Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1.

  • Раннее Новое время

  • Тема 2

  • Направления внешней политики

  • Тема 3.

  • Тема 4.

  • “Москва - третий Рим”

  • Семинар 5. Семинар ЗападРоссияВосток в период позднего средневековья. Внешняя и Внутренняя политика Московского государства в 16начале 17 вв. Сословнопредставительная монархия и становление самодержавия Тема 1


    Скачать 61.26 Kb.
    НазваниеСеминар ЗападРоссияВосток в период позднего средневековья. Внешняя и Внутренняя политика Московского государства в 16начале 17 вв. Сословнопредставительная монархия и становление самодержавия Тема 1
    АнкорСеминар 5
    Дата03.04.2022
    Размер61.26 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар 5.docx
    ТипСеминар
    #438606
    страница1 из 3
      1   2   3

    Семинар № 5. «Запад-Россия-Восток в период позднего средневековья. Внешняя и Внутренняя политика Московского государства в 16-начале 17 вв. Сословно-представительная монархия и становление самодержавия»:
    Тема 1. Запад и Восток в ранее новое время. Эпоха Великих географических открытий. Реформация церкви в к. 15-17 вв.: от философии гуманизма к рационализму.
    Ответ: Новое время представляет собой своего рода переходный период, между Средневековьем и современностью. Он охватывает следующие временные рамки: конец XV - начало XVI века – до 1900 года. Раннее Новое время – период с конца XV до начала XVIII века. В эти годы происходит постепенное разложение натурального хозяйства, развитие товарно-денежных отношений, зарождение основ капитализма. Общество отходит от религиозных догм и ограничений, начинается движение за переустройство церкви. Кардинально меняются представления человека об окружающем его мире и самом себе, получает развитие наука, искусство, философия. Завершается эпоха феодальной раздробленности, складываются национальные централизованные государства в Европе. Эпоха Просвещения - период с начала XVIII до начала XIX века. Это время переворота в научной картине мира, интенсивного интеллектуального, духовного и культурного развития Европы. «Долгий XIX век» - время окончательного разрушения традиционных обществ в Европе, начала модернизации и развития индустриального общества. Образуются новые империи и республики, наступает эпоха реформ, колониальных захватов и революций. Каждая из исторических эпох отличается от других своими характерными особенностями, посредством которых ее и выделяют в отдельные хронологические рамки. Есть такие особенности и у эпохи Нового времени: В экономике: разрушение традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве, зарождение и развитие индустриального общества; развитие внутренней и международной торговли; постепенный переход от ручного труда к машинному; становление капиталистической системы хозяйствования. В политике: утверждение абсолютизма в странах Европы и последующая революционная борьба европейского населения с абсолютизмом; образование буржуазных республик и империй; начало колонизации и колониальных войн. В социальной сфере: разрушение феодального общества с характерной для него системой крепостничества; постепенное «размывание» границ между сословиями; складывание двух основных классов Нового времени: буржуазии и наемных рабочих. В духовной жизни: активное развитие наук, создание новой научной картины мира; упадок католицизма, Реформация в Европе, зарождение протестантизма; распространение идей гуманизма. Многие историки убеждены, что «темный век» Средневековья завершился благодаря Великим географическим открытиям. С изобретением книгопечатания, еще в первой половине XV века в руки средневековых людей попали труды античных мыслителей по географии. Некоторые из них выдвигали идею о шарообразности Земли и существовании морского пути в Индию, Китай, Японию. С распространением в обществе этих трудов у европейцев зародилась тяга к путешествиям, так началась эпоха Великих географических открытий. Длительные морские путешествия стали возможны в конце XV века, благодаря появлению компаса в Европе (он был изобретен в Китае еще в 3 веке до н.э.), созданию европейцами нового типа морских судов – каравелл. Каравелла стала первым в Европе судном, пригодным для длительных морских путешествий, благодаря высокой скорости, возможности плавания при встречном ветре. В эпоху Великих географических открытий прославилось множество путешественников и первооткрывателей, однако самыми знаменитыми из них приятно считать Христофора Колумба, Васко да Гама, Фернана Магеллана. В 1492 году Христофор Колумб открыл неизвестную ранее европейцам часть света – Америку. Открытие Америки не входило в планы мореплавателя, так как он поставил перед собой цель: достичь морским путем берегов Индии. На протяжении всей своей жизни Колумб думал, что посетил Индию и даже назвал местных жителей Америки индейцами. Открытие Америки Колумбом стало огромным шагом в развитии географии, впоследствии привело к захвату европейцами земель ацтеков, майя, инков. В 1497 году Васко да Гама обогнул Африку, а в 1498 году открыл морской путь в Индию, тем самым доказав, что материк Колумба Индией не является. Открытие Васко да Гама послужило началом постоянной морской торговли европейцев со странами Востока, благодаря которой в Европе появились чай, пряности, ананасы, подсолнечник, какао, картофель, томаты. В 1519-1522 году экспедиция Фернана Магеллана совершила первое в мире кругосветное путешествие, обогнув по морям и океанам Земной шар. Открытия Магеллана доказали шарообразность Земли, которую вплоть до этой экспедиции было принято считать плоской. До окончания своего кругосветного плавания Магеллан не дожил, в 1521 году он погиб на острове Себу, вмешавшись в междоусобные войны местного населения. В 1522 году лишь 18 из 300 членам экспедиции удалось достичь родных берегов Испании, завершив, таким образом, кругосветное путешествие. Трудно переоценить последствия Великих географических открытий: во-первых, европейцы наладили морскую торговлю с Африкой, Америкой, Океанией, Азией; во-вторых, географические открытия сформировали более достоверные знания об окружающем мире; в третьих, открытие новых земель послужило началу европейской колонизации, в результате которой многие европейские государства превратились в крупнейшие колониальные империи; в четвертых, Европа получила доступ к новым видам фруктов, овощей, пряностям, напиткам; в пятых, с завоеванием новых земель европейцы заполучили несметные количества золота, серебра, драгоценных камней; и последнее, открытие новых земель и ведение с ними торговли оживило предпринимательскую деятельность в Европе, послужило ее промышленному развитию. В первой половине XVI века католическая церковь пришла в упадок, в результате в большинстве стран Европы произошла религиозная революция – Реформация. Причины Реформации: Обмирщение сознания. Если в Средние века человека больше заботила его загробная жизнь, то в эпоху Нового времени люди обратились к активной мирской деятельности, в них проснулась тяга к земным удовольствиям, познанию мира и самого себя. Недоверие к католической церкви из-за безнравственности священнослужителей, чрезмерной роскоши в среде духовенства. С одной стороны священнослужители проповедовали скромность, аскетизм, богобоязненность, с другой стороны сами они пристрастились к пирам, охоте, расточительному образу жизни. Церковные поборы. В пользу церкви верующие жертвовали земли и богатства, выплачивали церковную десятину, кардиналы и папа Римский брали взятки. Торговля индульгенциями. В XVI веке индульгенции – папские грамоты на отпущение грехов, продавались практически на каждом углу: на рынках, площадях, в церквях и соборах, на ярмарках. Чтобы верующие активнее покупали индульгенции их стали выдавать не только на отпущение уже совершенных грехов, но и на прощение будущих проступков и преступлений. Распространение идей гуманизма, согласно которым, высшей в мире ценностью является жизнь человека, с его потребностями и нуждами. Это противоречило идеологии католицизма, настаивавшего на греховности физического начала в человеке. Таким образом, в XVI веке сложились все причины и условия для начала Реформации в Европе. Первым за переустройство церкви начал борьбу германский проповедник Мартин Лютер. Возмущенный бесстыдством католических священнослужителей, неуемным стремлением церкви к обогащению, 31 октября 1517 года он написал 95 тезисов против индульгенций. Тезисы Мартина Лютера нашли отклик в сердцах верующих, вызвали гнев папы Римского и высшего католического духовенства. Лютер призывал отказаться от посредничества между Богом и верующим, настаивал на том, что спасение души человек обретает искренним раскаянием и молитвой, а не покупкой папских грамот. На основе собственных идей, Мартин Лютер основал новую церковь, прозванную лютеранской. Она была лишена дорогих церковных обрядов, не признавала монашества, ее священнослужители избирались из числа верующих. В результате распространения лютеранства в Германии началась религиозная война, которая завершилась лишь к 1555 году. В этом году германский император Карл V установил религиозный мир, уравняв в правах католиков и лютеран. Второй по значимости центр Реформации зародился в Швейцарии. Там идеологом нового вероучения стал Жан Кальвин. Он провозгласил новые нравственные ценности: бережливость, умеренность в быту, трудолюбие, работу на благо обществу. Учение Жана Кальвина получило название «кальвинизм», пришлось по вкусу городскому населению, охваченному духом предпринимательства. Из Германии и Швейцарии Реформация распространилась по всей Европе. Она охватила Францию, Норвегию, Англию, Нидерланды, Данию. Лютеранство и кальвинизм, как и все последующие вероучения, выступавшие за переустройство католической церкви, стали называть протестантизмом. А людей, разделяющих эти взгляды - протестантами.

    Тема 2. Внешняя и внутренняя политика Московского государства в период правления Ивана 4 Грозного.

    Ответ: Период правления Ивана IV можно разделить на 2 этапа: период реформ и период опричнины. I период связан с деятельностью Избранной рады - группа приближенных молодому Ивану IV лиц, фактически являющимися правительством и осуществлявшими ряд реформ. Цель реформ: · создание системы управления, при которой окраины прочно присоединены к центру и подчинены ему; · ограничение монархии, так как неограниченная власть склонна к произволу и злоупотреблению. Реформа I: 1549 год - созван Земский собор, в составе боярской думы, Священного собора, воевод, детей боярских и высшего слоя бояр. Таким образом, Земский собор можно рассматривать, как первый сословно-представительный орган при царе. Цель: принятие решений по наиболее важным государственным вопросам с учетом интересов различных групп привилегированных сословий. Реформа II: 1550 год - Судебник: ликвидация привилегий монастырей, не плативших податей; введение единых государственных пошлин, право сбора которых получали представители царской администрации; установление единой меры взимания налога (Соха - мера земли в Древней Руси, являвшаяся единицей налогового обложения); земельный участок, определявший расположение участка и качества земель; повышение платы за пожилое (для выхода крестьян к другому землевладельцу). Реформа III:1551 год -Стоглавый собор: установление единых канонов для иконопись, регламентировались церковные и монастырские обиходы; монастырям запрещалось приобретать новые земли. Реформа IV: Военная реформа: ликвидация системы местничества, согласно которому замещение должностей в армии происходило в зависимости от знатности; вводился единый порядок прохождения службы ("по отечеству") и по прибору (По отечеству - дворяне, мелкие феодалы с 15 лет {от каждых 100-150 десятин земли под 1 воину}, по прибору - стрелецкое войско, стрельцы селились слободами коллективно получали землю). Реформа V: Укрепление государственного аппарата за счет завершения формирования приказной системы. Опричнина 1565-1571 началась с отъезда Ивана IV в Александровскую слободу. Земли русского государства разделили на опричнину - личные земли царя; на земщину, где сохранились порядки и приказы. В состав опричнины вошли наиболее экономически богатые регионы. Для реализации своих интересов Иван IV сформировал опричное войско, ставшее карательным механизмом. Цель: установление самодержавия, ограничение власти бояр. Направления внешней политики: · Южное - борьба с Крымским ханством; · Южно-восточное - борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири (расширение границ русского государства); · Западное - Ливонская война [1558-1583 гг.] (борьба за выход к Балтийскому морю à поражение) Юго-восток: Татарские ханы совершали грабительские набеги на русские земли. На территориях Казанского и Астраханского ханств в неволе были тысячи русских людей, захваченных во время набегов. Жестоко эксплуатировалось местное население. По территориям ханств пролегал Волжский путь, но Волга не могла использоваться русскими людьми на всем своем протяжении. Привлекали русских помещиков и плодородные малозаселенные земли этих краев. Сначала Иван Грозный предпринял дипломатические шаги, направленные на подчинение Казанского ханства, но они не принесли удачи. 1552 г. - 100-тысячное войско российского царя осадило Казань. Народы Среднего Поволжья вошли в состав Российского государства. 1556 г. - Иван Грозный завоевал Астраханское ханство. С этого периода все Поволжье являлось территорией России. Свободный Волжский торговый путь укрепил торговые отношения с Востоком. Стал возможным доступ к бассейнам великих сибирских рек. Сер. XVI в. - в состав России вошли Башкирия, Чувашия, Кабарда. Сибирский хан Едигер еще в 1556 г. признал вассальную зависимость от Москвы, но сменивший его хан Кучум отказался признать власть Москвы (угнетал местных жителей, убил русского посла). Купцы Строгановы, имевшие от царя грамоту с пожалованием земель к востоку от Урала, по разрешению Москвы наняли большой отряд казаков для борьбы с ханом Кучумом. Предводителем отряда стал казацкий атаман Ермак. 1581 г. - отряд Ермака нанес войскам Кучума поражение, а через год занял столицу Сибирского ханства Кашлык. Началось освоение Сибири русскими промышленниками, крестьянами и ремесленниками. Запад: борьба за выход к Балтийскому морю и прибалтийские земли, захваченные Ливонским орденом. 1558 – 1583 гг. - Ливонская война. Правители Ливонского ордена препятствовали связям Российского государства с западноевропейскими странами. Ливонскую войну делят на три этапа: 1. 1558 - 1561 гг. – русские войска завершили разгром Ливонского ордена, взяли Нарву, Тарту (Дерпт), подошли к Таллину (Ревелю) и Риге; 2. 1562 – 1569 гг. - Великое княжество Литовское не устраивало захват русскими Ливонии, поскольку в этом случае они получали контроль над хлебным вывозом (через Ригу) из Литовского княжества в европейские страны. Еще больше опасались в Литве и Польше военного усиления России за счет получения ею из Европы стратегических товаров через ливонские порты. Польско-литовская сторона пыталась овладеть и северной Эстонией, чтобы контролировать все балтийские торговые пути, ведущие в Россию. Претендуя на Ревель, Литва испортила отношения со Швецией. Этим воспользовался Иван IV, который заключил мирные соглашения со Швецией и Данией, обеспечив тем самым безопасность нарвского порта, русский царь решил одолеть своего главного конкурента - Литовское княжество. 3. 1570 – 1576 гг. - Заключив перемирие с Литвой и Польшей, царь выступает против Швеции. 4. 1577 – 1583 гг. – война с Ливонией превратилась для России в войну против Польши, Литвы, Швеции, Дании. Военные действия приобрели затяжной характер. Российские войска вели борьбу с переменным успехом, заняв летом 1577 г. ряд прибалтийских крепостей. Осложнило положение ослабление хозяйства страны в результате разорения опричниками. Изменилось отношение к русским войскам местного населения в результате военных поборов. В этот период на сторону врага перешел князь Курбский, один из самых видных русских военачальников, знавший к тому же военные планы Ивана Грозного. Затрудняли положение разорительные набеги на русские земли крымских татар. 1569 г. - объединение Польши и Литвы в Речь Посполитую. Избранный на престол Стефан Баторий (1533-1586) перешел в наступление; с 1579 русские войска вели оборонительные бои. 1579 г. - взят Полоцк; 1581 г. – Великие Луки, Псков (оборона под рук. Шуйского; осада прекратилась спустя 5 месяцев) Итог: невыгодные для России Ям-Запольское (с Польшей) и Плюсское (со Швецией) перемирия. Русским пришлось отказаться от завоеванных земель и городов. Земли Прибалтики были захвачены Польшей и Швецией. Война истощила силы России. Главная задача завоевание выхода к Балтийскому морю решена не была.
    Тема 3. Соотношение сословно-представительной монархии и самодержавия. Роль Земских соборов. Правление Фёдора Иоановича и воцарение Бориса Годунова.
    Ответ: В середине XVI в. происходящие в стране социально-экономические и политические процессы обусловили изменение формы Московского государства: она превратилась в сословно-представительную монархию. Признаки присущие данной форме правления: 1) монарх делит власть с органами сословного представительства как в центре, так и на местах (Земские соборы, органы губного и земского самоуправления); 2) проявляется тенденция к созданию единого экономического пространства страны; 3)основную социальную опору царской власти составляют дворяне и купцы, посадские люди; 4) монарх ведет борьбу с феодальной аристократией, боярством, противившейся централизации государства; 5) бюрократизируется государственный аппарат; 6)предпринимается попытка создания постоянных войсковых подразделений. С конца XV века по совету жены Ивана III - Софьи Палеолог, племяннице последнего византийского императора – Константина Палеолога, на великокняжеском дворе был введен пышный и строгий церемониал, по образцам византийского императорского двора. Постепенно прекращается существовавшая до тех пор простота общения главы государства с простыми людьми. Монарх становится для них недосягаемым. Изменение титула преследовало политические цели -укрепление власти монарха и ликвидацию основ для притязаний на престол со стороны бывших удельных князей. В сношениях с малыми землями он уже титуловался как царь всея Руси. Царь – слово, сокращенное от кесарь, цесарь. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орёл, совмещённый с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III княжича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона - «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Иван III в своем завещании отдал преимущество старшему сыну: 1) полное финансовое управление Москвой (сбор доходов) (раньше делилась на участки) и суд по основным уголовным делам как в своих владениях, так и в подмосковных селах, доставшихся в удел младшим братьям; 2) только ему предоставлялось право чеканить монету (раньше право чеканить монету имели все удельные князья); 3) удельный князь не мог никому завещать свой удел, как раньше, - теперь его удел переходил великому князю; 4) только великий князь имел право внешних сношений; удельные князья – только с разрешения великого. Начиная с 1547 г. глава Русского государства Иван IV стал именоваться царем, великим князем и самодержцем всея Руси. Титул господин, обозначающий вообще властителя, меняется на государе – слово означающее власть хозяйскую, власть над зависимыми людьми. Царь как глава государства обладал большими полномочиями в административной, законодательной и судебной сферах. В своей деятельности он опирался на Боярскую думу и Земские соборы. Становление сословно-представительной монархии выразилось в появлении особого государственного органа - Земского собора. Земские соборы созывались царями «для земского совета и для государственного опиранья» более ста лет: с середины XVI в. до середины XVII в. Только в XVI в. Земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566, 1584 и 1598 гг. Всего историки насчитывают 57 Земских соборов с 1549 по 1684 год. Но чаще последней датой созыва Земского собора называется 1653 год, когда был решен вопрос о воссоединении Украины с Россией. Земские соборы возникли по примеру церковных соборов, которые время от времени собирались митрополитами, по воле царя, для решения внутрицерковных вопросов. В 1550 г. молодой царь Иван IV впервые созвал собор представителей разных областей своего царства, на котором он обличал «неправды» и злоупотребления бояр. Царь обещал, что отныне он сам будет «судьёй и обороной» для своего народа. О первом Земском соборе осталось мало информации, но в том же году был принят новый «Судебник», были намечены и реализованы важные мероприятия по улучшению государственного управления. Земские соборы, как сословно-представительные органы, решали основные вопросы государственной жизни: избрание или утверждение царя, принятие законодательных актов, введение новых налогов, объявление войны, вопросы внешней и внутренней политики и т. д. Вопросы обсуждались по сословиям, но решения должны были приниматься всем составом Собора единогласно. Известны случаи, когда несогласные с общей позицией подавали особые мнения. В состав Земских соборов входили представители трёх сословий: «освященный собор» из представителей высшего духовенства, Боярская дума и представители служилого дворянства, выборные от городов и посадского населения, свободного северного (поморского) крестьянства. Общее количество участников обычно составляло около 300-400 человек. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались, в основном, должностные лица, стоявшие во главе местных органов. Выборы проводились не всегда. На соборах было также представлено свободное северное крестьянство, которое создавало общие с посадскими людьми «всеуездные миры», но огромная масса владельческих (крепостных) крестьян вообще не была представлена. Состав собора был изменчив, лишен твердой, устойчивой организации. В разные эпохи значение и характер Земских соборов в Московском государстве были различны. Большинство соборов носило лишь совещательный характер: выборные люди излагали свои «нужды и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Романовых принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство Михаила не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства. Соборы первых лет имели организационный характер. Избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве. В эпоху Смутного времени и сразу после него деятельность Земских соборов сыграла весьма важную роль в деле восстановления разрушенного Смутой «великого Российского царствия», что стало их большой исторической заслугой. 21 февраля 1613 года Земский Собор призвал на престол Михаила Романова. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова состоялось 11 июля 1613 года на Троицком подворье Московского Кремля. Хотя Земские соборы превратились в сословно-представительные органы власти только в XVII веке и не имели чётко определённых компетенций и порядка работы, они стали играть важную роль в государственной жизни. «Уложенный» собор 1648-1649 гг. имел законодательный характер: на нём было принято знаменитое «Соборное уложение». По мере усиления царской власти во 2-й половине XVII в. и в связи с ростом бюрократизации управления Земские соборы приходят в упадок. Последний Собор был созван в 1653 г. для принятия Украины в состав России и принятия решения о войне с Польшей. С этого времени Земских соборов полного состава больше не собиралось. Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Хотя социальный состав Думы и изменился в сторону увеличения представительства дворянства, она продолжала оставаться органом боярской аристократии. Возникли думные чины: бояре, думные дворяне, думные дьяки. Постепенно значение Думы снижается, она собирается в торжественных случаях и принимает уже готовые решения. Появляется Ближняя дума (или комнатная) из ближайших помощников царя. Например, в 1549 г. была учреждена Избранная рада, членами которой являлись близкие к царю лица. С её помощью царь пытался снизить влияние боярства, но это не удалось: Избранная рада распалась в 1560 г., когда из неё были удалены священник Сильвестр и дворянин Адашев. Член Рады, князь, воевода и писатель Андрей Курбский (1528-1583гг.) бежал в Польшу. Он стал первым в истории России политическим эмигрантом. Государственный изменник Курбский обменивался письмами с царем Иваном Грозным. Царь отстаивал своё право на самовластье, данное ему Богом. Иван Грозный по сути ликвидировал удельные порядки. В 1581 году казачий атаман Ермак выступил в поход, имея 1650 человек, 300 пищалей и три пушки. Снаряжали Ермака купцы Строгановы. В сентябре 1582 года отряд Ермака разбил десятитысячное войско царевича Маметкула, а в октябре главные силы хана Кучума. Был занят Кашлык и другие населенные пункты по Оби и Иртышу. В 1583 году казак Ермак Тимофеевич присоединил к России - Западную Сибирь. В 1598 году умер второй и последний царь из династии Рюриковичей — сын Ивана Грозного, Фёдор I Иоаннович. Эта дата есть начало периодизации событий Смуты в России, окончанием же считается 1613 г. Фёдор I не имел прямых наследников — законных претендентов на престол, и при этом не оставил завещания.
    В результате за царский трон разгорелась борьба между двумя родами боярского происхождения — Романовыми и Годуновыми, в какой победил и был утверждён на престоле Земским собором Борис Годунов. Несколько лет его правления (1598−1605) были для нового царя и Московского царства непростыми. Боярская дума не воспринимала Годунова как законного правителя, катастрофический голод начала столетия восстановил против него простой народ, посчитавший царя виновником всех бедствий, которые терзали страну в наказание за якобы убийство Борисом законного наследника престола царевича Дмитрия.

    Тема 4. Церковь и государство в 16 веке. Теория «Москва – третий Рим» и её реализация. Церковная реформа и решения Стоглавого собора. Создание патриаршества и автокефалии русской православной церкви.

    Ответ: Объединение русских земель вокруг Московского княжества, образование единого русского государства, завершение процесса формирования великорусской народности, успехи в развитии экономики, культуры и дипломатии стали важными причинами подъема национального самосознания россиян. Постепенно, по мере укрепления роли государства, повышения значения православия, идея государственной и церковной независимости России трансформировалась в правящих кругах в идею особой международной православно-политической миссии России. В результате этого была сформулирована концепция “Москва - третий Рим”, ставшая идеологической основой социально-политического согласия в обществе и определения границ государственных и религиозных интересов. Старец псковского Трехсвятительского Елеазарова монастыря Филофей в Послании к великому князю Московскому Василию III (1479 - 1533, великий князь с 1505 г.) обстоятельно развил идею "Москва - Третий Рим". А еще в 1492 г. митрополит Московский Зосима называл Ивана III "новым царем Константином", а Москву - "новым градом Константиновым". Отечественная политическая мысль формировалась как на почве славянской мифологии, так и под влиянием православной культуры. Вплоть до петровских времен христианская парадигма становится основополагающей, она идеологически обеспечивает самодержавную власть и обслуживает политику централизованного Московского государства. Концепция "Москва - Третий Рим", ставит целью возвеличение московских государей. В ней национальное и религиозное срослось в Московском государстве, в котором Церковь играла подчиненную роль. Разрыв между западной и восточной ортодоксальной церковью основывался на политических и культурных различиях между христианским Востоком и Западом. Политическая составляющая на Востоке всегда характеризовалась значительной ролью государства, в том числе и подчинением ему церкви, коллективизмом. Западная же политическая традиция, наоборот, характеризовалась независимостью церкви, стремлением граждан к индивидуальной свободе. Западной традиции сопутствовало доминирование прав человека в обществе, в то время как восточная исходила из обязанностей человека в обществе. Церковь поддерживала идею государственности и государственной власти. В России формируется принцип абсолютной монархической власти, добродетели послушания и верности, который длительное время поддерживался духовной элитой общества. Это не означает, что у русского народа совершенно отсутствуют демократические традиции. Утверждение неограниченной монархии, неразвитость политические структур, специфика развития препятствовали возникновению в России республиканских идей. Недовольные добивались не изменения политического управления, а облегчения его бремени. Например, И.С. Пересветов - общественный деятель XIV в., идеолог служилого дворянства, видя связь общественного зла с порабощением, лучшим средством уничтожения кабалы считал “ограничение боярства”, в борьбе против которого русские государи должны опираться на служилых людей. Идеи концепции “Москва - третий Рим” стали официальной идеологией русских царей, при Иване III (1440-1505) - Великом князе “всея Руси”. Иване IV Грозном (1530-1584) и др. В силу этой концепции именно русским царям надлежало хранить и поддерживать православие как в самой Руси, так и в ближайших регионах Запада и особенно Востока. Согласно этой концепции Россия ощущает себя центром Европы, а не Востока. Но интерес к расширению контактов с Европой ни в коей мере не исключает изоляционизма, который необходим правящей элите для сохранения традиционных авторитарных отношений с населением. Особенно ярким примером самодурства высшей власти является царствование Ивана Грозного, применявшего невиданную жестокость как свидетельство силы. При нем была введена опричнина, означавшая, варваризацию правящего слоя и рост холопского самосознания в его среде. Деспотизм может выражаться в опеке, понимаемой как насильственное осуществление блага опекаемого. В связи с этим С. Франк отмечает: "Деспотизм, т.е. неограниченное господство, может иметь лишь смысл опеки, принудительного управления и руководства судьбою людей в их же собственных интересах. Этот утилитарный мотив дает самый сильный и убедительный аргумент в пользу деспотизма - аргумент, которым, в сущности, всегда, по крайней мере как дополнительным доводом, защищался всякий деспотизм и который выступил на первый план, когда другие доводы были отметены развившимся общественным сознанием". В этой концепции также отразился характерный для "русского государства союз царя и церкви, которые, в отличие от феодальной Западной Европы, обычно координировали свои усилия. Государство рассматривалось не как народный договор, контролируемый верховной властью, а как государева вотчина. Поэтому цель государства, народное благо подчинялись монаршему и церковному интересу. Централизация власти в руках русских царей, активная внутренняя и внешняя политика резко повышала их ответственность за развитие политического процесса. В этой связи вызывают интерес “Грамоты” князя А.М. Курбского Ивану Грозному из Литвы, выражавшие интересы бояр. В них, вместе с полным признанием полновластья царя, говорилось, что царь должен советоваться со своими вельможами, иметь при себе мудрых советников, оставлять за боярином, в случае его недовольства царем, “право отъезда”, осуждались расправы над невиновными воеводами, предания “различным казням ведомых мужей и целых семей без суда и без повода”. В ответных “Посланиях” А.М. Курбскому Иван Грозный доказывал необходимость абсолютной власти государя, жестких мер по отношению к ее противникам, решительных действий для “защиты православных христиан”, обвинял “Курбского с товарищами” в измене. В 1448 г. Русская Православная Церковь объявлена автокефальной, то есть полностью независимой от Константинопольской патриархии. Это было связано с тем, что умирающая Византия согласилась на унию с католичеством в обмен на помощь Запада. На Руси же она была отвергнута. Таким образом возникли исторические, цивилизационные противоречия между Россией и Западом. Различия выражаются прежде всего в культуре, ценностях, национальных интересах, исторической роли в мире, целях, экономическом, правовом и политическом устройстве.

      1   2   3


    написать администратору сайта