семинар 7,8. Семинар Социальная организация кочевого общества
Скачать 42.64 Kb.
|
Семинар 7. Социальная организация кочевого общества Система материального производства казахского кочевого общества. Расширенная и минимальная община. Маршруты кочевок. Социальная структура традиционного казахского общества. Эволюция статуса сословия казахских султанов. Формирование казахского чиновничества в системе местного управления. Трансформация социальной организации казахского кочевого общества: новые сословия(чиновничество, дворянство, почетное гражданство). Социальный инжиниринг казахского кочевого общества: обучение казахских юношей в кадетских корпусах, гимназиях и университетах Российской империи. Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование. Появление казахского купечества, торговцев. Оренбургское Мусульманское Духовное собрание и Казахская степь. Изъятие духовных дел казахов из муфтиата. Строительство мечетей и казахские муллы. Влияние просветительских идей джадидизма и открытие школ в Степи. Миссионерская деятельность религиозных конфессий в Казахской степи. Система материального производства кочевников-казахов представляла собой интегрально структурированную систему хозяйственных занятий и тесно связанную с ней систему социально-экономических отношений и социокультурных стереотипов. Но главную, стержневую и системообразующую роль в экономической стратегии жизнедеятельности казахского населения играло кочевое скотоводческое хозяйство. Оно определяло не только характер развития других хозяйственных занятий, но и динамику и ритм социальной истории, образ жизни, материальную и духовную культуру и т. п. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние – кыстау, весенние – коктеу, летние – джайляу, осенние – кузеу. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Функционирование кочевой общины в значительной мере опосредовалось посезонным ритмом выпаса скота. В зависимости от различий в характере кочевания в разные сезоны года в Казахстане сложилось два типа общины. В зимний, ранневесенний и осенний периоды получает развитие так называемая минимальная община, размеры которой (5—6 хозяйств) обычно соответствовали средней величине зимней отары овец (300—400 голов). Размеры общины в эти времена года определялись количеством скота, способного прокормиться на прилегающих к зимовке пастбищных угодьях и в максимальной степени зависели от продуктивности кормов на этой территории. Пастбищные участки, располагавшиеся в радиусе 2—4 км от зимовки, находились в собственности данной общины, которая являлась не только формой кооперации труда и самих индивидов, но и единицей землевладения и землепользования. Второй тип общины имел место в теплый период года, когда кочевники объединялись в более крупные хозяйственные группы преимущественно на основе интересов наиболее рационального обеспечения скота водой. Размеры расширенной общины определялись в этом случае не столько ее зависимостью от емкости пастбищных угодий, сколько от обеспечения животных водными источниками. Поэтому она обычно представляла собой объединение двух-трех минимальных общин. На основе общей потребности в урегулировании вопросов водопользования возникали отношения собственности на водные источники. В засушливых районах, где основными водоисточниками служили колодцы разной глубины, собственность общины на водные источники реализовывалась в виде права «первого использования», а в ландшафтных зонах с преобладанием источников естественного происхождения — по праву «первозахвата». Присваивая тот или иной источник, расширенная община фактически присваивала территорию вокруг данного водоема. Следовательно, она не только регулировала производственные процессы в сфере кочевого скотоводства, но и являлась субъектом землепользования. Социально-сословные отношения в казахском обществе, в рассматриваемое время были весьма своеобразными. Так, например, в казахском обществе существовали две сословные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение а социальный статус. Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие аксуйек (белая кость), в которые входили кожа и торе, не входившие в систему жузов. Торе - потомки Чингисхана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол. Они представляли самую влиятельную политическую силу казахского общества. Словом "султан" первоначально обозначалось собирательное понятие о верховной власти - владычество, господство, власть и правительство. Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Для не царствовавших потомков Чингисхана по мужской линии, употреблялся термин оглан и торе. К белой кости относились также к ожа, считавшиеся потомками первых проповедников ислама и пользовавшиеся большим авторитетом среди казахов, но их права, по сравнению с султанами, были ограничены. Сословие к ара с у йек (черная кость) было наиболее многочисленным. Для обозначения различных категорий простолюдинов, в отличие от султанов и ходжей, употреблялось несколько терминов: карачу, каракиши, шаруа, букара. Это были семьи, ведущие самостоятельное хозяйство, отстаивавшие свою независимость и свободу. В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это были бии и батыры. Бии исполняли административные, судебные и военные функции. Ими могли быть только те люди, которые хорошо знали обычное право и пользовались большим авторитетом среди народа. Бии при хане Тауке представляли интересы народа в курултаях и участвовали вместе с султанами в решении общегосударственных дел. Батыров выдвигало само время, время военных столкновений и внешних угроз. Отдельную сословную группу составляли "кул"- рабы. Рабы в основном были из числа военнопленных из других народов - туркмены, русские, кыргызы, ойраты. Они занимались самой тяжелой работой. Женщины "кул" занимались домашней работой. Само состояние неволи лишало раба преимуществ правоспособного человека, ставило его наравне с вещью, скотом. Раб не мог выступить в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Они не несли ответственность за преступления, за него несли ответственность его хозяева. Дела, касавшиеся рабов, не подлежали суду биев. Согласно "Жет i Жаргы", только владелец раба был властен над его жизнью и смертью. В целом, выраженной классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Казахское общество представляло собой строго иерархически организованную социальную структуру социальных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях. Султанское потомство в Казахстане было довольно многочисленно. Этому способствовало многоженство, сильно развитое среди влиятельных, богатых султанов. По данным 1846 г., в Восточной части Малой орды при общей численности населения около 19 тыс. кибиток насчитывалось 64 султанских хозяйств, в Средней части на 22 тыс. кибиток населения приходилось 100 султанских хозяйств. В Букеевской орде при населении в 15 тыс. кибиток было около 20 султанских семейств, состоявших из шести потомств. Приблизительно такая же картина наблюдалась и в других областях Казахстана. В истории Казахстана, как и среднеазиатских ханств, султаны играли исключительную роль в общественной, политической жизни страны и принадлежали, к наиболее богатой и влиятельной феодальной верхушке. Ханские должности замещались только султанами. Сила этой установившейся традиции была настолько велика, что даже при захвате власти в среднеазиатских государствах иными феодальными группами, их представители . не могли объявить себя открыто ханами. Так, например, в конце XVIII в. в трех ханствах — в Бухаре, Хиве и Коканде — власть в центре была узурпирована феодалами, не происходившими по мужской линии от Чингис-хана. Как отмечает академик В.. Бар-тольд, в течение определенного периода все эти правители, фактически захватившие власть, вынуждены были в силу установившегося, казавшегося естественным — порядка действовать от имени подставных султанов. Российское подданство принесло рационализацию административно-территориального деления казахского государства и его структуры управления. «Уставом о сибирских киргизах» от 22 июля 1822 г. царским правительством в казахском государстве был утвержден принцип административно-территориального разделения земель на округа, волости и аулы. Были основаны окружные города. Это законодательное установление имело следствием формирование нового чиновничьего аппарата власти. На смену родовому принципу управления пришло администрирование. Каналом рекрутирования в класс чиновников стала природная аристократия (ханы, султаны) и ее главная опора – бии. Первые чиновники оказались в двойственном положении: с одной стороны, они отвергали новое искусственное деление, оставаясь родоправителями на местах; с другой – отождествляли с ним свою власть, поскольку вместе со служебной карьерой они получали новые источники «кормления». Интересы выгоды взяли верх. С процессом обюрокрачивания родовой власти в казахском обществе происходила смена форм отношений личной зависимости. На смену узам кровного родства приходил клиентелизм. Он утверждался первоначально как особый род связи царской администрации, выступавшей в роли патрона, и нового управленческого класса – клиентелы для оказания взаимной поддержки и обмена услугами. Вместо ассиметрии «ак-суйек» и «кара-суйек» пришла ассиметрия «патрон-клиент». В Казахской степи дворянство получали в основном султаны, бий, старшины, выполнявшие административно-управленческие функции. Казахское дворянство, несмотря на малочисленность, имело не только социально-правовое преимущество, но и могло наследовать землю. Их имена вносились в Бархатную родословную книгу. В этот период были зачислены в сословие потомственного дворянства России — султаны Сибирского ведомства: Турсун Чингизов, Коныр-Кулджа Кудаймендин, Мандай Токтамышев, Жалгары Байтокин, Султангазы Букейханов и другие, Дербисали Беркимбаев, Баймухамед Айшуаков и другие в Оренбургском ведомстве, а в Внутренней орде — Жангир хан и его сын Ибрагим-Чингиз Букейханов с титулом князя, султан Сейтхан Жантурин, Мухамбетжан Бекмухамбетов и другие. Одним из факторов формирования дворянских сословий в казахском общесте в ХІХ веке является процесс распространения русского образования. В этот период дети казахов принимались на учебу в Оренбургское Неплюевское военное училище (с 1825 г.), однако, в этом заведении обучались лица, лишь с приграничных регионов Казахстана. Для обучения детей нерусских народов открылась Азиатская часть Оренбургского училища. Русский исследователь И. В. Васильев описывает три этапа распространения русского образования в Тургайской области. Первый этап, 1824–1868гг. — это случайные хождения казахских детей в русскую школу; второй этап, с внедрением Временного положения от 21 октября 1868 года, формирование начального образования и открытие школ в областях, где выпусники могли продолжить дальнейшее обучение в сельско- хозяйственных школах, гимназиях и университетах; третий этап, после введения Положения от 26 марта 1891 г., расширение начального образования и открытие 2 классных училищ и женских гимназии В 1844 г. Неплюевское военное училище было преобразовано в Неплюевский кадетский корпус с двумя эскадронами: европейским и азиатским, с зачислением в интернат по 100 учащихся в каждом эскадроне. Русские власти были заинтересованы в завершении образования с казахской молодежью и приобщения их к деятельности функционеров Степи. Хорошо окончившим курс обучения детям простого происхождения давали чин хорунжего, выпускникам со слабыми показателями — чин зауряд-хорунжего, детям султанов, имеющим положительные результаты, — чин сотника, отрицательные — чин хорунжего . Выпускникам кадетского корпуса выдавались направления на занятие различных должностей в системе Российского административного управления Степью. Формирование казахской интеллигенции: социальный состав, образование, деятельность. Казахская национальная интеллигенция начала складываться задолго до революции Октября 1917 г. Ее численность и структура, уровень образовани я и подготовки определялись общественным строем и условиями жизни. По неполным данным, в дореволюционном крае насчитывалось 3 тыс. учителей, 590 специалистов сельского хозяйства, 244 врача, 393 средних медицинских работника. Новое поколение казахской интеллигенции как социальная общность сложилось из выпускников профессиональных учебных заведений России, национальных окраин, в том числе Казахстана, а также дальнего зарубежья. Ее отличали такие качества и свойства, как мобильность, открытость ко всем инновационным веяниям, широта кругозора, жажда знаний, хорошая осведомленность о событиях и процессах в мире. Так, в 80-е годы ХІХ века высокоодаренный юноша Наурызбай Таласов, известный в северном регионе как Науан Хазрет, обучался в высшей духовной семинарии в Бухаре, прошел стажировку в Багдаде. Став муллой Кокшетауской соборной мечети, много труда вложил в культурно-нравственное развитие соплеменников, открыл медресе с интернатом. Его помощником по медресе был Шаймерден Кощегулов, избранный депутатом Государственной Думы России І и ІІ созывов. Выпускник Омского технического училища (1890 г.) и Санкт-Петербургского императорского лесного института (1894 г.) А.Букейханов стал лидером либерально-демократического движения в Казахстане, своей неутомимой деятельностью вошел в когорту политической элиты России. Незначительное количество специалистов дали средние специальные учебные заведения края. Накануне первой мировой войны в 7 учебных заведениях по медицине, просвещению и сельскому хозяйству обучались 352 человека. Политические изменения, происходящие в обществе в начале XX века, привели к заметной активизации общественно-политической жизни в Казахстане. Казахская интелигенция пыталась добиться равноправия казахского народа в составе империи. Она искала пути возрождения казахской государственности. Огромный вклад в развитие общественно-политического развития казахского общества в начале XX века внесли такие личности, как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Ду-латов, М. Тынышпаев, М. Шокай, Х. Досмухамедов, Ж. Досмуха-медов, О. Альжанов и многие другие. Ими же было воспитано молодое поколение будущих деятелей алашского движения: М. Жу-мабаев, С. Садвакасов, К. Кеменгеров, Ж. Аймауытов, М. Ауэзов, А. Сеитов, Х. Болганбаев и другие. Казахские общественные деятели публиковали свои статьи в изданиях крымских татар «Таржиман», волжских татар — «Ихтисад», «Шора», «Уакыт» и «Жулдыз». Они критиковали политику царской администрации по массовому изгнанию казахов с веками насиженных земель. Авторы статей выступали против попыток христианизации местного населения, вытеснения родного языка. Рост численности купечества наблюдается с первой половины девятнадцатого столетия, что связано с ростом торговых оборотов. В тоже время удельный вес купцов в составе всего населения оставался незначительным. Особую трудность вызывает вопрос о финансовом статусе купца, так как данная группа предпринимателей по возможности стремились скрыть свой капитал, чтобы избежать различных повинностей, которые должны были исполнять разные гильдии. Поэтому капиталов объявлялось в 2-3 раза меньше, чем насчитывалось самих капиталистов. Подавляющая часть купечества проживало в городах. В первой половине XIX века большинство купцов приходились на города Петропавловск и Семипалатинск. Эти города играли определяющую роль в развитии торгово-промышленной деятельности края. Еще одной тенденцией можно назвать появление наряду с мелкими купцами местного купечества 1 и 2 гильдии. В городах Омск, Петропавловск, Усть-Каменогорск насчитывалось 88 капиталов на сумму 932000 рублей /1/. В начале 50-х годов в городах и селениях Семипалатинской области насчитывалось 125 капиталов, в том числе 1 гильдии - 1, 14 - 2 гильдии и 3-я гильдия включала иногородних. В 1864 году в Семипалатинске производили торговлю 109 иногородних и 381 местных купцов, в числе последних (купцов 1 гильдии - 3 человека, 2 гильдии - 378). В это же время в Петропавловске проживало 6 купцов 2 гильдии и 39 третьей гильдии. /2/ Во второй половине XIX века были приняты ряд поощрительных мер к развитию торговли в Казахстане, так в 1872 году купцы и мещане города Акмолинска были освобождены от платежа гильдейских пошлин и государственных повинностей. В октябре 1873 года по предоставлению Семипалатинского губернатора в Главное управление Западной Сибири рассматривался вопрос относительно беспошлинной торговли Семипалатинских купцов в Зайсанском посту. В 1876 году вышел закон о торговых правах купцов Омска, Петропавловска, Семипалатинска, Павлодара, Усть-Каменогорска. Это открыло доступ в купеческие гильдии крестьянству, мещанским и инородческим сословиям, численность лиц, связанных с торговлей значительно возросла. В марте 1876 года, в Распоряжении Министерства финансов и Департамента торговли и мануфактур, – губернатору Западной Сибири сообщалось: «Отменить льготу, предоставленную купцам городов Омска, Петропавловска, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Павлодара по производству розничной торговли в степных уездах Акмолинской и Семипалатинской областей с 1 января 1877 года». Что сказалось на численности купцов, например: в 1872 году в Акмолинске насчитывалось 83 купца (1 гильдии- 3, 2- 58, иногородних купцов 2 гильдии- 22), а в 1889 году, всего – 46 (2 гильдии- 15, иногородних- 31). Факт снижения количества и качества купцов, видимо, связан с правительственными мероприятиями по регулированию коммерческой деятельности. Оренбургское Мусульманское Духовное собрание и Казахская степь. Изъятие духовных дел казахов из муфтиата. Строительство мечетей и казахские муллы. Влияние просветительских идей джадидизма и открытие школ в Степи. Первые мечети на территории Казахской степи, вошедшей в состав Российской империи, стали появляться в конце XVIII в. Их возникновение, как правило, было обусловлено характером протекторатно–вассальных отношений, а также темпами социально-экономического развития приграничных населенных пунктов. ОМДС активно было привлечено к процессу регламентации мечетей и молитвенных домов у казахов только в 1820-е гг. Произошло это после реформ по отмене ханской власти и созданию новой системы управления в 1822–24 гг. Духовное собрание должно было осуществлять надзор за открытием и функционированием мусульманских культовых зданий, следить за соблюдением местным населением правительственных постановлений, регламентировавших порядок открытия мечетей, и, таким образом, регистрировать новые мусульманские общины.На ОМДС возлагалось важное обязательство – обеспечивать административные и правительственные инстанции сведениями о количестве и состоянии мечетей у казахов. В силу того, что муфтиат не принимал окончательных решений по вопросам сооружения и закрытия мечетей, а также не имел возможности производить инспекцию в казахских регионах, статистические данные не отличались объективностью. В расчет, как правило, не бралась численность молитвенных домов. Их открытие, по причине отсутствия в имперском законодательстве каких-либо специальных указаний, в основном было результатом частного решения, которое достигалось вследствие соглашения между ОМДС и губернским начальством. Семинар 8 Народно-освободительная борьба казахского народа против колониализма Участие казахов в восстании Е. Пугачева. Восстание Кок-Темира. Народно-освободительное движение в Младшем жузе под руководством батыра Сырыма Датова, Движение султанов Каратая и Арынгазы (1816-1821гг.). Протестное движение старшины Жоламана Тиленши (1822-1824гг.). Восстание казахов в Букеевском ханстве под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836-1838 гг.): движущие силы, характер, этапы восстания, его значение. Движение султанов Касыма Абылайханова, Саржана Касымова на территории казахов сибирского ведомства. Народно-освободительное движение казахов под предводительством султана Кенесары Касымулы (1837-1847 гг.): движущие силы, ход, основные этапы и причины поражения. Хан Кенесары в исторической литературе. Восстания Джанходжи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Причины, характер и ход восстаний казахов в Тургайской и Уральской областях (1868-1869 гг.) и Мангыстау (1870 г.) Недовольные колониальной политикой царской власти в земельных вопросах казахи Среднего жуза, а особенно Младшего жуза, присоединились к крестьянскому восстанию под предводительством Е. Пугачева. Распространенный в стихийном порядке среди казахов Младшего жуза манифест Пугачева привлек казахов к восстанию. Казахи были крайне недовольны тем, что плодородные земли на правом берегу Яика, Иртыша раздали русским и казакам, а запрет на приближение казахов на территории, где стояли крепости вовсе вызвали гнев и ярость народа. А Пугачев обещал угнетенной народной массе «обеспечить всех землей». В 1785 г . отряды Сырыма Датова напали на крепость Сахарную. Однако орудийными выстрелами повстанцы были отброшены от крепости. С начала 90-х годов X V III в. движение приобретает характер восстания. В своем донесении на имя Екатерины II, Сырым указывал на то, что атаман уральских казаков. В ответ на это казахи стали нападать на отдельные участки Уральской линии. Новый глава оренбургской администрации А. Пеутлинг начал действовать решительно - постоянно посылая отряды в степь для наказания повстанцев, тем самым усиливая колониальную политику. В такой обстановке старшины требовали от царского правительства отстранить хана Нуралы от власти и построить управление Младшим жузом по основной системе, разработанной оренбургским губернатором О.А. Игельстромом. Суть ее состояла в том, что управление Младшим жузом должно было осуществляться Пограничным судом в Оренбурге. Жуз делился на три части: Алимулы, Байулы, Жетыру, где учреждались главные расправы с судебными функциями во главе с председателями, двумя заседателями из знатных старшин. Однако распространить <реформу>Игельстрома на весь жуз не удалось, так как вся полнота власти находилась в руках старшин, к тому же отмена ханской власти могла вызвать нежелательные для царизма последствия. Новый подъем движения начался к середине 90-х годов. Весной 1796 г . был убит хан Есим, атакованы несколько крепостей, форпостов. Но преследуемый карательными отрядами, потерявший значительную часть своих сподвижников С.Датов вынужден был откочевать в пределы Хивинского ханства, где и умер в 1802 г . Так окончилось одно из крупных национальных движений в истории казахского народа, носившее народно-освободительный характер. Оно имело большое историческое значение, так как в ходе этого восстания было приостановлено продвижение России на запад казахского ханства. Во-вторых, казахи получили возможность вернуться на земли между Уралом и Волгой, запрещались также набеги уральских казаков в казахскую степь. Движение Арынгазы Абулгазиева — национально-освободительная борьба части казахов Младшего жуза под руководством Арынгазы Абулгазиева против колониальной политики Российской империи. Главной целью Движение Арынгазы Абулгазиева было освобождение казахских земель и восстановление института ханской власти. В апреле 1810 года султаны и родоправители Младшего жуза избрали его своим ханом. Движение Арынгазы Абулгазиева ставило задачей создание сильного централизованного государства путём объединения казахских родов Младшего и Среднего жузов. В результате Движение Арынгазы Абулгазиева власть официального хана Ширгазы, утверждённого царским правительством, стала номинальной. Покровительствуя торговле с Бухарой, Арынгазы добился официального признания его ханом со стороны бухарского эмира. Переговоры с царским правительством по вопросу признания его ханом не дали результатов. В 1820 году восставшие напали на аулы Ширгазы. В 1821 году Арынгазы был вызван в Петербург. Отправившийся туда в надежде добиться утверждения себя ханом Арынгазы по дороге был задержан и сослан в Калугу. Царская администрация стремилась избавиться от влиятельного и авторитетного Чингизида и отменить институт ханской власти В 1835 году вспыхнуло новое восстание. Оно было напрямую связано с очередным захватом Российской империей огромного земельного массива между Орской и Троицкой крепостями. К восставшим присоединились казахские роды Младшего и Среднего жузов – жагал-байлы, жаппас, алшын, аргын и кыпчак. Восставшими снова руководил народный герой, батыр Жоламан. Позднее лидер повстанцев присоединился к восстанию Кенесары Касысулы. Движение Жоламана Тленшиулы имело яркое выраженный антиколониальный характер. В силу локальности и малочисленности участников данное движение было обречено на неудачу. В то же время оно сыграло заметную роль в назревании нового крупного восстания под руководством Кенесары Касысулы. Образование Внутренней Орды или Букеевского ханства относится к 1801 году. Ханство располагалось в низовьях междуречья Урала и Волги. Царское правительство пошло на такой шаг с целью разрядить обстановку в Младшем жузе, так как борьба против колониальной политики России приобретала ярко выраженный характер. Политика, проводимая ханом Жангиром и местными органами царской администрации, привела к резкому усилению ханского и колониального гнета, к массовой узурпации аульно-общинных земель знатью: 2/3 земли перешли в частное владение к казахским феодалам и русским помещикам, 400 тыс. десятин земли - хану Жангиру. Неравномерное распределение земель и пастбищ вели к серьезному расстройству хозяйственной жизни, к падению экономического потенциала аульных коллективов, к увеличению числа обедневших и бедняцких хозяйств. Отличительные черты наблюдались и в политическом строе Букеевского ханства. Все родоначальники из числа близких хану людей назначались царской администрацией. Судебная власть находилась в руках хана, биев - членов ханского совета и 10 султанов - ханских депутатов, составлявших аппарат управления. Совещательный орган состоял из 12 биев и 12 старшин в качестве есаулов, для выполнения различных поручений. Такая система управления была создана для обеспечения интересов царских властей. В условиях углубляющейся колониальной политики во Внутренней Орде произошло восстание казахских шаруа, носившее антиколониальный характер, которое возглавил старшина рода берш Исатай Тайманов и его соратник поэт - Махамбет Утемисов. Основной социальной базой и движущей силой освободительного движения были трудящиеся кочевники-шаруа, то есть крестьяне. Летом и осенью 1837 года началось наступление повстанцев на проханские аулы. В октябре 1837 года началась осада ханской ставки, число повстанцев было более двух тысяч человек. Для подавления восстания были направлены крупные карательные силы из Кулагинской, Горской крепостей, из Уральска, Астрахани, Оренбурга, всего численностью более тысячи человек, которых возглавлял подполковник Геке. На рассвете 15 ноября 1837 года в урочище Тас-Тюбе произошло сражение между повстанцами и карателями. Сказалось превосходство отряда карателей в вооружении, повстанцы потеряли около ста человек и были рассеяны. Руководителям восстания удалось спастись. При этом, за поимку Исатая Тайманова было объявлено вознаграждение 500 рублей серебром. К весне 1838 года Исатай и Махамбет собрали довольно значительные силы. Для подавления восстания были направлены новые отряды. Последнее сражение произошло 12 июля 1838 года в междуречье Ак-булак и Кыил. Повстанцев было всего 500 человек, в этом бою они проявили настоящий героизм и мужество, но силы были слишком неравными и восставшие были разгромлены, а их руководитель Исатай Тайманов убит. Так закончилась освободительная борьба казахов Букеевской Орды, имевшее антиханскую и антиколониальную направленность. Хотя повстанцы потерпели поражение в силу того, что движение было локальным и ограниченным, оно имело огромное значение, так как восставшие подняли знамя борьбы против угнетателей на новую ступень. В борьбе против России Кенесары выступал сначала как продолжатель политической линии своего отца Касыма и брата Саржана, убитых кокандским ханом. После убийства Саржана (1836) и Касыма (1840) союз с кокандцами для Кенесары стал невозможным. Он искал других союзников в лице бухарского хана, киргизов и др. В основе действий Кенесары против Российской империи было стремление сохранить власть, остановить её продвижение в глубь степи, разрушить построенные на казахской земле русские крепости и остановить возведение новых. Прежде, продолжая дело своего отца, Кенесары пытался решить проблемы, возникшие между Казахским ханством и Россией, дипломатическим путём. Сохранилось несколько писем Кенесары российским властям — императору Николаю I, Оренбургским генерал-губернаторам В. А. Перовскому и В. А. Обручеву, Сибирскому генерал-губернатору П. Д. Горчакову. Понимая военное и численное превосходство русских войск, Кенесары тщательно готовился к военным действиям. Его военные отряды постоянно проходили боевую подготовку, были привлечены беглые русские и иностранные мастера оружейного дела[4]. Исчерпав мирные средства решения казахско-русских противоречий, Кенесары начал военные действия, которые охватили большую часть казахских земель и родов. В мятеже, кроме родов Среднего жуза, приняли участие роды Младшего жуза — шекты, тама, табын, алшын, шомекей, жаппас и др., роды Старшего жуза — шапырашты, уйсуны, дулаты и др. В военных битвах казахов против регулярных российских войск вместе с Кенесары самоотверженно сражались такие известные батыры, как Агыбай, Иман, Басыгара, Ангал, Иман Дулатулы, Жанайдар, Жеке, Саурык, Сураншы, Байсеит, Жоламан Тиленшиулы, Бугыбай, Бухарбай и др.[4] Широкую известность в Степи Кенесары получил в 1837 году, когда его отряду удалось успешно провести операцию по захвату каравана, шедшего из Петропавловска в Ташкент в сопровождении конвоя из 55 казаков во главе с хорунжим Алексеем Рытовым[6]. Небольшой отряд казаков под командованием Рытова попал в окружение восставших, однако смог отразить нападение казахов. В кровопролитном сражении казаки убили 50 нападавших, захватили одно знамя, 33 пики, 9 ружей, 5 сабель и 10 ятаганов, потеряв при этом 27 человек убитыми. По русским донесениям было убито до 350 мятежников[7]. Опасения новых набегов вынудили русских привести пограничные линии в боевую готовность. Дестабилизация обстановки в Казахстане заставило П. Д. Горчакова принимать соответствующие меры, стремясь координировать свои действия с оренбургским генерал-губернатором В. А. Перовским. Это было необходимо, так как Кенесары Касымов от преследовавших его сибирских отрядов уходил на территорию казахов Оренбургского ведомства[8]. Активные военные действия Кенесары начал весной 1838 года осадой Акмолинского укрепления. Затем восставшие переместились в район Тургая, где к ним присоединились участники разбитой армии Исатая Тайманова Серьезную опасность действия Кенесары представляли для торговли России со среднеазиатскими государствами. В связи с этим предпринимались меры по охране купеческих караванов отрядами казаков. Летом 1838 года по распоряжению П. Д. Горчакова из приказов посылались партии казаков по 50 чел. в места наиболее вероятного появления Кенесары, между Кокчетавским, Уч-Булакским, Акмолинскими приказами были усилены пикеты и разъезды. Несмотря на это, караваны постоянно подвергались нападениям и жестоко грабились. Для преследования сторонников Кенесары и возвращения на места пребывания откочевавших аулов в июне 1838 года на реке Мокур-Тургай был отправлен отряд войскового старшины Карбышева и из Акмолы отряд полковника Щербачева, хотя последний вынужден был повернуть на Актау.Одновременно с борьбой против русских войск, Кенесары вёл боевые действия против Кокандского ханства. В августе 1841 года восставшие осадили и взяли кокандские крепости Созак, Жана-Курган, Ак-Мечеть, Жулек. Одержанные победы над кокандцами способствовали расширению армии Кенесары[9][10]. Зимой 1843―1844 годов сибирские казаки совершили крупный поход против Кенесары, после того как стало известно местоположение его ставки у слияния рек Кара-Кенгир и Сары-Кенгир. 27 февраля 1844 года русский отряд под командованием есаула Рыбина напал на ставку Кенесары и разгромил поселения казахов. В плен была захвачена жена Кенесары Кунимжан, а также его личные вещи, но самого хана в поселении не было. На обратном пути отряд был окружён казахами, но прорвался без потерь[7]. Кенесары не вступал в бой с крупными русскими отрядами, маневрируя по степи и изматывая русских. В июле 1843 года русский отряд из 200 человек под командованием войскового старшины Лебедева настиг Кенесары у реки Иргиз, но казахский хан ушёл от сражения. В августе 1843 года против Кенесары из крепости Сахарная выступил отряд из 5 000 человек под общим командованием полковника Бизянова, вместе с ага-султанами. Другие отряды, сформированные в Западно-Сибирском генерал-губернаторстве, выступили из Омска, Петропавловска и Каркаралинска. Русским отрядам удалось разбить отряд Наурызбая, однако обнаружить Кенесары не получилось. В 1844 году против Кенесары действовала экспедиция генерала Жемчужникова. Со стороны Оренбургского губернаторства был сформирован отряд из преданных русскому правительству казахов, со стороны Сибирского генерал-губернаторства были сформированы 2 отряда: один, под командой есаула Лебедева в составе 250 человек при двух орудиях, а другой, под командой сотника Фалилеева, в составе 150 казаков. Однако русские отряды не смогли соединиться вовремя и отряду Лебедева пришлось возвращаться в Орск. Кенесары удалось нанести поражение отряду казахов Ахмета Джантюрина. Остатки отряда соединились с отрядом генерала Жемчужникова. 22 августа 1844 года русские отряды достигли Мугоджарских гор, однако Кенесары ушёл из окружения. Ничего не добившись русские отряды вернулись на Сибирскую линию. Бесполезность военных экспедиций вынудила российскую власть перейти к тактике закрепления территорий путём строительства городов и соединения Сибирской и Оренбургской линий. Для этих целей были построены: Новопетровское (ныне Форт-Шевченко — 1846), Уральское (ныне Иргиз — 1846), Оренбургское (ныне Тургай — 1846), Раимское (1847) и Капальское (1847) укрепления. Продвижение русских укреплений вынуждало Кенесары откочёвывать всё южнее. На совете Кенесары принял решений покинуть районы Тургая и Иргиза, откочевав в земли Старшего Жуза, где продолжил борьбу против Кокандского ханства Восстание под предводительством Есета Котибарова, влиятельного бия рода шекты, проходило в Младшем жузе вблизи северного побережья Аральского моря. Есет не поддержал Кенесары Касымова, не веря в его победу. В борьбе против России он надеялся на помощь Хивинского ханства. В 1848 году намеревался при поддержке хивинского хана разгромить Уральскую крепость. Задержание Есета Котибарова было поручено султану-правителю Арыстану Жанторину. Ранним утром 8 июля 1855 года отряд Есета внезапно атаковал лагерь султана Жанторина, который был убит вместе со своими приверженцами. В 1858 году аулы Котибарова подверглись разгрому, и ему удалось скрыться среди туркменских кочевий. В сентябре 1858 года преследуемый карателями Есет Котибаров в урочище Шошкаколь сложил оружие и согласился перейти на службу колониальной администрации. Реформы 1867 - 1868 гг. усилили колониальную зависимость казахской степи. На постройку крепостей изымались земли кочевников, увеличивались налоги, усилилось административное давление. Все казахские земли были объявлены государственной собственностью. Размер покибиточного сбора в 1857 г. в Оренбургской степи составлял 1 рубль 50 копеек серебром, а после реформы составил 3 рубля 50 копеек. Эти обстоятельства послужили причинами восстаний. В 1868 - 1869 гг. восстания охватили Уральскую и Тургайскую области, в 1870 г. - Мангыстау. Поводом для выступлений послужил выезд организационных комиссий в степь для проведения в жизнь положений реформ. Воставшие требовали избавить их от податей, сохранить свободу перекочевок, отменить продажу земли, ликвидировать принцип назначения уездных начальников. Восстание носило антиколониальный и антифеодальный характер. С марта по июнь 1869 г. было совершено 41 нападение восставших на аулы султанов, биев, волостных и аульных старшин. |