Главная страница
Навигация по странице:

  • «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ВолгГТУ) Кафедра «История, культура и социология» Контрольная работа № 1

  • Целью данной работы

  • Расширенные семьи

  • Репродуктивное

  • благополучие

  • Социологи-интерпретаторы

  • Структурная дифференциация

  • Марксистская теория семьи

  • социология кр1. Семья и брак в современном российском обществе


    Скачать 39.38 Kb.
    НазваниеСемья и брак в современном российском обществе
    Дата03.05.2022
    Размер39.38 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоциология кр1.docx
    ТипКонтрольная работа
    #510355

    Министерство науки и высшего образования РФ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ВолгГТУ)

    Кафедра «История, культура и социология»

    Контрольная работа № 1

    по дисциплине «Социология»

    на тему «Семья и брак в современном российском обществе»

    Волгоград, 2020г.

    Содержание


    Введение 2

    1. Семья как первичная социальная группа и элемент социальной структуры современного общества. 5

    1.1 Функционалистский взгляд на семью 6

    1.2 Критика Мердока 8

    1.3 Семья и индустриализация 9

    1.4 Марксистская теория семьи 11

    2. Особенности семейных отношений в современном российском обществе. 13

    Заключение 18

    Список литературы 19













    Введение


    Целью данной работы: рассмотрение семьи как элемент социальной структуры и особенности семейных отношений.

    Определение ключевых терминов семейных структур

    Некоторые из общих терминов, используемых социологами для описания структуры семьи, включают в себя:

    • Родство - понятие, которое относится к семейным связям между людьми, основанным на крови, браке или усыновлении. Это относится к родственникам, как в прошлом, так и в настоящем, близким или отдаленным, и является ли контакт частым, нечастым или даже отсутствующим.

    • Домашнее хозяйство - любое лицо или лица, живущие под одной крышей. Это могут быть члены семьи, но они также могут быть не связаны, например, группа студентов, живущих в одном доме, является домохозяйством.

    • Нуклеарная семья - самый основной тип семьи. Это включает только два поколения, то есть взрослую гетеросексуальную пару (обычно муж и жена) и их детей-иждивенцев, которые живут в одном домохозяйстве.

    • Расширенные семьи - это те типы семей, в которых базовая структура была расширена и включает бабушку и дедушку, дядюшку, двоюродных братьев и сестер и т. д., Которые либо живут в одном и том же домохозяйстве или в непосредственной близости, например в одном районе, либо поддерживают тесные контакты.

    Брак был постоянным явлением на протяжении тысячелетий. Хотя институт брака менялся на протяжении многих лет, он по-прежнему присутствует в нашем мире. Брак был важен для общества по ряду причин.

    Многие люди считают, что так называемая «нуклеарная семья», состоящая из отца, матери и детей, является основными строительными блоками общества. Именно в семье дети учатся становиться гражданами; именно в семье дети узнают об отношениях; именно в семье дети узнают о том, что от них ожидают в обществе, как действовать и как быть. Центральное место в нуклеарной семье занимает традиционная идея брака, состоящая из одного мужчины и одной женщины в моногамных и постоянных отношениях.

    Никто в современном веке не предположил бы, что семья с одним родителем не является семьей. С большим количеством людей, растущих в домохозяйствах с одним родителем, было бы неправильно, справедливо или уместно предполагать, что семья с одним родителем не может функционировать и достигать того же, что и семья с двумя родителями. Тем не менее, исследования показывают, что дети, воспитанные с матерью и отцом, имеют определенные косвенные преимущества по сравнению с детьми, воспитанными в семьях с одним родителем.

    В прежние времена брак помог стабилизировать экономику сельского сельскохозяйственного общества. Благодаря тому, что один мужчина и одна женщина вместе со своими детьми создали постоянную рабочую силу для фермы дома. В индустриальном обществе этот акцент сместился с детей, которые вносят вклад в семейную экономику, в представление о том, что семья служит учебной площадкой и убежищем для детей, подготавливая их к жизни во взрослом мире.

    В современном мире брак больше не является проблемой рабства или рабства для женщин, как это было в средневековые времена. Как мужчины, так и женщины получают выгоду в финансовом, а также эмоциональном и духовном плане от заключения брака. Некоторые исследования даже предполагают связь между улучшением здоровья и браком. Кроме того, брак является важным институтом для многих религий, которые, несмотря на то, что брак лицензируется государством, тем не менее разрешают браки и проводят брачные церемонии.

    1. Семья как первичная социальная группа и элемент социальной структуры современного общества.


    Первичные группы являются небольшими и характеризуются тесными, личными и интимными отношениями, которые длятся долго, возможно, всю жизнь. Эти отношения глубоко личные и наполнены эмоциями. Членами обычно являются семья, друзья детства, романтические партнеры и члены религиозных групп, которые регулярно общаются лицом к лицу или устно, имеют общую культуру и часто участвуют в совместных мероприятиях.

    Узы, которые связывают отношения в основных группах, состоят из любви, заботы, заботы, лояльности и поддержки. Эти отношения играют важную роль в формировании у самих себя чувства личности и идентичности, поскольку эти люди оказывают влияние на развитие ценностей, норм, морали, убеждений, мировоззрения и повседневного поведения и практики всех членов группы. Отношения играют важную роль в процессе социализации, которую люди испытывают с возрастом.

    Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: вступление в брак – образование семьи; начало деторождения – рождение первого ребенка; окончание деторождения – рождение последнего ребенка; «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье. Ведь общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка, члена общества. И поэтому в семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является — уважение другого. Последствиями дурного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

    1.1 Функционалистский взгляд на семью


    Функционалистский подход утверждает, что все социальные институты (такие как семьи и система образования) являются функциональными или полезными, поскольку они выполняют ключевые функции для отдельных лиц и для общества.

    Д. П. Мердок изучил более 250 обществ по всему миру и утверждал, что нуклеарная семья была универсальной во всем мире. Он утверждал, что она имеет следующие особенности:

    • Небольшая и компактная по структуре, состоящая из матери, отца и обычно двух или трех детей, которые биологически связаны.

    • Это тип домохозяйства, в котором его члены обычно проживают в одном месте.

    • Она основана на гетеросексуальной романтической любви, подкрепленной браком и верностью.

    • Брак основан на естественном или биологическом разделении труда по половому признаку: женщины несут основную ответственность за воспитание детей, в то время как мужчины несут ответственность за экономическое содержание домашнего хозяйства, выполняя роль кормильца.

    • Семья - на первом месте, а все другие обязанности и отношения - на втором. Родство поэтому важно.

    • Почти без сомнения предполагается, что семья является положительным и полезным учреждением, в котором члены семьи получают заботу, безусловную любовь и заботу.

    КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ

    Влияние этих традиционных представлений о семейной жизни было огромным. Они представляют собой мощную консервативную «идеологию» (то есть доминирующий набор идей) о том, как должны выглядеть семьи и как должны вести себя члены семьи.

    • Что у женщин есть материнские инстинкты и что главная ответственность за воспитание детей лежит на матери.

    • Это сожительство не имеет такой же ценности, как брак.

    • Это одинокие родители не так эффективны, как два родителя.

    Мердок утверждал, что эта нуклеарная семья выполняет четыре основные функции во всех обществах, которые приносят пользу как обществу, так и человеку.

    • Репродуктивное - это важно для выживания общества. Без воспроизводства общество перестало бы существовать.

    • Сексуальные - супружеский секс создает сильную эмоциональную связь между парой, поощряет верность и, следовательно, обязывает человека к семейной жизни. Секс в браке способствует социальному порядку и стабильности, потому что супружеская верность устанавливает моральные правила для общего сексуального поведения.

    • Экономические - родители предоставляют экономические вещи, которые жизненно важны для поддержания жизни детей, такие как жилье, питание и защита, например, они берут на себя экономическую ответственность за благополучие своих детей, становясь продуктивными работниками и принося домой доход.

    • Образование - изучение социальных ценностей и норм посредством первичной социализации необходимо для того, чтобы культура передавалась из поколения в поколение. Семья связывает с ключевыми темами социализации и культуры.


    1.2 Критика Мердока


    Социологи-интерпретаторы утверждают, что Мердок не может признать, что семьи являются продуктом культуры, а не биологии, и, следовательно, семейные отношения и роли будут принимать различные формы даже в рамках одного и того же общества.

    Модель Мердока является ценностной, а не объективной, поскольку в ней четко говорится, что существуют «правильные» и «неправильные» способы организации семейной жизни. Он также очень устарел и не учитывает современные социальные процессы, такие как расширение возможностей выбора карьеры для женщин, сокращение возможностей трудоустройства мужчин, важность противозачаточных таблеток, ослабление социальных и религиозных отношений и растущее признание с 1970-х годов эта семейная жизнь не всегда приносит пользу всем членам семьи.

    Однако, несмотря на его тенденцию выносить моральные суждения о гетеросексуальности и браке, Мердок в значительной степени прав, считая, что семья является фундаментальным строительным блоком общества. Большинство членов общества рассматривают родственные связи как наиболее важный аспект своих обязательств перед другими, в то время как социализация в ценностях, нормах и морали общества, которая несет ответственность за воспитание следующего поколения граждан, в основном происходит в семейном контексте.


    1.3 Семья и индустриализация


    Функционалисты, такие как Парсонс, предполагают, что современная нуклеарная семья эволюционировала для удовлетворения меняющихся экономических потребностей индустриального общества. Парсонс утверждал, что наиболее распространенным типом семьи в доиндустриальном обществе была расширенная семья и что эта расширенная единица была «многофункциональной». Он отвечал за ряд функций, таких как экономическая функция производства, которая включала производство собственных продуктов питания, одежды, жилья, образования, здравоохранения и социального обеспечения.

    Парсонс утверждал, что промышленная революция привела к трем фундаментальным изменениям в структуре и функциях семьи.

    • Ранний спрос отрасли на географически мобильную рабочую силу для работы на фабриках, открывающихся в городских районах, привел к тому, что нуклеарное оторвалось от расширенного.

    • Структурная дифференциация также была вызвана индустриализацией.

    • Созданы специализированные агентства, которые постепенно взяли на себя многие функции семьи. В частности, фабрики взяли на себя экономическую или производственную функцию, и члены семьи стали наемными работниками, поскольку работа и дом впервые стали отдельными местами. В конечном итоге государство взяло на себя функции образования, здравоохранения и социального обеспечения.


    КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ

    Парсонс утверждал, что у современной семьи есть две основные и несводимые функции.

    • Первичная социализация детей - Парсонс рассматривал нуклеарные семьи как «фабрики личности», из-за чего молодые граждане привержены правилам, нормам и убеждениям, которые делают возможным достижение ценностного консенсуса и, следовательно, социального порядка.

    • Стабилизация взрослой личности - супружеская пара оказывает эмоциональную поддержку друг другу, чтобы противостоять стрессам повседневной жизни.

    • Эту идею иногда называют теорией «теплой ванны», потому что Парсонс утверждал, что семейная жизнь, создавая теплую, любящую и стабильную обстановку, расслабляет людей и предотвращает стресс внешнего мира, подавляющий его членов.

    «Нуклеарная единица» предоставляет мужу и жене очень четкие социальные роли . Мужчина является «инструментальным лидером» и отвечает за экономическое содержание семейной группы. Женщина - это «выразительный лидер», который в первую очередь отвечает за социализацию детей и эмоциональную поддержку.

    Парсонс заключает, что нуклеарная семья является функциональной (выгодной) для общества. Кроме того, это полезно для людей, потому что это обеспечивает стабильную среду для супругов и детей, чтобы строить любовные отношения.

    Тем не менее, семья не испытала структурной дифференциации в той степени, как утверждает Парсонс. Семья по-прежнему активно участвует в функциях образования, здравоохранения и социального обеспечения. Государство не взяло на себя эти функции. Вместо этого государство и семья работают рука об руку друг с другом. Кроме того, семья в настоящее время отвечает за основную экономическую функцию потребления - большая часть рекламы потребительских товаров направлена ​​на то, чтобы убедить семьи тратить свой доход на стимулирование экономики.

     

    1.4 Марксистская теория семьи


    Марксистская теория семьи критикует Парсонса, потому что он считает, что вместо того, чтобы приносить пользу обществу путем продвижения консенсуса и стабильности, нуклеарная семья фактически приносит пользу правящему капиталистическому классу за счет других социальных классов. Она утверждает, что семья является идеологическим агентом правящего класса, потому что:

    • Она социализирует детей, особенно детей рабочего класса, в капиталистическую идеологию , то есть именно в семье дети учатся послушанию и уважению тех, кто находится у власти, что неравенство во власти является «естественным» и что капиталистическая организация общества является «нормальной» и неизменна. Они вырастают в конформистских взрослых работников, которые редко бросают вызов эксплуатации и неравенству.

    • Семья также выступает в качестве психологического утешительного средства для работника против трудностей на рабочем месте, в которых такие проблемы, как низкая заработная плата, эксплуатация или страх потерять работу, могут быть на время забыты.

    • Будучи основным агентством потребления , идеологические агентства, такие как средства массовой информации, постоянно поощряют семью вкладывать средства в то, что Маркузе называет «ложными потребностями» , то есть потребительскими товарами, которые покупаются для заметного потребления и которые быстро устаревают (например, дизайнерские товары). ). Это гарантирует, что класс капиталистов продолжает получать огромные прибыли.










    2. Особенности семейных отношений в современном российском обществе.


    Семья - довольно консервативный институт, который не претерпевает быстрых изменений. На протяжении многих лет семья в России была одним из самых устойчивых учреждений с установленными ролями. Однако современные изменения в обществе заставляют исследователей наблюдать за трансформацией семьи и указывают как минимум на 3 типа русской семьи: патриархальная, ориентированная на детей и супружеская. Патриарший тип по-прежнему наиболее распространен в России.

    Психологи признают тревожную неопределенность среди россиян и приходят к выводу, что средняя семья в современной России находится на распутье.

    Самые революционные изменения в русской семье произошли в 20 веке и связаны с изменением гендерной роли русской женщины. Растущее общественное и профессиональное сознание русской женщины часто называют революцией века. Советский режим предоставил женщине больше свободы, а также наложил на нее двойное бремя работы и обязанностей по воспитанию семьи, в которых русские мужья вообще мало участвуют. Усиливающееся экономическое давление и сокращение государственных программ в 90-х годах заставили женщин искать любую работу и нередко становились единственными работающими супругами в семье. Это привело к снижению рождаемости, неудовлетворенности и ускорению разводов.

    Возрастающее значение социального успеха приобрело особое значение в современной России. Это касается не только мужчин, но и женщин. Растущий культ успешного человека, не свойственный советским временам, сегодня становится нормой. Появилось множество женщин, которые стремятся получить личные и профессиональные достижения. Однако они сами и их партнеры не готовы к такому сдвигу в традиционной женской роли, которая веками была ориентирована на семейную жизнь и воспитание детей.

    Русские женщины начинают проявлять мало интереса только к тому, чтобы выйти замуж за мужчину и жить комфортной семейной жизнью. Новое поколение женщин ценит личную независимость и хочет управлять своей жизнью. К тому же они демонстрируют неспособность и отсутствие желания жертвовать своими целями и достижениями во имя семьи, что рассматривается традиционной ценностью русских женщин. Это часто драматизируется чувством горького одиночества и составляет основной конфликт молодых женщин.

    Несмотря на то, что количество русских женщин с высшим образованием превышает число русских мужчин, общество все еще демонстрирует патриархальный подход к женщинам, и гендерное равенство рассматривается с сарказмом.

    Статистические исследования показывают, что женщины испытывают неудовлетворенность семейной жизнью гораздо больше, чем мужчины, но скрывают эту проблему. Процент женщин, желающих оставить карьеру и посвятить свою жизнь семьям, с 1990 года снижается. Женщины стремятся получить образование и играть социально значимую роль.

    Особенностью современного российского общества является эгоцентрическая позиция многих молодых людей, которые ориентированы на удовлетворение собственных потребностей и целей и не желают создавать семьи и идти на компромисс. Многие боятся нестабильной экономики и отсутствия государственной поддержки семей. Более того, не существует профессиональной семейной политики, которая бы устанавливала стандарты и поощряла модель семьи. Пропагандистские плакаты не в счет.

    Это сильно влияет на демографический показатель в России. Несмотря на государственную поддержку молодых семей и благоприятные условия для жилищных кредитов, эта помощь весьма ограничена и недостаточна, особенно когда речь идет о больших семьях. Многие дети в семье делают его бедным в большинстве случаев. Семьи с одним родителем (обычно это женщина), которые составляют почти четверть всех российских домохозяйств, должны выжить и воспитать своих детей в условиях экономического стресса и неопределенности. Семьи с детьми-инвалидами обычно обречены самостоятельно решать свои финансовые и социальные проблемы. Средняя российская семья имеет одного или редко 2 ребенка с «малодетностью» (уменьшение числа детей) в качестве растущей тенденции.

    Брачные соглашения. Несмотря на то, что число добрачных людей растет, большинство россиян не понимают, что семейная жизнь и отношения могут быть областью правовых отношений. Это особенно ярко проявляется, когда речь идет о домашнем насилии, которое является одной из главных проблем современной российской семьи. В Российской Федерации нет конкретного законодательства, касающегося домашнего насилия. На самом деле, нет даже юридического определения этого термина. Сами русские женщины часто прощают, прячутся и живут годами, страдая от той или иной формы домашнего насилия со стороны своих мужей.

    Кроме того, общество демонстрирует традиционную терпимость по отношению к мужчинам, оскорбляющим их жен, поскольку это было частью давно существующей патриархальной традиции в России. Несмотря на то, что большинство русских женщин считают семейную жизнь самой естественной и привлекательной женской ролью, а статус замужней женщины с детьми все еще высок в обществе, значительное число русских женщин проявляют напряженные чувства, неудовлетворенность, лишения, отчаяние и даже страх в семейной жизни и отношениях с мужем. Более того, стереотип о том, что именно женщина несет ответственность за семейный климат, накапливается в памяти русских женщин годами, а развод рассматривается как метод последнего шага. Пьянство и неверность, а также экономические трудности считаются главными причинами развода в современной России.

    Лишение прав женщин часто имеет место, когда речь идет о разделе имущества и алиментах. Нынешняя статистика показывает, что количество детей в русской семье не мешает супругам разводиться. Опека над детьми обычно присуждается матери, и часто мужчина прекращает любые отношения со своим бывшим и детьми. Поддержка предоставляется в виде ежемесячных платежей (алименты). Размер алиментов, которые платит отец, составляет 25% заработной платы за одного ребенка, 1/3 заработной платы за двух детей или половину заработной платы за трех детей. Тем не менее, достаточные выплаты являются довольно необычной ситуацией в стране, где большое количество населения работает нелегально, получая скрытые платежи, чтобы бороться с налогами и в целом терпимо относится к мужчинам, не поддерживающим своих детей и не участвующим в их жизни.

    Кроме того, нет ни правовой основы, ни социальной нормы, ни стереотипов взаимодействия разведенных супругов. Их сотрудничество и взаимное участие в воспитании общих детей полностью зависят от них и могут зависеть от родственников и окружающей среды.

    Русское разделение также имеет свои особенности. Это более психологический характер, чем физический. Нехватка жилья делает это настоящим вызовом. Разлученные русские супруги нередко вынуждены жить в одной квартире и продолжать жить вместе в стрессовых условиях.

    Гражданские союзы в последнее время набирают популярность в России. Молодое поколение считает развод нормой, а семью - временным союзом, ограничивающим их личные амбиции.

    Жилищная проблема довольно острая. Молодые пары редко имеют возможность купить собственную квартиру или дом. В богатых семьях квартира может стать свадебным подарком от родственников. Некоторые пары просят ипотечный кредит, чтобы купить свой первый дом. Другие пары снимают квартиру, выплачивая арендодателю ежемесячную арендную плату. Однако все еще есть много молодых семей, которые предпочитают жить со своими родителями, чтобы сэкономить деньги или просто не имеют возможности платить за квартиру.

    Некоторые недавние статистические исследования показывают интересные факты:

    У россиян разные взгляды на модель семьи, при этом половина респондентов считает, что в семье должен быть определенный глава семьи. Треть считает, что это обязательно должен быть мужчина. Эта идея в основном популярна среди мужчин, сельского населения и в южных районах России. Женщины склонны считать, что лидерство должно быть равным и не зависеть от пола.

    Традицию принятия фамилии мужа женщиной поддерживают половина респондентов, в основном пожилые люди, мужское население и население небольших городов и сельских районов.

    Более половины респондентов считают, что мужчина должен делать большие финансовые вложения в семью, что свидетельствует о прочных патриархальных традициях россиян. Реальность, однако, показывает, что на самом деле это происходит менее чем в половине семей.

    По мнению 72% респондентов, обязанности по дому должны выполняться в равной степени, однако реальное положение дел противоречит заявленному равенству. Более половины мужчин-респондентов признают, что их жены полностью отвечают за домашние обязанности.

    Заключение


    Для российского общества семья была и остается важнейших составляющих счастливой и успешной жизни.

    Однако в нынешнее время, в связи с многими причинами, в числе которых развитие страны, изменение мировоззрения молодых людей и многое другое, институт семьи ослабевает, теряя свои важнейшие функции. Это не может не отразиться на положении всего государства.

    Многое сделано, но большее еще предстоит. Для восстановления и поддержания института семьи необходимы совместные действия народа и правительства. Только так мы сможем сохранить важнейшие семейные ценности – самую важную составляющую жизни каждого человека.

    Список литературы


    Джордж Питер Мердок. Социальная структура / Пер. с англ. А.В.Коротаева. — М.: ОГИ, 2003. — 397 с.

    Парсонс Т. О структуре социального действия. — М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.

    Ахмедова И.Г. Образ жизни молодой семьи с детьми в современной России: монография. - М.: Вузовская книга, 2014. - 140 с.

    Барсукова С.Ю. Зачем уходят из дома кормильцы? Рецензия на книгу: Плюснин Ю. ET AL.. Отходники. М.: Новый Хронограф 2013 // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 1. С. 63-69.

    Козырев, Г. И. Социология семьи: любовь и расчет в брачносемейных отношениях и не только...: учебное пособие. – М.: Форум : Инфра-М, 2016 . - 191 с.


    написать администратору сайта