Семинар История 4. Семинар 4 Внешняя и внутренняя политика Московского
Скачать 41.42 Kb.
|
Семинар № 4: Внешняя и внутренняя политика Московского государства в 16 – 1- й четверти 17вв. Сословно- представительная монархия и становление самодержавия. «Великая смута» и её последствия. 1.Внешняя и внутренняя политика Ивана IV Грозного. Теория «Москва – третий Рим» и её реализация; Реформы Избранной рады. Опричнина и её последствия. Итоги и уроки Внешняя политика Ивана IV Внешняя политика Ивана IV имела три направления: восточное, западное и южное. В результате распада некогда могущественной Золотой Орды на ее территории образовался ряд ханств. Казанское и Астраханское ханства владели Волжским торговым путем и плодородными землями. Кроме того, с их территории совершались набеги на приграничные русские земли. После ряда неудачных попыток посадить в Казани своего ставленника московское правительство начало боевые действия против нее. Наряду с другими европейскими государствами Россия приступила к реализации своей колониальной политики. В октябре 1552 г. Казань взята штурмом. В 1556 г. к России были присоединены Астрахань, Чувашия, часть Башкирии. Зависимость от Москвы признала Ногайская Орда. Завоевание Казани и Астрахани открыло путь русским в Сибирь. Богатые купцы Строгановы, заручившись поддержкой царя, на свои средства организовали военную экспедицию отряда казаков во главе с Ермаком в Сибирское ханство. В начале 1580-х гг. оно было присоединено к России. Успешная колониальная политика русских на восточном направлении оказала огромное влияние на последующую судьбу страны. Резко расширилась ее территория, упала плотность населения. Начался процесс растекания великорусского этноса по безграничным пространствам. Для его удержания в феодальных владениях центра потребовались строгие меры, ведшие к дальнейшему закрепощению крестьянства. С начала 80-х гг. стали вводиться "Заповедные года", во время которых земледельцам запрещался выход в Юрьев день. Временная мера скоро стала постоянной. Удержание под своей властью огромных территорий требовало усиления мощи государства, прежде всего военной. Значительные территориальные пространства предопределили экстенсивный и замедленный путь социально-экономического развития страны. На северо-западе Иван IV стремился к расширению своих владений и выходу в Балтийское море. С этой целью он начал Ливонскую войну (1558– 1583). Поначалу она была успешной для русских войск. Они взяли нарву, Юрьев. К 1560 г. Ливонский орден был уничтожен. Это привело к войне России с Польшей и Литвой, боявшихся усиления России и также стремившихся к захвату Ливонии. В 1569 г. они объединились в единое государство Речь Посполитую. В войну против России включилась и Швеция. В результате Россия проиграла Ливонскую войну. Она утратила земли в Ливонии, Белоруссии. К Швеции отошла значительная часть побережья Финского залива. Война вкупе с опричниной разорила страну. На юге русское правительство стремилось к освоению Дикого поля (плодородных земель южнее Тулы). Здесь оно сталкивалось с интересами крымского хана. С целью укрепления южных границ и предотвращения набегов крымских татар в середине XVI в. была построена Тульская засечная черта – оборонительная линия из завалов леса, закрывавшая путь татарской коннице. Результаты внешней политики Ивана IV значительно изменили вектор исторического развития России. Резко возросла нагрузка на великорусский этнос, державшего на своих плечах завоеванные территории. Войны подорвали экономику страны, отрицательно сказались на ее внутреннем развитии. Это в значительной мере предопределило отставание России от Западной Европы, поставив ее в положение "вечно догоняющего". Теория «Москва третий Рим» Эта теория возникла примерно в конце 1523 - начале 1524 годов, её авторство приписывается старцу псковского Елеазарова монастыря Филофею. Её содержание гласит о преемственности христианских традиций от Византии к Руси, за счёт духовного единства, династической связи. (Владимир II Мономах женился на Софье Полеолог - последней представительнице рода Византийских императоров) Из этой теории так же следовало, что Москве следовало хранить и блюсти православные ценности, выступать её гарантом и защитой. Однако существуют и другие версии, о происхождении знаменитой шапки Мономаха, которая является подарком от Константина Мономаха. Существуют так же и различные точки зрения на время появления данной теории. Н.И. Ульянов относит возникновение теории к эпохе Александра II. Последствия и итог опричнины Что же принесла опричнина русскому народу? Суть этого вопроса довольно точно раскрыл историк дореволюционного периода В.О. Ключевский. Он справедливо заметил, что преследование мнимой крамолы, стало причиной разгула опричной анархии, тем самым порождая истинную угрозу престолу. И те кровавые расправы, которые якобы пытались уберечь государя от его врагов, только усугубляли положение, подрывая устои государственного строя. Отмена опричнины и соответственно 1572 год (издание царского указа) явился тяжёлым для России в связи с военными действиями против Речи Посполитой. Ослабленная внутренним произволом русская армия была оттеснена поляками. Ливонская война, которая закончилась к тому времени тоже не принесла особого успеха. Нарва и Копорье оказались под шведской оккупацией, и их судьба была не определена и вызывала тревогу. Фактическое дезертирство и бездействие опричных войск в 1571 году при разорении и сожжении Москвы навеяло очень тяжёлую атмосферу на умы многих русских людей. Это стало последней и завершающей «точкой» для принятия решения об отмене опричнины. 2. Соотношение сословно-представительной монархии и самодержавия. Роль Земских соборов. Правление Фёдора Иоанновича и воцарение Бориса Годунова. Сословно-представительная монархия, её особенности. Земские соборы В середине XVI в. происходящие в стране социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы Московского государства: она превратилась в сословно-представительную монархию. Признаки присущие данной форме правления: 1) монарх делит власть с органами сословного представительства как в центре, так и на местах (Земские соборы, органы губного и земского самоуправления); 2) проявляется тенденция к созданию единого экономического пространства страны; 3)основную социальную опору царской власти составляют дворяне и купцы, посадские люди; 4) монарх ведет борьбу с феодальной аристократией, боярством, противившейся централизации государства; 5) бюрократизируется государственный аппарат; 6)предпринимается попытка создания постоянных войсковых подразделений. С конца XV века по совету жены Ивана III - Софьи Палеолог, племяннице последнего византийского императора – Константина Палеолога, на великокняжеском дворе был введен пышный и строгий церемониал, по образцам византийского императорского двора. Постепенно прекращается существовавшая до тех пор простота общения главы государства с простыми людьми. Монарх становится для них недосягаемым. Изменение титула преследовало политические цели -укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей. В сношениях с малыми землями он уже титуловался как царь всея Руси. Царь – слово, сокращенное от кесарь, цесарь. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орёл, совмещённый с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III княжича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона - «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Иван III в своем завещании отдал преимущество старшему сыну: 1) полное финансовое управление Москвой (сбор доходов) (раньше делилась на участки) и суд по основным уголовным делам как в своих владениях, так и в подмосковных селах, доставшихся в удел младшим братьям; 2) только ему предоставлялось право чеканить монету (раньше право чеканить монету имели все удельные князья); 3) удельный князь, умирая бессыновным, не мог никому завещать свой удел, как раньше, - теперь его удел переходил великому князю; 4) только великий князь имел право внешних сношений; удельные князья – только с разрешения великого. Начиная с 1547 г. глава Русского государства Иван IV стал именоваться царем, великим князем и самодержцем всея Руси. Титул господин, обозначающий вообще властителя, меняется на государе – слово означающее власть хозяйскую, власть над зависимыми людьми. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и Земские соборы. Становление сословно-представительной монархии выразилось в появлении особого государственного органа - Земского собора. Земские соборы созывались царями «для земского совета и для государственного опиранья» более ста лет: с середины XVI в. до середины XVII в. Только в XVI в. Земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Всего историки насчитывают 57 Земских соборов с 1549 по 1684 год. Но чаще последней датой созыва Земского собора называется 1653 год, когда был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Земские соборы возникли по примеру церковных соборов, которые время от времени собирались митрополитами, по воле царя, для решения внутрицерковных вопросов. В 1550 г. молодой царь Иван IV впервые созвал собор представителей разных областей своего царства, на котором он обличал «неправды» и злоупотребления бояр. Царь обещал, что отныне он сам будет «судьёй и обороной» для своего народа. О первом Земском соборе осталось мало информации, но в том же году был принят новый «Судебник», были намечены и реализованы важные мероприятия по улучшению государственного управления. Земские соборы, как сословно-представительные органы, решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора единогласно. Известны случаи, когда несогласные с общей позицией подавали особые мнения. В состав Земских соборов входили представители трёх сословий: «освященный собор» из представителей высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого дворянства, выборные от городов и посадского населения, свободного северного (поморского) крестьянства. Общее количество участников обычно составляло около 300-400 человек. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались, в основном, должностные лица, стоявшие во главе местных органов. Выборы проводились не всегда. На соборах было также представлено свободное северное крестьянство, которое создавало общие с посадскими людьми «всеуездные миры», но огромная масса владельческих (крепостных) крестьян вообще не была представлена. Состав собора был изменчив, лишен твердой, устойчивой организации. В разные эпохи значение и характер Земских соборов в Московском государстве были различны. Большинство соборов носило лишь совещательный характер: выборные люди излагали свои «нужды и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Романовых принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства. Соборы первых лет имели организационный характер. Избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве. В эпоху Смутного времени и сразу после него деятельность Земских соборов сыграла весьма важную роль в деле восстановления разрушенного Смутой «великого Российского царствия», что стало их большой исторической заслугой. 21 февраля 1613 года Земский Собор призвал на престол Михаила Романова. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова состоялось 11 июля 1613 года на Троицком подворье Московского Кремля. Хотя Земские соборы превратились в сословно-представительные органы власти только в XVII веке и не имели чётко определённых компетенций и порядка работы, они стали играть важную роль в государственной жизни. «Уложенный» собор 1648-1649 гг. имел законодательный характер: на нём было принято знаменитое «Соборное уложение». По мере усиления царской власти во 2-й половине XVII в. и в связи с ростом бюрократизации управления Земские соборы приходят в упадок. Последний Собор был созван в 1653 г. для принятия Украины в состав России и принятия решения о войне с Польшей. С этого времени Земских соборов полного состава больше не собиралось. Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии. Возникли думные чины: бояре, думные дворяне, думные дьяки. Постепенно значение Думы снижается, она собирается в торжественных случаях и принимает уже готовые решения. Появляется Ближняя дума (или комнатная) из ближайших помощников царя. Например, в 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись близкие к царю лица. С её помощью царь пытался снизить влияние боярства, но это не удалось: Избранная рада распалась в 1560 г., когда из неё были удалены священник Сильвестр и дворянин Адашев. Член Рады, князь, воевода и писатель Андрей Курбский (1528-1583гг.) бежал в Польшу. Он стал первым в истории России политическим эмигрантом. Государственный изменник Курбский обменивался письмами с царем Иваном Грозным. Царь отстаивал своё право на самовластье, данное ему Богом. Иван Грозный по сути ликвидировал удельные порядки. В 1581 году казачий атаман Ермак выступил в поход, имея 1650 человек, 300 пищалей и три пушки. Снаряжали Ермака купцы Строгановы. В сентябре 1582 года отряд Ермака разбил десятитысячное войско царевича Маметкула, а в октябре главные силы хана Кучума. Был занят Кашлык и другие населенные пункты по Оби и Иртышу. В 1583 году казак Ермак Тимофеевич присоединил к России - Западную Сибирь. Сибирское ханство прекратило свое 3. 3. Причины кризиса и события «Великой смуты» – 1598-1613гг и. Лже-цари, гражданская война и военная интервенция их последствия. существование. Сам Ермак погиб через два года в бою. Начало Смуты, Борис Годунов В 1598 году умер второй и последний царь из династии Рюриковичей — сын Ивана Грозного, Фёдор I Иоаннович. Эта дата есть начало периодизации событий Смуты в России, окончанием же считается 1613 г. Фёдор I не имел прямых наследников — законных претендентов на престол, и при этом не оставил завещания. В результате за царский трон разгорелась борьба между двумя родами боярского происхождения — Романовыми и Годуновыми, в какой победил и был утверждён на престоле Земским собором Борис Годунов. Несколько лет его правления (1598−1605) были для нового царя и Московского царства непростыми. Боярская дума не воспринимала Годунова как законного правителя, катастрофический голод начала столетия восстановил против него простой народ, посчитавший царя виновником всех бедствий, которые терзали страну в наказание за якобы убийство Борисом законного наследника престола царевича Дмитрия. Появление Лжедмитрия 1 В 1601 году в Польско-Литовском государстве появился бежавший из России монах Григорий Отрепьев. Выходец из дворянского рода, он был холопом сына Н. Р. Юрьева - Федора Никитича Романова. Но в 1600году Романовы были обвинены Годуновым в заговоре и отправлены в ссылку. Федор Никитич стал монахом Филаретом в одном из северных монастырей. Отрепьев же постригся в монахи Чудова монастыря. В Речи Посполитой он стал слугой крупного магната Адама Вишневецкого. Отрепьев раскрывает ему свою «тайну»: он не монах, а сын Царя Ивана IV, чудом спасенный царевич Дмитрий. Для того чтобы вернуть себе престол Лжедмитрий пытается заручиться поддержкой польского короля. Сигизмунд некоторое время колебался, но щедрые обещания самозванца отдать королю Черниговские земли делают свое дело. К тому же «Дмитрий» тайно принимает в Польше католичество и обещает ввести католичество в России, сделав его государственной религией. Таким образом, сторонниками самозванца становятся польские католики, ватиканский посол Рангони и папа римский. Также он заручается поддержкой сандомирского воеводы Юрия Мнишка (которому обещает отдать Новгород, Псков и другие земли), чья дочь становится невестой самозванца. Так Лжедмитрий находит подход и королю, и польской церкви. Все они желают подчинить соседнее большое и сильное государство. На открытую интервенцию пока не решаются, но разрешают претенденту на Московский престол собрать охотников. И такие находятся среди магнатов, дающих военные отряды и шляхтичей. Вокруг Лжедмитрия собирается около 4-х тысяч человек. В этот отряд вошли и шляхтичи, и несколько сотен русских дворян-эмигрантов, запорожские и донские казаки. С ними он вошел в пределы Руси в октябре 1604 года. Задолго до этого Лжедмитрий I направлял на Русь письма, так называемые «прелестные письма» - своего рода прокламации с призывами. Узнав из них об «истинном царевиче», по всему югу России, Дону и в других местах под его штандарты становятся все недовольные - крестьяне и холопы, посадские и служилые люди, казаки и прочие. Именно они и сыграли решающую роль в успехах самозванца. Социальные низы начали борьбу с Годуновым, его администрацией и феодалами, верными царю, с целью облегчить свое тяжелое положение. На Дмитрия Ивановича, как будущего «доброго царя», они возлагали свои надежды. Многие дворяне и бояре, ставшие попутчиками народного восстания на этом этапе, преследовали свои цели - избавиться от ненавистного царя, получить от нового царя жалования, привилегии, все то, чем их обошли при Годунове. 4. Создание патриархии и автокефалия РПЦ. Церковь и государство в эпоху в «Смутного времени». Патриархи Гермоген и Филарет. Патриархи Русской Православной Церкви В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителя Иова – было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году. Кто был первым патриархом и сколько их было вообще? Ответы – в нашей статье! Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: Со времен апостольских установилась традиция, в соответствии с которой крупные церковные объединения были возглавляемы «первым епископом» и это отображено в 34 каноне апостольских правил. В правилах Первого Вселенского собора этот епископ именуется «митрополитом», а в постановлениях Шестого Вселенскою собора мы уже видим каноническую фиксацию патриаршего сана. Учреждение Патриаршества в России В Русской Православной Церкви Патриаршество было учреждено в 1589 году, а спустя 3 года акт учреждения Патриаршества и поставление первого русского Патриарха – святителя Иова – было подтверждено грамотой Восточных Патриархов. В это время Россия являлась единственным независимым православным государством и осознавалась православными народами как защитница Вселенского Православия. Учреждение Патриаршества имело не только церковное, но и общенациональное значение. Как в XVI, так и в XX веке обретение Россией Патриарха происходило накануне грандиозных социальных катастроф, когда единственным объединяющим центром и средоточием народной жизни являлся Первосвятитель. Вся русская история XVII века свидетельствует о высочайшем авторитете Патриархов. Наиболее значимыми в этом отношении являются: святитель Гермоген, чья пастырская твердость помогла народу и государству преодолеть соблазны и искушения Смутного времени, а также Патриарх Филарет, отец молодого царя Михаила Федоровича, которому он помогал в управлении государством и способствовал осуществлению необходимых реформ, укрепивших Отечество. Показательно, что само упразднение Патриаршества царем Петром I косвенно явилось признанием значимости первосвятительского служения и всенародного авторитета Предстоятеля Церкви. Стремившаяся к безграничному господству во всех сферах жизни светская власть желала быть совершенно самостоятельной и независимой от духовного влияния Патриаршества, требовавшего от «власть предержащих» строгой моральной ответственности за все деяния. Государство, возросшее от скромных пределов Московского княжества до бескрайних пределов Российской империи, возмужавшее благодаря попечению Церкви о его «благостоянии» и нравственном здоровье, начиная с конца XVII столетия, стремится совершенно подчинить себе ту самую нравственную силу-Церковь, которая предоставляла государству высшую, сакральную легитимность и стояла у его колыбели. Позднее, когда национальная элита окончательно подпала под влияние западных идей и усвоила исключительно прагматический взгляд на Церковь как на общественный институт, велением Петра I был учрежден подконтрольный государству Святейший Правительствующий Синод. Характерно, что вместе с Патриаршеством, упразднению подверглось и соборное начало церковной жизни. За два столетия синодального правления мы можем найти лишь один-два примера проведения локальных совещаний нескольких епископов. История ясно свидетельствует о неразрывной связи между Патриаршеством и соборным управлением в Русской Церкви. Синодальная эпоха, тем не менее, ознаменовалась в истории Русской Церкви многими отрадными явлениями: созданием (впервые в русской истории) системы духовного образования, плодотворной работой русских миссионеров, расцветом иноческого делания во многих монастырях, особенно в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лаврах, на Валааме, в Сарове и Оптиной пустыни. Попытки восстановления Патриаршего служения предпринимались на всем протяжении синодальной эпохи. И, как нам думается, лишь обстоятельства времени не позволили разрешить этот вопрос положительно. Поэтому первый же Поместный собор Русской Церкви, состоявшийся после двухсотлетнего перерыва – в 1917 году – восстановил Патриаршество в России. Как известно, у восстановления Патриаршества были горячие сторонники и убежденные противники. Однако с самого начала многодневной дискуссии члены Собора осознавали, что восстановление Патриаршества – это не простое изменение системы церковного управления, но событие, которое коренным образом изменит строй церковной жизни. «Ныне наша разруха, ужасы нашей жизни, трагические переживания русского народа всей своей совокупностью неотразимо, дружно, повелительно говорят: да будет снова на Руси Патриарх». Эти слова одного из участников Собора передают настроение большинства его членов, видевших в Патриархе «живого носителя и выразителя органического единства Церкви», в котором «Поместная Церковь осознает себя органической частью Церкви Вселенской». Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Иларион (Троицкий), впоследствии – архиепископ Верейский и священномученик, – выступая на одном из соборных заседаний, сравнил пустовавшее еще в то время Патриаршее место в Успенском соборе Московского Кремля сердцем русского Православия. А епископ Астраханский Митрофан, также впоследствии увенчавший свое житие мученическим венцом, по поводу необходимости восстановления Патриаршества, как насущной потребности духовной жизни всего нашего православного народа, выразился следующим образом: «Нам нужен Патриарх как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу, и сам первый шел бы впереди…» И особо отметил, что «учреждением Патриаршества достигалась бы и полнота церковного устройства». Промыслительным образом, Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви в канун государственных катаклизмов: потеряв Царя, Православная Русь вновь обрела Отца-Патриарха. Окончательное решени было принято 28 октября. За несколько следующих дней Собор определил процедуру избрания Патриарха, согласно которой было избрано три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский Тихон (Белавин). А 5 (18) ноября в Храме Христа Спасителя по жребию был избран Патриарх – им стал святитель Тихон. Двести лет Россия жила надеждой на восстановление Патриаршества. И только в 1917 году, как бы предчувствуя времена гонений, Церковь смогла вновь избрать Первосвятителя. Узнав об избрании, святитель Тихон сказал посланникам Собора: «Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором написано „плач, и стон, и горе“. Отныне мне предстоит попечение о всех церквах российских и умирание за них во вся дни». В первые послереволюционные годы особенно отчетливо проявилось историческое значение Собора 1917–1918 годов, принявшего решение о восстановлении Патриаршества. Личность святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, стала живым укором для тех, кто, раздувая пламя братоубийственной гражданской войны, попирая заповеди Божии и правила человеческого общежития, сея соблазн, проповедовал вседозволенность и беспощадный кровавый террор как метод государственной политики. Воистину, Патриарх Тихон стал символом возрождения древней традиции «печалования» Предстоятелей Церкви за нужды народа. Авторитет Патриарха, как внутри страны, так и за рубежом, признавался всеми и с ним считались даже большевики. Известно, что вопрос о расстреле святителя Тихона активно обсуждался властями в период массовых репрессий в отношении епископов, духовенства и мирян. Однако даже в период разгула революционного террора правительство не решилось на этот шаг. Патриарх Тихон понимал, что Церковь на многие годы оказалась в плену у богоборческого режима. Его «Завещание» предусматривало установление института Местоблюстительства Патриаршего престола, что было необходимо для сохранения единого управления Церковью, в условиях невозможности проведения Соборов. Не будет преувеличением сказать, что представители безбожной власти также прекрасно понимали значение носителя высшего иерархического сана – Святейшего Патриарха – как символа церковного единства. После кончины Патриарха Тихона в 1925 году они препятствовали созыву Поместного Собора, призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтому двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 года осуществлял управление Церковью сначала в звании Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а затем –Местоблюстителя Патриаршего Престола. Совершая свое служение в чрезвычайно сложных условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия к тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более очевидным, что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее от маргинализации. Предпринятые им шаги предотвратили окончательное превращение народа Божия в «людей из подполья», живущих по законам «осажденной крепости». Верим, что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его приемниками, при всей сложности политических реалий XX века имел, в отличие от альтернативного «ухода в катакомбы» все шансы для того, чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе. С Православием безбожная власть оказалась вынужденной считаться, особенно в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. В этот период искренняя и глубоко укорененная в нашей исторической традиции патриотическая позиция, представленная в посланиях и официальных заявлениях Патриархов Сергия и Алексия I, – нашла отклик в сердцах архипастырей, клириков и мирян и получила глубокую поддержку в сердцах миллионов наших соотечественников, как в стране, так и за ее пределами. Сохранение института Патриаршества помогло Русской Православной Церкви выстоять в период нового гонения, обрушившегося на Церковь на рубеже 50-60-х годов XX века, пережить это гонение и, сохраняя свой духовно-нравственный потенциал, выйти на рубежи новой эпохи, которую уже современники назвали «Вторым Крещением Руси». В завершение следует сказать, что все то многообразное возрождение духовной жизни в нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века – святителя Тихона, Сергия, Алексия и Пимена. Верю, что молитвами новомучеников и исповедников Российских, трудами Наших достойных предшественников Господь и впредь не оставит Русской земли Своей неоскудевающей милостью и даст Нам благодать и духовную силу право править слово Христовой истины и вести церковный корабль неизменным курсом – в соответствии с заповедями Евангелия и нормами церковных канонов. Из приветственного слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II участникам научной конференции «Патриаршество в Русской Православной Церкви». |