Главная страница
Навигация по странице:

  • Реформа Карла Мартелла

  • Общая характеристика Салической Правды (С.П): время и место создания, источники и система, переплетение общинных и раннефеодальных черт в номерах Правды.

  • Правовое положение различных категорий населения по С.П

  • Семинар Игпзс 5 и 6. Салическая правда памятник франского раннефеодального права


    Скачать 66.3 Kb.
    НазваниеСалическая правда памятник франского раннефеодального права
    Дата28.11.2022
    Размер66.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар Игпзс 5 и 6.docx
    ТипДокументы
    #816697
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА — ПАМЯТНИК ФРАНСКОГО РАННЕФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА

    1. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве

    В 5 веке большая часть Галлии (провинции Рима) была захвачена вестготами, бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и другими племенами. Самыми сильными из этих племен оказались франки, которые расселились сельскими общинами (марками). Вместе с тем возникла новая организация власти, во главе которой стоял король. Население разделялось по территориальному признаку.

    В историографии выделяют два периода государственности франков: первый (6-7 вв. - монархия Меровингов), второй (вторая половина 8 - первая половина 9 в. -монархия Каролингов).

    Монархия Меровингов. Короли щедро наделяли знать землей, чтобы привлечь их на свою сторону. Эта земля становилась наследственной отчуждаемой собственностью (аллодом). Также утверждается частная собственность на землю. Возникает система патроната («покровительства»). Многие из крестьян становились крепостными (сервами). По мере уменьшения земельного фонда королей, их власть также уменьшалась, а росло могущество знатных фамилий. Государственная власть оказалась в руках управляющего королевским дворцом майорлома. Он становится фактическим главой государства. Эта должность превращается в наследственное достояние богатого рода, давшего начало династии Каролингов.

    Монархия Каролингов. Органы государственного управления. К ним, прежде всего, следует отнести высших должностных лиц - минестериалов, управлявших королевским хозяйством. Страна была разделена на округа, которыми управлял уполномоченный короля — граф. Постепенно они превратились в крупных землевладельцев. Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы).

    Суд. Монарху принадлежала высшая судебная власть. Первоначально основными судебными учреждениями страны являлись «суды сотни». Судьи выбирались на собраниях свободных людей. Уполномоченные короля лишь следили за правильностью судопроизводства, В последующем сеньоры приобрели судебные полномочия в отношении крестьян, живших на их землях.
    В 843 году государство распалось на три королевства, что было закреплено юридически.

    1. Реформа Карла Мартелла

    Реформы Карла Мартелла. Майордом Карл Мартелл (715- 741 гг.) начал свою деятельность с усмирения внутренней смуты в стране, с конфискаций земель своих политических противников, с частичной секуляризации церковных земель. Он воспользовался при этом правом королей на замещение высших церковных должностей. За счет созданного таким образом земельного фонда стали раздаваться новой знати земельные пожалования в пожизненное условное держание - бенефиций (от лат. beneficium - благодеяние, милость) при несении той или иной службы (чаще всего конной военной). Землю получал тот, кто мог служить королю и приводить с собой войско. Отказ от службы или измена королю влекли за собой потерю пожалования. Бенефициарий получал землю с зависимыми людьми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк. Использование такой же формы пожалований другими крупными землевладельцами привело к складыванию отношений сюзеренитета-вассалитета между крупными и мелкими феодалами.
    Так же Карл Мартелл провел реформу войска: он ввел боевую конницу и при этом сохранил пехоту. Военная реформа, которая помогла сохранить независимость Франкского королевства, носила двойственный характер. Во внутренней жизни государства она сыграла менее положительную роль. Основой войска франков был свободный крестьянин, а после реформы Карла Мартелла решающая роль стала принадлежать коннице. И основной фигурой франкского войска становится уже не пеший крестьянин, а конник, всадник — рейтер, или рыцарь. Такая ситуация не могла не повлиять на процесс закрепощения ранее свободного франкского крестьянства.

    1. Общая характеристика Салической Правды (С.П): время и место создания, источники и система, переплетение общинных и раннефеодальных черт в номерах Правды.

    Время создания. О времени возникновения Салической Правды до сих пор идут споры. Все согласны, что она появилась до смерти Хлодвига, но дальше начинаются разногласия. По вопросу о времени появления древнейших узаконений мы принуждены вращаться в области гаданий; вопрос о времени появления древнейшего текста поддается приблизительному разрешению. Подспорьем при этом служит сам текст. В статье 46-ой упоминается Луара; если только это не позднейшая глосса, что маловероятно, то Салическая Правда не могла возникнуть раньше войны Хлодвига с вестготами; это подтверждается и следами вестготского влияния на Салическую Правду. Во многих статьях идет речь о сильной королевской власти, что не могло бы быть до основания королевства; затем новая монетная система со счетом на солид, равный 40 денариям, устраняет возможность более раннего происхождения, потому что такого соотношения не было, по-видимому, до 481 г. Виноград, о котором у поминается в Салической Правде, не рос на Салической земле даже в середине VI в., между тем как в стране по Мозелю - в завоеванной в 486 г. области Сиагрия - он уже обрабатывался в IV в. Таким образом, возникновение памятника приходится отнести к самому началу VI в., между 507 и 511 гг. О способе составления Салической Правды говорит полулегендарный пролог, передающий, что франки, после их крещения, на трех судебных собраниях (per tres mallos), в разных местах (чтобы высказалось, по возможности, большинство), после тщательного обсуждения установили нормы Салической Правды.
    К Салической правде относятся также капитулярии, числом семь, вносящие в нее более или менее существенные дополнения. Первые четыре возникли, по-видимому, до 568 г., пятый и шестой - после 575 г., седьмой - при Людовике Благочестивом.

    Место создания. В IV-V вв. отношения Римской империи и германских племен значительно обостряются. Это было связано не только с ослаблением Рима, который уже не мог сдерживать натиск на своих границ варваров, начатый великим переселением народов, но и процессами, происходящими внутри германского государства. По мере роста производительных сил и увеличения населения у германцев, а также разложения первобытного строя и усиления классовой дифференциации (выделение наследственной знати, рост роли военного вождя, опирающегося на профессиональных воинов-дружинников, которым нужны были не только военная добыча, но и новые земли и рабочая сила), натиск варваров на империю возрастает. Чтобы сдержать натиск варваров, римские императоры вынуждены были нанимать других варваров в качестве федератов(союзников), разрешая им селиться на территории империи, передавая не только земли под поселение, но и некоторые административные и фискальные функции на контролируемой территории. Однако бывшие союзники вскоре перестают признавать за собой власть Рима, хотя, принимая титулы, формально считаются подданными императора. В V в. некоторые германские племена, преимущественно англы и саксы, стали переселяться на территорию нынешней Англии, оттесняя аборигенов - кельтов. Другие племена, во главе с Хлодвигом, вождем племени салических франков, просочились в Бельгию, а оттуда на север Галлии (ныне Франции). Хлодвиг собрал вокруг себя большинство франкских племен, подчинил Северную Галлию, затем отбил нападение аллеманов и в 507 г. захватил Аквмтанию у вестогов. Ко дню смерти Хлодвига в 511 г. франки стали хозяевами всей Галлии, кроме Прованса. емли было так много, что вполне хватило не только для наделения ею франкских общин, но и закрепления немалой ее части за королем и его приближенными. Для поднятия своего авторитета Хлодвиг с дружиной в 493г. принял христианство, что сразу приблизило к нему авторитетное галло-римское духовенство, оказавшее ему значительную помощь в дальнейших завоеваниях. Под влиянием духовенства он принял одну из первых известных нам варварских правд - Салическую правду. Переселяясь на новые места, франки продолжали селиться свободными соседскими общинами - марками, которые представляли собой объединение дворов свободных крестьян, где пахотная земля являлась владением входивших в общину-марку индивидуальных крестьянских семейств, а пастбища, леса и другие неподеленные угодья оставались общей собственностью членов общины. Первоначально франкское общество представляло собой сложное вождество объединяющее под своим началом отдельные элементы – племена. Становление этого типа власти было во многом обусловлено завоевательными походами франков, требующими концентрации власти в руках военного предводителя. Постепенно происходил отход вождя от функций племенного предводителя и превращения его в монарха, структуры племенной демократии перерождалось в органы новой публичной власти. Становление государства франков происходит под значительным влиянием структур позднеримской империи, сохранившихся на завоеванных территориях. Такой путь смешанного влияния на создание феодальной государственности элементов рабовладельческой формации и первобытнообщинных отношений получил в науке название синтезного, и классическим примером его является создание франкского государства. Франки на практике столкнулись с тем, что, опираясь на традиции первобытной демократии и общинного самоуправления, невозможно было управлять римскими провинциями. Поэтому у них достаточно быстро на основе дружинной организации выделился административный аппарат, органы принуждения и насилия. Произошел количественный рост лиц, осуществляющих власть. За свою службу эти представители как германского, так и галло-римского происхождения стали получать от короля государственные должности, судебно-администратвные права и земельные пожалования. Власть приобрела институциональный характер с помощью отдельных органов и учреждений. При этом сфера деятельности публичной власти стала распространяться не только на отдельные общины, но и на все общество в целом. Однако благодаря сохранению значительного количества свободного крестьянства, как франкского, так и галло-римского происхождения, в формирующемся государстве сохраняется много архаичных черт эпохи военной демократии. В частности, долгое время значительную роль продолжают играть общинные и племенные органы управления, мало подконтрольные королевской власти. Процесс разложения общинных порядков шел медленно, общество долгое время продолжало оставаться сравнительно единым, где основным его элементом являлся свободный крестьянин.6

    Источники. Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. Одной из ранних и вместе с тем классических правд считается Салическая правда, принятая у франков; её самая ранняя часть относится к концу V в. (486 – 496 гг.). Утвержденная преемниками первого франкского короля, редакция текста состояла из 65 глав-титулов, каждый из которых посвящался отдельному юридическому вопросу. Позднее, оставаясь основным сводом собственного права франков, Салический закон неоднократно дополнялся и расширялся; так возникли редакции, названные Эмендата (VI – VII вв.) и Геральдия (при Карле Великом).
    Салическая правда в самой минимальной степени испытала воздействие римского права, сохранила даже некоторые остатки языческой старины и родовых обычаев германцев. Традиционной архаичности предписаний сопутствовала еще одна особенность: многие судебно-правовые процедуры были неразрывны с символическими священно-обрядовыми действиями, лишенными реального содержания, но важными для общественного признания тех или других фактов. Поддержание общинного мира было в большей степени целью Салического закона, чем проведение государственной репрессии; это характерно для раннего, в значительной степени еще догосударственного права.

    Салическая правда (450 г.) была составлена при короле Хлодвиге и представляла собой сборник норм обычного права, судебник, руководство для судей. В Салической правде были охвачены не все стороны жизни, она отличается неполнотой, фрагментарностью, казуальностью, бессистемностью, судопроизводство ритуально. Правоспособность человека определялась принадлежностью к роду, общине, большой семье. Ответственность за преступления возлагалась на общину. Изгнание из общины являлось тяжким наказанием. Салическая правда составлена из конкретных судебных случаев (казусов), превратившихся в результате многократных повторений в течение длительного времени в судебные обычаи.

    Структура Судебника: пролог, 65 титулов и эпилог. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.

    Салическая правда охватывает уголовное право, судебный процесс, обязательства, наследование. Сборник написан на латыни, и это давало возможность заимствований из римских правовых конструкций при общей неприкосновенности и сохранности обычного права. Непосредственной областью распространения действий судебника стала северная часть королевства, занятая салами-пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алариха, который Хлодвиг приказал применять по делам галло-римлян.

    Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения. Об этом можно судить с наибольшей степенью вероятности на основании тарифа поранений и наказаний. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литов), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем — в 600 солидов, и убийство в военном походе — в 1800 солидов. Откупная цена за совершенное убийство именовалось вергельдом (цена человека по рождению). Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.

    Своеобразной социальной группой были полусвободные литы. Зависимые от своего господина, они находились с ним в договорных отношениях, участвовали в суде, военных предприятиях. Однако судили лита по тем же правилам, что и раба.

    В южной части королевства, где проживали галло-римляне, имелись группы римлян — королевских сотрапезников, римлян-землевладельцев, римлян-трибутариев (налогоплательщиков). Особую группу составляли лица духовного звания. Убийство епископа оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600.

    Весь сборник заполнен в основном перечнем наказаний и штрафов за причиненный вред личности или имуществу. Гражданско-правовым отношениям посвящены только две статьи из 65 первой редакции, они регулируют порядок перехода собственности и порядок наследования (соответственно статьи 46 и 49).

    Салический закон, таким образом, предстает прежде всего судебником, а нe полным сводом законов. Это записи судебных обычаев, либо сделанные впервые, либо со следами обработки под пером юристов, а также служителей римской церкви. Неполнота и недостаточная упорядоченность отдельных положений (об одном и том же говорится в 3-6 местах) сочетаются в некоторых редакциях (всего дошло около 350 списков) с искажениями и вставками переписчиков. Впоследствии судебник уточнялся и дополнялся специальными королевскими установлениями — капитуляриями, эдиктами, экстраваганциями (переходными положениями). Преобладающая форма изложения — казуистическая, при такой форме отсутствуют обобщающие отвлеченные понятия, например, понятия вины, преступления и наказания, умысла или неосторожности и др.

    Салическая правда — более поздний свод законов среди кодексов трех союзных народов — бургундов, франков и вестготов, разместившихся в южной части Галлии. Первыми составили собственный свод законов бургундцы (443 г.). Они проделали это с помощью галло-римского аристократа Сиагрия. Они же несколько раньше франков приняли христианство. Вестготы к этому времени уже имели Кодекс Эрика (475 г.) и Бревиарий Алариха (506 г.). Последний стал пo указанию Хлодвига действующим руководством для галло-римлян Франкского королевства.

    1. Правовое положение различных категорий населения по С.П

    Различия между социальными группами были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны с происхождением и правовым статусом лица или той или иной группы, к которой это лицо принадлежало.
    Важным фактором стала принадлежность к королевской службе, к королевской дружине и к складывающемуся государственному аппарату. Наряду с вполне свободными и полноправными франками, в равной мере отвечающими за содеянное ими или в отношении их, закон выделил как привилегированные слои, так и неполноправные.
    Находившиеся в особом доверии у короля, его слуги и дружинники – антрустионы (новая знать) – обладали привилегией особой охраны их жизни, чести и телесной неприкосновенности. Более высокой защитой, чем родовые франки, пользовались и римляне – королевские сотрапезники. Но галло-римское население, никак не связанное с королевской службой и новой иерархией, считалось стоящим ниже свободных франков.
    В самом низу условной социальной лестницы находились рабы: они приравнивались к имуществу в случае нанесения им повреждений или их убийства, браки с рабами, рабынями были или наказуемы, или вели к потере собственного статуса. К рабам приравнивались литы – неполноправные жители общины франков, находящиеся в личной и материальной зависимости от своего господина.
    В отношении охраны их жизни и безопасности литы не отличались от рабов; неправомерный их отпуск на волю также считался преступлением. Преступления, совершаемые рабами и литами, карались строже; к ним применялись пытки при расследовании. Обратимся к Салической правде с целью рассмотрения правового статуса той или иной социальной группы. Отдельно Салическая правда говорит о преступлениях совершенных свободными и в отношении свободных. Так, раздел ХI закрепляет «О кражах или взломах, произведенных свободными», раздел ХХ «О том, кто схватит свободную женщину за руку, за кисть или за палец», раздел ХХХII «О связывании свободных» и т.д. Так же существуют разделы посвященные преступлениям рабов и в отношении рабов: «О кражах или взломах, произведенных рабами», «Об убийствах рабов», «Если раб будет виновен в воровстве».
    Из указанных разделов, можно сделать вывод, что в зависимости от того к какой социальной группе относится совершивший преступление (или лицо, в отношении которого совершено преступление) различны наказания. Более строгие применяются к представителям низшей социальной группы – рабам. Например, «Если кто из свободных украдет вне дома на 2 ден.; присуждается к уплате 600 ден.» (1. ХI), но «если раб украдет вне дома на 2 ден., он возвращает похищенное и возмещает убытки и кроме того, распростертый на скамье получает 120 ударов плетью» (1.XII).
    Таким образом, социальные градации только в случае с несвободным населением были взаимосвязаны с имущественным положением. Различие в статусе свободных зависели исключительно от положения в военно-служебной иерархии и личной близости к власти.
    1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта