Главная страница

СЕМИНАР2. Семинар Морфология культуры ее роль в изучении культурной конфигурации


Скачать 24.85 Kb.
НазваниеСеминар Морфология культуры ее роль в изучении культурной конфигурации
Дата01.12.2022
Размер24.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСЕМИНАР2.docx
ТипСеминар
#823930

Семинар 2. Морфология культуры: ее роль в изучении культурной конфигурации

Вопросы для обсуждения:

  1. Пространство и время культуры, основные компоненты и паттерны культуры;

Пространство по-разному понималось философами, физиками, математиками и трактовалось ими подобно некое вместилище, пустота, наполняемая сгустками материи, вещами и их отношениями. В земном, чувственном мире всегда фактически находится в определенном трехмерном пространстве, а с учетом временной координаты — четырехмерном. И то, который мы именуем культурой, тоже находится в нем. На Земле пространственность реализуется как разнообразие геокосмической и географически ландшафтной реальности, особые протяженности, объемы, площади, разнообразие. И это очень значительно сообразно отношению к культуре, а вернее к культурам, происходящим и разгорающимся в конкретных физико-географических условиях.
Многие особенности культурной жизни обусловлены рельефом местности, ландшафтом и протяженностью территории. В истории культуры известны цивилизации разного типа: речные, морские, океанические, горные, степные, лесные, пустынные. Виделось желаниевсегда это связано только с естественными факторами. Однако через них во некотором зависит устройство жизни, хозяйственный укладтип жилищ, методы извещения, кулинарные предпочтения и технологии, верования, т. е. характер и выкройки культуры в полномБеспричинно, бескрайность просторов либообратно, пространственная стесненность, зажатость, в значительной степени выражают своеобразие культур, их ценности и формы выражения.

  1. Диахронный и синхронный подходы к культуре;

Представляя одно из вероятных определений культуры, мы отмечаличто она наряду со некоторыми другими признаками описывает собой «многоотраслевую» и очень замысловатую систему. Подобно известнопонятие системности предполагает сочетание взаимозависимых элементов, соединяющих известное сходство. Проще говорясистема — это формирование, из которого без убытка ради целостности нельзя исключать ни одну из соединяющих его частейБеспричинно и культура останавливается являться культурой, когда исключить из нее, скажем, нравственность либо такие непосредственно не связанные с нравственностью, а порой и противостоящие ей образы деятельности, подобно «прагматическая» политика либо некоторые научные испытания, уфожающие одному существованию человечества.
Впрочем чуть ли не общепризнано, который у истоков культуры и в основе ее функционирования лежит словесный стиль, также цивилизующий труднейшую и идеальнейшую систему. Органическая союз языка и культуры, их взаимообусловленность во медли и месте дозволяют подойти к культуре беспричинно же, подобно в свое период подошел к языку замечательный швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр (1857—1913): отличать в ней диахронный и синхронный проекты, т.е. ее историческое развитие и настоящий краткосрочной «срез». Подобно определенно, выделение синхронии и диахронии не лишь помогло предпочтительнее определиться доктринерам языка и его писателямоднако и позволило кончаться для такие основополагающие лингвистические категорииподобно слово и стиль. Думается, который сообразно к культуре диахронный и синхронный подходы также могут являться довольно плодотворными и помогать более сильному познанию, с некоторой страны, ее исторической эволюции, с иной — ее современного положения. В подробности, используя сходный подход, позволительно было желание прояснить достаточно трудный и перед сих пор вдобавок не решенный в культурологии проблема о делении таких причастныходнако очень не одинаковых представленийподобно «культура» и «цивилизация».
Диахронный, т.е. исторический, подход к культуре, задачи которого — ее развитие во медли, выдвигает пред исследователями две задачи: во-первых, предложить подходящую периодизацию культурного процесса; во-вторых, вскрыть механизмы, дозволяющие культуре не лишь развертыватьсяоднако непрерывно наращивать особенный потенциал.

  1. Материальная и духовная культура;

Деление культуры на материальную и духовную связано с двумя основными видами производства – материальным и духовным.

Понятие «материальная культура» введено в культурологию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры традиционных обществ. По определению Б. Малиновского, материальная продукция человека – это артефакты, построенные дома, управляемые корабли, орудия труда и оружие, предметы магического и религиозного культа, составляющие наиболее осязаемую и зримую часть культуры. В дальнейшем понятием «материальная культура» стали определять всю материально-практическую деятельность человека и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи и т. п. Во все это вложен человеческий труд, знания, опыт.

Духовная культура охватывает сферу сознания. Это продукт духовного производства – создания, распределения, потребления духовных ценностей. Сюда относятся: наука, искусство, философия, просвещение, нравственность, религия, мифология и др. Духовная культура – это научная идея, художественное произведение и его исполнение, теоретические и эмпирические знания, взгляды, складывающиеся стихийно, и научные воззрения.

Проявления материальной и духовной культуры, создание и использование относящихся к каждой из них предметов различны.

Долгое время (а иногда и сейчас) культурой считали только духовную деятельность и духовные ценности. Материальное производство остается за гранью культуры. Но человеческая деятельность – это прежде всего деятельность материальная. Начиная с первобытного общества, вся культура человека – способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. И то, каков ее уровень, в конечном счете определяет развитие духовной культуры. На заре человечества связь первобытного искусства с характером трудовой деятельности была непосредственна и очевидна. На более высоких стадиях развития человеческого общества принадлежность материальной деятельности к сфере культуры стала не менее очевидной: некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь непосредственным проявлением культуры, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

  1. Типология культуры: понятие типа культуры, историческая типология культур, линейный и локальный подход:

Рассмотрение такого сложного и многопланового явления, как культура, с неизбежностью требует систематизации, упорядочения, сравнения материала, его обобщения, без чего невозможно рационально осмыслить все многообразие мира культуры, получить целостное понимание образов конкретных культур. Эта задача решается путем выявления и характеристики типов культуры, построения ее типологии.

Типология означает определенную классификацию явлений по общности каких-либо признаков. Под типом культуры можно понимать общность черт, характеристик, проявлений, отличающую данные культуры (культуру) от других, или фиксацию определенных, качественно однородных этапов развития культуры. Типология культуры - это знание, понимание, описание, классификация проявлений культуры по какому-то принципу.

Для построения типологии культуры представляются принципиальными следующие соображения. Во-первых, тип, типология культуры производны от понимания, трактовки, определения самого понятия «культура»; во-вторых, типология культуры зависит от понимания природы культурно-исторического развития и многообразия; в-третьих, возможна типология культуры с учетом фактора времени (синхронная) или без учета времени (диахронная); наконец, в-четвертых, для создания типологии культуры необходимо ясное представление о критериях обобщения феноменов культурного многообразия.

Рассмотрим эти условия более подробно. Для концептуального рассмотрения проблемы типологии культуры неизбежен авторский выбор ее определения. Будем исходить из понимания культуры как образа жизни человека в обществе, представленном технологиями, способами деятельности по преобразованию природы, общества и человека, а также продуктами этой деятельности - материальными, социальными и духовными ценностями.


написать администратору сайта