Главная страница
Навигация по странице:

  • Общие признаки для всех социальных институтов

  • Семья

  • Социальный тип личности

  • Э. Шпрангером

  • Этапы социализации личности

  • Механизмы социализации

  • Основные средства социализации

  • В социологии исследователи выделяют две основные формы социализации

  • Ненаправленная социализация

  • Дж. Мида

  • Естественный статус личности

  • Профессионально-должностной статус

  • Социология 2. Семинар Социальные институты и организации


    Скачать 51.94 Kb.
    НазваниеСеминар Социальные институты и организации
    Дата08.01.2022
    Размер51.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология 2.docx
    ТипСеминар
    #325920

    Задание на 3 семинар «Социальные институты и организации».

    1. Определение и признаки социального института

    2. Функции социальных институтов

    3. Образование как социальный институт. Специфика функционирования и развития образования как социального института в России: проблемы и перспективы.

    4. Российская семья как социальный институт и малая группа»: проблемы и перспективы

    «Личность и ее социализация».

    1. Понятия «человек, индивид, личность». Структура личности.

    2. Типологии личности в социологии.

    3. Содержание, механизм и основные этапы социализации.

    4. Агенты и формы социализации. Ресоциализация, десоциализация.

    5. Социальный статус и социальная роль. Ролевые конфликты

    6. Девиация: понятие и виды.

    1. Определение и признаки социального института

    Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Социальные институты: армия, семья, образование, государство.

    Армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья является социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества и т.д. Государство как институт политической жизни общества регулирует взаимоотношения людей с государством и официальными властными структурами, защищая интересы своих граждан и власти. Образование как социальный институт удовлетворяет потребность в знании, которое определяет не только свою ценность, но и социальный статус человека в обществе.

    В соответствии с основными потребностями человека можно назвать и основные социальные институты, которые эти потребности удовлетворяют:

    • экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры);

    • политические (вся система государственных и политических органов и организаций);

    • культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество);

    • семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);

    • здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма);

    • информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации).

    Каждый социальный институт имеет: цель своей деятельности; набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам; систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов; конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.

    Общие признаки для всех социальных институтов:

    • наличие специально созданных учреждений (организаций), в рамках которых действуют социальные институты;

    • наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;

    • наличие набора социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется поведение граждан в соответствии с интересами общества;

    • существование системы ценностей, связанных с идеологией;

    • использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.

    2. Функции социальных институтов

    Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.

    Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.

    Регулятивная функцияФункционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.

    Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.

    Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

    3. Образование как социальный институт. Специфика функционирования и развития образования как социального института в России: проблемы и перспективы.

    Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

    Главная функция системы образования — накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент — образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

    Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

    стали готовить учителей специально;

    подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;

    сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);

    школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

    Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы — удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

    Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

    Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.

    Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

    Понятно, что дальнейшее развитие сферы образования зависит во многом от позиции государства, его социальной политики, реального признания (не на словах, а на деле) приоритетности этой сферы. Но многое может делаться и в конкретных образовательных институтах, образовательных учреждениях и учебных заведениях. Нужен активный поиск современных социальных и педагогических технологий развития образования. Прежняя традиционная позиция - ожидание указаний сверху - вряд ли сегодня принесёт успех. Проблема состоит в том, чтобы изучать, знать потребности субъектов образовательного процесса и создавать благоприятные условия для их удовлетворения.
    4. Российская семья как социальный институт и малая группа»: проблемы и перспективы

     Социология понятие «семья» рассматривает одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

    Семья как малая группа - это объединение людей, основан­ное на браке, кровном родстве, связанных общностью быта, вза­имной помощью и взаимной ответственностью.

    Семья как социальный институт - это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения ме­жду супругами, родителями, детьми и другими родственниками.

    Семья как социальный институт, реализует функцию само­сохранения общества.

    Создание семьи - одна из фундаментальных потребностей человека.

    Проблемы семьи представляют интерес, как для специалистов, так и для неспециалистов, т.к. эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

    Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социальные функции в обществе и по этой причине государство и общественные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

    Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных услуг решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений. Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в различных социальных системах. К одной из основных социальных проблем семьи можно отнести резкое омоложение браков. Нижняя планка юридического брачного возраста достигла 16 лет. Средний брачный возраст составляет 19-21 год. Статистика также показывает, что 40% молодых семей в возрасте до 24 лет распадается через год-два после женитьбы. В целом распад семей на сегодняшний день составляет 76-78% ежегодно. Таким образом, распад семей является самой серьезной социальной проблемой. [11]

    Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины:

    - Пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Но тогда по этой причине разваливалось до 50% семей, сегодня по этой причине распадается 80% семей.

    - Неблагоприятные жилищные и бытовые условия. (В советский период эта причина занимала 4-е место среди социальных причин)

    - Несогласие с традиционным распределением ролей в семье. Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы.

    - Низкий уровень культуры семейно-брачных отношений

    - Повышение взаимной требовательности супругов друг к другу (Эту причину специалисты обычно называют в последнюю очередь)

    Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе. В реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные причины тесно взаимосвязаны.

    Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов.

    Надо отметить, что объективной социальной причиной ухудшения семейно-брачных отношений является и низкий уровень социальных услуг, социальной работы с семьями.

    Проблемы семьи, имеющей детей, склонных к употреблению наркотических веществ.

    Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, а также и для неспециалистов, так как эти проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни населения и благополучия общества.

    Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества. Семья выполняет важные социалььные функции в обществе, и по этой причине государство и общетсвенные организации объективно заинтересованы в том, чтобы создавать необходимые условия, проводить социальную работу, направленную на совершенствование семейно-брачных отношений и укрепление семьи.

    Было бы утопией считать, что высокий уровень жизни и социальных условий решит проблемы семейно-брачных отношений и предотвратит распад семей, разрешит другие проблемы семейно-брачных отношений.

    Статистика показывает, что в демократическом обществе при любом уровне жизни распад семей составляет 30%. При этом следует учитывать, что при одинаковой статистике мотивы распада семей, субординация этих мотивов, а также проблемы взаимоотношений в семьях имеют свои существенные различия в разных социальных системах. [12]

    2.2  Перспективы развития семьи

    Семья развивается и изменяется вместе с обществом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным его элементом. В настоящее время изменения социокультурных условий резко усугубляют противоречия между семейными и внесемейными отношениями, которые нередко определяются как «ценностный кризис семьи». Общество заинтересовано в духовно прочной семье, способной вырастить биологически и нравственно здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего поколения – это и здоровье нации в целом. Именно в семье формируются основы личности гражданина, его ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества.

    Семья еще до недавнего времени служила организующим началом в выполнении индивидом собственно основных семейных функций, являлась источником овладения человеком некоторых трудовых навыков и умений, что гарантировало успешную адаптацию в социуме. Результаты подробного рассмотрения состояния современной семьи не сводятся лишь к констатации того, что семья на рубеже XX-XXI столетий обладает иным набором характеристик, нежели семья прошлых эпох. Исследование семьи, ее места и роли в жизни индивида и общества, важно по следующим причинам: -история развития человечества показывает, что до сих пор ни одно общество не могло обойтись без семьи (пусть и примитивных ее форм) как исполнителя некоторых специфических социальных заказов социума; -семья уникальный и пока единственный социальный институт воспитания, воспроизводящий людей как носителей социальной, культурной , этнической информации; -ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека. Процессы успешной социализации и идентификации личности требуют стабильного ритма социальных отношений, предполагают долговременность межличностных отношений, направленность этих отношений не на индивидуалистические, например, гедонистические устремления, а на реализацию высоких социальных и духовных ценностей. Социальное сиротство, девиантное поведение, подростковые суициды, социальная и школьная дезадаптация, детская проституция, наркомания, алкоголизм, преступность – это неполный перечень наблюдаемых сегодня асоциальных явлений в обществе, происхождение которых обусловлено состоянием института семьи, и устранение которых, с другой стороны, возможно лишь с созданием полноценного института семьи. Этой практической, жизненно важной задачей в первую очередь и обусловливается требование серьезного научного и философского исследования семьи, включая и ее современную эволюцию. Семья и семейные отношения в исследовательских работах рассматриваются по нескольким векторам. Исторический путь развития форм брачно-семейных отношений как структуры, воспроизводящей человека как биологическую особь. Список наиболее значимых работ в этой области открывается работами И. Бахофена "Материнское право" (1861г.), Л.Моргана, Д.Мак-Леннана, Ф.Энгельса, Э.Вестермарка. Среди отечественных исследователей необходимо назвать в первую очередь Ю.И. Семенова, Л.А. Файнберга. В их работах глубоко и полно раскрывается исторический путь развития семьи, который рассматривается как часть эволюционного процесса мировой истории. Организация межполовых отношений всецело подчинялась необходимости продолжения рода. Это, по Бахофену, («Материнское право», 1861г.), и обусловило определение происхождения по материнской линии. Основные дискуссии того времени концентрировались вокруг вопросов, связанных с причинами, приведшими к строгому упорядочиванию брачно-семейных отношений, которые в конечном счете организовали отношения родства в патриархальную модель семьи. Бахофен полагал, что к такому развитию привели исключительно религиозные воззрения человека. Морган и Энгельс считали, что единобрачие утвердилось благодаря женщине. В сложившейся моногамной патриархальной семье сохраняется господство мужа над женой, ориентация на рождение детей, закрепление ответственности за домашнее хозяйство и воспитание детей за женщиной. Семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных , нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом. Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, и до сегодняшнего дня человечеством не разработан какой-либо иной институт, способный заменить семью в ее функции социализации и самоидентификации личности.

    1. Понятия «человек, индивид, личность». Структура личности.

    Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретенных качеств. К числу личностных особенностей не относятся генотипически или физиологически обусловленные, никак не зависящие от жизни в обществе особенности человека.

    Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «человек», «субъект».

    «Человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

    «Индивид» – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидами мы рождаемся).

    «Личность» – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

    «Субъект» – человек как носитель психической активности, познания и деятельности, источник активности, направленной на объект. Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения сознания, самосознания.

    «Индивидуальность» выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность воспринимается как неповторимая личность.

    Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация объединены системообразующими признаками: направленностью, активностью, саморегуляцией, эмоциональностью.

    Структура личности.

    Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: направленность, мотивации, темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции.

    Все эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности, выражают ее индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях.

    Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного су­щества, главные тенденции его поведения. Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

    Формы направленности: влечение, интерес, склонность, идеал, мировоззрение (пассивное мировоззрение – миросозерцание), убеждения, мораль, совесть.

    2. Типологии личности в социологии.

    Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

    Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

    Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.

    Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности.

    1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

    2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

    3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

    4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

    5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

    6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

    При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

    Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

    Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

    Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.

    Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

    Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

    Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

    Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

    В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

    Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

    Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

    Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную».

    Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

    Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

    Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе.

    Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. ХХ в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.

    Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

    В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.

    3. Содержание, механизм и основные этапы социализации.

    Социализация -- это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс, в данном случае, -- это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом - в данном случае механизмом социализации.

    Социализацию изучают психология, педагогика, социология, антропология и другие науки, обращая внимание на разные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология -- на образование, а социология -- на обучение и воспитание. Так, Т. Парсонс считает социализацию обучением (1) ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий».

    Функции социализации: 1) формирование и действие механизма трансмиссии культуры. Культурная традиция, культурное достояние общества переходит из поколение в поколение; это достояние аккумулируется, обогащается только благодаря тому, что предшествующие поколения передают последующим определенные идеи, правила, символы, а позднейшие поколения их принимают, осваивают;

    2) создается определенный уровень общественного согласия и порядка. Действия людей должны отвечать общественным ожиданиям, что гарантирует взаимную координацию действий, предопределяет то, что контакты и взаимодействия будут проходить без осложнений, ссор и конфликтов.

    Этапы социализации личности: Социализация -- многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.

    Обычно выделяют три этапа:

    • - дотрудовой -- детство, юность;

    • - трудовой -- зрелость:

    • - послетрудовой -- старость.

    От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей -- в семье, обществе, на производстве.

    Первый этап - время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

    Второй этап - период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме -- это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

    Третий этап -- «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

    На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. Но велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

    Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека.

    Механизмы социализации: По Г. Тарду существуют следующие механизмы социализации:

    • - Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные - руководителям. Моды, традиции и ритуалы основаны на подражании.

    • - Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.

    • - Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

    Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

    Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

    Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

    Третий (и главный) способ социализации -- это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.
    Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

    • 1) Язык - основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки

    • 2) Ценности - идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки,

    • 3) Нормы - усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.

    • 4) Навыки и умения - образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.

    4. Агенты и формы социализации. Ресоциализация, десоциализация.

    Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.

    Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности. Этапы социализации Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека: Детство Подростковый возраст или юность Зрелость Старость

    На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация.

    Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте. Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.

    Агенты социализации

    Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.

    Агенты социализации – это окружение человека, которое влияет на усвоение им социальных норм, общественных правил и ценностей.

    Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.

    Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.

    В социологии исследователи выделяют две основные формы социализации: Направленная; Ненаправленная.

    Направленная социализация (иначе ее называют стихийной) – это стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственно близком контакте со своим социальным окружением. Например, человек служит в армии, находясь в подчинении новым законам и правилам, и, по прошествии своей службы, он уже отмечает заново сформированные ценности, увлечения, умения и навыки, которые могут противоречить общим социальным нормам.

    Направленная социализация – это не просто процесс, а целая система способов воздействия, которая специально разрабатывается обществом, принадлежащими ему институтами и организациями. Главная цель направленной социализации – формирование личности согласно преобладающим в данном обществе идеалам, целям и нормам. Одним из способов направленной социализации является воспитание. Это планомерный и осознанный процесс, который оказывает воздействие на развивающуюся личность, на ее поведение, мировоззрение. Воспитание вырабатывает у нее конкретную систему понятий, принципов, ценностных ориентаций, которые затем определяют ее дальнейшую жизнь. Ненаправленная социализация (также ее называют стихийной формой, которая охватывает каждого человека на первых этапах жизни) детерминируется микросоциальной средой. Например, принципами и ценностями, которые поддерживаются ближайшими к индивиду родственниками, а также сверстниками. Нередко эта форма социализации имеет немало уже устаревших и неактуальных шаблонов поведения, а также очень стереотипное мышление, которое навязывается индивиду. Таким образом, помимо положительного действия она также может оказать и негативное, быть ущербной для формирования человеческой личности, социальной группы этой личности в целом обществе. поэтому очень важно в процессе социализации позволить человеку раскрыть свои творческие умения и навыки, дать ему свободу мыслить нестандартно, привносить свои идеи и мнения в общество. Отметим, что так же, как и ненаправленная социализация, направленная тоже не всегда ведет к положительному результату и воспитанию личности. Особенно это проявляется тогда, когда она используется в антигуманных целях, против человечества и человеческой воли. Например, в деятельности террористических организаций, многих деструктивных сект, насаждение фашистской или антисемитсткой идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию человеческой личности лишь в том случае, если она осуществляет свою деятельность согласно предписанным и принятым нравственным правилам и идеалам, а также соответствует моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократического общества.

    Процесс ресоциализации 

    Ресоциализация выделяется исследователями как самостоятельный процесс в структуре социализации. Она характерна исключительно для второго периода жизни личности и встречается только у взрослых. 

    Ресоциализацией называют возобновление процесса социализации под воздействием новых факторов, т.е. в новых условиях

    Выделяют три основные ситуации, из-за которых «запускается» процесс ресоциализации: 

    • попадание личности в «карцерные» учреждения (тюрьмы, военные училища, клиники для душевнобольных, медицинские учреждения, а также любые другие учреждения, в которых человек содержится изолированно от общества); 

    • обстоятельства крайнего напряжения, стресса (антропогенные факторы, природные катаклизмы, болезни, смерть и т.п.); 

    • смена социальных ролей.

    Иными словами ресоциализация случается тогда, когда человек вынужден адаптироваться к изменившимся условиям его социально-природной окружающей среды. 

    Ресоциализация бывает осознанной и неосознанной. Также выделяют такие виды этого процесса: 

    • базовая – меняются базовые ценности и установки личности; 

    • адаптационная – меняются только те ценности, благодаря которым облегчается процесс адаптации; 

    • идентификационная – меняются базовые ценности человека, но именно в случае приобретения новой идентификации; 

    • поверхностная – меняются не основополагающие, второстепенные ценности и установки личности. 

    Десоциализация в отличие от ресоциализации не является структурной частью социализации. По сути, это обратный процесс социализации. 

    Десоциализация представляет собой деградацию, распад личности, когда социализация индивидуума приобретает фрагментарный характер, становится антисоциальной, асоциальной

    В результате десоциализации личность, которая уже успела социализироваться, частично или полностью возвращается к доличностной форме, лишается отдельных личностных качеств. При этом из-за подобной деформации личности индивидуум может и вовсе быть исключенным из социума. 

    Причины десоциализации разнообразны, начиная от серьезных заболеваний, вплоть до утраты прежнего социального окружения. 

    Десоциализация и ресоциализация запускаются одинаковыми факторами, но результаты этих процессов кардинально противоположные

    Таким образом, ресоциализация и десоциализация являются противоположными процессами. Ресоциализация означает, что личность приобрела новые личностные качества, позволяющие успешно адаптироваться к новым условиям; десоциализация означает распад личности, исключение человека из общества.

    5. Социальный статус и социальная роль. Ролевые конфликты

    Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.

    В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

    Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.

    Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.

    Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль».

    Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

    Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

    Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.

    Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

    Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

    Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

    В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

    Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

    Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

    Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

    Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

    Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

    Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

    Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

    Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

    С понятием «социальный статус» тесно связано понятие «социальная роль».

    Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

    При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

    Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

    1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

    2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

    3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;

    4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

    5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

    Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

    С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

    С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

    Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

    В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

    1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

    2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

    3) оценка выполнения предписанной роли;

    4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

    Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

    6. Девиация: понятие и виды.

    Социальная девиация — социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе.
    Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным.
    Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определенных формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

    Виды социальных отклонений.

    1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной

    общности от норм культуры.

    2. Индивидуальные и групповые отклонения.

    · индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

    · групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре.

    3. Первичное и вторичное отклонения.

    Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.

    Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

    4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе:
    сверхинтеллектуальность.
    сверхмотивация.
    Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
    5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры.


    написать администратору сайта