Главная страница

Семинар 2 Тикиджьян. семинар2. Семинар Древнерусское государство (IXXIII века) основные тенденции, особенности становления и развития


Скачать 32.31 Kb.
НазваниеСеминар Древнерусское государство (IXXIII века) основные тенденции, особенности становления и развития
АнкорСеминар 2 Тикиджьян
Дата31.10.2019
Размер32.31 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласеминар2.docx
ТипСеминар
#92898

Семинар 2.

Древнерусское государство (IX-XIII века) основные тенденции, особенности становления и развития.

Вопрос 1

Славяне

Во II—IV вв. н. э. предки славян входили в состав черняховской археологической культуры. Территориально она простиралась от Карпат до Северского Донца и включала в себя различные этносы: на юге — иранцев, на западе — фракийцев, на северо-западе — праславян. Позже черняховцы являлись составной частью Готского государства Германариха. В V в., в период правления Аттилы, славяне составляли большинство населения Гуннской державы. После распада государства Аттилы славяне выходят на историческую арену под своим именем.

Расселение славян происходило в VI—VIII вв. по трём основным направлениям: южному — на Балканский полуостров; западному — в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; восточному и северному — на Восточно-Европейскую равнину. В ходе этого расселения формируются три ветви славянства: южная, западная и восточная.

Считается, что византийские и германские раннесредневековые авторы называли славян склавинами (южная ветвь славян) и антами (восточная ветвь). Славян, живших по южному побережью Балтийского моря, иногда называли венедами или венетами (западные славяне).

В VI — начале VII в. восточные славяне заселили обширную территорию от Карпатских гор на западе до Днепра и Дона на востоке и до озера Ильмень на севере. Во многих местах они проживали совместно с другими народами. На юге это были остатки ираноязычных племён и вновь пришедшие тюркоязычные племена, на севере-востоке — финно- угорские племена. На северо-западе такими соседями являлись балты. Славяне и соседние им этносы влияли друг на друга.

Результатом мощных миграций славян стало разрушение у них древних родовых связей и усиление связей территориальных, соседских. Возникают территориально-политические союзы восточных славян — поляне, северяне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, полочане, словене ильменские, дреговичи, волыняне (бужане или дулебы), белые хорваты, уличи, тиверцы. Ранние восточнославянские объединения либо носили старые племенные названия (кривичи, хорваты, дулебы, северяне), либо получили новые имена, чаще всего связанные с характером занимаемой территории (дреговичи, поляне, древляне) или с реками, вдоль которых они селились (бужане, полочане). Названия отдельных племён связывались с легендарными предками (вятичи — с Вятко, радимичи — с Ради- мом). Примечательно, что эти союзы уже занимали определённую, чётко фиксируемую территорию, что свидетельствовало о переходе к государственным порядкам.

В территориальной славянской общине не было культа рода и племени, в её состав легко принимались чужеземцы. Управление в такой общине было связано прежде всего с хозяйственными задачами и строилось на выборных началах.

Своих старейшин славяне выбирали на народном собрании — вече. Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский отмечал, что племена славян «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом ».

Восточные славяне были оседлым народом. Их основным занятием являлось земледелие. Хозяйство славян имело натуральный характер. Каждая община должна была обеспечивать себя всем необходимым: посудой, орудиями труда и оружием.

Духовный мир населявших территорию России племён значительно отличался от уровня культурного развития античного мира. Научные познания скифов, сарматов, финно-угров, балтов, праславян носили чисто эмпирический характер, необходимый для занятия земледелием, скотоводством, гончарным промыслом, для изготовления бронзовых, затем железных орудий, строительства домов, а также чтобы совершать военные набеги.
Балты

Археологические раскопки показывают, что балты, осевшие на землях древней Руси, были потомками племен, носителей культуры шнуровой керамики. В частности, на это указывают медные колокольчики из балтских захоронений, подобные тем, которые были обнаружены на территории Северного Кавказа. В античную эпоху культурное развитие балтов и славян происходило более или менее синхронно, так что к VIII–IX вв. они находились примерно на одной и той же ступени материальной культуры.

Балты были воинственными наездниками. По некотоым источникам, тип их жилища - бревенчатая хижина. Еще в источниках XVII в. типичный литовский дом описан как сооружение из еловых бревен, с большой каменной печью посередине и без дымохода. Зимой вместе с людьми в нем размещался скот. Для общественной организации балтских племен было характерно клановое объединение. Глава клана обладал абсолютной властью над остальными сородичами; женщина была совершенно исключена из общественной жизни. Земледелие и животноводство прочно укоренилось в хозяйственном быту, но основными отраслями экономики все еще были охота и рыболовство.

Тесные контакты балтов и славян облегчались не только значительной языковой близостью, но и родственностью религиозных представлений, объясняющейся индоевропейским происхождением тех и других, а также отчасти венетским влиянием. Помимо культа Перуна, общим для обоих народов было почитание лесного духа — лешего (литовский ликшай) и погребальный обряд — трупосожжение. Но балтское язычество, в отличие от славянского, носило более архаический и сумрачный характер, выражавшийся, например, в поклонении змеям и муравьям и широком распространении колдовства, ворожбы и чародейства.
Финно-угры

Финно-угорские народы делятся на две группы: финскую и угорскую. Финны – народ Финляндии, угры – венгры (по древнерусским летописям).

В настоящее время ученые подразделяют ф.-уг. на пять подгрупп:

1) прибалтийско-финская;

2) саамы, или лопари;

3) волжско-финская;

4) пермская;

5) угорская.

Часть ф.-уг. племен не дожила до наших дней. Согласно древнерусским летописям к ф.-уг. относились чудь, меря, мурома. Племя меря, обитавшее в междуречье рек Волги и Оки, на рубеже I – II тыс. вошла в состав племен восточных славян. Есть гипотеза, что потомки мери – марийцы. Племя мурома в I тыс. до н. э. располагалось в бассейне р. Оки, но к XII в. н. э. слилось с восточными славянами. Племя чудь связывают с финскими племенами, жившими в древности по берегам Онеги и Северной Двины.

Значительное количество ученых называют прародину ф.-уг. – это граница Европы и Азии, районы между Волгой и Камой, Приуралье. Именно здесь в IV – III тыс. до н. э. появилось племенное сообщество, родственное по языку и близкое им по происхождению. К I тыс. н. э. ф.-уг. заняли большую территорию – северную часть Европейской России до р. Камы на юге.

Первые сведения о ф.-уг. встречаются в русских летописях второй половины IX – X в. Летописцы говорят о таких племенах, как чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва.

Из источников следует, что основными занятиями у ф.-уг. были  собирательство, охота, рыболовство, земледелие. Поселения располагались далеко друг от друга.

Длительное время ф.-уг. племена платили дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси. В XVI – XVIII в. на землях ф.-уг. появились переселенцы с различных регионов Руси. Несмотря на сопротивление местных племен, наиболее серьезное из коих оказали марийцы, постепенно пришлый люд стал вытеснять традиции ф.-уг. Ассимиляция усилилась в связи с переселением самих ф.-уг. в различные регионы России.
Хазары

ХАЗАРЫ - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 века) и кочевавший в Западно-Прикаспийской степи между реками Сулак в Северном Дагестане и Нижней Волгой. Вместе с савирами хазары неоднократно нападали на владения Ирана и Византии в Закавказье, выступая на стороне то одного, то другого из этих враждовавших государств. В 60-х годах 6 века Хазары были подчинены Тюркским каганатом. В середине 7 века, после распада Западно-Тюркского каганата, как его продолжение возник Хазарский каганат. Основным занятием хазар долгое время оставалось кочевое скотоводство. В 8 веке у хазар ускорились распад родовых и формирование раннефеодальных отношений. Часть населения перешла к оседлости и занятиям земледелием и садоводством (сначала в Северном Дагестане, а затем на Волге). После крушения в 10 веке Хазарского каганата хазары растворились в тюрко-половецкой среде.
Аланы

Аланы - многочисленные ираноязычные племена, которые выделились в последнем веке до н. э. из среды полукочевого сарматского населения Северного Прикаспия, Дона и Предкавказья и поселились в 1 веке н. э. (по сведениям римских и византийских писателей) в Приазовье и Предкавказье, откуда совершали опустошительные походы на Крым, Закавказье, Малую Азию, Мидию. Основа хозяйства алан этого времени - скотоводство. 

В 7-9 веках распространяются литые антропоморфные изображения, фигурки всадников, штампованные бронзовые бляшки с растительным и геометрическим узором, украшавшие одежду и конский убор. О наивысшем расцвете искусства аланов (10-12 вв.) свидетельствуют предметы из Змейского могильника (Северная Осетия): орнаментированные золочёные бляхи, складни-амулеты, туалетные принадлежности, одежда, ножны сабель, уникальный золочёный конский начельник в виде женской полуфигуры, фрагменты кожаной попоны с вышитыми павлинами и плетёнкой. В 10-12 веках у аланов зародилась письменность, был создан героический Нартский (нартовский) эпос.
Половцы

Половцы - средневековая народность тюркской группы. В 10 веке занимали территорию Северо-Западного Казахстана, гранича на Востоке с кимаками, на Юге с огузами, на Западе с хазарами. Распадались на ряд племен и вели кочевой образ жизни. В середине 10 века, перейдя вслед за торками-огузами Волгу, хлынули в степи Северного Причерноморья и Кавказа. Огромная территория, занятая половцами от западных отрогов Тянь-Шаня до Дуная, называлась в 11-15 веках Дешт-и-Кипчак (Дашт-е-Кыпчак) или Половецкая земля. У половцев не сложилось единого государства. В 11 - начале 13 веков у них имелись отдельные племенные объединения (союзы) во главе с ханами (князьями). Основным занятием половцев оставалось скотоводство, но в 12 веке в Половецкой земле существовали города, в состав населения которых, наряду с аланами, булгарами, русскими и другими, входила и часть половцев. Восточные (заволжские) половцы были тесно связаны с Средней Азией, особенно с Хорезмом. Западные половцы находились в постоянных сношениях с Русью, Византией, Венгрией, Болгарией.
«Из варяг в греки»

Легендарный путь “из варяг в греки” – это водный торговый путь Древнерусского государства, который связывал купеческими отношениями Русь Северную с Южной Русью, государства Прибалтики и Скандинавии с византийскими торговыми городами. Торговый путь “Из варяг в греки” традиционный купеческий путь по рекам, озерам и морям из-за отсутствия дорог и большого количества враждебных племен, которые разбойниками рыскали в поисках добычи. Этот путь определился к IX веку благодаря походам Олега и Игоря на Царьград и установлению постоянной торговли между греческими и русскими купцами.

Прежде всего, этот торговый путь имел огромное экономическое значение для Древней Руси. Ведь основные города, возникшие на территории древнерусского государства, в географическом плане повторяли очертания главного речного пути “из варяг в греки”. Эти старинные города вытянулись длинной цепью по линии Днепр – Волохов. И в дальнейшем, вплоть до потери Киевской Русью своего величия, что привело к потери значения этого пути, все князья ставили и ставили новые города, которые развивались и процветали именно благодаря торговому пути “из варяг в греки”. Из стран Скандинавии везли железо-сырец, моржовую кость и китовую кожу. Из Прибалтики уникальную ископаемую смолу – янтарь. Из новгородских земель отправляли в заморские страны меховую рухлядь – соболей, куниц, бобров, лен, мед, воск, оружие. Южная Русь везла на продажу хлеб, ремесленные и ювелирные изделия и тому подобное. Эта торговля, или вернее сказать, товарообмен, были закреплены законодательно и оговорены особыми условиями. В этих договорах учитывались законы не только Византии, но и Древнерусского государства. Поэтому торговый путь “из варяг в греки” имел большое значение для развития не только экономических связей, но и политических.

        Русские князья с помощью династических браков роднились со многими знатными династиями Византии, которые были возможны благодаря развитой торговле.
Источники: «Начало русской истории. С древнейших времен до княжества Олега», Цветков Сергей Эдуардович; «История хазар», Артамонов Михаил Илларионович; «Советская историческая энциклопедия».

Вопрос 2.1

Предпосылки:


  1.  Экономические. У восточных славян к концу IX в. подсека заменяется перелогом и двупольем, стали известны около 20 городов и 64 вида ремесел.




  1.  Социальные. Прогрессивное развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли позволяет получать избыточный, а затем и прибавочный продукт. Он сосредоточивается у определенных родов и семей. Закономерным является появление в обществе вследствие этого достаточно выраженного общественного и имущественного неравенства, более или менее четкой социальной дифференциации. 




  1.  Политические. Развитие торговых отношений вызвало развитие формирования институтов государства. Центрами формирования выступили город Новгород и Киев, которые контролировали северную и южную часть пути соответственно. Торговый путь обеспечил формирование постоянной вооруженной силы для защиты торговцев и их грузов. Формирование дружины, создание баз для торговцев - вот что стало основой для формирования древнерусского государства.


Этапы образования:

  1. Созревание предпосылок (VIII – середина IX в.)

  2. Вмешательство хазар и варяг (вторая половина IX – середина X в.) 

  3. Завершение объединения восточных славян и оформление государств, реформы княгини Ольги (945–964)


Источники: «Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века», Керов Валерий Всеволодович

Вопрос 2.2
Норманнская теория включает в себя два общеизвестных пункта:


  1. Варяги-норманны фактически создали на славянских землях государство, что местному населению было не под силу;




  1. Варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян.


На чём основывается вывод, что «русь» – это название одного из скандинавских народов, который пришёл вместе с Рюриком и объединил разрозненные земли в государство Русское. Таким образом, скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, и подчинили его себе.
Основной причиной появления норманнской теории, по которой появление великого славянского государства является заслугой норманнов (скандинавов) и варягов, является упоминание этого факта в одной из древнейших летописей, текст которой рассказывает о призвании на княжение троих братьев-варягов. Появившаяся со временем теория основывается, таким образом, на невозможности организации государства славянскими племенами.
Источники: «Начало Руси», Иловайский Дмитрий Иванович
Вопрос 3
Административная реформа заключалась в ликвидации «племенных» княжений и этнических названий.
Религиозную реформу князя Владимира сводят к крещению Руси, и это важнейший акт не только объединения государства, но и определения духовного пути своего народа, выбор внешнегосударственных приоритетов, установление более дружественных отношений с Византийской империей. Но, кроме того, Владимир разработал церковный устав.
Образовательная (просветительская) реформа проводилась через церковные институты. Во вновь открывающихся монастырях и храмах формировались библиотеки, и книжное учение быстро распространялось. Киевские монахи переводили книги с греческого и болгарского, подражая переводным образцам. Это были летописи, жития святых, поучения.
Источники: «История России с древнейших времен до конца XVII века», Сахаров Андрей Николаевич

Вопрос 4
Одно из важных событий в русской истории - это брак князя Ивана III Васильевича с Софьей, племянницей последнего императора Византии. Она утвердила много порядков и обычаев византийского двора. В следствие этого церемониал стал величественнее и торжественнее. Так же брак с Софьей положительно повлиял, как заметили современники, и на самого царя, который возвысился в их глазах до не досягаемой высоты. Этот брак укрепил положение Руси на международной арене. Назначение митрополита на Руси до XV века происходило с согласия византийского патриарха. С течением времени по аналогии с Византией на Руси стали строить монастыри, а церкви превратились в подобие богатых организаций.
Торговые и политические отношения между государствами регулировались договорами, заключенными в ходе многих походов. За торговые отношения отвечали три договора заключенные в 911, 945, 971 г. г. Содержание договоров представляет собой нормы византийско-русского права, относящегося к международному торговому, процессуальному и уголовному праву. Так как эти договоры международные, они фиксируют межгосударственные нормы, а так же они имеют яркое отражение древнерусского права.
Культурно языковое влияние было одним из самых важных. А.С. Пушкин говорил: "Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими: судьба его была чрезвычайно счастлива. В ХI веке древний греческий язык вдруг открыл ему свой лексикон, сокровищницу гармонии, даровал ему законы обдуманной своей грамматики, свои прекрасные обороты, величественное течение речи; словом, усыновил его, избавя таким образом от медленных усовершенствований времени. Сам по себе уже звучный и выразительный, отселе заемлет он гибкость и правильность".

Россия приняла не только христианство от Византии, но и несколько сопутствующих его техник, такие как зодчество, письменность (практически скопировав родной язык) и музыку. Русь практически сразу стала самым большим и сильным государством благодаря этому.
Источники: СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ 1824-1836 гг. ПИСЬМО К ИЗДАТЕЛЮ "СЫНА ОТЕЧЕСТВА" А.С. Пушкин «Критика и публицистика»; «История государства и права России», Исаев Игорь Андреевич, Платонов С.Ф. «Учебник русской истории»

Вопрос 5

Первыми свидетельствами наличия письменности стали берестяные грамоты – кусочки бересты с выдавленными или начертанными записками о повседневной жизни. Первыми книгами стали летописи государства, а также Библия. Развитие письменности привело к появлению первых учебных заведений, а также зарождению литературы. Важным этапом в становлении культуры Киевской Руси стало написание и приятие первого свода законом – «Русской правды».
 На смену деревянному зодчеству пришло каменное строительство. Активно начали возводиться каменные храмы взамен деревянным церквям. Архитектурные традиции каменного строительства на Руси сформировались под воздействием Византийской архитектуры, ведь именно на основе проектов византийских архитекторов строились первые каменные церкви.

989 г. – построена первая каменная церковь в Киеве.

1037 г. – основание Софийского собора в Киеве, одного из ярчайших представителей каменного зодчества Киевской Руси.
Появились такие виды изобразительного искусства как фреска и мозаика, которыми стали украшать церкви. Также на Руси появилась иконопись, которая стала занимать одно из самых заметных мест в культуре.

Стандарт иконописи пришёл из Византии и первыми мастерами-иконописцами на Руси были приезжие греки, от которых русские мастера переняли мастерство. К концу 12 века живопись развилась настолько, что стали выделять несколько живописных центров на Руси, у каждого из которых были свои собственные традиции и особенности.
Фольклор на Руси был очень развит и имел огромное значение для культуры Киевской Руси. С древних времён из уст в уста передавались различные сказания и легенды. Особое место занимала обрядовая поэзия – заговоры, песни, заклинания. Активно развивались частушки, присказки, пестушки и многое другое.

В середине девятого века появился новый жанр – эпос, который рассказывал о похождениях великих героев, о битвах и завоеваниях. Гораздо позже народный устный эпос и былины легли в основу первых литературных произведений, в том числе знаменитого «Слова о полку Игореве».

С развитием письменности и литературы фольклор не только не исчез, но продолжал активно развиваться.
Источники: «Древняя Русь IX-1263 г», Петрухин Владимир Яковлевич







написать администратору сайта