций и сиреневый цвет обложки).
Цель журнала: «Дать возможность выразиться в какой бы то ни было литературной форме – в повествовании, в стихах, в философском рассуждении, в научной статье и беглой заметке – тем новым течениям, которые возникли в нашем обществе с пробуждением религиозно философской мысли».
В отделе «Религиозно-философской хроники» помещались заметки о церковной жизни; в отделе из частной переписки помещались материалы, спорные с точки зрения; в «Литературной хронике» Философов и
Гиппиус публиковали враждебно-насмешливые отзывы по отношению к противникам символизма; в «Политической хронике» (позже «Внутренняя хроника») В. Я. Брюсов, затем Г. Чулков давали краткие обзоры текущих событий.
В 1903 г. «Новый путь» имел 2500 подписчиков, но по мере общественного подъема в преддверии первой российской революции публику все больше интересовали политический проблемы, а не философско-религиозные и литературные. В 1904 г. «Новый путь» едва набрал 1070 подписчиков и имел большие финансовые затруднения.
В январе 1905 г. «Новый путь» сообщил о своей приостановке и высылке подписчикам нового журнала «Вопросы жизни». Но это было уже другое издание.
«Новый путь» стал первой попыткой издания журнала-манифеста «чистыми» литераторами. Однако эстетические проблемы в нем уступали место проблемам философским и религиозным.
| Весы
| По инициативе В. Я. Брюсова в 1904 г. начал издаваться журнал-манифест «нового» искусства.
Основной целью журнала ставилась пропаганда эстетических идей творчества вообще и творчества символистов в частности.
Журнал имел два отдела: общие статьи по вопросам искусства, науки и литературы и «хроника литературной и художественной жизни». Самым необычным был отказ журнала от беллетристики.
«Весы» были меньшего объема, чем предыдущие журналы-манифесты (6–7 печатных листов), печатался на хорошей бумаге с иллюстрациями, в том числе цветными.
По мнению Брюсова, идеи символизма нашли признание, и тип журнала-манифеста исчерпал себя. В 1909 г. издание «Весов» прекратилось.
| Последующие модернистские журналы – «Золотое руно» (1906– 1909 г.), издававшиеся Н. П. Рябушинским, а «Аполлон» (1909– 1918 г.) С. Маковского – во многом подражали «Миру искусства». С 1913 г. «Аполлон» превратился в журнал-манифест акмеизма. Здесь работали поэты «новой волны» – Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др. А с 1914 г. журнал полностью переориентировался на искусствознание (современная художественная жизнь, эстетическое образование, охрана памятников, музейное дело, коллекции и аукционы, техника живописи и графики и т. д.).
Модернистскими «манифестами» были и многие театральные журналы. В пику популярному журналу А. Р. Кугеля «Театр и искусство» (1897–1918 гг.), пропагандирующего классический театр актера, журналы «Студия» и «Маски» (1912–1913 гг.) Ф. Ф. Комиссаржевского провозглашали импрессионизм в театре, а «Любовь к трем апельсинам» делал ставку на эстетику театра-зрелища, театра-балагана, комедии масок. |