Главная страница
Навигация по странице:

  • Предпосылки феодальной раздробленности в Киевской Руси

  • Признаки феодализма на Руси

  • Феодальная раздробленность имела два основных этапа

  • 2 вопрос: Общественный строй Новгородско-Псковской республики

  • 3 вопрос: .Государственный строй Новгорода и Пскова

  • история россии. Семинар по игпр 3 Государство и право Руси в период политической и государственной раздробленности (XII первая половина xivвв.) 4 часа


    Скачать 20.96 Kb.
    НазваниеСеминар по игпр 3 Государство и право Руси в период политической и государственной раздробленности (XII первая половина xivвв.) 4 часа
    Анкористория россии
    Дата15.10.2019
    Размер20.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаSeminar_po_IGPR_3.docx
    ТипСеминар
    #90292

    Семинар по ИГПР №3: Государство и право Руси в период политической и государственной раздробленности (XII - первая половина XIVвв.) 4 часа

    1 вопрос: Особенности политического и юридического развития отдельных русских земель в период государственной раздробленности.

    Феодальная раздробленность Руси оформилась к концу первой трети XII в., после смерти Великого князя Мстислава Владимировича Великого.

    Предпосылки феодальной раздробленности в Киевской Руси:

    1. Любеческий съезд князей, который постановил, что удельные князья полноправно управляют своими вотчинами независимо от воли Великого киевского князя;

    2. социально-экономические причины:

    • господство натурального хозяйства и расширение феодального землевладения;

    • рост экономического могущества местных феодалов;

    • развитие политического сепаратизма местных феодалов.

    Признаки феодализма на Руси:

    1. раздробленность на боярские вотчины и удельные княжества;

    2. отношения сюзеренитета и вассалитета: старший сюзерен – Великий киевский князь; далее – удельные князья; вассалы первого уровня – бояре и монастыри, которым принадлежали обширные земельные владения;

    3. сосредоточение в одних руках (княжеских и боярских) имущественных и государственно-властных полномочий;

    4. деление населения на 2 слоя: крупные землевладельцы и зависимое крестьянство.

    Феодальная раздробленность на Руси имела свою специфику, в частности этому способствовало татаромонгольское иго в XIII–XV вв.

    Феодальная раздробленность имела два основных этапа:

    • XII–XIII вв. (до татаромонгольского нашествия);

    • XIII–XV вв. (период ига Золотой Орды).

    В XII–XIII вв. на Руси сформировались три основных политических центра:

    • Галицко-Волынское княжество оказывало влияние на всю Южную и Юго-Западную Русь;

    • Новгородская феодальная республика – на Северо-Западную Русь;

    • Владимиро-Суздальское княжество – на СевероВосточную и Западную, а также частично Северо-Западную и Южную Русь.

    В XII в. в Новгороде сложилась аристократическая республика. Однако здесь был князь.

    Новгородский князь Ярослав Мудрый в начале XI в. в борьбе за независимость Новгорода сделал значительный шаг вперед, отказавшись платить дань Киеву.

    В Новгороде власть Великого князя осуществлялась посадником, избираемым из своих граждан, а не назначенным князем, новгородский архиепископ также избирался новгородцами.

    Новгородская земля включала в себя территорию Великой Русской равнины вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана.

    Земля Новгородская была обширна, но не удобна для земледелия, что повлияло на ее хозяйство. Здесь развивались рыболовство, солеварение, охота, торговля с Западной Европой.

    В XIII в. на развитие Владимиро-Суздальского княжества значительное влияние оказало иго монголотатар, но благодаря удаленности от южных границ в его центре возник новый политически сильный город – Москва.

    Территории Владимиро-Суздальского княжества охватывали всю территорию северо-восточных земель – от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу.

    Владимиро-Суздальское княжество было раннефеодальной монархией с сильным боярством. Особенность политической власти во Владимире: сюда перешел из Киева великокняжеский титул, так как все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха – от Юрия Долгорукого (1125–1157 гг.) и до Даниила Московского (1276–1303 гг.) – были Великими князьями.

    Владимир в 1300 г. стал центром православия, сюда была перенесена митрополичья кафедра, так как Киев прежний центр веры был разорен монголотатарами.

    2 вопрос: Общественный строй Новгородско-Псковской республики

    В Новгородско-Псковской земле основным экономическим фактором выступал капитал, а не земля, как в других землях и княжествах Руси. Этим объясняются и особенности общественного строя Новгорода и Пскова и необычная для средневековой Руси форма государственного правления.

    В Новгороде и Пскове, как и в других районах Руси, существовали светские и духовные феодалы. К духовным прежде всего принадлежали монастыри и высшие духовные иерархи: архиепископ, епископ, настоятели монастырей. Монастырское землевладение росло довольно быстро, многие светские феодалы передавали по завещаниям свои земли на помин души, часто монастыри покупали землю, были и случаи захвата ими земель. В то же время монастыри редко отчуждали свои владения, исключалось и дробление земель, свойственное светскому землевладению. Обширные земли давали Новгородской епархии значительные доходы, которые духовенство пускало в торговый оборот. Церковь объявила себя покровительницей торговли и являлась хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры.

    Самое крупное корпоративное объединение новгородского купечества ("Иванское сто") существовало при церкви Ивана Предтечи на Опоках. При церкви действовал и купеческий суд, разбиравший тяжбы по торговым делам. Там же хранились эталоны мер "локоть иванский", "гривенка рублевая", "скалвы (весы) вощаные" и пр. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках. Духовенство играло большую политическую роль в жизни республики и теснейшим образом было связано с боярством: крупнейшие бояре и купцы "ставили" церкви в Новгороде, встраивая в них помещения для хранения ценностей. В свою очередь, новгородские (и псковские) церкви и монастыри владели обычно, кроме отдаленных деревень, землями в пригородах, угодьями для рыбной ловли и пр. и сами вели торговлю через собственные торговые лавки в городе. Иногда лавки сдавали внаем. Новгородское духовенство имело право на так называемую "десятину" (от торговых пошлин и от вир и продаж -судебных штрафов), получало доходы от эксплуатации колониальных, зависимых народов.

    Развитие ремесел и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создать более демократический государственный строй, основой которого стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житъи (т.е. зажиточные) люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с «заграницей» («гостями»). Городское население делилось на патрициат («старейших») и «молодших» или «черных» людей. Последние подвергались жестокой эксплуатации как со стороны городских верхов, так и государства. Они платили налоги, несли повинности по ремонту дорог и мостов, городских укреплений, призывались в ополчение. Хоть они участвовали в вече, но должностные лица из их числа не избирались.

    Бояре, житые люди принадлежали к светским феодалам, так же к ним можно отнести своеземцев (земцы в Пскове).

    Отдельно стоит обратить внимание, на отличительную особенность новгородских бояр. Новгородские бояре - потомки родоплеменной знати, но их социальные функции были иными, нежели в Юго-Западной Руси. В XII-XIII вв. источником богатства новгородских «бояр» являлась дань с подвластного городу населения. На этом этапе они выступали как представители городской общины. В XIV в. - богатели уже за счет торговли. И лишь в XV в. - окончательно оформились как социальный слой, основным источников доходов которого была собственность. То есть стали боярами - феодалами.

    Основная часть населения города состояла из купцов и ремесленников. Верхушка купечества объединялась в закрытые корпорации (по типу западноевропейских гильдий), образующиеся вокруг той или иной церкви. Крупное купечество владело землями и примыкало по своему положению к феодальной аристократии. Ремесленники объединялись в цеха («слободы», «сотни»). Цеха имели менее четкую организацию, по сравнению с купеческими корпорациями. Богатые купцы и, видимо, наиболее состоятельные ремесленники были освобождены от повинностей в пользу государства. Основная же масса городского населения платила подать, несла повинности по строительству и ремонту городских построек, укреплении, дорог и т.д.

    Меньшей по численности частью являлись новгородские крестьяне. Одни владели крохотными участками земли, вероятнее всего - огородами.

    Что же касается основной массы населения Новгородской земли, то оно представляло собой охотников и рыболовов. Они проживали в лесу или на берегах многочисленных рек и озер в небольших деревнях. Процесс социального расслоения там шел крайне медленно.

    В силу природно-климатических условий, крепостное право в регионе было не рентабельным и поэтому не сложилось в полной мере. Конечно, все крестьяне Северо-западной Руси выплачивали Новгороду налоги, и находились в той или иной форме зависимости: источники называют такие категории крестьян как «половники», т.к. феодальная рента, которую им необходимо было платить, составляла половину их дохода. «Половники» - не крепостные в полной мере, но право перехода от господина к господину для них ограничивалось определенным сроком. В зависимости от характера хозяйства и вида феодальной ренты «половники» делились на «изорников» - пашенные крестьяне, отдававшие феодалу половину урожая, «огородников» - платившие оброк с огородничества и «кочетники» - с рыболовства), «смерды» - отбывашие повинность в пользу «Господина Великого Новгорода», «сироты» - монастырские крестьяне. «Смерды», как правило, жили общинами и подчинялись администрации.

    Наиболее бесправными среди крестьян были «закладники», попавшие в кабалу к феодалам в связи с разорением, тяжелой нуждой. Имелись и «холопы» (рабы), которые чаще всего использовались Холопы в Новгородской республике использовались чаще всего для обработки земель в феодальных вотчинах или в домашнем хозяйстве.

    Формой эксплуатации крестьянства в Новгородско-Псковской земле был натуральный оброк, а в XV веке наряду с этим видом появилась денежная рента.

    3 вопрос: .Государственный строй Новгорода и Пскова

    В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков также стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вечеглавных городов, т.е. собрание членов городских общин. Участие крестьян в вече не допускалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя их присутствие на вечевых собраниях Новгорода и Пскова допускалось.

    Функции веча как высшего органа власти в республиках были весьма многообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, архиепископа. Выборы происходили путем жеребьевки. На вече решался вопрос о призвании князя, оно же "указывало ему путь". Есть сведения и о том, что на вече вершился суд.

    Большую роль в новгородском и псковском республиканском управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшими должностными лицами в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий(в Пскове вместо него избирали еще одного посадника). Должность тысяцкого, происходившая от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же, где население было поменьше, 10 сотен не набиралось.

    Посадник избирался из знатных боярских фамилий и служил "пока люб". Будучи, по сути дела, главой республики, он председательствовал на вече, вел международные переговоры, контролировал действия князя, а во время войны руководил народным ополчением. Тысяцкий ведал прежде всего военными вопросами, возглавлял торговый суд. В пользу посадника и тысяцкого шел поземельный налог - поралье.

    Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Новгородцы добились, чтобы он назначался не митрополитом, а на вече (вече избирало трех кандидатов, какой из них займет должность - решала жеребьевка). Архиепископ (владыка) не только руководил новгородской епархией, но и выполнял светские обязанности: хранил казну и архив, вел дипломатические переговоры.

    Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором определялись условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем посадника. Он не мог смещать или назначать на должности, считавшиеся выборными. В договоре предусматривались и размеры вознаграждения князей, в частности дары от волостей, судные и проезжие пошлины. Князю, его жене и дружинникам запрещалось приобретать села в Новгородской земле, вести заграничную торговлю, не прибегая к посредничеству новгородских купцов. Несколько иным было положение князя в Пскове, где он мог назначать своих наместников в пригороды.


    написать администратору сайта