Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции семьи

  • Типы семьи.

  • 33.Социальныые функции семьи

  • 34.Современная семья: тенденции развития

  • 36.Социально-демографическая ситуация в РБ и пути ее улучшения.

  • 36.Религия как тип мировоззрения и социальный институт

  • Шпоры по социологии Потапенко. 1. Объект и предмет социологической науки


    Скачать 132.03 Kb.
    Название1. Объект и предмет социологической науки
    АнкорШпоры по социологии Потапенко.docx
    Дата17.03.2017
    Размер132.03 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаШпоры по социологии Потапенко.docx
    ТипДокументы
    #3881
    КатегорияСоциология. Политология
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    31.Семья как социальный институт

    Семьей наз-ся основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Семья – первичная малая соц.группа. Одновременно семья – соц. институт, выполняющий определенные соц. ф-ии. Функции семьи: репродуктивная (деторождение, продолжение ч-кого рода); воспитательная (воспитание детей); хоз.-экономич. (г.о. ведение дом. хоз-ва); рекреативная (восстановление жизненных сил); коммуникативная (реализация потребности в общении); регулятивная (первичный ур-нь соц. контроля). Брак – юр. оформление семьи, ист. форма отношений между м. и ж., через кот. общ-во упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их права и обязанности по отношению др.к др. и к детям. Типы семьи. В зав-ти от структуры родственных отношений: простая (нуклеарная) – супруги, и дети, не состоящие в браке; сложная (расширенная) – сост. из нескольких поколений. По кол-ву детей: бездетная; малодетная; среднедетная; многодетная (в настоящее время 3 ребенка и выше). По соц. ориентациям: 1) ориентированные на семейные ценности, на воспитание детей, совместное проведение досуга; 2)ориентированные на развлечения, потребление мат. и дух.благ; 3) ориентированные на проф.интересы, на карьеру, успехи на работе, саморазвитие личности. Современная семья в большинстве стран регулируется рядом принципов, закрепленных в законе. Среди них особо выделяются 2 осн.: 1) свобода и добровольность закл-я брака (каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению); 2) свобода развода (право супругов на развод, контролир.гос-вом). Среди осн. причин разводов: нравственно-психологич. несовместимость супругов; супружеская неверность; пьянство; завышенные притязания друг к другу; бытовые противоречия (нередко связанные с бытовой неустроенностью) и ряд др

    32. Семья и брак: ист. разнообразие форм семьи и брака.

    С. уделяет первостепенное внимание выяснению структуры и ф-ий семьи. Структура семьи - это не только ее колич-нный состав и число совместно живущих поколений, но и система позиций, соц.ролей отношений ее членов.

    Нуклеарная семья- это семейная структура, сост.-ая из взрослых родителей и детей, находившихся на их иждивении.

    Расшир. семья -такая семейная структура, кот. помимо нуклеврной семьи(супругов и детей) включ. Др. родственников, например дедушку и бабушку,внуков,дядю и т.д.

    Матриарх. семья- в ней главная роль в сохранении устойчивости рода, воспроизв-ве детей и наслед-ии имущ-ва отводилось женщине ,а также власть в семье принадлежала женщине.

    Патриарх. семья –она обозначает власть мужчин над другими членами семьи.И наслед-ние имущ-ва осущ-сь по м. линии.

    Эгалитарная семейная система – там где власть и влияние в семье распределяется между мужем и женой почти в равной степени.

    Брак – юр. оформление семьи, ист. форма отношений между м. и ж., через кот. общ-во упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их права и обязанности по отношению др.к др. и к детям. Выделяют след.формы брака:1)моногамия- брак между одним м. и одной ж.,наиб. Распростр. форма брака в современ. развитых общ-ах.2)полигамия-брак между одним и несколькими дружными индивидами , выступающих в двухосновных разновидностях: полигиния -брак между одним м. и неск.ж.; полиандрия -брак между одной ж. и неск.м.. 3)групповой брак- брак между несколькими м. и несколькими ж..

    В зав-ти от предпочитаемого партнера брак мб экзогамией(хар-рен для первобыт.строя запретом браков в пределах одной родств. группы) и эндогамией(брачной связью внутри определенной соц. группы,напр.,внутри племени).

    6)альтернативный брак- длительный союз м. и ж., кот. не намереваются юр. оформлять сложившийся между ними интимные, имущественные и др.отношения. Такой брак предполагает верность партнеров, появление совместного потомства и заботу о нем.

    33.Социальныые функции семьи

    Ф-ии семьи - это способы проявления ее активности; жизнедеят-ти всей семьи и отдельных ее членов. Во всех общ-вах семья выполняла осн. функции:

    - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

    - воспитат. - социализация молодого поколения, поддержания культурн. Воспроизв-ва общ-ва;

    - хоз.-бытовая - поддержание физич. здоровья членов общ-ва, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

    - экономич. - получение мат. ср-в одних членов семьи для др., экономич. поддержка несов-летних и нетрудоспособных членов общества;

    - сфера первичного соц. контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеят-ти, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

    - дух. общения - развитие личностей членов семьи, дух. взаимообогащ.

    - соц.-статусная - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство соц. структуры;

    досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

    - эмоциональная - получение психологич. защиты, эмоц. поддержки, эмоц. стабилизация индивидов и их психологич. терапия.Социализация есть процесс неорганизованного и организованного возд-вия общ-ва на индивида с целью формир-ния личности, кот. отвечает потребностям данного общ-ва.
    34.Современная семья: тенденции развития

    Современ. этап р-тия зап. Общ-ва принес вторую революцию в семейной жизни, кот. не только коренным образом изменила семью и родственные отношения, но и поставила под сомнение само сущ-ние семьи. Это обусловлено целым рядом обстоят-в экономич. и к-ного хар-ра. Социологи наз-т среди них:

    - рост экономич. независ-ти женщин и их активное включение в трудовую деят-ть

    - образование двух центров жизни - работы и дома (ранее проф. деят-ть и дом. хоз-во сущ-ли в 1стве, в пределах 1 семьи);

    - эволюция взглядов на секс. мораль (или секс.революция с ослаблением соц. контроля, ростом анонимности секс.поведения, сохр. секретности внебрачн. связей, деят-тью широкой сети СМИ, кот. провозгл. свободное половое любви чуть ли не осн. мерилом ур-ня цивилизованности современ.м. и ж., изменением общего отношения общ-ва к секс. поведению с смягчением традицион. представлений о дозволенное и недозволенное и т.п.);- изобретение надежных контрацептивных ср-в (впервые в истории ч-ва с помощью таких ср-в удалось отделить секс-ть от зачатия).

    Тенденции развития современ. семьи

    Эти и др. причины вызвали появление разного рода тенденции развития современ.семьи, кот. сейчас широко распр.в развитых зап., и в посткоммунист. странах. К ним относятся:

    - рост разводов (абсолютное и относительное);

    - рост кол-ва неполных семей и детей, рожденных вне брака;

    - уменьшение средней продолжит-ти брака;

    - позднее время вступления в брак;

    - совместная жизнь супружеских пар без оформления брака;

    - уменьшение размеров семьи и рождаемости детей с дальнейш. постарением нас-я и даже его депопуляцией;

    - увелич. Кол-ва одиноких людей, кот. не берут брака;

    - уменьшение кол-ва повторных браков и т.д.35. Молодая семья: особенности, проблемы функц-ния.

    В 1990-х годах обострилась проблема молодых семей (согласно законодательству, таковыми считаются семьи, в которых один из супругов моложе 30 лет). Молодые семьи создаются в усл-ях, когда вступающие в брак не имеют полного мат. достатка, у них, как правило, нет своего жилья, а родители, в силу мат.трудностей, не могут оказывать помощь своим детям, создавшим новую семью. Наиб. тяжелое положение создается в молодой семье в усл-ях рыночн. отношений, снижения возможностей гос-ва оказывать ей содействие.

    Увелич. рождаемости можно достигнуть только улучшением соц. условий для семей, прежде всего молодых семей. Ключ к разрешению этой проблемы в детских пособиях, пособиях при рождении ребенка, предоставлении молодым семьям возможности купить квартиру и т.д

    Молодая семья имеет свои особенности, специфику, круг наиб. значимых для молодежи интересов. Жизнедеят-ть молодежи, а, след-но, и молодой семьи проникают во все пласты соц.жизни.

    Молодая семья в полной мере выполняет все ф-ии, присущие институту семьи в целом. Это, бесспорно, накладывает свой отпечаток на психич. и физич. состояние членов семьи, негативно сказывается на их здоровье. Вот почему молодую семью целесообразно выделять в отдельную категорию и рассматривать как фундаментальную основу будущих поколений.

    Молодая семья имеет свои, свойственные только ей, особенности. Первая из них - объективно недостаточный ур-нь мат.и фин. обесп-ти.Молодые супруги, зачастую не имея достаточного опыта проф. Деят-ти соц. жизни, получают сравнит. низкую зп.Вторая особенность молодой семьи - объективно повышенная мат. и фин. потребность в связи с необходимостью укоренения семейной жизни: фин. вложений в приобретение жилья и организацию быта. Третья особенность - специфический возрастной период членов семьи. Как правило, именно в молодой семье имеются малолетние дети, у кот.присутствуют особые потребности в питании и одежде. К тому же, дети нуждаются в индивид. подходе к их обучению, воспитанию, укреплению здоровья.Нерешенность проблем молодых семей, слабая гос. поддержка зачастую приводят их к внутри семейным конфликтам, установлению напряженной атмосферы, способствующей распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые 5 лет совместной жизни, т.е. фактически в молодых семьях.К числу особо острых проблем молодой семьи относятся жилищные условия.Кризис семьи как соц. института и специфич. Дух.-нравственной общности людей наиболее ярко проявляется в высоком ур-не разводов, участившихся внутрисемейных конфликтах, многочисл. случаях асоциального поведения детей и подростков. Молодые семьи переживают те же жизненные проблемы, что и все общ-во в целом. Такие проблемы, как доходы, занятость, образование особенно остро выдвигаются в переходную эпоху, но они же остаются проблемами любого, в том числе высокоразвитого общества. Поэтому соц.молодежная и семейная политика не может ограничиваться решением текущих проблем. Ее стратегия должна заключаться в поисках эффективных путей достижения общенациональных целей, например, в сфере образования, занятости молодежи.

    36.Социально-демографическая ситуация в РБ и пути ее улучшения.

    В последнее десятилетие демограф. ситуация в РБ хар-ся низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, что привело к его естественной убыли во всех областях республики. Численность населения Беларуси по состоянию на 1 января 2015 года составила 9 480,9 тыс. человек. До начала 90-х годов она постоянно росла, но темпы роста постепенно снижались. Особенно интенсивно это снижение проявилось в 90-е годы, а с 1993 года начался процесс естественной убыли населения. Ее масштабы, составившие в 1993 году 11,2 тыс. человек, достигли в 2001 году 48,6 тыс. человек. В целом за 1994-2001 годы численность населения сократилась более чем на 290 тыс. человек, что равнозначно численности такого города как г. Брест.

    Рождаемость населения

    В условиях соц.-экономич. кризиса среди населения сложился и укрепляется как норма образ однодетной и даже бездетной семьи. В РБ в осн. преобладают семьи с одним ребенком. Наиб. наглядное представление об этом дает суммарный коэф.рождаемости (кол-во рождений на одну женщину от 15 до 49 лет), который снизился с 2,0 в 1989 году до 1,3 рождений в 2000 году. Но для обеспечения замещения поколений на ур-не простого воспроизводства этот коэффициент должен составлять 2,016.

    Происходящие в ур-не рождаемости перемены не исчерпываются его снижением. Отмечаются тенденции смещения среднего возраста матери при рождении первого ребенка с 20-22 лет к 23-25 годам.

    В РБ дети рождаются в осн. в зарегистрированном браке. В то же время в последние годы наметилась тенденция роста числа внебрачных детей: они составили в 2001 году 20,5% против 8,5% в 1990 году от общего числа родившихся.

    Наиб. доля детей, рожденных вне брака, приходится на матерей в возрасте 20-29 лет, проживающих в основном (более 65%) в городских поселениях (среди городских женщин рождения вне брака в 2001 году составляли 13,3% от всех рождений, среди сельских - 7,2%). Рост внебрачных рождений также можно объяснить распространением фактических брачных отношений, которые официально не регистрируются.

    36.Религия как тип мировоззрения и социальный институт

    Религия– мировоззрение, основанное на вере в сущ-ние «священного» начала, явл-ся основой сущ-вания мира и ч-ка, но недоступного для его понимания.. Религия как соц.институт. Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу. О соц. значимости религии в мире говорят след. статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство. Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии. Среди осн. функций религии как соц. института можно отметить следующие:

    1) объяснение прошлого, настоящего и будущего ч-ка;

    2) регулир-е морального поведения от рождения до смерти ч-а;

    3) одобрение или критика соц. порядков в обществе;

    4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

    Соц. религии уделяет большое внимание выяснению соц. функций, кот. выполняет религия в общ-ве. В рез-те социологи сформулировали различные точки зрения на религию как соц. институт. Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или соц. группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала. Бог – отражение этого идеала. Ф-и религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

    1) сплочении людей – собрании для выраж. общих интересов;

    2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

    3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

    4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

    М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

    1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

    2) приумножение денег без расточительства;

    3) личный успех как ключ к спасению.

    Религиозн. фактор влияет на экономику, политику, гос-во, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деят-ть верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общ. отношения. Ядром религиозного института яв-ся церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные ср-ва, в т.ч. религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью кот. обязывает, заставляет людей поступать соответствующ. образом. Церковь нужна общ-ву, так как является духовной опорой миллионам людей, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.

    38. Структура и социальные функции религии.

    Религия – общ.явление с системным характером. Структура:

    1. Религиозное сознание – совоку-ть теорий, концепций, идей, представлений, составляющих мировидение, кот. дает ответы на наиб. важные вопросы ч-го бытия.

    1.1 Религиозная психология. В центре – вера, чувство.

    1.2. Религиозная идеология.

    1.3. Религиозная наука – теология («богословие»).

    2. Религ. Отнош. – мат. «плоть» религии; конкретн. связи людей, в кот. вопл. религ. сознание: обряды, ритуалы, праздники.

    3. Религ. организации – люди, кот. объединены общностью сознания и религ. практики + подчинены з-ам совместн.бытия.

    3.1. Клир - духовенство

    3.2. Миряне – обычные люди

    Вывод: религия – соц. институт в системе общества.

    Функции религии:

    1. Мировоззренч. Ф-ию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на ч-ка, общ-во, природу. Религия включ. миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоц. принятие или отвержение), мироотнош. (оценку) и проч.

    2. Религия вып-т компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий сущ-ния.

    3. Религия обеспеч. общение, осущ. коммуникативную ф-ию. Религиозное сознание предписывает два плана общения:

    • верующих друг с другом;

    • верующих с сущ-ми – Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д., кот. выступают в кач-ве посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации.

    4. Регулятивная ф-ия сост. в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиции, обычаев, институтов осущ-тся упр-ние деят-тью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.

    5. Соц.-организующая (или дезорганизующая) ф-ия объединяет /разъединяет отдельные соц. группы, учреждения и общ-во в целом. Организующая ф-ия выполняется в тех пределах, в кот. признается общее вероисповедание (татары – мусульмане, евреи - иудеи).

    6. Культуротранслирующая. Религия, являясь составной частью к-ры, способствовала р-тию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, др. – отталкивала. Обеспечивалось сохранение и р-тие ценностей религиозной культуры. Осущ-ется передача накопленного наследия от поколения к поколению.

    7. Легитимирующая (лат. legitimus – законный, узаконенный) ф-ия означает узаконение некоторых общ. порядков, институтов (гос., полит., правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта