Религия как форма культуры. Культур 1 семинар. Семинар 1 Дисциплина модуль социальнополитических знаний (культурология, психология)
Скачать 27.33 Kb.
|
Некоммерческое акционерное общество Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева Институт информационных технологий Кафедра Информационных систем и кибербезопасность Семинар №1 Дисциплина: МОДУЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ)Тема: Религия как форма культуры Специальность: 6В06104– “Системы информационной безопасности” Выполнил: Уалихан Еркебулан Группа: СИБ-20-4 Приняла: Абрахматова Г. _______ ________________ «____» ________________2022г. (оценка) (подпись) (дата) Алматы 2022 Содержание Введение………………………………………………………………………….. 3 Основная часть…………………………………………………………………… 4 1. Основные функции религии…………………………………………….4 2. Религия как одна из форм культуры……………………………………5 3. Мировые религии………………………………………………………..7 4. Буддизм…………………………………………………………………..7 5. Христианство……………………………………………………………8 6. Ислам, мусульманство…………………………………………….……8 Заключение………………………………………………………………………..9 Список литературы……………………………………………………………..10 Введение Религия (латин. religae — связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей. Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в Евангелии: «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя: - в культе (почитанием божества системой утвердившихся ритуалов и обрядов); - в объединениях верующих (церковь, религиозная община); - в мировоззрении, мировосприятии верующих людей. Происхождение религии связано с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить и взять под контроль условия своего бытия. С момента создания человеческого общества религия была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества. Религия является неотъемлемой частью современного мира. Её влияние ощущается практически во всех сферах общественной жизни, будь это политика, экономика, образование, спорт, брачно-семейные отношения и т.д. В наше время данная тема очень актуальна, так как религия продолжает влиять на чувства и умы людей и целых человеческих масс. Таким образом, изучение функций, характерных особенностей религии является одной из основных задач социологической науки, как отечественной, так и зарубежной. Основные функции религии Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых ею функций, среди которых выделяются: - мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия; -компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога; - воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе; - коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа. Таким образом, можно сделать вывод, что религия является одной из сфер жизни общества, способом практически-духовного освоения мира, одной из областей духовного производства. Она представляет собой необходимо возникающий в процессе становления человека и общества аспект их жизнедеятельности, активно действующий компонент. Религия является одной из областей культуры, изучением которой занимается история религии. Религия как одна из форм культуры Религиозная культура- это составная часть общей культуры, сформированная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В религиозную культуру входят: - религиозная мораль; - религиозная философия; - религиозное искусство; - религиозные учебные и просветительские учреждения (семинарии, воскресные школы, библиотеки и пр.). В конце XX века позиции религии и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными потрясениями (революциями, мировыми и региональными войнами, актами жестокого терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.), которые перенесло человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести: - душевное спокойствие и независимость от внешних обстоятельств; - внутреннюю полноту собственной жизни. Религия неразрывно связана с моралью, воплощаясь в ценностях и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей. Исторически взаимоотношения религии и науки складывались весьма противоречиво. Если наука в своем постижении мира ориентируется на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное познание и веру. Вместе с тем, вера и разум - это не взаимоисключающие друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и способствуют, в полном смысле этого слова - культурному развитию человечества. Жизненный путь Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьёв; 31 марта (13 апреля) 1866, д. Вахромеево , Арефинская волость, Рыбинский уезд, Ярославская губерния — 3 апреля 1949, Вырица) — русский купец; святой Русской православной церкви, прославленный в 2000 году в лике Собора новомучеников и исповедников российских. Родился в крестьянской семье 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда и был крещён с именем Василий. Когда ему было 10 лет, умер его отец, вскоре скончалась сестра Ольга. Приехав в Петербург, сделался рассыльным Гостиного двора. Ещё мальчиком он узнал от монаха-схимника о том, как сложится его жизнь. Обрёл духовника в лице старца Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаха Варнавы (Меркулова). В 1882 году стал приказчиком. В 1892 году он открыл собственное дело, став весьма крупным мехоторговцем, купцом 2-й гильдии. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Предположительно в 1894 году женился на Ольге Ивановне Нетрониной. В 1895 году стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. С 1900 по 1906 годы Муравьёвы проживали в доме 56 по Гороховой улице; с 1905 года — действительный член Ярославского благотворительного общества. В 1906 году приобрёл большой двухэтажный дом-дачу в живописном посёлке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском, до 1920 года ставшим главным пристанищем Василия и Ольги — оставаться в столице было крайне опасно. Выезжал за границу, доход составлял в среднем 90 000 рублей годовых. Сын — Николай, родившийся в 1895 году, — в 1914 году перешёл в католичество и мечтал стать ксёндзом, бросил учёбу на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, стал военным авиатором; после контузии в 1916 году оставил военную службу, лечился в Николаевском госпитале. В 1917 году Николай женился на мещанке из московских евреев — Евгении Ивановне Любарской; супруги поселились в Рыбинске. Мировые религии Возникновение мировых религий – это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые религии предлагают верующим практически общий для всех кодекс поведения, который, в основном, может быть сведен к десяти Моисеевым заповедям. В мировых религиях было много общего, что позволило им перешагнуть национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному шару. Мировые религии охватывают огромное количество верующих. По данным социологов, около половины населения земного шара являются приверженцами какой-либо из трех мировых религий: христианства, ислама, буддизма. Следует отметить, что в Российской Федерации проживают представители всех мировых религий. Буддизм - самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя - принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до н. э.), получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благо-Родных истинах: - истина страдания, существующая на протяжении жизни; - истина о причинах страдания, которые происходят из-за эгоистических желаний человека; - истина об освобождении от страданий, заключающаяся в освобождении от желаний, собственного «Я» и самой жизни; - истина единственного пути прекращения страдания – это благородный восьмеричный путь, состоящий из восьми ступеней-шагов. Пройдя этот путь, человек достигает нирваны (санскр. - угасание, остывание) - т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых желаний. Одна из важнейших заповедей буддизма - принцип ненасилия, любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал - это медитация, заменяющая собой молитву. Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром. Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются: - понятие о греховности человека как причине всех его несчастий; - идея искупления грехов через мужество, строгую жизнь (аскезу), примером здесь является Иисус Христос, своей смертью на кресте искупивший древний «первородный» грех человечества; - учение об избавлении человека от грехов путем молитвы и покаяния; - вера в загробное воздаяние человеческой душе (праведная попадет в Рай, грешная - в Ад); - идея человеческой жизни как терпеливой, смиренной, всепрощающей и т. д. В XI веке христианство раскололось на два самостоятельных направления: православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - способствует появлению третьего главного направления христианства - протестантства. В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты. Ислам, мусульманство (араб. - покорность) - третья мировая религия, (имеет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Здесь сформированы пять основных догматов: - единобожие (нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед - его пророк); - молиться (совершать намаз) пять раз в день; - соблюдать пост (уразу); - совершить хадж (паломничество) в Мекку, хотя бы один раз в жизни; - давать милостыню (закят). Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо и закрепляет неразделенность духовной и светской власти, политики и государства. Заключение Роль религии в жизни современного общества: 1.Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем. 2. Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей. 3. Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность. 4. Способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного. наследия от поколения к поколению. 5. Объединяет общество или какие-то большие социальные группы. 6. Узаконивает некоторые общественные порядки. Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов. Список литературы https://znachenie-slova.ru/ислам https://www.stud24.ru/culture/mirovye-religii/410831-1403495-page3.html https://uchitel.pro/зарождение-христианства/ |