Главная страница
Навигация по странице:

  • Первоначало всех первоначал — число.

  • Огонь

  • «Тимей»

  • Семинар Античная философия (1). Семинар Философия Древней Греции и Древнего Рима. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой философии


    Скачать 30.36 Kb.
    НазваниеСеминар Философия Древней Греции и Древнего Рима. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой философии
    Анкорqbkcjjc
    Дата24.09.2022
    Размер30.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар Античная философия (1).docx
    ТипСеминар
    #694190

    Философия

    Семинар 3. Философия Древней Греции и Древнего Рима.


    1. Исторические предпосылки возникновения древнегреческой философии.

    С VI в. до н. э. начинается особый период в истории науки и культуры Древней Греции. Как известно, это был период, когда древнегреческая цивилизация обрела господство в обширном регионе, охватывающем юго-восточное Средиземноморье, Малую Азию и часть черноморского побережья. К данному времени завершилось формирование древнегреческих городов-государств, в которых большое развитие получили торговля, ремесленное производство, культурная жизнь. Среди них выделялся Милет ? главный город Ионийской колонии в Малой Азии, расположенный на побережье Эгейского моря. Сформировавшаяся там Милетская школа натурфилософии оставила глубокий след в истории античной культуры. По мере роста производительных сил древнегреческого общества возрастало и значение товарообмена. Появилось и получило развитие денежное обращение. Деньги начали функционировать как всеобщий эквивалент при обмене товаров. Было понятно, что различные по качеству товары можно, сопоставляя друг с другом, привести к общему денежному знаменателю. Эта чисто экономическая идея была затем распространена на природу.

    В рамках древнегреческой натурфилософии появилась мысль о том, что все предметы окружающего мира состоят из простейших начал («стихий»). К таковым чаще всего относили огонь, воду, воздух и землю. При этом утвердилась также точка зрения, что существует, вообще говоря, лишь одно-единственное первоначало, из которого все возникло и все состоит.

    Одной из важнейших особенностей древнегреческой культуры была ее ориентация не столько на религию, как это имело место, например, в Египте и Индии, а на мифологию. Исследователями давно подмечено, что религия захватывает человека основательнее мифологии, переинтерпретировать ее в философском ключе труднее, чем последнюю. Пожалуй, далеко не случайно именно древние греки стали основателями философии, поскольку благодаря отсутствию религиозного фундаментализма они в своем творчестве оказались свободнее, чем древние египтяне и индийцы. Именно в Древней Греции философы, число которых увеличивалось, а деятельность становилась все более профессиональной, могли противостоять политическим и религиозным властям. Становлению философии в греческом мире способствовали достигнутые греками в городах-государствах политические и религиозные свободы. Чем основательнее становилась мифология, тем больше она трансформировалась в философию.

    Разумеется, мифология отнюдь не бессодержательна, но она включает и небылицы. Освобождение от них непременно приводит к философии. Исходное начало мироздания начинают видеть не в героях мифов, а в стихиях, существование которых достаточно очевидно.

    Изобретение слова «философия» легенда приписывает Пифагору. В переводе с греческого философия есть любовь к мудрости. Древние греки, подобно всем людям, хотели быть знающими, мудрыми. В результате многие из них стали философами. Далеко не случайно мифология, перегруженная надуманными персонажами и сюжетами, начала постепенно отступать перед философией.

    Философия в Элладе возникает как мировоззрение промышленно-торгового городского класса, демоса, борющегося за власть против землевладельческой аристократии. Связь с производством, получившим возможность резкого ускорения развития в связи с переходом к железу, развитие товарно-денежных, вещных отношений, городская культура, классовая борьба, переход от авторитарных аристократических к тираническим, а через них и к демократическим формам государственного устройства, пробуждение личности и личной инициативы - все это способствовало реализации той возможности возникновения философии, которая была заложена в профилософии.

    Вместе с тем античная философия в целом - философия рабовладельческого общества, что наложило на нее неизгладимую печать. Попытка мировоззренческого обоснования социального института рабства, духовный аристократизм, все же невысокий уровень дедуктивной науки, отсутствие методов экспериментального исследования, созерцательность и умозрительность подавляющего большинства философских доктрин, отсутствие непосредственной связи с практикой в результате презрения к производственной деятельности - все это ограничивало возможности античной философии.

    И в то же время античная философия - грандиозная попытка построить рационализированную картину мира, разумно решить основной вопрос мировоззрения, при этом в древнезападной философии имелись в зародыше почти все дальнейшие разновидности философских видов мировоззрения, как философского идеализма, так и философского материализма.

    Древнезападная, античная, сначала только греческая, а затем и римская, философия существовала в течение более чем тысячелетия (с VI в. до н.э. по VI в. н.э.). За это время она прошла, как и вся античная культура, замкнутый цикл от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. В соответствии с этим история античной философии распадается на четыре периода:

    1) протофилософия - период зарождения и формирования (VI в. до н.э.);

    2) зрелость и расцвет (V-IV вв. до н.э.);

    3) закат - греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III-I вв. до н.э.);

    4) период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I-V н.э.).

    Античная философская литература сохранилась в общем плохо. Все труды философов первого периода погибли, от них уцелели лишь фрагменты, и то благодаря тому, что они приводились в трудах тех более поздних античных авторов, которым удалось пробиться сквозь тьму веков. Труды большинства философов второго периода также целиком до нас не дошли. Исключение составляют лишь произведения Платона и Аристотеля. Такая же картина наблюдается и в третьем и в четвертом периодах, однако там число философских трудов, дошедших до нас целиком, больше. Например, удивительно, что полностью сохранилась философская поэма античного материалиста Лукреция Кара «О природе вещей». Таким образом, информация, полученная из вторых рук, составляет большую часть нашей информации в случае древнезападной, как, впрочем, и древневосточной философии. Но информация, полученная из поздних источников, кишит противоречиями, ошибками и модернизациями. Такая информация в основном принадлежит так называемым доксографам, т.е. «описывателям мнений», неспособным на сколько-нибудь серьезный анализ. Впрочем, имеются и более надежные источники наших знаний о древнейшей греческой философии.

    Это, прежде всего сочинения Платона и Аристотеля. В «Метафизике» Аристотеля содержится первый очерк истории античной философии, правда, лишь в одном аспекте - в аспекте аристотелевского учения о первопричинах. Мысли Платона и Аристотеля следует скорее относить к логической, чем к эмпирической концепции истории философии. Начало подлинной доксографии можно найти, пожалуй, у Теофраста, ученика Аристотеля, который описывает учения философов по проблемам в своем труде «Мнения физиков», хотя, к сожалению, этот труд дошел до нас в его небольшой части, причем в отличие от Аристотеля, Теофраст не подгонял историко-философский материал к своей концепции.

    Хотя труд Теофраста не дошел до нас целиком, он был использован такими поздними античными авторами, как Псевдо-Плутарх, Арий Дидим, Филодем, Цицерон, Александр Афродисийский, Симпликий, Ипполит, Сотион, Диоген Лаэрций и др. В конце II в. до н.э. неизвестный автор сделал извлечение (эпитомэ) из труда Теофраста. Оно тоже погибло, но прежде успело стать основой для труда другого неизвестного стоика середины I в. до н.э. Этот труд получил условное название «Ветуста плацита» - «Древние изречения». На него опирались Цицерон, Филон, Филопон, Аэций, Макробий, Аммиан, автор «Гомеровских аллегорий», Цельс, Варон, Энесидем, Тертуллиан и др. В свою очередь на Аэция опирались Стобей, Теодорит, Немесий, Псевдо-Плутарх - автор работы «Плацита». А эта работа послужила источником для Евсевия, Псевдо-Галена, Афенагора, Ахилла, Кирилла, аль Харастани.

    Имея дело с доксографическим материалом, следует учитывать, что смысл терминов со временем изменялся. Уже Аристотель не всегда правильно понимал некоторые термины более ранних античных философов.



    1. Установление интеллигибельной связи в мире явлений (учение об архе (с др.-греч. первоначало, начало, первопричина) первыми философами-ионийцами (Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Становление как структурная характеристика реальности в учении Гераклита. Число как причина всего в мире в учении Пифагора.

    Проблема единого и многого, внутреннего и внешнего, он ищет первоосновы материала, некую субстанцию. Вода есть первая субстанция из которой возникает весь мир.
    1. Все живые существа содержат влагу, пища влажная, семя влажное, из влаги рождается тепло. На воду должны действовать сил сжатия и разрежения,ода превращается в другие элементы. Земля - плоский диск который плавает на воде. Мир полон Богов, душа бессмертна. Фалесу присущ гилозоизм.
    Философия Анаксимандра 610-546 до нашей эры.
    Анаксимндра был не только выдающемся мыслителем, но и изобретателем; изобрел небесный глобус, составил карту, изобрел солнечные часы. В отличие от Фалеса Анаксимандр утверждал что архе - это бескачественное и бесконечное начало - Апейрон. Под воздействием сил сжатия и разрежения, титула и голода, Апейрон превращается в другие переменные - землю, воду, огонь и воздух. Если бы он был качество-определенным, он был затруднился появления других предметов. Бесконечность апейрона позволяет создать из этой субстанции бесконечное многообразия вещей чувственного мира, природы, реальности. В качестве модели мира Анаксимандр принимает сферу. Он стоит у истоков геоцентрической системы: земля есть сфера, которая свободно парит в воздухе и не на что не опираясь, вокруг этой сферы есть огненная оболочка, которая которая окутывает землю наподобие коры отволакивающее дерево. Под действие сил движении в этой огненной оболочке образуются разрывы, трещины и дыры и сквозь них мы с земли наблюдаем огненную плазму, которую называем звездами. Звезды есть разрывы огненной оболочки, которые вызывают движения. Жизнь
    зародилась в океане, и человек имеет своим предком некое морское существо. Из чего возникает все вещи; в то же самое время они и возвращаются согласно необходимости, ибо они несут наказание друг от друга в установленное время за свою нечистивость. Исследования античной философии предполагает, что Анаксимандр рассматривает первоначальное состояние мира, как целостность которая распалась. И лишь понеся наказания они должны вернутся и восстановить первоначальное состояние правды. Это и есть проявление непреодолимой необходимости в сфере мифологических мотивов.
    Анаксимен - ученик Анаксимандра. В качестве архе он принимает воздух. Под действием тепла и голода, сухого и влажного начала воздух превращается в другие элементы. Земля плоская, как барабан, ее высота 1/3 основания. Вокруг земли существуют 5 огненных колец которые опоясывают ее. В этих кольцах образуются разрывы и трещины: мы воспринимает их как звезды и планеты. Боги существуют, но космос был создан не богами, а сами боги являются порождением воздуха.
    Пифагор считал число началом мира, а четыре стихии изображал в виде геометрических фигур.
    Первоначало всех первоначал — число. Пифагор пытается найти первоначало всех первоначал и приходит к выводу, что это — число. Для этого он использует промежуточный шаг — геометрический. Его логика такова: четыре первоначала — это четыре вида частиц; все такие частицы должны иметь какую-то правильную, математически совершенную форму; все они должны быть объемными, чтобы из них составлялись физические тела — следовательно, это должны быть правильные многогранники.

    К тому времени пифагорейцы уже установили, что существует пять правильных многогранников. Они действительно похожи на четыре первоначала 👇

    🔥 Огонь — тетраэдр, это самый простой, самый легкий и острый многогранник.

    ⛰ Земля — куб, массивный и устойчивый.

    🌬 Воздух — октаэдр, его грани более острые, чем у куба, эта фигура более подвижная, достаточно легкая.

    💧 Вода — икосаэдр.

    ❓ С чем соотносится додекаэдр, если стихий всего четыре? Каждое первоначало имеет элементы определенной формы — форма должна быть правильной. Правильных многогранников всего пять, из них четыре соответствует четырем стихиям. С чем тогда соотносится пятый многогранник? Пифагорейцы находят простой ответ. Додекаэдр тоже соответствует стихии, которой нет в подлунном мире — это так называемая пятая сущность или буквально квинтэссенция. Она же пятый элемент или эфир. Греки верили, что квинтэссенция — это такое вещество, которое существует только в космосе между мирами.

    ➡️ Все эти правильные многогранники определяются числом граней, ребер и вершин — именно в числе заключаются их различия и сходство одновременно.

    Так Пифагор смог определить физические стихии через математические цифры.

    ❗️ Сопоставление первоначал и правильных многогранников восходит к Пифагору, но из-за эзотерического характера его учения мало кто знал и понимал эту концепцию. Известность к ней пришла благодаря тому, что Платон изложил и логически развил пифагорейские идеи в диалоге «Тимей». Поэтому за описанными многогранниками закрепилось название «платоновы тела».


    1. Сократ и софисты. В чем заключался антропологический поворот в учении софистов. «Человек, есть мера всех вещей» - тезис, объясняющий точку зрения софистов на человека и мир. Объясните позицию этического интеллектуализма Сократа. Суть спора Сократа и софистов. Апология Сократа (Речь Сократа на суде) – Сократ как образ истинного философа и человека (диалог Платона «Апология Сократа»).


    « Апология Сократа» начинается с того, что Сократ обращается к присяжным из примерно 500 афинских мужчин, чтобы спросить, были ли они убеждены ораторами Ликоном, Анитом и Мелетом, которые обвинили Сократа в развращении городской молодежи и в нечестии против пантеона общества. Афины. Первое предложение его речи устанавливает тему диалога — эта философия начинается с признания своего незнания. Позже Сократ разъясняет этот момент философии, когда говорит, что всякая мудрость, которой он обладает, происходит от знания того, что он ничего не знает (23b, 29b).

    В ходе судебного разбирательства Сократ имитирует, пародирует и исправляет ораторов, своих обвинителей и просит присяжных судить его по правдивости его заявлений, а не по его ораторскому мастерству. Сократ говорит, что он не будет использовать сложный язык — тщательно скомпонованные, богато украшенные слова и фразы — но будет говорить, используя общепринятую идиому греческого языка. Сократ говорит, что он будет говорить в манере, которую он использовал на агоре и за денежными столами, что, по его словам, является его родным языком и модой его страны. Хотя ему была предоставлена ​​возможность унять предрассудки присяжных, с минимальной уступкой обвинениям в коррупции и нечестии , Сократ не уступает своей честности, чтобы избежать наказания смертью . Жюри приговаривает Сократа к смерти.

    В своей защите на суде Сократ столкнулся с двумя наборами обвинений: (i) асебея ( нечестие ) против пантеона Афин, представляя новых богов; и (ii) развращение афинской молодежи, научив ее сомневаться в статус-кво . Сократ говорит суду, что эти старые обвинения возникли в результате многолетних сплетен и предубеждений против него; следовательно, эти вопросы трудно решить. Затем он переформулирует расплывчатые обвинения ораторов против него в надлежащую юридическую форму: «Сократ совершает несправедливость в том, что он исследует вещи под землей и в небе; и делает более слабый аргумент более сильным; и учит других следуйте его примеру »(19b-c).

    Сократ также говорит, что обвинения, по которым он отвечает в суде, уже были озвучены и опубликованы комическим поэтом Аристофаном , и поэтому они выходят за рамки закона о коррупции и нечестии. Несколькими годами ранее, в пьесе «Облака» (423 г. до н.э.), Аристофан высмеивал Сократа как шарлатана, парадигматического философа атеиста и научной софистики — тщательно продуманные аргументы, составленные из витиеватых слов и фраз, искаженных как мудрость. В свете этого определения Сократ оборонительно утверждает, что его нельзя спутать с философом-софистом, потому что софисты — мудрые люди, жители Афин считают их мудрыми и, таким образом, получают высокую зарплату за свое учение; в то время как он (Сократ) живет в десятиитысячной бедности и не знает ничего благородного и доброго (23c).

    Сократ начинает свою юридическую защиту с того, что говорит присяжным, что их умы были отравлены его врагами, когда они (присяжные) были молоды и впечатлительны. Он также говорит, что его ложная репутация философа-софиста исходит от его врагов и что все они злонамеренны, но должны остаться безымянными — за исключением драматурга Аристофана , который высмеивал его (Сократа) как шарлатана-философа в комедийной пьесе The Облака (423 г. до н.э.). Говоря о развращении богатых молодых людей Афин, Сократ утверждает, что преднамеренное развращение — нелогичное действие, потому что оно также навредит ему. Он говорит, что обвинения в том, что он развратник юности, возник во время его послушания Оракулу в Дельфах , и рассказывает, как Херефон пошел к Оракулу, чтобы спросить ее, пифийскую пророчицу, был ли человек умнее Сократа. . Когда Херефон сообщил ему, что Оракул сказал, что нет более мудрого человека, Сократ истолковал это божественное сообщение как загадку, потому что он знал, что у него нет мудрости, «большой или малой», и что ложь не в природе богов.

    Самый мудрый человек

    Затем Сократ попытался разрешить божественный парадокс — как невежественный человек может быть самым мудрым из всех людей — пытаясь прояснить значение категорического заявления Оракулов о том, что он самый мудрый человек в стране. После систематических допросов политиков, поэтов и мастеров Сократ определил, что политики не такие мудрые, как он. Он говорит о себе, говоря о политическом деятеле: «Я мудрее этого человека; вероятно, никто из нас не знает ничего стоящего, но он думает, что знает что-то, хотя он этого не знает» (21d). Сократ говорит, что поэты не понимали их поэзии; что пророки и провидцы не понимали того, что говорили; и что мастера, зная многое, думали, что они также много знают о вещах, которых у них нет. В этом свете Сократ видел себя представителем Оракула в Дельфах (22e). Он спросил себя, предпочел бы он быть самозванцем, как «мудрые люди», которых он допрашивал, или он предпочел бы быть самим собой, Сократом Афинским. Сократ говорит присяжным, что он предпочел бы быть самим собой, чем кем-либо еще. Он говорит, что в поисках человека более мудрого, чем он сам, он стал считаться социальным оводом и приобрел плохую репутацию среди политически влиятельных лиц Афин.

    Разрушитель молодости

    Обращаясь к социальным предрассудкам против него, Сократ обращается к первому обвинению — моральному разложению афинской молодежи — обвиняя своего обвинителя, Мелетуса, в безразличии к людям и вещам, о которых он, по его словам, заботится. Во время допроса Мелетса Сократ говорит, что никто не будет намеренно развращать другого человека, потому что развращающий позже может быть отомщен испорченным человеком. Проблема морального разложения важна по двум причинам: (i) обвинение состоит в том, что Сократ развратил богатых молодых людей Афин, обучая атеизму; (ii) если он будет признан виновным в коррупции, то это произойдет потому, что драматург Аристофан уже развратил умы своих зрителей, когда они были молоды, высмеивая Сократа как « философа-философа » в комической пьесе «Облака» , поставленной о двадцать четыре года назад.

    Атеист

    Затем Сократ обращается ко второму обвинению — asebeia (нечестие) против пантеона Афин, — которым Мелет говорит, что Сократ является атеистом. В перекрестном допросе Сократ заставляет Мелетса противоречить самому себе: что Сократ — атеист, который также верит в духовных агентов и полубогов . Сократ сообщает судьям, что Мелет противоречит сам себе, а затем спрашивает, разработал ли Мелет тест на интеллект для выявления логических противоречий.

    На смерть

    Сократ продолжает говорить, что люди, которые боятся смерти, демонстрируют свое невежество, потому что смерть может быть хорошей вещью, но люди боятся ее, как если бы она была злой; даже если они не могут знать, добро это или зло. Сократ говорит, что его мудрость заключается в том, чтобы осознавать, что он невежественен в этом и других вопросах.

    Приоритет власти

    Что касается послушания гражданина власти, Сократ говорит, что законной власти, будь то человеческая или божественная, всегда следует подчиняться. В конфликте послушания таким авторитетам он думает, что подчинение божественному авторитету заменяет повиновение человеческому авторитету: «Джентльмены, я ваш благодарный и преданный слуга, но я должен больше повиноваться [Дельфийскому] богу, чем вам; и, поскольку пока я дышу и обладаю своими способностями, я никогда не перестану заниматься философией »(29d). Как представитель Оракула в Дельфах, он должен побудить афинян к большему осознанию этики и нравственного поведения и всегда будет задавать вопросы и спорить. Поэтому философ Сократ из Афин спрашивает своих сограждан: «Разве вам не стыдно, что вы уделяете свое внимание накоплению как можно большего количества денег, а также репутации и чести , и не обращаете внимания и не думаете об истине и понимании, и совершенство вашей души? 


    1. Философия Платона. Учение об идеях. Мир идей и мир вещей (отрывок из диалога «Тимей»). Учение о познании («припоминание» (диалог «Менон»)). «Миф о пещере». Учение о душе («метемпсихоз» - учение о переселении душ (диалог «Федон»)). Учение о государстве (диалог «Государство»).



    1. Философия Аристотеля. Онтология: учение о 4-х причинах, учение о категориях. Теория познания Аристотеля: виды знания ; логика (законы мышления (3 закона логики), силлогизм).

    2. Философия стоицизма. Этика Древней Стои (Зенон, Хрисипп): благо и зло; учение о счастье; апатия; о мудреце; о свободе. Новая Стоя (римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).


    написать администратору сайта