Главная страница

Культура. Семинар.Культурная динамика. Семинар 5 Вопрос 1


Скачать 35.07 Kb.
НазваниеСеминар 5 Вопрос 1
АнкорКультура
Дата11.01.2022
Размер35.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСеминар.Культурная динамика.docx
ТипСеминар
#328456

Семинар 5

Вопрос 1.

Первый, самый протяжённый отрезок первобытной истории является одновременно периодом антропогенеза - формирования современного физического типа человека, соединённого с развитием его социальности и культуры.

Он завершается появлением людей, внешне почти неотличимых от нынешних жителей земли. с этого времени все человечество представлено подвидом homo sapiens sapiens вида homo sapiens (человек разумный) 266 семейства гоминид, которое входит в отряд приматов. гоминидам относятся современные и ископаемые люди. одни ученые включают семейство и двуногих ископаемых приматов, другие выделяют их в самостоятельное семейство. последние известны по останкам из южной восточной африки и названы австралопитеками. около 5 млн лет назад австралопитеки уже отделились от непрямоходящих приматов. строением черепа они напоминали шимпанзе, но имели более крупный (примерно на 20- 30%) мозг. их гоминизация была вызвана переходом от жизни во влажных тропических лесах к условиям степей и саванн. австралопитеки были предками (скорее всего, непрямыми) первых людей - архантропов, которые появились около 2 млн лет назад. древнейший из архантропов именуется homo habilis (человек умелый). его мозг еще более увеличился, передняя часть черепа укоротилась и преобразовалась лицо, зубы уменьшились, держался он прямее, чем двуногие обезьяны. (сменивший его около 1,6 млн лет назад hоmo erectus - человек прямоходящий - по этим признакам еще ближе к нам.) назвав самого древнего человека умелым, его открыватели стремились подчеркнуть культурное отличие людей от обезьян. хабилисы уже изготавливали простейшие орудия труда, только пользовались камнями и палками, как обезьяны. их изделия - оббитые гальки: камень превращался в грубое орудие несколькими ударами с одной стороны. индустрия галек - первая археологическая культура каменного века, иногда называемая дошелльской, а иногда олдувайской - - по имени ущелья в танзании, где

Называемая дошелльской, английский ученый л. лики сделал выдающиеся антропологические открытия. однако деятельность по изготовлению орудий придает хабилису человеческий статус отнюдь не столь прямо и однозначно, как может показаться на первый взгляд. первые обработанные камни - древнее орудие первых людей. они изготовлены австралопитеками. очевидно. эти прямоходящие приматы пользовались палками, камнями, а в некоторых случаях могли обрабатывать их. граница, отделяющая первых людей от последних прямоходящих обезьян, достаточно зыбка и условна. похоже, носителями культуры галек были те и другие. длительное 267 время они сосуществовали, образовав переходную между обезьяной и человеком зону, где переплетаются различные ветви антропогенеза, восточноафриканские гоминиды бродили мелкими группами, поедая съедобные растения и охотясь на небольших животных. люди постепенно расширяли преимушества, ва, которые давали использование рук и прямохождение. они лучше, чем высшие обезьяны, манипулировали предметами, дальше передвигались, звуковые сигналы, которыми они обменивались друг с другом, были точнее разнообразнее. имея развитые конечности и сложный мозг, архантропы могли совершенствовать инструментальные, орнентировочно- познавательные, коммуникативные и групповые навыки, выработанные высшими приматами. сущности, первые люди не изобрели ничего принципиально нового по сравнению тем, чем пользовались соседи по африканской савание. но они неуклонно выделяли из общего фонда алаптивного поведения лревнейших гомннид инструмен- тальные и социально-коммуникативные компонеиты, строя, таким образом, культуру в дополнение к биологии, останки анстралопитеков сопровождаются орудиями труда спорадически, останки первых людей - постоянно.

Вопрос 2.

I этап развития мировой культуры – культура первобытного общества или архаическая культура – с момента появления человека -2,5 млн. лет назад – до IV тыс. до нашей эры

II этап развития мировой культуры – культура древнего мира или культура цивилизаций - IV тыс. до нашей эры – V век нашей эры

III этап развития мировой культуры – культура средних веков - с V века н.э. – до сер. ХVII века

IV этап развития мировой культуры – культура нового времени - с сер. ХVII – 1917 г.

V этап развития мировой культуры – культура новейшего времени – 1917 г.– до наших дней.

Каждый этап в истории культуры - это своеобразный мир со своим особенным отношением к человеку, к жизни, к природе, со своим мировоззрением, идеалами, желаниями и потребностями. Изучая их, мы познаем, как жили и о чем думали люди предшествующих поколений.

Культура первобытного общества (или архаическая культура) существовала на протяжении самого длительного периода в истории человечества. Возникновение культуры непосредственно связано с происхождением человека, который, по мнению современных учёных, выделился из животного мира около 2,5 миллионов лет назад.

Длительность первобытной эпохи в истории разных народов имеет свои временные вариации. Ее конец соответствует появлению у каждого народа первого государства, которые возникают приблизительно в IV — I тыс. до н.э.

Всю историю первобытного общества делят на три эпохи:

· каменный век

· бронзовый век

· железный век

Древнейшей из трех эпох является каменный век. В свою очередь он подразделяется на три периода:

· древний каменный век (палеолит)

· средний каменный век (мезолит)

· новый каменный век (неолит)

Иногда выделяют еще энеолит (медно-каменный век — переход от камня к металлу)

Хронологические рамки бронзового веказанимают III — II тыс. до нашей эры. А в I тыс. до нашей эры начинается железный век.

Начальной формой организации общества в древнем каменном веке было так называемое «первобытное стадо» или праобщина. Это был очень длительный период существования человечества, когда человек начал выделяться из животного мира, постепенно накапливая опыт изготовления и использования орудий труда. Эти орудия труда первоначально были очень примитивными: ручные рубила из кремня, разнообразные скребла, палки-копалки, остроконечники и т.д. Постепенно в период позднего палеолита человек научился добывать огонь, что сыграло очень важную роль в его жизни. Огонь стал использоваться для приготовления пищи, отпугивания хищников, а позже — для изготовления первых металлических изделий и глиняной посуды.
Первобытное стадо жило под открытым небом или использовало пещеры. Специальные жилища, которые напоминали собой землянки или полуземлянки появились только в период мезолита. Хозяйство имело присваивающий характер. Люди занимались собирательством или охотой и поэтому полностью зависели от природы. Такой способ хозяйствования не мог обеспечить необходимого количества пищи, поэтому все свое свободное время человек тратил на ее поиски. Для этого ему приходилось вести кочевой образ жизни. Количество населения было невелико, продолжительность жизни не превышала 30 лет.

Важным фактором жизни первобытного человека следует считать необходимость совместного труда для добывания пищи, что требовало от людей общения, взаимопонимания, воспитывало умение жить в коллективе, способствовало преодолению зоологического индивидуализма. На протяжении тысячелетий происходил процесс ограничения биологических инстинктов прачеловека, который сопровождался формированием норм поведения, обязательных для каждого члена первобытного стада. Таким образом, единство материального и духовного факторов в жизни первобытного общества стало характерным для первобытной культуры как синкретичного явления (нерасчлененность, комплексность, слитность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние).

Процесс развития шел очень медленно, поэтому культура первобытного общества считается стабильной. Постепенно материальная культура усовершенствовалась (появились специальные орудия труда: резцы, ножи, иголки, топор, лук и стрелы). Развивалась и духовная культура — появился язык.

Одним из наивысших достижений первобытного общества считают эволюцию от первобытного стада к созданию семьи и родовой общины. Как происходила эта эволюция трудно сказать. Лишь известно, что происходила она много тысяч лет и завершилась в период позднего палеолита. На смену первобытному стаду приходит род – объединение кровных родственников. Этот процесс происходил параллельно формированию человека современного типа. 40 – 25 тыс. лет назад формируется новый тип человека – homo sapiens (человек разумный). Важнейшей предпосылкой формирования человека современного типа стало регулирование родом брачных отношений, запрещение смешения крови близких родственников.

Важное место в жизни первобытного общества играло также искусство, которое способствовало передаче опыта и знаний. Первыми рисунками были изображения животных, сцены охоты на них. Наиболее известны рисунки из пещеры Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Капова (Россия).

Среди изображений на стенах пещер палеолитический человек оставил рисунки коней, диких быков, носорогов, бизонов, львов, медведей, мамонтов. Этих зверей рисовали, на них охотились, видели в них основной источник своего существования, а также их боялись как своих потенциальных врагов. Постепенно человек все больше покорял природу. Поэтому в искусстве человек стал занимать центральное место, становясь главным предметом изображения.

Одним из первых свидетельств внимания первобытного человека к себе, к проблемам своего происхождения можно считать «палеолитические венеры». Так археологи назвали многочисленные женские скульптуры из камня, кости или глины, которые находили в разных концах Европы и Азии. В этих фигурках подчеркивались особенности женской анатомии. Их связывают с культом матери – прародительницы.

Большое значение в сохранении коллективного опыта предков имели мифы. Миф (дословно – слово, сказание, предание). Мифология – совокупность мифов, сказаний, которые передают верования древних народов о происхождении мира и явлениях природы, о богах и легендарных героях. Мифы являлись формой отображения действительности, не подвергались сомнению и не проверялись. Часто содержали и фантастические версии действительности.

Миф стал основанием для возникновения религии. Религиозные взгляды людей появились уже на относительно зрелом этапе развития первобытного общества.

Ранние формы религии — тотемизм, анимизм, фетишизм и магия. В первобытном обществе они не создавали единой системы.

I. Тотемизм — форма религии, для которой характерна вера в существование родственных отношений между данной группой людей с породой животных, видом растений либо другим элементом окружающей природы, так называемым тотемом. Тотем является «родичем и другом», и на него можно воздействовать с помощью магии.

II. Фетишизм — форма религии, для которой характерна вера в сверхъестественные возможности отдельных предметов (наиболее распространенная форма — ношение амулетов, талисманов).

III. Магия — колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека определенным образом воздействовать на людей, животных, природу, богов и т.д.

IV. Анимизм — форма религии, для которой характерна вера в общую одухотворенность природы (анима — душа), вера в существование духов, в наличие души у человека, животных, растений. Возникают представления о бессмертии души и ее существовании отдельно от тела.

Большую роль в организации первобытного общества, в деле преодоления животного, зоологического начала в поведении человека сыграли разнообразные табу — запреты. Нарушение запретов сурово наказывалось. Однако кары ожидали в первую очередь не от людей, а от высших, тайных сил в виде мгновенной смерти, тяжелой болезни или чего-либо ужасного.


написать администратору сайта