Главная страница
Навигация по странице:

  • Бронзовый век (

  • Железный век (

  • 3. Особенности становления государственности в России и мире.

  • Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке

  • Восточные славяне в древности

  • Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси

  • 4. Цивилизация древнего востока как магистральный этап развития человечества.

  • Семинар по истории. Семинар История как наука. От первобытного общества к цивилизациям древнего мира.


    Скачать 53.84 Kb.
    НазваниеСеминар История как наука. От первобытного общества к цивилизациям древнего мира.
    АнкорСеминар по истории
    Дата25.06.2022
    Размер53.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSeminar1_istoria.docx
    ТипСеминар
    #614918
    страница2 из 3
    1   2   3

    Медный век

    Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) — период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4—3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

    Бронзовый век (3500—800 до н. э.) Ранняя история

    Бро́нзовый век — период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII—XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности — античной Греции и Древнего Рима.

    Периоды бронзового века:

    1. Ранний бронзовый век

    2. Средний бронзовый век

    3. Поздний бронзовый век

    Железный век (с ок. 800 до н. э.)

    Ранняя история (ок. 800—500 до н. э.); Античность (ок. 500 до н. э. — 500 н. э.); Средние века (ок. 500—1500 н. э.) Новая история (с ок. 1500 н. э.).

    Желе́зный век — период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

    Термин «железный век» обычно применяется к «варварским» культурам Европы, существовавшим синхронно великим цивилизациям античности (Древняя ГрецияДревний РимПарфия). От античных культур «варваров» отличало отсутствие или редкое использование письменности, в связи с чем сведения о них дошли до нас либо по данным археологии, либо по упоминаниям в античных источниках. На территории Европы в эпоху железного века М. Б. Щукин выделял шесть «варварских миров»[5]:

    • кельты (латенская культура);

    • протогерманцы (в основном ясторфская культура + юг Скандинавии);

    • в основном протобалтские культуры лесной зоны (возможно, включавшие протославян);

    • прото-финно-угорские и протосаамские культуры северной лесной зоны (в основном вдоль рек и озёр);

    • степные ираноязычные культуры (скифысарматы и др.);

    • пастушеско-земледельческие культуры фракийцевдаков и гетов.


    Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов (см. История демократии). Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу (см. Традиционное общество). В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным.

    3. Особенности становления государственности в России и мире.

    История человечества началась с формирования современного вида человека — Homo sapiens, или «человека разумного». Большинство ученых считает, что около 50 тыс. лет назад люди обрели облик, который в основном сохранился до наших дней.

    Древние люди объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. «Первобытное человеческое стадо» сменила родовая община, которая была коллективом кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в ходе политогенеза, то есть в процессе возникновения политических структур, государства.

    В обобщенном виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:

    1. Период первобытной родовой общины (предыстория) — 45 000-8000 лет до н. э.

    2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства,- 8000–3500 лет до н. э.

    3. Период древних империй, вокруг которых, собственно, и сложились древние цивилизации, — 3500-600 лет до н. э.

    4. Период античных государств — 600 г. до н. э. — 476 г. н. э.

    Люди постепенно расселялись по всему земному шару. Миграции сыграли важную роль в становлении, этногенезе (происхождении) многих народов. Важную роль в истории сыграли передвижения «народов моря», финикийцев, создание многочисленных колоний древними греками, мощные перемещения номадов (кочевых племен гуннов, тюрков, монголов), викингов и других.

    Политогенез, складывание государств — длительный исторический процесс, имевший объективный характер. Исторически первой была теория божественного происхождения государственной, верховной власти. В XVIII–XX вв. появилось более десятка теорий, объясняющих происхождение государства. Теория общественного договора (договорная концепция) (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Гораций, Д. Дидро, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.) определяла главную задачу государства в обеспечении всеобщего примирения людей. Люди, договорившись о передаче власти правителям, прекращают «борьбу всех против всех» и организуют жизнь на разумных началах. А против плохих правителей народ может устроить революцию. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин) утверждала, что государство возникло как результат разделения общества на классы из-за имущественного неравенства, для угнетения одного класса другим. Гидравлическая (ирригационная) теория (К. Витфогель) объясняла возникновение государства необходимостью организовать большие массы людей для строительства ирригационных (оросительных) сооружений (в Египте, Шумере, Китае). Патриархальная, психологическая, органическая и другие теории делали акцент на тех или иных сторонах процесса возникновения государства.

    Государство возникло как высшая форма организации людей. Признаками государства являются наличие государственного аппарата, письменно зафиксированного законодательства, территории с населением в определенных границах. Только государство может собирать налоги, выпускать деньги, применять силу (армию и др.), обладает высшим суверенитетом, властью в отношении всех других объединений людей.
    Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической наукеДискуссии о прародине, происхождении и расселении славян. Гипотезы относительно прародины славян. 1. Дунайская концепция. Ее связь с «Повестью временных лет» и распространенность среди русских историков XIX в.; 2.Неодунайская (современный исследователь Н.О. Трубачев, выводы, основанные на данных лингвистики). Место первичного расселения славян – Среднее Подунавье, откуда в I н.э. они были вытеснены кельтами и уграми на север, в Повисленье и на восток – в Поднепровье. 3. Висло-Днепровская (немецкий ученый М. Фасмер, российские авторы Б.А. Рыбаков, В.П. Филин и др.). Прародина славян – обширное пространство, ограниченное р. Вислой – на западе, верховьями Днестра – на юге и востоке, Припятью на севере (северо-западная Украина, южная Белоруссия, юго-восточная Польша). Дискуссии о локализации славян в пределах этого пространства. 4. Висло-Одерская (распространена в польской исторической науке). Прародина славян междуречье Вислы и Одера. 5. Концепция двух прародин славян А.А. Шахматова. Существование автохтонной для территории Прибалтики балто-славянской общности и заселение славянами, после ее распада, земель между нижним течением Немана и Западной Двиной (первая прародина, на территории которой сложился праславянский языка, легший в основу всех славянских языков). Заселение славянами в II в. н.э. бассейна р. Вислы, германское (готское) население которого переселилось на юг. Бассейн Вислы – вторая прародина, ставшей центром расселения славян на запад, в район Эльбы (западные славяне) и на юг, с последующим разделением в V в. южной ветви на два направления: Балкано-Дунайское (южные славяне) и Днепро-Днестровское (восточные славяне).

    Дискуссии о принадлежности к предкам славян различных народов, упоминаемых авторами древности. Вопрос о влиянии на этногенез славян иранских (скифов-земледельцев, сколотов) и балтских народов. Исследования современных историков об этногенезе и расселении славян (концепция В.В. Седова, И.И. Ляпушкина).

    Первые достоверные письменные упоминания о славянах в VI в., как следствие их военной активности на территориях, подконтрольных Византии. Анты и склавины в византийских источниках (Прокопий Кессарийский, Маврикий Стратег). Разделение славян на западных, восточных и южных (по мнению большинства ученых – VII в.). Южные славяне, их взаимоотношения с Византией. Западные славяне. Возникновение первых западнославянских государств. . Государство Само (на территории Чехии и Нижней Австрии) и его борьба с королевством франков (VII в.). Великая Моравия (822-907).

    Восточные славяне в древности. VIII–XIII вв. Расселение восточных славян на территории Руси. Родоплеменной строй восточных славян и образование у них племенных союзов. «Повесть временных лет» о восточнославянских «народах» – союзах племен: поляне, древляне, вятичи, дреговичи, словене ильменьские, кривичи, полочане, радимичи, северяне, тиверцы и др. Влияние внешнего фактора (военные нападения) на интенсификацию образования племенных союзов. Возможность включение в состав союзов разных по этнической принадлежности (не только славянских) племен.

    Хозяйство восточных славян (земледелие, скотоводство, ремесла, охота, рыболовство, бортничество). Роль в хозяйственной жизни торговых путей (путь «из варяг в греки»). Верования (язычество).

    Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Причины появления княжеской власти и ее функции. Данные письменных источников и археологии о южном и северном центрах возникновения государственности на Руси. Три центра Руси по арабским источникам (Славия, Артания-Арса, Куяба).

    Норманнская теория и дискуссии о ней в исторической науке. Летописный рассказ о призвании варягов (862 г.), его трактовка учеными – сторонниками и противниками норманской теории. Современный взгляд на проблему. Естественный характер возникновения Древнерусского государства. Контакты славян с древними скандинавами, формы и масштабы скандинавского влияния на Русь.

    Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия. «Бессинтезный» (не воспринявший древнеримскую традицию) феодализм на Руси, замедленность формирования частной собственности на землю, сохранение массива государственных земель, устойчивость крестьянской общины. Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

    Дискуссия о природе древнерусской государственности. Древнерусское государство в оценках современных историков. Проблема особенностей социального строя Древней Руси. Признание Древней Руси раннефеодальным государством. Обоснование феодального строя Древней Руси Н.П. Павловым-Сильванским (1869-1908), развитие этого положения советскими историками. Концепции существования в Древнерусском государстве верховной собственности князей на землю (Л.В. Черепнин) и широкого распространения вотчинного (боярского) землевладения (Б.Д. Греков). «Рабовладельческая концепция» общественных отношений Древней Руси. Теория «многоукладности» И.Я. Фроянова и его трактовка Древней Руси, как возникшей на основе племенных союзов федерации самоуправляющихся городов-государств.

    Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье; роль военного вождя. Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль веча.

    Укрепления государственных институтов. Реформа княгини Ольги (945 г.).

    Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси. Пути возникновения городов в Древней Руси. Возникновение городов на базе родоплеменных центров, в пунктах, через которые пролегали торговые пути, вокруг княжеских и боярских резиденций, центров ремесленного производства и др. Концепция В.Л. Янина и М.Х. Алешковского о ведущей роли «погостов» – мест концентрации дани в качестве основы для формирования городов. Древнейшие города Руси: Киев, Новгород, Полоцк, Ростов, Суздаль, Смоленск, Чернигов и др.

    Христианизация. Принятие Русью православия (988 г.) его роль в развитии культуры и укреплении государственности. Связанная с христианством сакрализация власти и личности князя. Сложности в процессе распространения новой религии, меры власти по укреплению авторитета православной церкви. Церковь Древней Руси, как организация, ее структура. Митрополит Илларион ( «Слово о Законе и Благодати»).

    Создание общерусского свода законов: «Русская Правда», ее происхождение, структура и редакции. Отражение в «Правде Ярослава» (древнейшая часть «Русской правды») родовых и государственных норм права. Общественные отношения на Руси в XI–XII вв. (по данным «Русской Правды). Категории свободного и зависимого населения. Свободные общинники, как основная группа населения. Зависимое население: челядь и холопы (рабы). Научные дискуссии о степени распространения рабства на Руси. Смерды и различные трактовки их социального статуса в научной литературе. Представители вотчинной администрации: огнищане, тиуны, конюхи и др., особенности их социального положения. Социально-политическая борьба на Руси. Восстания 1024 г. в Суздальской земле, 1068 и 1113 г. – в Киеве. Многофакторность народных движений, переплетение в них социальных, религиозных (борьба язычества и христианства), политических мотивов.
    4. Цивилизация древнего востока как магистральный этап развития человечества.

    Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье (Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с появлением шумерских городов-государств сформировалась одна из ранних цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия большого количества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в болотистых или засушливых районах стало возможно при организации коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение организующих центров общественной жизни было связано также с усложнением социальной структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя управляющих и жрецов начала складываться государственная власть, опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.

    Государство включало религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В центре каждого города находились храм, владевший вне города землями, на которых велось храмовое хозяйство, и дворец правителя – военного вождя. В борьбе за власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени одерживали победу вожди, становившиеся царями. В обширных храмовых хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые, использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного хозяйства, и рабов. Между городами-государствами велись войны, которые в конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью царей Аккада. Власть царя передавалась по наследству.

    Жрецы и писцы являлись носителями культуры. Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – клинописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами Передней Азии.

    В первой половине II тыс. до н. э. большая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Столица его государства – Вавилон – стала одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира. Это был огромный город, населённый представителями многих народов. Здания в Вавилоне строились из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со строительством которой связана библейская легенда – после Всемирного потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле.

    В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила торговля – как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами. Первый в истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи.

    В XII–XI вв. до н. э. происходит возвышение другой державы – Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была уничтожена объединёнными силами мидийцев, живших к северо-востоку от Междуречья, и возродившегося Вавилона.

    Древний Египет

    В середине IV тыс. до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось древнеегипетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь проживало этнически однородное население и существовала привязанная к разливам Нила единая эколого-экономическая система.

    Египетское государство представляло собой классическую восточную деспотию, т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом: он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей номов (от греч. – область, округ) – административно-территориальных единиц, на которые делился Египет.

    Египтяне считали фараона сыном бога солнца, почитали как символ благосостояния и процветания страны. Одной из главных личных забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы. Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела, его необходимо было сохранить.

    В связи с этими верованиями в Египте разработали методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или, как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её содержимое – всё, что необходимо человеку в загробной жизни, – должны были соответствовать его положению в обществе.

    Одной из обязанностей фараонов было также строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог солнца Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог Амон начал отождествляться с Ра – Амон-Ра. Грамотность, знания, образование – вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Большое влияние жрецы главных храмов оказывали на внутреннюю и внешнюю политику фараонов.

    Древняя Индия

    Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись арии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре варны (санскрит – качество, цвет) – сословия, отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили шудры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.

    Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. Община в Индии имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время Индия не знала жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя», то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

    Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскрите – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригведе – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна».

    Высшее место в пантеоне богов занимали Брахма – творец Вселенной, Вишну – сохранитель и Шива – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась – в результате её развития сложился индуизм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

    В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Будда (санскрит – просветлённый), наследный принц из рода Гаутама (другое имя – Шакьямуни – отшельник из племени шакья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирваны (санскрит – угасание), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхисатв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

    В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «карма» (санскрит – деяние). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти (реинкарнация – перерождение). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм. Последний получил широкое распространение в странах Южной и Восточной Азии.

    Древний Китай

    Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

    В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период «Борющихся царств». К этому времени относится возникновение конфуцианства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфуций (ок. 551–479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность в трактовке философа включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

    Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения являлось подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейное соподчинение проецировалось на социально-политическую иерархию.

    В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство, основателем которого стал император Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н. э.). При следующей династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) («хань» стало самоназванием китайцев) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии. Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэныпи (кит. – учёные мужи), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэныпи в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

    Культурное наследие Древнего Востока

    Каждая древневосточная цивилизация внесла немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые регулирующие общественную жизнь законы.

    Благодаря письменности передача накопленных знаний от поколения к поколению стала устойчивой, сложилась система образования. Распространение письменности, её использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привели к переходу от сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший на Ближнем Востоке, в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др.

    Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгамеше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (Торы), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II–I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сыма Цяня, в которых описывалось прошлое Китая.

    Немалыми были древневосточные достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являющийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.

    Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система исчисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока с применением математических расчётов и технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барельефы, скульптура.

    Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.

    Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.
    1   2   3


    написать администратору сайта