фило. Архипов В.В_ОЗБУ_2н01н_семинар 06. Семинар 6 современная философия Часть
Скачать 54.56 Kb.
|
Меняется значение слов, их смысл, появляются новые слова, которые иной раз входят в сознание с искаженным пониманием того, что в них выражено. Этот аспект связи языка и мышления также попытался уловить Гадамер. Главный итог новейшей философской герменевтики - абсолютизация идеологического характера общественного сознания и распространение и обоснование скептицизма по отношению ко всем видам идеологий (в т. ч. науки и техники). Философы-герменевтики связывают язык не столько с мыслью, сколько с манипуляцией над мышлением, и ищут пути уже не столько для раскрытия «ценных тайн» языка, сколько для спасения сознания от идеологии, а значит, от языка. Истолкование текста и всех явлений языка в новейшей герменевтике переплеталось и слилось с «критикой идеологии». Герменевтика требует признать предпосылочность научного знания. Объективность науки включает в себя метод аппликации, также свойственный искусству и поэзии. Аппликация выполняет роль соотношения фактов с определенной исторической эпохой, нельзя понять какое-либо событие в жизни человека, исходя из абстрактного представления о нем. Герменевтики говорят о языке как важнейшем условии упорядочивания связей событий в нашем понимании. Современная герменевтика рассматривает возможность видеть смысл не только в словах, но и во всех человеческих творениях. Герменевтика интегрирует научные знания в практическое сознание. Основная проблема герменевтики - проблема понимания. Герменевтика - «техника истолкования», она связана также и с развитием методологии науки. Понимание может трактоваться как: · некое интеллектуальное удовлетворение от процесса познания; · как некая научная роскошь, без которой можно обойтись; · как сугубо личностный и психологический феномен. Однако герменевтика претендует на поиск новых форм рациональности, альтернативных существующей науке. Эти формы рациональности, вырастающие из обыденного, распространяются на все, приобретают всеобщий характер. Проблемы и последствия герменевтики: · герменевтика приводит к одушевлению всех предметов. Природа полна смысла, надо его только вычленить; · герменевтика - увлечение языком, а познание - дешифровка; · остался неопределенным момент разделения рационального объективизма и личностного субъективизма. Прагматизм и его виды: Ч. Пирс (1839 - 1914), У. Джеймс (1842 - 1910), Дж. Дьюи (1859 — 1952). Прагматизм – это философия, сочетающая в себе идеи «второго позитивизма», философии жизни и некоторые идеи, свойственные только прагматизму. Представители прагматизма наряду с отрицанием объективной познавательной роли понятий в центре своего внимания ставили вопрос об их значении, они пытались соединить мир понятий, идей и суждений с миром объектов с помощью соединяющего эти меры значения, отстаивали мысль о том, что значение понятия определяется отношением не к объекту, а к субъекту. Философия Пирса складывается в процессе его критики философии Р.Декарта, который считал возможным достижение исчерпывающего знания. Для Пирса достижение такого знания – проблематично. По его мнению человек может достичь только относительного знания, которого, по его мнению, вполне достаточно. Человек по Пирсу – существо сомневающееся, человек должен стремиться не только к истине, но и вере. Последняя складывается на основе постижения значения. Понятие о следствиях, производимых объектом, и есть полное понятие объекта. Согласно Пирсу, каждое понятие выступает в качестве понятия о мыслимых и практических последствиях. В качестве методов закрепления веры, которых, по его мнению, множество, он выделял упорство, авторитет, а также априорный метод и метод науки. Основные мысли, относящиеся к философии прагматизма, У. Джеймс изложил в своем 2х томном труде «Начала психологии» (1890). Философ считает, что какой бы ни была вера, сущность Божества от этого не меняется. Джеймс стремиться ослабить религиозный фанатизм и рационализировать религиозную веру, превратить ее в средство, помогающее человеку реализовать свободное, но осмысленное действие. Основные идеи Джеймса изложены в его сочинении «Прагматизм» (1907). Достоинство прагматизма по Джеймсу заключается в том, что он предлагает только метод и не занимается навязыванием непреложных истин, догматов, теорий. Прагматизм учит, что научные знания имеют относительный характер. Иными словами, человеческое познание имеет пределы. Однако, те сведения, которые человек в состоянии приобрести, могут быть достаточными для более или менее эффективной практики. В подходе к объяснению действительности Джеймс использует принципы плюрализма и индетерминизма. Получаемые при этом знания, по его мнению, могут быть истинными. Критика рационалистического идеализма, осуществляемая Джеймсом, наряду с отстаиванием идеи об относительной достоверности получаемых нами сведений и плюралистичности путей их получения, приводит к сведению истинности к ценности, а это открывает дорогу моральной непорядочности, политическому произволу, научной недобросовестности, экономической вседозволенности. Для того, чтобы отделить свою трактовку опыта от свойственной классическому эмпиризму, он назвал свою доктрину инструментализмом. Дьюи утверждает, что главное в человеческом познании – следствие, имеющее значение для поведения. Познание, по мнению Дьюи, выполняет роль средства приспособления к среде. Жизнь людей невозможна без использования знаний. Для того, чтобы упорядочить мышление, согласно Дьюи, надо соединить в нем здравый смысл и достижения науки. Идеи – инструменты для практики. Используя их, необходимо иметь в виду, что они нуждаются в корректировке и усовершенствовании по мере возникновения новых проблематических ситуаций, тревожных ожиданий и сомнений. Только в этом случае идеи могут быть средствами разрешения проблематических ситуаций и ситуаций сомнений. Изложенное – в краткой форме раскрывает суть инструментализма Дьюи. Одной из важных задач философии, по Дьюи, выступает разработка теории ценностей, призванной помочь людям правильно определиться в мире целей и средств их достижения. Дьюи как философ был непримирим к тоталитаризму и утопизму. Он полагал, что для порядочного человека есть только один путь реализации свободы, состоящий в преумножении ее для других людей. Литература Руденко А.М. Философия: Учебное пособие / А.М.Руденко, С.И.Самыгин и др.; Под ред. А.М.Руденко; ФГБОУ ВПО "Южно-Рос. гос. универ. экономики и сервиса". - 304 с. Данильян О.Г. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - 432 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М.: Проспект, Изд-во Московского университета, 2005. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. Издание второе, переработанное и дополненное.— М.: Гардарика, 1997,— 576 с. |