Главная страница
Навигация по странице:

  • Объект исследования

  • Цель исследования

  • ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ Семья как социальный институт

  • Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи

  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений

  • 2.2. Формы, виды и функции семьи

  • 2.3. Организация исследования

  • 4. Каких функций по-Вашему мнение не хватает в Благодарненском СДК

  • Список используемой литературы

  • создание и обновление содержания. создание обновление содержания. Семья и ее социальнокультурные функции 4 Семья как социальный институт 4


    Скачать 114.45 Kb.
    НазваниеСемья и ее социальнокультурные функции 4 Семья как социальный институт 4
    Анкорсоздание и обновление содержания
    Дата17.12.2020
    Размер114.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласоздание обновление содержания.docx
    ТипРеферат
    #161453

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ 2

    ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ 4

    1.1.Семья как социальный институт 4

    1.2.Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи  6

    1.3.Социальная роль досуга 13

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА 17

    2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений 17

    2.2. Формы, виды и функции семьи 22

    2.3. Организация исследования 24

    Заключение 30

    Список используемой литературы: 31

    ВВЕДЕНИЕ

    Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества разных групп: сверстников или друзей, трудовую бригаду и т.д.- но лишь семья остается той группой, которую человек никогда не покидает.

    В процессе многих опросов и диагностик, в России свидетельствует о коренных изменениях в политической, социально-экономической и духовной сферах общества. Современный социум создаёт напряжённую ситуацию для досуговых интересов семьи по ряду причин: невысокий экономический уровень большинства семей; низкая культура общественной жизни (стресс); двойная нагрузка на женщину в семье; высокий процент разводов; помощь мужа лишь в воспитании, отношение к воспитанию.

    В следствии чего нарушаются и утрачиваются многие ценности отечественной культуры, знание фольклора, являющегося одной из основ национального воспитания.

    В этой связи закономерным становится взаимодействия семьи и досуговых учреждений, особенностей разработки федеральных и региональных программ семейной политики. Особое значение имеет анализ социально-культурных условий развития семейного досуга, которые представляют собой совокупность технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих педагогические технологии культуротворчества и рекреации, охраны здоровья, развития просветительства, менеджмента клубной работы.

    Научный интерес к изучению семьи как социального института воспитания достаточно постоянен и находит отражение в современных социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях.

    Объект исследования — семья как социально-культурный институт

    Предмет исследования – организация семейного досуга в культурно-досуговом учреждении.

    Цель исследования: изучить семью как социальный институт, а также проблемы организации в сельской местности.

    Задачи исследования:

    - Определить сущность современной семьи как социально-культурного института;

    - Обосновать социально-культурные условия, влияющие на развитие досуга современной семьи;

    - Проанализировать организацию досуга в современной семье

    Гипотеза исследования:

    - развития досуговых интересов семьи в контексте взаимодействия с социальной средой;

    - соблюдения комплекса социально-культурных условий, необходимых для осуществления социальной адаптации семей.

    База исследования: Муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение Благодарненского с/п»

    Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения. 

    ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ

      1. Семья как социальный институт

    Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Термин "социальный институт" употребляется в самых разнообразных значениях. Употребляемое значение термина "социальный институт" связано с характеристикой всякого рода упорядочения, формализации и стандартизации общественных связей и отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией.

    Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

    Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т.д.

    Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц индивидов, социальных групп и иных общностей. Социальные институты носят индивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития.

    Следовательно, социальные институты - это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

    Советский социолог Анатолий Григорьевич Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

    Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Из этого определения явствует, что внутри семьи различаются два основных вида отношений - супружество (взаимоотношения между мужем и женой) и родство (родственные отношения родителей и детей, между детьми, родственниками).

    Семья как социальный институт культуры проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

    Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

    1) вступление в брак — образование семьи;

    2) начало деторождения — рождение первого ребенка;

    3) окончание деторождения — рождение последнего ребенка;

    4) вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

    5) прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.

    Семья как социальный институт культуры возникла с формированием общества и первая функция семьи репродуктивная, т. е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане.

    Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

    1) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

    2) хозяйственно-бытовая—поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи,

    3) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

    4) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

    5) духовного общения—развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

    6) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

    7) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    8) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

    В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений.

    Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий.

      1. Функции и факторы жизнедеятельности современной семьи 

    Семья – специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. [14, c.44]

    Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

    На функции семьи влияют такие факторы, как требования общества, семейное право и нормы морали, реальная помощь государства семье. Поэтому на протяжении истории человечества, функции семьи не остаются неизменными: появляются новые функции, отмирают или наполняются иным содержание ранее возникшие.

    В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие-либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

    Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода. Единственным и незаменимым производителем самого человека является семья. Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, заботиться о них, воспитывать. В настоящее время главной социальной функцией семьи становится обеспечение потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве и материнстве. Этот социальный процесс обеспечивает воспроизводство новых поколений людей, продолжение человеческого рода.

    Хозяйственная функция обеспечивает хозяйственные многообразные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п. Для многих семей в понятие "домашняя деятельность" входит труд на участке, в личном хозяйстве, дающий возможность производить продукты овощеводства, садоводства, животноводства и др. В настоящее время содержание хозяйственной функции обогатилось новыми формами, такими, как арендный подряд, кооператив, индивидуальная трудовая деятельность.

    Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Изучение уровня "социального самочувствия" показало, что в числе основных проблем, осложняющих жизнь современной семьи, чаще всего отмечаются проблемы здоровья, тревога за будущее детей, усталость и отсутствие перспектив.

    Особая роль восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Под досугом понимается в нерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. В русском языке слово "досуг" появилось в XV в., произошло от глагола "досягать", буквально означало – время, когда можно что-то достичь.

    Воспитательная функция– важнейшая функция семья, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. По образному и очень меткому выражению философа Н.Я.Соловьева, "семья – воспитательная колыбель человека". Да, именно человека на всех его возрастных этапах, потому что в семье воспитываются и взрослые, и дети. Воспитание – очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Никогда не бывает так, что один человек только дает, а другой только принимает, один поучает, а другой слушает. Воспитание отнюдь не одностороннее движение, оно заключается в сотрудничестве, когда оба дают, и оба чувствуют себя наделенными дарами.

    Каждая семья обладает большими воспитательными возможностями, или, по-научному – воспитательным потенциалом. От этих возможностей от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависит результаты домашнего воспитания. Понятие "воспитательный потенциал семьи" появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое.

    Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический. [14, c.79]

    Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.

    Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на эмоциональное самочувствие всех ее членов, через призму которого воспринимается весь остальной мир и свое место в нем. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, малыш воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. В результате у него возникает доверие или недоверие к миру (Э. Эриксон). Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулирует у всех ее членов чувства, поведение, действия, направленные друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе и т.д.). И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

    Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается ребенок.

    Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие, во многом сопряжены, с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения необходимого общественного уровня платы за труд, практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий - все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что заметнее стал приток женщин на рынок труда. Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Производственная деятельность матери негативно сказывается на воспитании детей. Снижается контроль за поведением ребенка – на него остается меньше времени и сил. У детей нередко формируются специфические, несколько искаженные представления о социальных ролях мужчины и женщины: девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта, проявляют властность, стремление сделать карьеру и т.п. В результате такой "эмансипации" происходит рост правонарушений, хулиганства и даже бандитизма среди девочек.

    Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.

    Демографический фактор.

    Полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, – залог успешного воспитания ребенка. В неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеется много данных, которые убеждают в том, что семья семье – рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Под этим углом зрения интересна типизация семей, которую дают социологи. Они выделяют семьи гармоничные, распадающиеся, распавшиеся, неполные и т.д. В гармоничной семье оба родителя и дети взаимно связаны отношениями глубокого понимания, доверия, любви. Бесспорно, что в таких семьях лучше условия для творческого воспитательного процесса. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где ссоры и перебранки возникают по всякому поводу и без повода.

    Представление о воспитательных возможностях семьи будут неполными, если не рассмотреть все издержки развития ребенка, лишенного семьи. Речь идет о детях-сиротах. Сегодня понятие "сирота" стало, к сожалению, многозначным. Ранее сиротой считали умерших родителей, лишившегося семьи в результате трагического, но естественного для человеческого бытия события. В последние годы отряд сирот пополнился за счет социальных сирот – детей, осиротевших при живых родителях. Всеобъемлющее влияние родителей на детей, а также содержание и характер этого влияния объясняются теми механизмами социализации ребенка, которые с наибольшей эффективностью активизируются в семейном воспитании. В качестве таких механизмов, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником, психологи определили подкрепление, идентификацию, понимание. Рассмотрим пути освоения ребенком этих механизмов в условиях семейного воспитания. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д.

    Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности   в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности. Обратите внимание на то, что сами по себе рассмотренные механизмы указывают только пути социализации, тогда как содержание социального опыта зависит от конкретной семьи. Ведь мальчик, например, может подражать дебоширу – отцу, а девочка -  сухой и строгой матери... В одной семье чутко относятся к потребностям, проявления ребенка, а в другой просто не умеют это делать. Таким образом, можно говорить не об объективности механизмов социализации ребенка в семье, а о субъективном содержании приобретаемого в процессе домашнего воспитания опыте, его обусловленности всей атмосферой родительского дома.


      1. Социальная роль досуга

    Досуг –деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

    Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия и т.п.. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры досуга.

    Культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и т.д. При этом особое значение имеет творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

    Отличным качеством культурного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, быть участником важных событий. 

    Семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает «совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием».

    Существует несколько уровней организации досуга в семье:

    1. Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения - путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)

    2. Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга - чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, приём гостей и т.д.)

    3.Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).

    Исходя из определения семейного досуга, можно обозначить позитивное влияние проведения совместного досуга детей и родителей на обе стороны процесса. У детей формируется позитивный образ семьи, который остаётся с ними на всю жизнь. И, будучи взрослыми, они станут стремиться к реализации, заложенной в них программы счастливой семьи, будут совершенствовать умения бесконфликтного общения. А взрослые получают хорошую возможность лучше узнать интересы своих детей и отвлечься от бытовых проблем, заряжаясь позитивом и особым детским восприятием мира.

    Ценность проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности, определяется несколькими моментами:

    1) приобщением к духовным традициям и эстетическим воспитанием, в процессе которого у детей формируется умение «адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе» [6, 334]

    2) формированием у детей таких важных личностных качеств, как ответственность, (добровольное принятие на себя моральных и других обязательств перед обществом), открытость, отзывчивость, контактность (хорошие, доверительные отношения с родственниками, соседями, друзьями, знакомыми) и др.

    3) поддержанием семьи как целостной системы (социальной группы);

    4) физическим развитием и оздоровлением всех членов семьи.

    Поскольку семейный досуг предполагает развивающую деятельность и активный отдых (обучение, физическое и эстетическое воспитание и др.), то можно утверждать, что он играет существенную роль в формировании всесторонне развитой личности.

    Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил сделать некоторые выводы:

    - Семья - важнейший фактор социализации человека, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей.

    - Совместный отдых и занятия улучшают микроклимат в семье, способствуют укреплению доверительных отношений между детьми и родителями.

    - Ценность проведения семейного досуга, как вида развивающей деятельности, определяется приобщением к духовным традициям, формированием навыков межличностного взаимодействия, эстетическим и физическим воспитанием.

    Далее на основе анализа современной социокультурной ситуации в целом и, в частности, на основе анализа особенностей организации семейного досуга мы выявили некоторые проблемы его организации.

    Во-первых, непонимание взрослыми важности проведения совместного досуга семьи провоцирует замещение развивающей деятельности деструктивным общением. И, как следствие, утрачивается желание проведения совместного досуга. Члены семьи обосабливаются, и связь поколений прерывается.

    Во-вторых, неумение организовать досуг приводит к отрицательным впечатлениям после мероприятия у всех или некоторых его участников и может повлечь за собой отказ от участия в последующих встречах.

    В-третьих, ускоряющийся темп жизни и, как следствие, недостаток свободного времени способствует отдалению членов семьи друг от друга и ухудшает взаимопонимание.

    В-четвёртых, у большинства людей наблюдается в последнее время нежелание проявить творческую активность и пассивное отношение к любой деятельности.

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА

    2.1. Семейный досуг и его роль в укреплении семейных взаимоотношений

    Семейный досуг имеет самостоятельную педагогическую ценность: с одной стороны, направлен на поддержание семьи как целостной системы, с другой стороны, оказывает воспитательное и развивающее воздействие на все стороны жизнедеятельности ребенка, приобщает его к освоению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет преодолеть личные недостатки посредством творческой активности.

    Характер организации семейного досуга, который является неотъемлемым компонентом воспитательного потенциала семьи, поддается воздействию и существенно зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьей.

    Теоретический анализ работ по проблеме досуга в семье позволил выделить следующие его характеристики:

    - это коллективная деятельность, содержание и формы проведения которой зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов;

    - выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы, коллектива;

    - препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как вредные привычки, скука, взаимное психологическое пресыщение и отчуждение;

    - оказывает развивающее воздействие на всех ее членов: повышает их образовательный, общекультурный уровень;

    - сплачивает общностью интересов, переживаний;

    - является действенным средством семейного воспитания: дети учатся беречь время, любить природу и т.д.

    Таким образом, семейный досуг понимается нами как социокультурный и педагогический феномен, находящийся в связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты.

    Досуг в семье – это вид развивающей деятельности, представляющий возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей.

    Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.

    1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.

    2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.

    3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватность восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.

    4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.

    Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению.

          Нами выделяются особо значимые для досуговой деятельности ценности семьи, к которым относятся такие понятия, как нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность.

          Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали.

          Ответственность трактуется как добровольное принятие семейным коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого ее члена. Семья – коллектив разновозрастной, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями.

          Под открытостью семьи понимаются добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми, с различными общественными организациями, в том числе образовательными учреждениями.

          Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов семьи об его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает семейный коллектив. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность, т.е. хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов семьи, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.

          Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие уровни:

     Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

          Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.

          Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.

    Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.

    Нулевой уровень имеет социально отрицательный и делинквентный характер досуга. [21, c.104]

    Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досуговой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности.

    Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции и участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу.

    Формы работы с семьей

    Беседы – к ним относятся также различные конференции, диспуты, ток-шоу, поднимающие проблемы семьи, затрагивающие вопросы нравственности, полового воспитания, семейного досуга. Проводятся как для членов семей всех возрастов, так и отдельно для детей, подростков, родителей. Роль беседы как формы работы с семьей прежде всего состоит в возможности решить семейные проблемы с участием специалистов, поделиться опытом воспитательной работы, осмыслить семейные взаимоотношения.

    Игровые досуговые программы – это способ «взрослым» ненадолго ощутить себя детьми и окунуться в мир детской психологии. Совместно участвуя в играх и конкурсах, дети и родители начинают чувствовать себя одной командой. Популярны такие виды конкурсных программ как «Мама, папа, я - дружная (спортивная, музыкальная, танцевальная – вариантов множество) семья», «А ну-ка, бабушки (дедушки)» и др.

    Рекреативный семейный отдых - туризм, походы.

    Спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры и т.д.), семейные сеансы в кинотеатрах

    Экскурсионная работа – семейное посещение музеев, выставок, памятников искусства и архитектуры, памятных мест.

    Совместное посещение концертов и массовых праздников.

    2.2. Формы, виды и функции семьи

    Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью.

    Виды семьи.

    - Патриархальная. Основные обязанности главы семьи лежат на плечах мужчины. 

    - Матриархальная. Основными обязанностями главы семьи занимается женщина. 

    - Демократическая (партнерская). Обязанности делятся поровну или члены семьи занимаются ими по очереди.

    - Нуклеарная – ведением домашнего хозяйства занимаются двое взрослых людей.

    - Расширенная – помимо двух взрослы людей с ведением домашнего хозяйства помогают справляться ближайшие родственники.

    - Моногамная. Один мужчина состоит в браке с одной женщиной.

    - Полигамная. Брак заключается одновременно между некоторым количеством людей: полигиния – один мужчина со многими женщинами; полиандрия – одна женщина со многими мужчинами.

    - Бездетная - дети отсутствуют.

    - Многодетная - не меньше трех детей.

    - Полная -  воспитанием ребенка занимаются оба родителя. 

    - Неполная - воспитанием ребенка занимается только один родитель.

    - Авторитарная - воспитание детей строится на безоговорочном авторитете родителей.

    - Либеральная - ребенок самостоятельно выбирает, какой личностью он хочет стать.

    - Демократическая- в самоопределении ребенка играют роль как его собственные желания, так и предпочтения родителей.

    Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

    Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и рекреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

    По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

    Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

    Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства.

    2.3. Организация исследования

    По результатам социологического исследования изучения семьи как социально-культурный институт на примере Муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение Благодарненского с/п», расположенного на территории Краснодарского края, Отрадненского района, были выявлены в результате анкетирования хорошие показатели.

    В рамках социологического исследования «Семья как социально-культурный институт на примере Муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение Благодарненского с/п» с 18 января по 20 января 2020 года, было реализовано анкетирование, где респондентам предлагалось ответить на 6 вопросов информационной части анкеты. В данном исследовании принимали участие семьи благополучные и неблагополучные.

    Цель исследования выявить уровень и изучить семью как социальный институт, а также проблемы организации досуга в сельской местности.

    В результате проведённого исследования были получены следующие

    данные:

    1. Часто ли вы посещаете развлекательные «огоньки» в Доме Культуры?

    По результатам 1 вопроса мы видим, что в целом 86% респондентов посещают такие досуговые мероприятия, которые направлены на укрепление семейного института. Однако, не стоит упускать из внимания семьи, которые в этом не заинтересованы: на ответ «Не интересны такие программы» ответили 3 %, а на «Нет, к сожалению, не всегда» - 11%.

    2. Считаете ли вы, что уделяете достаточно времени в организации досуга семьи?



    Ответ, полученный в результате анкетирования на вопрос: «Считаете ли вы, что уделяете достаточно времени в организации досуга семьи?» имел высокие показатели т.к., 72% респондентов отметили хорошую организацию семейного досуга. В подведении итогов, мной так же были выявлены семьи, которые имеют неорганизованный семейный досуг- 24% и 4% людей, которые просто были в затруднительном положении и не смогли ответить на данный вопрос.

    3. Хотели бы Вы, чтобы в Благодарненском доме культуры появились новые формы проведения досуга для укрепления социального института семьи?



    Данным вопросом, я пыталась выявить, чего же на самом деле нашим респондентам не хватает для совместного семейного времяпровождения. Результат полученный после анкетирования, свидетельствует, о том, что учреждению культуры стоит задуматься о смене формы проведения мероприятий, направленных на укрепление института семьи, этому свидетельствуют показатели, полученные в ходе анкетирования: 45%- за то, чтобы поменять форму, 51%- за прежнюю и 4% не могли дать точного ответа.

    4. Каких функций по-Вашему мнение не хватает в Благодарненском СДК?



    В подведении итогов данного вопроса, мной были выявлены сильные и слабые стороны Благодарненского СДК и в ходе полученных результатов мы видим, что в организации семейного досуга и укрепления семьи 44% респондентов отметили, что в учреждении не хватает рекреационных функций – 44%, духовного развития -7%, развлечения -30% и воспитательных функций 19%. Но тем не менее, не стоит забывать, что 86% респондентов посещают досуговые мероприятия данного учреждения.

    5. Какой вид досуга Вы и ваша семья предпочитает для времяпровождения?



    По результатам пятого вопроса анкеты, мы видим, большую часть времени семьи посещают совместным выездам и поездкам на море -15%, 14% респондентов предпочитают домашние вечеринки, 13% отдают предпочтение совместному просмотру телевидения, 10% отдали свой ответ за семейное посещение кинотеатров/театров, 4% участвующих за совместное посещение клубов и участие в творческих объединениях и 3% респондентов отдали предпочтение посещению библиотек.

    В анкетировании было предложено 7 вопросов (5 из которых закрытые и 2 открытых). Выборка была направлен на привлечении семей к совместному досугу и тем самым укреплять семейный институт в рамках учреждения Муниципального казенного учреждения культуры «Социально-культурное объединение Благодарненского с/п».

    Заключение

    Итак, семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

    Причин побуждающих людей объединятся в семейные группы, создавать устойчивые связи и взаимодействия много, но основой в первую очередь являются потребности человека. Говоря научным языком, духовные, физиологические и сексуальные потребности мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления целей: воспроизводство человеческого рода, создание материальных условий существования - жилища, одежды, питания; удовлетворения потребности в детях, биологической зависимости детей от родителей, потребности в сексе.

    В чем же неистребимая сила семьи? Сила и притягательность семьи, ее сущность заключается в той целостности, которая присуща семье и социальной общности, и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополнямости полов, создающих единое «андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи.

    Список используемой литературы:

    1. Гребенников И. В. Основы семейной жизни: учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2011. – 275 с.

    2. Касьянов В. В. Социология: Экзаменационные ответы. Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 288 с.

    3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. — 3-е изд.- М.: Академический проект, 2011.

    1. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 479 с.

    2. Культурология. Учебник//Под. ред. В.И.Бахмин, -Российский государственный гуманитарный университет, — 2014. – 298 с.

    3. Основы социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. М. В. Прокопова. – М.: Издательство РДЛ, 2015. – 192 с.

    4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. // М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2017.-344 с.

    5. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. – 3-е изд., дополн.и перераб. – М.: Центр, 2014. – 224 с.

    6. Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2016. – 349 с.

    7. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. // М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 2011. — 102 с.

    9. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2011. – 511 с.

    10. Хрестоматия по Культурологи. Учебное пособие.//М:, Центр, — 2011. – 581.

    11. Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. – М.: 2014.


    написать администратору сайта