Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.З-ны(з-номерности социологии)

  • 3.Структура и уровни социологического знания

  • 7.Общество как система: сущность и характеристики

  • 9.Важнейшие подсистемы общества.

  • 10.Социологический подход к изучению личности

  • Социальная роль

  • Шпоры по социологии Потапенко. 1. Объект и предмет социологической науки


    Скачать 132.03 Kb.
    Название1. Объект и предмет социологической науки
    АнкорШпоры по социологии Потапенко.docx
    Дата17.03.2017
    Размер132.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры по социологии Потапенко.docx
    ТипДокументы
    #3881
    КатегорияСоциология. Политология
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    1.Объект и предмет социологической науки.

    Объект науки – это определенная область действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. В качестве объектов различных наук выступают природа и общество, которые изучаются естественными и социально-гуманитарными науками. Объектом изучения социологии является общество. Однако оно изучается и другими социальными науками. Разграничить их можно по предмету исследования, т.е. по з-номерным связям и отношениям объективной реальности, специфическим для каждой науки. Предметом социологии выступают связи и отношения типологизированных систем (общества в целом, народов, классов других социальных групп, личностей) на уровне з-номерностей их функционирования. Следовательно, социология изучает механизмы действия и формы проявления социальных з-номерностей в исторически определенных системах. Основоположник социологии французский философ О. Конт, который ввел в оборот в 1839 г. термин социология (от латинского societas – общество и греческого logos – учение), давал ее расширенное толкование – обществоведение в целом. Другой французский философ и социолог Э. Дюркгейм дал более узкое понимание социологии, связав ее с изучением социальных фактов, т.е. социальных явлений и отношений. Можно дать следующее определение социологической науки: «Социология – это наука об обществе как социальной системе, о социальных общност социальных отношениях, социальных процессах, социал институтах, механизмах их функционирования и развития.

    2.З-ны(з-номерности социологии)

    Воспроизводство  жизни о-ва и общ-ной жизни ч-ка осущ-ся в соответствие основным объективным з-нам, нашедшим свое отражение и сформулированным в творчестве К. Маркса, П.А. Сорокина, Э. Дюркгейма и др. выдающихся социологов.З-н социальный- это объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между соц-ными явл-ми и процессами общ-ой жизни, возникающая и реализующаяся в общ-нной деят-ти и через деят-ть конкретных людей.

    Основные з-ны функционирования общества:

    1.З-н определяющей роли производственных отношений в развитии общ-ных систем: для того, чтобы что-то потреблять,  что-то распределять или обменивать, надо что-то произвести или воспроизвести;

    2.З-н взаимосвязи общ-ного разделения труда от роста народонаселения и уровня развития производит-ых сил и производст-ных от-ий : разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности обществ, уровню производит-ных сил и производств-ных отн-ий. Если оно прогрессирует непрерывно в процессе соц. развития, то потому, что общ-ва становятся постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми, потому, что происходит кооперация производит-ных сил, повышается качественно их интеллектуальное состояние, потому, что в производственных отн-ях реализуются новые достижения научно-технич. прогресса;

    3.З-н необходимого и прибавочного рабочего времени :на воспроизводство своей общ-ной жизни личность затрачивает необходимое рабочее время, а для воспроизводства жизни общ-ва - прибавочное рабочее время, в свою очередь общ-во (общность) затрачивает соответственно свое рабочее время для воспроизводства своей жизни и общ-ной жизни человека;

    4.З-н неравномерности распределения благ и ценностей: от каждого по способностям - каждому по его труду. Труд есть не потребность, он является средством удовлетворения потребностей.

    Основные з-ны развития общества:

    1.З-н возрастания потребностей - удовлетворенная потребность рождает новую потребность;

    2.З-н общ-ной организации труда (взаимосвязи общ-ного разделения и кооперации труда): с углублением общ-ного разделения труда возрастает значение коллективного труда, кооперации, происходит объединение специализировавшихся форм труда, для удовлетворения возрастающих потребностей личности и общ-ва. Общ-во движется в направлении обобществления средств производства;

    3.З-н взаимосвязи структуры и функций: изменения в структуре общества не могут происходить без изменения функций и наоборот - изменение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциацию или объединение социальной активности, естественное разделение или объединение труда.

    Основные з-ны, определяющие состояния общества и общественных отношений:

    1.З-н соответствия уровня развития производительных сил уровню производственных отношений;

    21З-н соответствия организации гражданского общества уровню развития производительных сил и производственных отношений;

    3.З-н соответствия политического строя, государственного устройства уровню развития гражданского общества и уровню развития производительных сил и производственных отношений.
    3.Структура и уровни социологического знания

    Во-первых, социологическую науку делят на два уровня: макро и микроуровень. Макросоциология изучает общество в целом, большие социальные группы. Микросоциология исследует небольшие социальные группы и протекающие в них социальные процессы, носящие локальный характер. Во-вторых, социологию делят на теоретический и эмпирический уровни. Теоретическая социология объясняет соц. реальность на уровне общих и специфических закономерностей ее функционирования. Эмпирическая направлена на получение конкретной информации о явлениях и процессах, протекающих в той или иной социальной общности людей. В-третьих, выделяют фундаментальный и прикладной уровни социологии. В основе такого деления лежит результат социологич. ис-ния и то, какие задачи решаются. Если научные, то фундаментальный уровень, если практические задачи – прикладной уровень. Кроме того, в последнее время принято выделять три уровня социологии. 1 -й уровень – общесоциологическая теория. 2-й уровень – теории среднего уровня (ранга). 3-й уровень – рабочие теории эмпирического уровня. Второй уровень социологии выделил американский социолог Р. Мертон, который также называл их специальными социологическими теориями. Это отрасли социологической науки. Их число постоянно увеличивается, в настоящее время более 50: социология труда, образования, науки, техники, культуры, семьи и т.д.
    4.Функции социологии

    Общ-ное предназначение С. определяется в первую очередь ф-ями, кот. она выполняет. Важнейшей из них является теоретико-познавательная, т.к. она обеспечивает прирост нового знания о различных сферах соц. жизни, раскрывает закономерности и перспективы соц. развития общ-ва. Значительная часть социологич. исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом проявляется прикладная (практическая) функция социологии. Социология способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем – это прогностическая функция. Социология также выполняет идеологическую функцию. Рез-ты исследований могут использоваться в интересах каких- либо соц. групп для достижения ими определенных соц. целей. Социологич. знание зачастую служит ср-вом манипулирования поведением людей, формирования определенных стереотипов, создания системы ценностных и соц. предпочтений и т.д. Но С. может служить и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что, в конце концов, способствует совершенствованию общественных отношений. В этом случае говорят о гуманистической функции социологи. Образовательная (обучающая) функция вытекает из того, что С. способна через систему учебных заведений широко тиражировать и распространять социологич. знания и оценки, помогая людям, в первую очередь, обучающимся и активно действующим в тех или иных сферах общ-ной жизни, лучше узнать, понять и оценить то общ-во, в кот. они живут, чтобы изменить его к лучшему.

    5.Социология в системе социально-гуманитарных наук

    При рассмотрении взаимоотношений С. и смежных с нею наук об общ-ве, соц-ом, соц-ых общностях и личности необходимо сопоставить С. и соц. философию. Соц. философия - раздел философии, посвященный осмыслению кач-ного своеобразия общ-ва в его отличии от природы. У соц. философии и С. широкая область совпадения объектов изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Соц. философия исследует общ-ную жизнь, прежде всего, под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Еще большее различие между ними обнаруживается в методах исследования соц-ого, т.к. философия решает общ-ные проблемы умозрительно, а С. предпочитает методы эмпирич. науки. Множество точек соприкосновения и взаимодействия существует между С. и историей. Социологич. наука опирается на фактич. историч. материал, историч-ая же использует социологич. законы и закономерности в анализе историч. событий. Различие этих наук в том, что история рассматривает события, изучает соц. процессы post factum, тогда как С. – in factum. Так как экономич. деят-сть – осн. форма жизнедеят-сти общ-ва, С. не может не взаимодействовать с экономич. наукой. На пересечении С. и экономич. науки возникла особая дисциплина – экономич.С., кот. изучает взаимодействие экономич-ой и соц. сфер жизни общ-ва Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деят-сти, С. по существу имеет дело с гражданским общ-вом, связанным с правовым гос-вом. Последнее изучается политологией. Между С. и политологией существует тесное взаимод-вие, неслучайно их объединяют в соц.-политич. науки .С. также тесно связана с психологией (на стыке их образовалась соц. психология), демографией, этнологией и др. соц. и гуманитарн. науками.
    6. Понятие «общество» в истории социальной мысли.

    Общ-во— соц. организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеят-ть людей. Это обособившаяся от природы часть мат-ого мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности. Многие ученые пытались исследовать общ-во, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под общ-вом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих соц. инстинктов. Большое значение для научного понимания общ-ва имели работы одного из основоположников научной социологии О. Конта, полагавшего, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, кот-ми выступают семья, классы и гос-во, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. У Макса Вебера, общ-во — продукт взаимодействия людей как результат их социальных действий в интересах всех и каждого. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

    -оно не явл-ся органич. частью какой-л. более крупной системы;

    -браки заключаются между представителями данной общности;

    -оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

    -оно имеет свою территорию;

    -у него есть самоназвание и своя история;

    -оно обладает своей системой упр-ния;

    -оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

    -его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

    7.Общество как система: сущность и характеристики

    Категория «общ-во» начала широко использоваться лишь с XIX века. Основоположник С. О. Конт считал общ-во функциональной системой элементов, кот-ми выступают семья, классы и гос-во, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. К. Маркс рассматривал общ-во как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деят-сти; в основе общ-ной жизни лежит экономич. базис. По М. Веберу общ-во есть взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. В социологии XX – начала XXI века ведущим является системный подход к общ-ву, в нем общ-во трактуется как сложная соц. система, состоящая из 4 подсистем: экономич-ой, соц., политич., духовной сфер жизни. В отечественной социологии выделяют следующие признаки:
    1. социальность (от латинского socialls – совместный, общественный), выражающая общ-ную сущность жизни людей, соц. специфику их отношений и взаимодействий.
    2. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия между людьми, кот.действуют относительно друг друга.

    3. территория, на кот. развиваются соц. взаимод-вия.

    4. существование, функционирование и развитие в соц. пространстве и соц. времени.

    5. высокий ур-нь самоутверждения и саморегуляции.
    6. наличие спец. органов для осущ-ния саморегуляции – соц. институтов.

    7. любые изменения и события, происходящие в общ-ве, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деят-ти людей.

    8. наличие соц. структуры, кот., являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям, находится в процессе динамичного развития.

    Все названные признаки общ-ва, взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложноструктурированной системы.

    В С.-ии принято выделять несколько типов общ-ва: дописьменные и письменные; простые и сложные (критерием выступает число уровней упр-ния и степень дифференциации); первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (в основе формационный подход) и др. Современная социология использует синтетическую модель, автором которой считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную, которым соответствует аналогичный тип общ-ва.
    8.Типология обществ

    В С. принято выделять несколько типологий общ-ва: дописьм. и письм.; прост. и сложн. (критерием выступает число ур-ей упр-ния и степень соц. дифференциации), первобытное, рабовладельч., феодальное, капиталистич., социалистич. (в основе формационный подход) и др. Современная С. Традиционные общ.ва хар-ся высоким развитием с/х труда. Гл. сектором произ-ва яв-ся заготовка сырья, кот. осущ-ется в рамках крестьянских семей; члены общ-ва стремятся к удовл-нию главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хоз-во, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Технич. развитие крайне слабо. В принятии решений осн-ым методом является метод «проб и ошибок». Соц. отношения развиты крайне слабо, как и соц. дифференциация. Такие общ-ва ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

    Индустриальное общ-во – общ-во, кот- характ-уется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономич. роста. Экономич. развитие осущ-ется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовл-ния своих актуальных потребностей такое общ-во стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор произв-ва — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общ-во и его члены стремятся к макс. адаптации к настоящему моменту и удовл-нию соц. потребностей. Осн.методом принятия решений является эмпирическое исследование.

    Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе соц-ую, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

    Постиндустриальное общ-во — это общ-во, кот. зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общ-ва. Если для индустриального общ-ва свойственно стремление к макс. развитию пром-ти, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя пром-ть.

    9.Важнейшие подсистемы общества.

    Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

    Общ-во - целостная, саморазвивающаяся система способов взаимод-вия и форм объединения людей. Оно может быть представлено как определенная система взаимод-щих подсистем и элементов.

    Осн. подсистемами общ-ва яв-ся сферы общ. жизни. Выделяют четыре важнейших соц. сферы:

    1) экономич.сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления товаров и материальных благ;

    2) политич. сфера распространяется на отношения к власти и по поводу власти между партиями, организ-ми и гос-вом;

    3) соц. сфера складывается из отношений между слоями и соц. группами, общ. организациями и соц.институтами;

    4) духовная сфера охватывает отношения в общ-ве, связанные с духовн. процессами, религией, моралью. искусством.

    Все эти подсистемы имеют свои подсистемы и элементы. В экономич-ой, к примеру, выделяют производств.учрежд. (предприятия), учрежд. сферы услуг, транспорта, подсистему с/х, а также фондовые, товарные биржи, банковскую систему и т.д. В полит.сфере – гос-во, правоохранит. система, законодат. органы, институт прокуратуры, система полит.партий и организаций. В реальном историч. процессе они нах-ся во взаимосвязи и взаимод-щем влиянии друг на друга. Изм-ния в полит. сфере обусл-ны экономич. проблемами, кот., в свою очередь, вызывают изменения в соц. сфере, а зачастую и в духовной. Духовное развитие общ-ва оказывает влияние на экономику, на политику, на общ. жизнь.

    10.Социологический подход к изучению личности

    Личность яв-ся объектом изучения многих наук. Для того,чтобы понять, что такое личность, необходимо определить само понятие «личность», показать его соотношение с понятиями «чел-к», «индивид». Понятие «чел-к» подчеркивает наличие в мире такой общности,как человеч. род,и употребляется для хар-ки всеобщих, присущих всем людям кач-в и св-в, отличающих ч-ка от других биологич. сущ-в. Индивид – конкретный ч-к, единичный представитель человеч. рода, носитель индивидуальных соц. и психологич. черт. Личность харак-ет соц. сущность, общ. кач-ва человека. Говоря о личности, мы абстрагируемся от индивидуальных физиологич. и психологич. св-в ч-ка, судим о его соц. специфике. Социологич.подход, прежде всего, выделяет в личности соц.-типическое. С. изучает не каждую отдельную личность, не ее индивидуальные св-а, а типологизированную личность, т.е. соц. типы личности. Напр., личность рабочего, крестьянина, интеллигента, инженера, студента и т.д. Задача С. – анализ соц. статуса типологизированной личности, а также исследование соц. факторов, влияющих на поведение личности. Личность – соц. характ-ка, сторона индивида (ч-ка), формируемая всей совокупностью общ. отношений, в которой он нах-ся в процессе своей жизнедеят-ти. Эта деят-ть личности многогранна – трудовая, соц.-политич, духовно-познават., культурно-просветит., семейно-бытовая. По проблеме соотношения общ-ва и личности существует три осн.подхода. 1-й берет начало от Э. Дюркгейма. Можно выразить формулой: «Личность – объект общ. отношений». 2-й связан с М. Вебером: «Личность – субъект общ. отношений». 3-й связан с К. Марксом: «Личность – объект и субъект общ. отношений». Ч-к как личность выступает продуктом общ-ва и одновременно изменяет его через совместную общ. деят-ть людей. Личность, являясь объектом возд-вия общ-ва (соц. групп, различных коллективов, отдельных людей), в свою очередь, воздействует на него обратной связью и выступает его субъектом и в целом субъектом истории.

    11. Социальный статус и социальные роли личности

    Соц. статус – это соотносительная позиция, занимаемая личностью или группой в общ-ве в соответствии с профессией, соц.-экономич-им положением, полит. возможностями, полом, происх-ем, семейным положением. Поскольку каждого человека характ-ет не один, а несколько статусных признаков, Роберт Мертон ввел в С. понятие «статусный набор», кот. применяется для обозначения всей совокупности статусов данного индивида. В этой совокупности чаще всего выделяется ключевой, или главный статус, наиболее характ-ый для данного индивида. Именно по этому статусу его выделяют окружающие или отождествляют его с ним. В С. принято различать два статуса – личный и соц.. Соц. статус употр-ся обычно в двух значениях. Когда этот термин употр-ся в широком смысле, речь идет о положении, занимаемом человеком объективно в соц. структуре группы или общ-ва, в узком – это положение ч-ка, кот. он автоматически занимает как представитель большой соц. группы (демографич., национальн. и т.д.). Личный статус отличается от соц. тем, что положение, занимаемое ч-ом в малой группе, определяется именно индивидуальными кач-вами личности. Поэтому соц. статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. Существует три вида соц. статуса: приписываемый,достигаемый и смешанный. Припис-емый включает в себя и прирожденные статусы – статусы пола, расы, национальности. От припис-мого статуса существенно отличается тот статус, который достигается человеком благодаря его собственным усилиям, настойчивости, целеустремленности и называется поэтому достигаемым. В современном общ-ве подавляющее большинство статусов – достигаемые. Примером смешанного статуса является статус инвалида, безработного. Элементы статуса: статусная роль, статусные права и обязанности, статусные символы, статусный образ (имидж), статусная идентификация. Ролевой набор – совокупность ролей в рамках одного статуса.

    Социальная роль – (по Р. Мертону) ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта