Главная страница
Навигация по странице:

  • Семейно-брачные отношения: основные понятия

  • История развития семейно-брачных отношений в России

  • Современное состояние семейно брачных отношений в России

  • Социологический опрос «Отношение современной молодежи к семье и браку»

  • Семейно-брачные отношения. Андреев социология. Семейнобрачные отношения основные понятия


    Скачать 117.73 Kb.
    НазваниеСемейнобрачные отношения основные понятия
    АнкорСемейно-брачные отношения
    Дата18.08.2022
    Размер117.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАндреев социология.docx
    ТипРеферат
    #648452

    Оглавление

    1. Введение………………………………………………………………………..….3

    1. Семейно-брачные отношения: основные понятия……………………………...4

    2. История развития семейно-брачных отношений в России………………….....8

    3. Современное состояние семейно-брачных отношений в России…………….12

    4. Социологический опрос «Отношение современной молодежи к семье и браку.»………………………………………………………………………………16

    5. Заключение…………………………………………………………………….…18

    Приложение…………………………………………………………………………20

    Список литературы………………………………………………………………………..

    Введение

    1Семейно-брачные отношения представляют собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

    В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет интерес для культурно - исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в настоящее время. Таким образом, цель исследования можно представить как изучение типов брака и семьи в традиционном обществе, эволюции семейно-брачного института. Необходимо проследить зарождение, историю и развития института брака и семьи, рассмотреть исторические формы брака методами изучения теоретических основ, описания, сравнения, а также анализа форм брака и семьи в современном обществе методом социологического опроса.

    Семейно-брачные отношения: основные понятия

    1Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, 4-нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

    Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

    2Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. “Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой - семьи”. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей.

    Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией. Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии или по женской линии. Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены, либо сродственниками мужа, дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа. Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком. Американское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу.

    Кроме того, выделяют два главных типа семьи, встречающейся в человеческом обществе, - традиционную, она же называется расширенной (многопоколенной), и современную нуклеарную (двухпоколенную), или семью происхождения, и прореакционную, или новообразованную, (созданную взрослыми детьми). По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи).

    Понятие семья не следует путать с понятием брак. 2Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

    Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

    Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. 3Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

    - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

    - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

    - хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

    - духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

    - социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    - досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    - эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

    - сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

    Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях, в каждой семье их соотношение различно. Исторически некоторые функции отмирают, например, производственная, а другие функции усиливаются.

    История развития семейно-брачных отношений в России

    Семейное воспитание и семейные отношения в России уходят корнями в духовные и религиозные традиции государства. Одним из основополагающих регуляторов взаимоотношений между членами семьи являлась христианская вера. В связи с этим целесообразно разделить историю семейного воспитания на два периода: дохристианский и христианский. История развития человечества свидетельствует, что именно христианство изменило отношение к человеку, актуализировав его личностное начало. Феномен личности и свободы неразрывно были соединены ориентацией жизни по образу и подобию Божию.

    Семейно-брачные отношения до Крещения Руси регулировались нормами обычая, и государство вообще не вмешивалось в эту область. Заключение брака осуществлялось путем похищения невесты женихом ("умычка"). В Повести Временных лет этот языческий способ заключения брака приписывается древлянам, радимичам и некоторым другим племенам. Молодежь из разных сел собиралась на берегах рек и озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи "умыкали" невест. Автор летописи — монах — негативно, конечно, относился ко всяким языческим обычаям, но даже он не стал утаивать, что "умычка" совершалась по предварительной договоренности жениха и невесты, так что слово "похищение" здесь, в общем-то, не подходит. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все домочадцы, не говоря уже о слугах и холопах в прямом смысле слова, находились в его полном подчинении.

    В обязанности супруга и отца входило "поучение" домашних, состоявшее в систематических побоях, которым должны были подвергаться дети и жена. Большим уважением в обществе пользовались вдовы. Кроме того, они становились полноправными хозяйками в доме. Фактически, с момента смерти супруга к ним переходила роль главы семейства.

    Брачный возраст устанавливался по византийским законам в 14—15 лет для мужчин и в 12—13 лет для женщин. Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучении Владимира Мономаха», в котором написано: «... Все же более убогих не забывайте ... Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. А вот Вам и основа всему: страх Божий имейте превыше всего». Христианство запретило практиковавшееся на Руси многоженство. Состояние в браке становится препятствием к вступлению в новый брак. Устав князя Ярослава грозил церковным домом (заточением в монастырь) юной жене, из-за которой мог пошатнуться предшествующий брак мужчины. Последнему предписывалось жить со старой.

    Препятствием к вступлению в брак являлись родство и свойство. Стремясь укрепить брачные узы, церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Церковь рассматривала брак не только как плотский союз, но и как духовный, поэтому браки допускались лишь между христианами. Совершение брака после Крещения Руси должно было происходить в форме церковного венчания. Практика же знала и сохранение прежних, языческих форм заключения брака, что осуждалось законом. При совместной добрачной жизни неженатого мужчины и незамужней женщины на мужчину возлагалась обязанность выплаты выкупа и женитьбы на девице.

    Личные и имущественные отношения между родителями и детьми строились на основе традиционных правил, с изменениями, внесенными каноническими нормами. Власть отца была непререкаемой, ему принадлежало право решать внутрисемейные споры, наказывать детей. Достаточно мягко относится закон к внебрачным детям. Церковный Устав Ярослава, конечно, наказывает девушку, которая, живя в доме отца и матери, рожала добрачного ребенка. Наказывает Устав и жену, родившую внебрачного ребенка. Однако осуждается и оставление незамужней девушкой младенца или избавление от плода. Основная мысль законодателя ясна: дети должны рождаться в браке, но если уж незамужняя зачала, то должна дать жизнь младенцу.

    В XVI веке основным документом, регулировавшим семейные отношения, являлся «Домострой». Роль жены и матери в Домострое оценивалась высоко. Жена являлась регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечала за семейную благотворительность. Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», то есть поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела: блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство…»

    Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей – обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине.

    Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

    Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. С 1714 года всех приходах священников обязывают регистрировать все акты гражданского состояния.

    В середине сороковых годов этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. С 1775 года "семейное законодательство" пополняется новыми правилами. Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

    Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

    При заключении брака делалась запись в метрическую книгу. Эти книги возникли но постановлению церковного собора 1666—1667 гг. В 1721 году Петр I издал указ о заведении метрических книг во всех церквах. По указу епархиальные архиереи обязаны были присылать в Синод ежегодно ведомости о числе родившихся, умерших и бракосочетавшихся в епархии.

    Мы видим, что постепенно происходил процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Взамен независимого института патриаршества был создан в XVIII столетии Синод, в чье ведение были отданы почти все вопросы семейного права, в том числе условия и порядок заключения брака. Предоставленными ему полномочиями по созданию новых норм семейного права Синод пользовался крайне осторожно, в основном повторяя старое законодательство и призывая к его соблюдению.

    Государство немало внимания уделяло вдовам и вдовцам. От случайных, негарантированных сумм вдовьего прожитка до большей стабильности в обеспечении — таков путь законодательства. Лучше всех, несомненно, были обеспечены вдовы, чьи мужья владели движимой или недвижимой собственностью — все остальные категории вдов не располагали гарантированным пенсионом, те же, кто им располагал, влачили нищенское существование. Единственным выходом избежать бедности было новое замужество.

    Правовое регулирование семейных отношений на протяжении нескольких столетий оставалось сугубо патриархальным. Брак прекращался в связи со смертью или гибелью одного из супругов, разводом по основаниям, предусмотренным законом и признанием брака недействительным. Существовал еще один вид прекращения брака смертью: не физической, а мирской: «...аще же составлящуся браку, или муж един, или едина жена внидет в монастырь, да разрешится брак и без распустныя вины, егде убо лице вшедшее в монастырь, мнишеский образ приимет...»[12;55].

    Таким образом, с XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения. Правовое регулирование семейный отношений сугубо патриархальное.

    Современное состояние семейно брачных отношений в России

    Основным изменением в семейно-брачных отношениях начала XX века является установление равенства полов, их равноценность для общества. Патриархально-традиционный образ семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерными для него являются равноправие супругов, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и отчетливое стремление к нуклеаризации семейной группы. Включение молодого поколения в культурную традицию делегировано обществу и государству. Возникшие в связи с этим проблемы преемственности культуры, отношения различных субкультур, на рубеже веков стали не просто актуальной, но трудно разрешимой проблемой

    В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности. После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала увеличиваться. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России преобладает однодетная семья.

    С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970г. каждый 10-й новорождённый появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец.

    Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от родителей. С одной стороны это благотворно сказывается на молодой семье, т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей, особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

    Наиболее распространенной типологии семьи в настоящее время: патриархальная (или традиционная), детоцентристская (или современная); супружеская (или постсовременная); неполная; внебрачная; альтернативная (конкубинат и полигамия).

    Все более распространёнными становятся альтернативные семьи. Конкубинат - это семья, где мужчина, имея жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же её содержит, причем обе семьи знают о существовании друг друга. Нередки, стали семьи, где муж и жена живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин-брак.

    Для патриархального типа семейных отношений, возникшего в результате разрушения материнского права, характерны в качестве ведущих кровнородственные отношения, а также жесткая зависимость жены от мужа и детей от родителей.

    Для детоцентристского типа семейных отношений характерна установка на то, что дети – главный смысл семьи; материальная и духовная забота о детях доходит до такого уровня, когда основные свои ресурсы семья направляет на улучшение условий жизни ребенка, на получение им более высокого материального и социального статуса. Этому типу отношений свойственны: повышенная роль частной жизни; акцентуация на чувственной стороне брака и интимности; появление и закрепление традиции регулирования рождаемости, что, в свою очередь, требует соответствующей адаптации индивидуальных планов и поведенческих стереотипов всех членов семьи.

    Принципы, на которых строится «супружеский тип» семейных отношений, привлекательны с точки зрения идеала, ориентированного на саморазвитие личности, личностный рост, индивидуализацию. Семья уже не выглядит структурой, подавляющей индивидуальность личности. Однако обеспечение стабильности «супружеского союза» становится задачей более сложной, нежели семьи, построенной на детоцентристской основе и уж тем более на патриархальной. Власть в «супружеской семье» размыта, роли неустойчивы, традиции, регламентирующие внутрисемейные отношения, неопределенны. В такой ситуации любое эмоциональное напряжение может стать дестабилизирующим фактором, ведущим к отчуждению и разрыву по всем линиям семейных связей (супружеским, детско-родительским и др.).

    На рубеже XX-XXI веков заметное распространение получили так называемые внебрачные семьи (фактические браки, материнские семьи).

    Исследователи считают, что в силу стабильности и преемственности традиций и социальных ролей, именно традиционная патриархальная семья выполняет задачи социализации наиболее успешно. С другой стороны, в традиционной семье «самость» отдельного члена если не игнорируется, то, по крайней мере, рассматривается как второстепенное условие благополучия семьи и допускается лишь в пределах, определенных нравственно- этическими нормами не только данной семьи, но и той социальной группы, к которой семья себя причисляет.

    С другой стороны, уже созданные семейные союзы подвержены действию разрушительных факторов, влияющих на прочность брака и семьи в современном обществе, среди которых приводятся следующие:

    –рост алкоголизации общества;

    –конфликт поколений, вынужденных жить зачастую в стесненных жилищных условиях и приспосабливаться друг к другу в условиях потери власти отца;

    –анахронизм в распределении домашних обязанностей, когда муж в условиях города утратил свои традиционно мужские семейные роли, а женщина приплюсовала к ним необходимость трудиться в общественном секторе;

    –культурный анахронизм в отношениях между супругами, неумение решать спорные вопросы без конфликтов;

    -гедонистические установки человека, испытавшего «одиночество в толпе».

    В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Одна из наиболее обобщенных концепций, обосновывающих малодетность,- смена акцентов в системе "общество – семья - человек". Если раньше доминантными были интересы семьи, то теперь отдается предпочтение индивиду, что влечет неизбежное изменение ориентаций личности на внесемейные ценности. Также значительно уменьшилось количество детей в семье. Типичная современная семья - муж, жена, один-двое детей. Наряду с уменьшением числа членов семьи изменяется и характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что, конечно же, ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что Решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе.

    Социологический опрос: «Отношение современной молодежи к семье и браку»

    Семья и брак всегда играли большую роль в жизни общества. И современное общество не исключение, хотя отношение к браку, его формам, семье изменилось.

    Целью данного социологического исследования является выяснение отношения молодежи к браку и его формам, к семье.

    Объектом исследования является молодежь (ученики 11 классов, студенты 1-2 курсов).

    Задачи:

    1. Выяснить причины вступления в брак.

    2. Исследовать специфику отношения к браку и семье со стороны молодых людей женского и мужского пола.

    3. Выяснить отношение к формам брака.

    4. Выяснить приемлемый возраст вступления в брак.

    5. Определить отношение к ранним бракам


    Социологический опрос

    «Отношение современной молодежи к семье и браку»

    В результате социологического опроса была исследована специфика отношения к браку и семье со стороны девушек и парней. Были опрошены 100 человек в возрасте 16-20 лет (50 человек мужского пола и 50 женского), студенты (1-2 курс) и ученики 11 классов [Приложение / График 1.] 100% респондентов родились и проживают в данное время в городе и не состоят в браке.

    Одной из тенденций современности является появление новых нетрадиционных видов брака и семьи, к чему молодёжь относиться весьма спокойно. Так 62% девушек и 47% парней положительно относятся к гражданскому браку. [Приложение / График 2, 3.] Самой распространенной причиной заключения гражданского брака социологи считают попытку репетиции семейных отношений на проверку бытовой совместимости, которую взаимная влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют.

    В отношении респондентов к видам брака не было особых различий между полами. Большинство (80%) считает наиболее приемлемым брак, основанный на взаимной любви, так как любовь и взаимопонимание – основные ценности семьи. Однако 5% считают приемлемым брак по договору, а 15% - по расчету, в которых определяющим является взаимная выгода партнеров, а не чувства. [Приложение 1 / График 4.]

    Большинство девушек (84%) и юношей (72%) против того, что парни вступают в брак, чтобы «откосить» от армии, однако остальные 16% девушек и 28% юношей одобряют этот поступок, если нет других способов не ходить в армию. Эти результаты говорят о том, что большинство респондентов относятся к браку серьёзно, считают его важным поступком в своей жизни. [Приложение / График 5, 6.]

    75% опрошенных хотели бы в будущем вступить в брак, 20% пока не задумывались об этом. А 5% ответили на этот вопрос отрицательно, что можно объяснить, скорее всего, личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений. [Приложение / График 7.]

    Ранний брак 61% респондентов считает нормальным, но все считают, что он длится недолго. [Приложение / График 15.] Тем не менее, 85%опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше и 11%, что в 18-20 лет. [Приложение / График 8.]

    Среди девушек лицея и университета мнения по поводу вопроса «Обязательно ли брак должен основываться на любви?» сошлись. Положительно на этот вопрос ответили 62%, а отрицательно соответственно 38% опрошенных. [Приложение / График 9.] А среди юношей мнения разделились следующим образом: 96% учеников лицея №43 ответили положительно [Приложение / График 10.], а среди студентов 1-2 курсов таких было только 63% [Приложение / График 11.]. Это можно объяснить не столько разницей в возрасте, сколько различием таких организаций как школа и университет, а также отношениями в них. Школа предполагает более мягкое отношение к действительности. В университете же происходит переход ко взрослой жизни, с более реальным восприятием окружающего мира со всеми его сложностями и проблемами.

    Ответы на вопросы о семье также не были однозначными. 52% девушек и 78% парней считают, что главой семьи должен быть мужчина, остальные ответили, что совместно. Только 1% респондентов ответил, что главой семьи должна быть женщина [Приложение / График 12.].

    Среди причин расторжения брака только 7% девушек и 2% парней назвали материальные проблемы. Были также следующие варианты ответов: 15% считают причиной расторжения брака скуку, 32% - измену, а 36% - различие в характерах. Такой разброс в ответах респондентов можно объяснить тем, что в собственном браке они не состояли, а значит, исходили из опыта знакомых, родственников или друзей [Приложение / График 14.].

    Мнения по поводу вопроса «Кто должен приносить основной доход семьи?» разделились следующим образом: 44% человек мужского и 42% человек женского пола считают, что основной доход должен приносить мужчина, 48% парней и 52% девушек считают, что по обстоятельствам, остальные ответили, что в равной степени [Приложение / График 13.]. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что к XXI веку женщина наряду с избирательными политическими правами получила и серьёзные обязанности по материальному содержанию семьи.

    Заключение

    Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Семья - это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общечеловеческих ценно­стей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в обществен­ный прогресс. Основными функциями семьи в традиционном обществе, помимо воспроизводства населения, являются экономическая, хозяйственно-бытовая и социально-статусная. Институт семьи выполняет весьма значительные функции в жизни общества.

    Л. Морган, Ф. Энгельс и М. Ковалевский занимались исследованием предшествующих стадий становления семьи. Они по-своему представляли современную семью, но твёрдо знали, что эта ячейка общества будет прогрессировать, изменяться, вместе с самим обществом, пока в нём возникают новые взаимоотношения между людьми, а значит, появляются и новые движущие силы.

    В Древней Руси семейно-брачные отношения регулировались нормами обычая. С принятием христианства эти отношения стали регулироваться церковным правом. Для того времени был характерен патриархальный тип взаимоотношений в семье: вся полнота власти принадлежала мужу. С появлением «Домостроя» патриархальность еще сильнее укрепляется. С XVI века постепенно происходит процесс государственного вмешательства в компетенцию церкви по брачно-семейным делам. Создаются органы, регулирующие эти отношения. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен.

    Проведенный социологический опрос еще раз доказал изменение отношения современного общества к браку и семье. Среди респондентов значительное число положительно относится к гражданскому браку, а также другим нетрадиционным формам брака и семьи. Однако большинство опрошенных все-таки считают вступление в брак серьёзным поступком, об этом говорит также то, что практически все считают наиболее приемлемым брак по любви, а также что большинство девушек и юношей против того, что парни вступают в брак, чтобы «откосить» от армии.

    Таким образом, современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

    Изменился возраст вступления в брак. Большинство опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для этого 20-30 лет. В этом идет различие, так как раньше были популярны ранние браки (17-19 лет). Положительно ответивших на вопрос о том, хотели бы вы вообще вступать в брак, оказалось большинство, хотя были и отрицательные ответы. Это обусловлено личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений

    Таким образом, современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям. Семейная иерархия из строго вертикального постепенно приняла горизонтальное положение. Но, несмотря на все изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека институтов общества.

    Приложение































    написать администратору сайта