Главная страница
Навигация по странице:

  • Этнонациональные конфликты

  • Субъектами этнонациональных конфликтов

  • В.В. Амелин, Л.И. Дробижева, М.Н. Губогло, Н.П. Мед­ведев, В.А. Тишков, Э.А. Паин, В.Н. Иванов.

  • Этнополитический конфликт, меж­этнический или межнациональный конфликт

  • Этническую мозаи­ку

  • Политические факторы играют определяющую роль

  • В возникших конфликтах важно учитывать следующее

  • 3.Динамика и типология этнонациональных конфликтов

  • по характеру действий конфликтующих сторон

  • По основным целями

  • Невооруженное конфликты бывают следующих видов

  • 4. Механизм этнонополитического конфликта

  • Семинар 7 (мет)-2. Семинар Этнонациональные и этнополитические конфликты Соотношение понятий этнонациональный и этнополитический конфликты


    Скачать 52.8 Kb.
    НазваниеСеминар Этнонациональные и этнополитические конфликты Соотношение понятий этнонациональный и этнополитический конфликты
    Дата27.04.2023
    Размер52.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар 7 (мет)-2.docx
    ТипСеминар
    #1093418
    страница1 из 2
      1   2

    Семинар 8. Этнонациональные и этнополитические конфликты

    1.     Соотношение понятий «этнонациональный» и «этнополитический» конфликты

    Прежде чем начать рассматривать этнонацинальные конфликты, следует дать определение конфликта и этничности. Под термином «этничность» в настоящее время понимают «совокупность общих ценностей, верований, норм, вкусов, самоотдачи, понимание общности в группе, общей групповой памяти и лояльности, определенных структурных взаимодействий и взаимоотношений в группе1». Этнос — понятие, ха­рактеризующее общность людей по признакам прирожденным, данным от природы или, по крайней мере, сформировавшимся в результате длительного проживания на одной и той же территории, в одних и тех же природных условиях (например, на Кавказе). Понятие же нации обозначает социально-историческую общность людей, сложившуюся на базе некоторых общих ценностей и норм, обусловленных не общим происхождением, кровным родством или одним только совместным проживанием на данной территории (хотя эти признаки во многих случаях имеют место), а культурой, т.е. системой социально-исторической. Нация — это государственно-политическая, социально-экономическая и социокультурная общность людей.

    лат. conflictus — столкновение или борьба, враждебное отношение) – это ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, при чем интересы могут быть не только материальными (территориальными, экономическими), но и иметь социальный и психологический характер.

    Этнонациональные конфликты – это конфликты между национально-этническими общностями или их частями. По своим типологическим характеристикам этнонациональный конфликт является, прежде всего, социальным, поскольку его субъектами выступают крупные социальные группы, интересы которых становятся противоречивыми вследствие имеющегося неравенства социальных статусов этих групп в данной общественной системе, в конкретной стране. Одновременно это и конфликт, имеющий политический аспект, так как ни одна цивилизованная нация не сформировалась вне присущей ей политической организации, политического государства. Можно согласиться с точкой зрения В. А. Тишкова, что этнических конфликтов в «чистом» виде фактически не существует2. Как правило, этнонациональный конфликт в современных условиях неизбежно обретает этнополитический статус. Действующие силы в этнических конфликтах представлены этнонациональными движениями и партиями с националистической идеологией. Нынешние этнонациональные конфликты, будь то в Югославии или в России, в Ирландии или в Турции, в Грузии или в Украине, возникают и существуют на почве стремления национальных групп (меньшинства) к политической независимости от наций-носителей существующих в соответствующих странах государственных систем. В настоящее время в мире нет исключительно национальных конфликтов, а есть национально-политические конфликты. Как следствие из выше сказанного, этнонациональный конфликт — одна из разновидностей социальных конфликтов наряду с такими их формами, как классовый конфликт, религиозный, расовый, межгосударственный и др., в то же время всякий социальный конфликт является конфликтом политическим.

    Этнические аспекты конфликтов проявляются в том, что в качестве противостоящей стороны воспринимается другой народ или этническая группа. Этничность сама по себе основана на противопоставлении «Мы» — «Они», осознаваемом в плане культурных (в широком смысле этого понятия) различий. Это противопоставление в полной мере сохраняется и даже существенно усиливается в ситуации этнического конфликта, когда именно противостоящая сторона получает признание в качестве носителя другой этнической культуры и системы ценностей — враждебной и стремящейся к доминированию или насильственной ассимиляции или, как минимум, игнорирующей законные и справедливые национальные интересы. Именно политические противники, т. е. «Они», наделяются однозначными этническими характеристиками, и потому борьба с ними воспринимается как борьба с конкретными носителями чуждой культуры и чужих национальных интересов3. Так, например, этнический конфликт в Приднестровье начала 1990 х гг. осознавался как борьба против «румынизации», и это объединило русских, украинцев и молдаван Приднестровья, которых поддержали и гагаузы. Аналогичным образом конфликт в Абхазии в 1991 г. разгорался под знаменем противодействия абхазов, армян, русских и поддерживавших их народов Северного Кавказа, родственных абхазам в культурно­языковом отношении, попыткам «грузинофикации» этой автономной республики. Рецидивы этих конфликтов имели место в 2004 — 2007 гг. на той же самой основе.

    Источником его может выступать какая-либо историческая несправедливость (с позиции одного из этносов), которая должна быть устранена; захват территории — жизненного пространства этноса; разрушение его системы культурных ценностей и навязывание чуждых ценностей; деградация по вине другой экологической среды; хозяйственно-экономическая экспансия; языковое неравноправие и т.д.

    Субъектами этнонациональных конфликтов выступают: разделяемые определенными различиями и противоречиями этносы, национальные общности и составляющие их так называемые коренные народы и национальные меньшинства (т.е. ассимилированные в нацию этносы, не являющиеся элементами ее основы), многонациональные (интернациональные) образования и входящие в них национальные группы, национальные государства, разнообразные национальные организации и элиты. Реально действующими агентами конфликтов выступают группы, организованные в национальные движения. Последние формируются и развиваются по мере выявления, обострения межэтнонациональных противоречий и осознания их соот­ветствующими субъектами. Развертывание национального движения включает умножение элементов его субъектов. Если поначалу — это часть наиболее активной национальной буржуазии и интеллигенции, то затем в ряды дви­жения вливаются другие слои населения, осознавшие «ущемленность» своих групповых (общинных, этнических) интересов, в том числе связанных с религиозной общностью. Постепенно стихийно возникающие силы становятся организованными агентами борьбы, происходит и нарастает размежевание данного общества (социального единства) на «своих» и «чужих», «союзников» и «врагов».

    Как научное направление возникло недавно и занимает важное место в теории и практике конфликтологии. Этнополитическая конфликтология изучает при­роду, тенденции возникновения и развития этнополитических конф­ликтов, способы их регулирования, а также содержание и этапы пост­конфликтного строительства. Изучением этнополитических конфликтов в России занимаются такие ученые как В.В. Амелин, Л.И. Дробижева, М.Н. Губогло, Н.П. Мед­ведев, В.А. Тишков, Э.А. Паин, В.Н. Иванов.

    Сфера этнонациональных отношений, будучи достаточно консервативной, но вместе с тем тонкой и крайне восприимчивой к любым изменениям социально-политической и ду­ховно-нравственной жизни общества, чрезмерно возбужденно реаги­рует на изменения трансформационного характера. Важно учесть при этом, что этнонации — это исторические явления тысячелетнего раз­вития и они не могут меняться так скоро, как политические режимы. Отсюда и их повышенная взбудораженность, беспокойство своим са­мочувствием и перспективами. Этнонациональное самочувствие че­ловека и общности — наиболее глубинный индикатор сути социаль­но-политических изменений, которые происходят в обществе, в государстве.

    Этнополитический конфликт, меж­этнический или межнациональный конфликт – это:

    • агрессивное столкновение различий, интересов и противоречий, взглядов, прежде всего в восприятии, интерпретации и участии в социально-экономи­ческих и политических процессах;

    • их отражение в сфере этнонациональных отношений, использование разногласий и различий в данной сфере для решения политических задач;

    • изменение положения и ста­туса тех или иных этнонаций, их представителей в обществе, наруше­ние баланса их интересов, попытки экстремистской конкуренции и столкновения, с использованием в том числе различия этнонациональных ценностных ориентации и установок.

    Как правило, этнонациональный конфликт в современных условиях неизбежно обретает этно­политический статус, потому что сюда вмешиваются различные силы, преследующие свои политические интересы. Различия культур, язы­ков, этносов формируются исторически. И сами по себе различия не причина конфликтов. Но этнокультурные различия могут быть поводом для обозначения конфликтов.

    Исторически давно формируются способы взаимодействия этнонаций как в режиме сотворчества, так и столкновения интересов. Этническую мозаи­ку в той или иной модели взаимоотношения народов, как правило, определяет политический режим. Доля этнонационального в этнополитическом конфликте совершенно незначительна. Это даже не причина, а лишь повод. Политические факторы играют определяющую роль.

    Американский исследователь А. Гурр выде­ляет три типа этнополитических движений (претензий).

    • Первый — это требование ущемленными меньшинствами больших экономических и политических выгод, что предотвращает угрозу разрушительных кол­лективных акций и заставляет чиновников внимательнее работать в многонациональной (мультикультурной) среде.

    • Второй — национал-сепаратизм и требование самостоятельных государств независимо­сти. Представляется, что мирное достижение целей через автономию для большинства народов привлекательнее (Уэльс, Шотландия, Татарстан).

    • Третий — борьба коренных народов за права на землю и недра, что формирует требова­ния меньшинств в отношении экономического, культурного и политиче­ского пространства из-за нарастания угроз потери собственной само­бытности, стремление к сохранению традиционного образа жизни (автономные округа в России).

    Диалог и сотрудничество власти и этносов — наиболее разумный путь достижения паритета инте­ресов. Важно учесть цивилизационный, исторический и со­циологический подходы к выявлению природы этнополитических конфликтов.

    В каждой стране для каждого народа есть свои специфические социально-экономические, территориальные, по­литические, культурно-лингвистические, психологические и этноконфессиональные причины и поводы для межнационального недоверия, враждебности и конфликтов. Их важно внимательно анализировать и преодолевать своевременно, не доводя до агрессии.

    Кроме того, возникновение этнонациональных, этнополитических конфликтов — это, прежде всего последствия исторической или ныне существующей несправедливости: реальной или в представлениях группы людей. Поэтому в предотвращении и в преодолении конфлик­та главное значение имеет снятие реального или мифологического не­равенства, нарушения паритета интересов, ущемленности положения или самочувствия той или иной национальности. Тем более что в усло­виях переходного, кризисного общества претензии национальностей друг к другу и к государству носят перекрестный характер.

    В возникших конфликтах важно учитывать следующее:

    • признание конфликта и права на претензии, если они возникли реаль­но или в представлениях людей;

    • наличие организации, которая пред­ставляет легитимно конфликтующие стороны;

    • выработку правил игры для совместной работы в поиске выхода из конфликта;

    • достижение равенства возможностей в позициях и в поиске выхода;

    • достижение компромисса, перемирия, перевод конфликта в латентное состояние с последующими мерами его преодоления;

    • разные формы изоляции от группы наиболее экстремистских лидеров - придание постконфликтно­му строительству этнически нейтрального, максимально компромисс­ного характера;

    • преодоление реальных и идеологических причин кон­фликта.

    В соответствии с целевой типологией этнонациональные конфликты делятся на:

    статусные (в некоторой литературе – сепаратизм, который свидетельствует о групповом стремлении к отделению) происходят в связи с требованиями изменения политического положения этногруппы в обществе (требования могут быть двух видов: создание политической автономии и создание независимого национального государства). В статусном конфликте выделяют 3 формы: сецессию – отделение с целью создания собственного государства; ирредентизм – отделение части территории с целью присоединения ее к соседнему государству; энозис - отделение с целью присоединения к государству, где проживает основной массив одноименного этноса. Данная типология полезна в изучении интернационализации конфликта, поскольку ирредентизм и энозис приводит к межгосударственному конфликту;

    гегемонистские порождаются требованием политического преобладания этногруппы в отношении других этногрупп общества (гегемонистские требования относятся к желаемым привилегиям внутренней этногруппы и ограничениям внешней группы в экономической, политической, правовой, культурной сферах). В гегемонистском конфликте различают следующие формы этнического принуждения – ассимиляцию (потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса)), институциональный расизм (любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни), резервацию (территория, отведенная для проживания отдельной группы меньшинств), апартеид (от африкаанс apartheid — «раздельность», то есть раздельное проживание, работа и т. д.— официальная политика расовой сегрегации), геноцид (действия, совершаемые с целью уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую групу по политическим или религиозным мотивам).

    2. Особенности этнонациональных и этнополитических конфликтов и их причины

    Классификация конфликтов исходя из типов преобладающих противоречий (по М.М.Лебедевой)

    • 16-17 вв – религиозные противоречия и войны,

    • 17-18 вв – династические,

    • 19 век- столкновение национальных интересов,

    • 20 век- идеологические противоречия (холодная война)

    • Начало 21 века – усиление этнонационального компонента.

    Один из основоположников общей теории конфликта Р.Дарендорф считает, что концепция свободного, открытого и демократичного общества не решает всех проблем и противоречий развития. От них не застрахованы не только развивающиеся страны, но и страны с устоявшейся демократия ( например, проблема Ольстера в Великобритании ).

    Межнациональные конфликты – это специфическое, конкретно этническое выражение общесоциальных противоречий. Большинство политологов связывают их прежде всего с противоречиями, складывающимися в сфере материального производства. Они часто решаются путем революций. Однако в этих конфликтах отчетливо просматриваются противоречия между национальным меньшинством и «коренным» населением.

    Существуют две точки зрения на конфликт. Одни исследователи считают, что социальные конфликты несут угрозу, опасность распада общества. Однако другие, такие как Льюис Козер считают, что «Конфликт препятствует окостенению социальных систем, вызывая стремление к обновлению т творчеству». Немецкий социолог Ральф Дарендорф утверждает, что конфликты незаменимы, как фактор всеобщего процесса социального изменения.

             Однако межнациональный конфликт – это нежелательное явление, поскольку тормозит решение социальных проблем жизни людей разных национальностей. Погасить начавшийся конфликт трудно. Негативные последствия межнациональных конфликтов не исчерпываются прямыми потерями.  В конце 1996 года численность вынужденных мигрантов из зон вооруженных столкновений в странах бывшего СССР составила 2,4 млн человек. В целом с территорий, охваченных конфликтами, бежало не менее 5 млн человек. Такие массовые перемещения  в периоды конфликтов существенно меняют возрастной и половой состав населения. В первую очередь уезжают престарелые, женщины и дети,  и эти же  наиболее социально уязвимые группы населения в последнюю очередь возвращаются на родину. Это не способствует улучшению демографической ситуации.  К последствиям  конфликта  можно отнести безработицу, малоземелье, люмпенизацию значительной части населения. Это может быть причинами социальной нестабильности, этнических конфликтов, национализма, политических спекуляций, укрепления позиций консерватизма и традиционализма.

    На сегодняшний день на международном уровне еще не выработаны четкие дефиниции национального меньшинства и его прав. Здесь берутся во внимание такие факторы , как количественный аспект, негосподствующее положение , различия в этническом или национальном характере, культуре, языке или религии, а также индивидуальное отношение  (принятие решения о принадлежности к нацменьшинству или нет).  Например, в Германии национальным меньшинством  признают себя фризы, датчане, сербы, цыгане, а евреи  не признают себя нацменьшинством, а считают себя религиозной конфессиональной группой. Уйгуры в Китае (10 млн. человек) нацменьшинство, также как курды, россияне в странах СНГ и Балтии.

             Не определив точно, что понимать под национальным меньшинством, трудно  определить его права. Однако во многих странах этот вопрос стоит остро. Так, в Македонии не запрещается создание партии  на этнической основе, а в Болгарии конституция запрещает создание таких партий. В Румынии отведены места  в парламенте для нацменьшинств, а в Германии  выделение таких мест  считается неконституционным. Вопрос об участии нацменьшинств в принятии решений остается открытым, что будет создавать конфликтные ситуации там, где существует неравный доступ к власти различных национальных групп.

    По данным Центра этнополитических и региональных исследований, на постсоветском пространстве было более 100  острых конфликтов, среди которых 6 региональных войн (Карабахский, Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, Чеченский конфликты).

    Среди социальных (в широком смысле) конфликтов выделяют :

    • политические конфликты, когда борьба идет за власть, за доминирование, авторитет.

    • Социально-экономические (например, между профсоюзами и работодателями)

    • Этнические – по поводу прав и интересов этнических общностей.

    В основе этнических конфликтов лежит неравномерное распределение между группами власти, могущества, ресурсов.

    На психологическом уровне любые конфликты проявляются в восприятии расхождения интересов, что приводит к активизации социальной деятельности.

    Особенности этнических конфликтов –

    • - они носят социо-культурный характер (из-за различия в языке, религии, обычаях, особенностях ментальности).

    • - в их основе лежат разногласия по поводу использования языков, проведения языковой политики.

    Межэтническая напряженность часто сопровождается межконфессиональной напряженностью. 

    Из-за вовлеченных в конфликт сторон они либо обостряются и переходят к прямой конфронтации, либо урегулируются, избегая конфронтации. В наши дни чисто этнических конфликтов не существует.  К этническим можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР.

    Причины

    Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта — целый комплекс причин. Субъективное восприятие этих противоречий играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняя его течение и урегулирование.

    Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика, часто приводя к религиозному фанатизму, который лежит в основе особенно опасных конфликтных действий, в том числе террористических атак против мирного населения.

    Одна из главных причин этнических конфликтов в истории — территориальные споры. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государств. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.

    Политические причины конфликтов возникают тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «не титульные» также порождает политико-правовое неравенство, а следовательно, может являться причиной этнических конфликтов.

    Многочисленны и разнообразны экономические причины этнических конфликтов, например, борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Экономической подоплекой этнического конфликта может быть и результат неравномерной модернизации и развития регионов, в том числе этнонациональных республик в полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное ущемление «по этническому признаку», становится причиной проявления этнической солидарности и может привести к межэтническому конфликту.

    Этнические конфликты могут возникать вследствие социальной напряженности. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывающиеся в результате социальной неоднородности проблемы бедности, безработицы, миграций, этнической демографии и г.п. приобретают выраженный «этнический» характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между «титульными» и «не титульными» этносами.

    Еще одной из причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе языковые, проблемы. Неудовлетворение этнокультурных запросов той или иной этнической группы, отсутствие обеспечения условий для изучения и использования родного языка ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь идет не о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульного этноса в полиэтническом государстве ущемляет значение других этносов, обеспечивает представителей титульного этноса определенными преимуществами.

    В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Психологическую напряженность могут создавать этнические проблемы — подлинные и мнимые — основанные на слухах, ложной информации, провокациях.

    Межгрупповые культурные различия как аргумент открытого конфликта были распространены и в прошлом. Первые масштабные этнополитические конфликты, которые длятся до сих пор, возникли после Второй мировой войны, как, например, в Кашмире при образовании Индии и Пакистана или в Тибете при становлении современного Китая. Тем не менее особенно явно в последние годы появилась своего рода политическая философия этнополитических конфликтов как «освободительных проектов», аргументы и механизмы этнического насилия, спорные международно-правовые доктрины этнического «самоопределения». Безусловно, культурная самобытность и основанные на ней личностная и групповая идентификация очень значимы в жизни человека и общества в целом. Однако этнич- ность и религия могут служить мощным средством политической мобилизации, выходя в определенных условиях па передний план общественной жизни, приводя даже к насильственным конфликтам. Именно так произошло в регионе бывшего СССР и странах Восточной Европы, когда в середине 1980-х гг. там началась политическая либерализация и экономические рыночные реформы. Фактически все вооруженные конфликты на территории бывшего СССР и Югославии произошли по причине «национального (этнического) самоопределения». Исключение составили конфликты типа массовых беспорядков в Азербайджане (Сумгаит), Киргизии (Ош), Узбекистане (Фергана), Северной Осетии (Пригородный район). Но и они имели выраженную этническую окраску: азербайджанцы против армян, киргизы против узбеков, узбеки против месхетинских турок, осетины против ингушей. Такие конфликты в форме массовых насильственных столкновений между представителями разных этнических групп, как правило, носят спонтанный и кратковременный характер, и они прекращаются после применения полицейской силы, или же насилие истощается само по себе.

    Во времена социальной дестабилизации для многих людей убежищем становится групповая идентичность, помогающая понять смысл происходящего, поэтому рост значимости этнической, религиозной, национальной идентичности сопровождает кризисные времена.

    Причиной вооруженных конфликтов служат не этнические различия как таковые, а этническая политика. Опасность возникает тогда, когда этнические различия начинают определять политические пристрастия и когда происходит политизация этнической идентичности.

    3.Динамика и типология этнонациональных конфликтов

    Согласно данным современной этнической конфликтологии, динамика этнонационального конфликта состоит, как правило, из четырех фаз: латентный период, проявление конфликта, активное течение конфликта, следствие конфликта.

    В основе латентного периода является зарождение конфликтной ситуации: на стадии скрытой (тлеющей) напряженности национально-патриотические и особенно национально-радикальные движения выдвигают требования к другой этнической группы, обращаясь к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символики, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлениям "чужой" культуры.

    Для этой стадии характерно состояние межэтнического отчуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородных браков, моноэтнического общения, минимизации контактов с иншоетничним средой, за исключением неизбежных - профессиональных или бытовых. То есть речь идет об увеличении социокультурной дистанции. В то же время отчуждения усиливается культурными различиями этносов, их непохожими стереотипами поведения. Начинают также производиться четкие и твердые домогательства и позиции, которые выражаются в программных документах и декларациях этих движений. Противоречия еще не осознаются, но сравнение между группами делается преимущественно в пользу своей. Необходимо отметить, что латентный период конфликта иногда так и остается латентным и не переходит в следующую стадию своего развития. Ряд кавказских конфликтов остались на уровне латентных: между кабардинцами и балкарцами в Кабардино-Балкарии, карачаевцами и черкесами в Карачаево-Черкесии, грузинами и азербайджанцами в Квемо-Картли, грузинами и армянами в Самцхе-Джавахети, русским населением Дона, Кубани, Ставрополья.

    На этой стадии также происходят попытки перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы благодаря другим группам, изменить этническую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и др. Этничность выражается в форме этнонациональных интересов и становится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу. Стадия очень длительная (многолетняя), например, факт изгнания евреев из Земли Обетованной несколько тысячелетий назад был обоснованием их многолетней борьбы за возвращение на свою Родину и создание Государства Израиль. В последние годы в Татарстане объявляются дни памяти жертв захвата Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году, а в Крыму - переселение крымскотатарского населения.

    Иногда этническая группа приступает к силовым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания. Как показывает практика, переход от стадии проявления конфликта в стадии активного течения происходит не всегда. Необходимым условием реализации этой фазы является нестабильность высокостатусного этноса. Так, например, именно в ситуации нестабильности, вызванной развалом СССР, возникли условия для мести за предыдущие действия (конфликты между осетинами и ингушами, между азербайджанцами и армянами, грузинами и абхазами и др.). Эта стадия имеет тенденцию к эскалации - от массовых ненасильственных действий (митинги и др.) До столкновений и военных действий. По мере накопления жертв и потерь, конфликт на этой стадии становится все менее управляемым и цивилизованно решаемым. Во время этой стадии жизненно необходимы меры по его быстрого ослабления и успокоения такие, как посредничество, консультирование, переговорный процесс и др., Направленные на достижение национального консенсуса или по крайней мере компромисса.

    Результативность процесса урегулирования конфликта является показателем того, насколько приведены в действие демократические и гуманистические способы его урегулирования и решения были реализованы. В полной мере удалось нейтрализовать националистические установки и конфронтационные устремления участников конфликта. После помочь каждому из них перейти от жесткой и насильственной противодействия национальных сообществ и их представителей в эффективной и согласованной взаимодействия с ними ради взаимного удовлетворения основных потребностей и интересов всех участников межэтнической коллизии. Только тогда последствия конфликта можно считать положительными и конструктивными.

    Однако, как показывает мировая практика, после активного течения конфликта стороны возвращаются к фазе латентного периода. Это связано с тем, что в реальной жизни гораздо чаще происходит не урегулирования этнического конфликта, а его нейтрализация. Обычно это означает перенос этнического конфликта в пределы легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что один из этносов не сможет набрать решающего большинства в свою поддержку. Такая политическая борьба, то есть по сути, консервация этнического конфликта, может в вялой форме протекать десятилетия, сопровождаясь межэтническими столкновениями. Однако в то же время остается опасность, что в случае неожиданных кардинальных изменений условий жизни: резкого экономического спада, экологической катастрофы и др., - Дальнейшее развитие конфликта может выйти за законные границы, поскольку продолжают функционировать этнонационалистической партии, в которых работают экстремистски настроенные деятели.

    Во время типологизации этнонациональных конфликтов учитывают их возникновения, предмет, процесс течения и другие факторы. Так, по характеру действий конфликтующих сторон Е. Паин и А. Попов поделили этнонациональные конфликты на три категории: конфликты стереотипов; конфликты идей; конфликты действий [199].

    • Конфликт стереотипов имеет такой характер, при котором конфликтующие этнические группы еще нечетко осознают причины противоречий, но создают относительно оппонента негативный образ "недружественного соседа", "нежелательной группы" (армяно-азербайджанский конфликт).

    • Конфликт идей характеризуется наличием тех или иных притязаний. В этом случае обосновывается "историческое право" любого этноса на самостоятельную государственность (например, в бывших республиках СССР) или на территорию (например, в Армении и Азербайджане, Северной Осетии и Ингушетии).

    • Конфликт действий означает проведение практических мероприятий по отстаиванию своих интересов в форме митингов, демонстраций, пикетов, открытых столкновений со своими оппонентами и органами власти.

    Эта классификация скорее отражает стадии и формы межэтнических конфликтов, однако многие конфликты так и остаются "конфликтами идей".

    По сферам проявления этнонациональные конфликты разделяют на статусно-институциональные, этнотерриториальные, социально-экономические, культурно-языковые, политико-правовые и межгрупповые.

    • Статусно-институциональные этнонациональные конфликты возникают в результате стремления этнической общности повысить свой статус в общегосударственной системе. В этом случае происходит борьба этнических групп по конфедеративную форму устройства государства или создания своих национальных образований в составе федерации. Это, например, было характерно для части союзных республик СССР, желающих конфедеративного уровня отношений (Казахстан), для ряда бывших автономий СССР (Татарстан), которые стремились подняться до уровня союзных республик).

    • Этнотерриториальные тип предполагает притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. Территориальные споры часто связаны с реабилитационным процессом по репрессированных народов. Такие конфликты возникают при восстановлении территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и другие).

    • Социально-экономическое тип конфликта возникает на основе требования выравнивания уровня жизни у представителей разных этносов, вхождение в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи другим народам.

    • Межгрупповой тип этнонационального конфликта - споры, возникающие по различным вопросам, во-первых, между этнической группой и государством (например, самопровозглашенные Абхазия и Южная Осетия - с Грузией) и между этническими группами (например, конфликт между киргизами и узбеками в Ошской области Киргизии ).

    • Культурно-языковой тип конфликта возникает на основе требований способствовать сохранению или возрождению языка и культуры этнических меньшинств в частном или общественной жизни.

    По основным целями , выдвигаемыми конфликтующими сторонами, определяют реалистичные и нереалистичные этнические конфликты.

    Подчинением конфликты разделяют на вертикальные (между центром и субъектами и между региональными и местными органами власти) и горизонтальные (между группами коренного и некоренной национальности и микроконфликты на личностном уровне).

    Самый простой способ классификации этнического конфликта - по способам применения силы конфликтующими сторонами - отнесение его к вооруженному либо не вооруженного. Вооруженные конфликты (насильственные) подразделяют на:

    • Региональные войны - вооруженные столкновения с участием регулярных войск и использованием тяжелого вооружения (Карабахский. Абхазский, Таджикский, Южноосетинский, Приднестровский, Чеченский конфликты)

    • Краткосрочные вооруженные столкновения, которые продолжаются несколько дней и сопровождаются жертвами (столкновения в Фергане, Осетино-ингушское противостояние и др.). Такие столкновения часто называют "конфликтами-бунтами", "конфликтами-погромами", "конфликтами неуправляемых эмоций".

    Невооруженное конфликты бывают следующих видов:

    • Институциональные - противоречие между нормами конституции, законодательства, реализующие идеологемы конфликтующих сторон. Такая форма конфликта не всегда сопровождается гражданскими конфликтами. Пример - Татарстан середины 90-х годов XX века. Основные субъекты: властные структуры, партии, организаторы общественных движений;

    • Манифестные - митинги, демонстрации, голодовки, акты гражданского неповиновения (в Украине - "Майдан"), Основные субъекты - массы людей;

    • Идеологические - конфликт идеологий. Основными субъектами являются представители политической, научной, художественно-творческой элиты.

    Если основанием классификации является территория проживания, наличие или отсутствие государственных или административных границ, то можно определить следующие типы этнонациональных конфликтов: межгосударственные; региональные конфликты между различными этносами; конфликты между Центром и региономместные конфликты между различными этническими образованиями, проживающих в рамках единых государственных, федеральных или административных границ (например, в одном городе, области).

    Каждая из приведенных типологий имеет достаточно условный характер, поскольку любой етнонациональний конфликт одновременно сочетает в себе несколько причин, целей и форм. Поэтому для его полной оценки следует не только установить основные его причины, но и определять все многообразие составляющих его факторов.

    4. Механизм этнонополитического конфликта
      1   2


    написать администратору сайта