Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (2/4)

  • Семинарско-практическое занятие № 1 по темам «Ощущение и восприятие» 1. Представьте краткую характеристику зрительных ощущений.

  • 2. Краткая характеристика восприятия пространства.

  • 3. Суть закона Стивенса .ЗАКОН СТИВЕНСА

  • 4. Практические задания. 1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики ощущения и восприятия.

  • 2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере

  • Ответы

  • Семинарско-практическое занятие № 2 по теме «Память» 1. Краткая характеристика Эмоциональная память.

  • 3. Исследования Г. Эббингауза.

  • 4. Практическое задание. Эссе по книге «маленькая книжка о большой памяти».

  • Семинарско-практическое занятие № 3 по темам «Мышление и речь» 1. Абстрактно-логическое мышление.

  • 3. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.

  • 4. Практическое задание. Диагностика по методике «Исследование обобщения как мыслительной операции»

  • Ответ

  • Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).

  • 4. Практическое задание. 1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков. а)

  • Реферат по общей психологии. 3.ОбщПсих_ШуановЕМ. Семинарскопрактическое занятие 1 по темам Ощущение и восприятие Представьте краткую характеристику зрительных ощущений


    Скачать 48.01 Kb.
    НазваниеСеминарскопрактическое занятие 1 по темам Ощущение и восприятие Представьте краткую характеристику зрительных ощущений
    АнкорРеферат по общей психологии
    Дата28.09.2022
    Размер48.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3.ОбщПсих_ШуановЕМ.docx
    ТипСеминар
    #703550

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
    Форма обучения: очно-заочная



    ВЫПОЛНЕНИЕ

    ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

    ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ (2/4)



    Группа 21П111в
    Студент
    Е.М. Шуванов


    МОСКВА 2022

    Семинарско-практическое занятие № 1

    по темам «Ощущение и восприятие»

    1. Представьте краткую характеристику зрительных ощущений.

    Ощущения — это простейший психический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств. Ощущения являются частью другого психического процесса — восприятия.

    Зрительные ощущения – ощущения цвета и света. Для зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор – сетчатку глаза.

    Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические и ахроматические – бесцветные. В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки – колбочки, чувствительные к различным зонам светового спектра. Световые лучи разной длины вызывают разные цветовые ощущения.

    Глаз чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм. Длина волны 680 нм дает ощущение красного, 580 – желтого, 520 – зеленого, 430 – синего, 390 – фиолетового цветов. Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета.

    Центральная нервная система человека обладает способностью классифицировать распределение световой энергии, попадающей в глаз. Цвет – это психическое явление, а не свойство электромагнитной энергии, это ощущение человека, вызываемое различной энергией.

    Существует трехкомпонентная теория цветного зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает у нас в результате работы лишь трех цветовоспринимающих рецепторов – красного, зеленого и синего. В зависимости от степени возбуждения трех вышеуказанных цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три цветорецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

    К различным участкам спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность. Чувствительность к синему цвету значительно меньше, чем к зеленому и желтому цветам. Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555–565 нм. Чувствительность зрительного анализатора в условиях сумерек перемещается в сторону более коротких волн – 500 нм. Эти лучи начинают казаться более светлыми.

    Ближе к краю сетчатки расположены нервные окончания в виде палочек, приспособленные к отражению перепадов яркости цвета – это инструмент сумеречного зрения.

    В сетчатке каждого глаза насчитывается около 130 млн палочек и 7 млн колбочек. В условиях достаточно яркого освещения в работу включаются колбочки, аппарат палочек выключается. При слабой освещенности в работу включаются только палочки.

    Зрительный анализатор имеет исключительно высокую чувствительность. Для возникновения едва заметного светового ощущения достаточно нескольких квантов световой энергии.

    Корковой частью зрительного анализатора является 17-е поле затылочной области коры головного мозга, которая построена по экранному принципу. Здесь же имеются нервные клетки, объединяющие зрительные возбуждения.

    Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это является причиной возникновения последовательных образов – сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия светового раздражителя. Резкая смена освещенности понижает зрительную чувствительность. На больших расстояниях лучше всего воспринимаются черные объекты на желтом фоне. Наиболее благоприятно гармоничное сочетание цветов. Для рабочей обстановки предпочтительны мягкость тонов, небольшая цветовая насыщенность.
    2. Краткая характеристика восприятия пространства.

    Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

    Взаимодействие человека со средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Сам ощущающий человек - материальное тело, занимающее определенное место в пространстве и обладающее известными пространственными признаками (величиной, формой, тремя измерениями тела, направлениями движений в пространстве).

    Определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. Установлено, что в основе различных форм пространственного анализа лежит деятельность комплекса анализаторов, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.

    Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями в анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая характерна для всех парных анализаторов. Функциональная асимметрия состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ведущей, доминирующей. Было показано, что отношения между сторонами анализатора в смысле их доминирования динамичны и неоднозначны. Так, глаз, доминирующий по остроте зрения, может быть не ведущим по величине поля зрения и т.д.

    3. Суть закона Стивенса.

    ЗАКОН СТИВЕНСА - модификация основного психофизического закона, осуществленная американским психологом и психофизиологом С.Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, как у Г. Т. Фехнера, а степенная зависимость: Y = k x 5n, где Y — субъективная величина, ощущение; k — константа, зависящая от единицы измерения: S — стимул; n - показатель степени функции. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара — 3,5.

    4. Практические задания.

    1. Представьте в таблице сходные и отличительные характеристики

    ощущения и восприятия.

    Сходства

    Отличия

    Познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир

    Восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойства в ощущениях отражаются отдельные свойства раздражителя

    Познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств

    Восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений


    2. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

    а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

    б) Под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла)

    наблюдается обострение слуховой чувствительности.

    в) У людей, занимающихся музыкой, наблюдается заметное повышение

    чувствительности к различению тона.

    г) Слепоглухая Ольга Скороходова по запаху узнавала вошедшего в

    комнату человека; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.

    Ответы: а – адаптация, б – синестезия, в – иллюзия слухового контраста г – сенсибилизация,

    3. Представьте в таблице.


    Свойство восприятия

    Краткая характеристика

    В чем проявляется

    Предметность

    Способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов

    Вкус меда

    Шум дождя

    Запах розы


    Целостность

    восприятие дает целостный образ предмета, который складывается на основе обобщения информации об отдельных свойствах предмета, получаемой в виде ощущений

    Узнавание предмета по его части

    Структурность

    Восприятие является не проекцией наших мгновенных ощущений, а обобщенной структурой, которая формируется в течение некоторого времени

    Ноты поступают в сознание и мы узнаем мелодию

    Константность

    Относительное постоянство некоторых свойств предмета при изменении условий их восприятия

    По форме/цвету/величине

    Осмысленность

    Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение, в этом прослеживается связь восприятия с мышлением

    Воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение

    Апперцепция

    Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни

    «9» может быть «6» в зависимости от того с какой стороны посмотреть

    Активность

    В любой момент времени мы воспринимаем только 1 предмет или конкретную группу, в то время как остальные объекты реального мира являются лишь фоно восприятия

    Слушая лекцию не замечать как сидящий рядом обсуждает планы на вечер


    Семинарско-практическое занятие № 2

    по теме «Память»

    1. Краткая характеристика

    Эмоциональная память.

    Человеческая память устроена таким образом, что прочитав однажды книгу, через 5 лет можно не вспомнить ее название, но даже спустя 50 лет отчетливо помнить, как в детстве упал с черешни в деревне у бабушки и при этом порвал шорты. Это связано с различными типами памяти. За воспоминания, которые сопряжены с переживанием определенных эмоций, как позитивных, так и негативных, отвечает эмоциональная память. Благодаря ей, у нас при фразе «вспомни 90-е» возникает в голове картинка с тетрисом, тамагочи и напитком «Yupi». Или, почувствовав в хлебном отделе супермаркета запах свежей выпечки, мы возвращаемся мыслями в прошлое, когда каждый день ходили в школу мимо небольшого магазина, продающего хлебобулочные изделия.

    Эмоциональная память сопряжена с чувственным опытом. Она способна вызывать переживания, быть своеобразной проекцией полученных ранее ощущений и вызванных этим чувственных образов на происходящее в данный момент. Именно поэтому в системе Станиславского эмоциональная память является ключевым моментом в актерской игре при достижении убедительности и чувства правды.

    Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Приобретается в результате пережитых ощущений, как позитивного, так и негативного характера, что связанно с событиями, произошедшими в прошлом.

    В настоящем эти воспоминания, хранящиеся в эмоциональной памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации событий. Именно этим объясняется нежелание покупать какой-либо продукт в магазине, если в прошлый раз вам он показался недостаточно свежим, приторным или чересчур сладким. Детскими страхами питается нелюбовь к походам к стоматологу. Более драматичный пример – пережив тяжелое расставание, человек становится менее влюбчивым и доверчивым, закрытым.

    Но если большинству людей эмоциональная память важна как способ воскрешения воспоминаний и как приобретенный опыт, для актера она имеет гораздо большее значение. Артисту сцены важно уметь выделить в воспоминании чистую эмоцию или переживание, и «прожить» ею – передать во время сценического действия. Поэтому ему необходима сильная, устойчивая и богатая эмоциональная память.

    Одним из первых данным предметом заинтересовался французский психолог Т. Рибо, который изучал психологию чувств и применил термин «аффективная память». К. С. Станиславский, ссылаясь на устарелость этого понятия, в «Работе актера над собой» употребляет понятие «эмоциональная память».
    2. Оперативная память.

    Когда человек говорит о памяти, обычно он имеет в виду ее вообще, как единое целое. Однако она таковой не является, разделяясь на разные виды. Одним из результатов такого деления является оперативная память.

    Это понятие хорошо известно современному человеку в отношении умной техники, но мало кто знает, что и к человеческому мозгу данное определение тоже относится. Такое явление, как оперативная память, – это в психологии вид запоминания, работающий на сохранение информации на какой-то определенный срок, ради совершения конкретной задачи. Этот процесс называют еще рабочей памятью. Например, люди держат в уме что-то здесь и сейчас, потому что это требуется для совершения определенного дела. Поставленная задача будет выполнена, и ставшая ненужной информация тут же забудется.

    За функционирование рабочей памяти отвечает отдельная зона мозга – верхняя лобная извилина. Учеными доказано, что травмы, задевшие эту долю, вызывают длительный дефицит оперативной памяти у человека, который в зависимости от степени травмирования не всегда удается компенсировать.

    Данные поступают в рабочую память из кратковременной и сохраняются только на определенный краткий срок, ограниченный выполнением конкретной поставленной задачи. Например, получив задание добраться по определенному адресу, чтобы купить с рук какой-то предмет, человек конечную точку путешествия заносит сначала в кратковременную память, после – в оперативную, рабочую. Съездив куда надо и забрав искомую вещь, через несколько дней адрес покупатель уже и не вспомнит. Ненужная информация сотрется. Еще так бывает, когда выступающий на конференции школьник готовит доклад с презентацией. Обычно он запоминает доклад вплоть до мелочей, когда какой слайд нужно переключить, где какую интонацию выбрать. Но после защиты доклада его автору уже не нужно помнить все это, и такие тонкости забываются. Общий смысл доклада сохраняется долгосрочно, но мелкие подробности самого выступления так долго не хранятся.

    3. Исследования Г. Эббингауза.

    Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел следующие закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал, так как Эббингауз считал, что заучивание осмысленного материала может исказить результаты эксперимента. Результаты, выводы его опытов были таковы:

    1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

    2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

    3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

    4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.

    5. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов -- 55 повторений.

    6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.

    7. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

    8. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.

    9. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

    10. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

    11. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

    12. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

    13. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.

    «Кривая забывания» и «эффект края»

    Немаловажным результатом исследования памяти была выведенная Эббингаузом «кривая забывания». Её суть и значение заключается в том, что после первого безошибочного повторения серии слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается в памяти и через месяц.

    Сущность же «эффекта края» заключается в том, что при запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец. Феномен «эффекта края» - часть теории памяти.

    4. Практическое задание.

    Эссе по книге «маленькая книжка о большой памяти».

    Полезная книга для понимания механизмов восприятия, мышления и запоминания.

    О мужчине-синестете с безграничной памятью, которого Лурия исследовал на протяжении почти 20 лет. Его мышление не перешло от наглядно-образного к вербально-логическому, и книга рассказывает, к каким это привело возможностям (мгновенное формирование образа для запоминания) и ограничениям (сложности понимания языка). То есть человек может увидеть звук, увидеть как он выглядит. А большое запоминание чисел/строк и так далее происходит не благодаря каким-то логическим приёмам, а благодаря визуальному запоминанию. Если это числа, то это доска, на которой они написаны. Если это слова, то это визуальные образы, которые помещаются на протяжение какой-нибудь существующей улицы. И всё это происходит само по себе, человек даже не подозревал, что имеет какую-то уникальную память. Он думал, что все люди запоминают так же, и это происходит само по себе. И вот этот феномен описывается в книге. Конечно, больше в описательной манере, потому что сами механизмы, причины не ясны.

    Семинарско-практическое занятие № 3

    по темам «Мышление и речь»

    1. Абстрактно-логическое мышление.

    При обобщённом мыслительном действии человек включает логику, начинает рассуждать, предполагать и делать выводы. Таким образом активизируется абстрактно-логическое мышление. Этот тип мышления является завершающей фазой в процессе развития личности. Он основывается на рациональном, опосредованном усвоении данных, где понятия лишены непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям.

    В психологии такой вид познавательной активности считают опосредованным отражением общих цепочек, наблюдающихся между явлениями и предметами в мире. Иными словами, это такой познавательный процесс, при котором неведомые сведения постигаются через уже известные факты.

    Абстрактно-мыслительная деятельность сопряжена с цифрами, формулами, символами и отвлечёнными понятиями, не улавливаемыми органами чувств человека. Именно этот тип мышления даёт возможность индивиду воспринимать целостную картину действительности, не погружаясь в мелкие детали и абстрагируясь от них.

    Формирование абстрактного мышления тесно связано с языковой системой. Смысл явлений, предметов, абстракций обозначается конкретными словами.

    Формами данного вида мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

    Понятие отражает предмет, явление или процесс посредством существенных и обоснованных признаков. Иногда понятие свойства объекта передаёт один-единственный признак. К основным внешним свойствам относят взаимосвязь объекта с другими предметами. Внутренние свойства присущи самому объекту. Примерами первичной и преобладающей формы мысленного абстрактного отображения служат различные слова и словосочетания: крыса, вкусный пряник, сотрудник службы безопасности. В воображении человека моментально всплывают общие признаки этих понятий.

    Суждение конкретного субъекта подтверждает или отрицает наличие какой-либо ситуации, предмета, явления. Раскрывают содержание понятий простые и сложные повествовательные высказывания, которые называют суждениями. Пример простого типа суждения: ребёнок рисует жирафа. Сложные высказывания содержат 2 и более ситуации: автобус остановился, и пассажиры покинули его.

    Умозаключение подразумевает получение нового суждения с помощью существующей одной или нескольких посылок. Вывод делают из существующих суждений: семена имеют свойства давать ростки, следовательно, у меня весной появится рассада. Эта форма мыслительного процесса является основой абстрактно-логического мышления. Она включает в себя предпосылку, вывод и заключение.

    Абстрактное мышление применяется в логике, физике, астрономии и других точных науках, где надо уметь измерять, считать, вычислять, объединять элементы в одну группу. Оно необходимо психологам, философам, писателям, инженерам. Без него немыслим тайм-менеджмент.
    2. Умозаключение.

    Умозаключение – это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из одного, двух, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом.

    Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

    Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

    Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

    Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

    дедуктивными, являющимися результатом процесса мыслерассуждения от общего к частному;

    индуктивными – обобщение происходит от частного к общему;

    построенными на аналогии, которая использует свойство явлений и объектов, имеющих схожие признаки.

    Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

    Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.
    3. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже.

    Когнитивное развитие (от англ. Cognitivedevelopment) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.

    Теория Жана Пиаже состоит в том, что интеллект активен. Если новая информация соответствует имеющимся структурам, она усваивается. Это - процесс ассимиляции. Если не соответствует, но интеллект готов к изменению - происходит аккомодация, то есть изменение интеллектуальных структур в целях соединения нового с прежними знаниями. Это может быть новый способ рассмотрения, новые понятия или новая теория, объясняющая прежние и новые факты. Как в биологии: усвоение пищи - ассимиляция, но оно требует и жевательных движений, и выделения ферментов - это аккомодация. И в жизни приспособление к среде выражается в единстве этих двух процессов.

    Жан Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Он пришел к выводу, что психическое развитие — есть развитие интеллекта, а стадии психического развития — стадии развития интеллекта. Сущностью развития по Пиаже является приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней. Механизмами уравновешивания по Пиаже являются аккомодация и ассимиляция. Интеллект по Пиаже – это средство приспособления к жизненной среде. Пиаже выявил важнейшую особенность детского мышления – эгоцентризм, который выражается через такие феномены как: анимизм, артификализм, реализм, трансдукция, синкретизм. Он полагал, что эгоцентрическое мышление является промежуточной формой в развитии детского мышления и обеспечивает переход от автономного (малоосознаваемого) к социализированному, осознаваемому, рациональному мышлению.

    Ж.Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей: сенсомоторная стадия (от рождения ребенка до 1,5 – 2-х лет), дооперациональная стадия (от 2-х до 7 лет), стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет), стадия формальных операций (после 12 лет)
    4. Практическое задание.

    Диагностика по методике «Исследование обобщения как

    мыслительной операции»

    Тестовый материал

    1. Сад (растения, земля).

    2. Река (берег, вода).

    3. Город (здание, улица).

    4. Сарай (крыша, стены).

    5. Куб (углы, сторона).

    6. Деление ( делимое, делитель).

    7. Кольцо (диаметр, округлость).

    8. Чтение (книга, слово).

    9. Газета (бумага, редактор).

    10. Игра (игроки, правила).

    11. Война (сражения, солдаты).

    12. Книга (бумага, текст).

    13. Пение (голос, мелодия).

    14. Землетрясение (колебания почвы, шум).

    15. Библиотека (книги, читатели).

    16. Лес (дерево, волк).

    17. Спорт (состязание, спортивная площадка).

    18. Больница (врач, больные).

    19. Любовь (чувство, человек).

    20. Патриотизм (родина, человек).

    Шаг 2. Обработка и анализ результатов

    Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов за не совпавший или неполный ответ.

    Ключ

    1. Сад (растения, земля) 11. Война (сражения, солдаты)

    2. Река (берег, вода) 12. Книга (бумага, текст)

    3. Город (здание, улица) 13. Пение (голос, мелодия)

    4. Сарай (крыша, стены) 14. Землетрясение (колебания почвы,

    шумы)

    5. Куб (углы, сторона) 15. Библиотека (книги, читатели)

    6. Деление (делимое, делитель) 16. Лес (лист, дерево)

    7. Кольцо (диаметр, округлость) 17. Спорт (состязание, спорт. площадка)

    8. Чтение (книга, слово) 18. Больница (врач, больные)

    9. Газета (бумага, редактор) 19. Любовь (чувство, человек)

    10. Игра (игроки, правила) 20. Патриотизм (родина, человек)

    Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:

    Нормативные баллы

    9

    8

    7

    6

    5

    4

    3

    2

    1

    Суммарное количество баллов

    19

    18

    17

    14-16

    12-13

    10-11

    8-9

    6-7

    5

    Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по

    нормативным баллам:

    Уровень выраженности мыслительной операции обобщения

    9  8

    7  3

    2  1

    Высокий

    Средний

    Низкий


    Ответ: по самоанализу выявлен высокий уровень выраженности мыслительной операции обращения. Из 20 предложенных верно 19.

    Семинарско-практическое занятие № 4

    по теме «Воображение»

    1. Краткая характеристика воссоздающего воображения

    Воображение — процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

    Сущность воображения заключается в создании новых образов на основе существующих. Оно имеет практическую направленность и возникает в процессе какой-либо активности человека, когда появляется необходимость в прогнозировании результата.

    Интенсивность, полнота воображения зависит от опыта и знаний, оно тесно связано с памятью, мышлением, вниманием. Воображение относится к познавательным процессам, которые отражают объективную действительность. Механизм отражения основывается на образах памяти, представления, восприятия. То есть несмотря на то, что воображение подразумевает под собой некий отход от действительности, источником для него всегда является объективная реальность.

    Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.
    В процессе активного воображения большую роль играет осознанность человека, его активное отношение к формированию и преобразованию образов. В основе такой деятельности лежит умение вызывать и изменять необходимые представления.

    Задачи активного воображения:

    Передача действительности через фантазии — воспроизведение увиденных явлений, запоминание их, преобразование действительности.

    Регуляция поведения — прогнозирование программы действий, корректировка поведения в соответствии с целью, установка взаимосвязи между деятельностью и ее результатами.

    Управление эмоциями — снятие напряжение через успокаивающие образы.

    Репродуктивное (воссоздающее) воображение

    В ходе репродуктивного воображения возникают новые образы на основании восприятия описания, схем, чертежей, записей. Целью такого вида воображения является создание максимально приближенного к реальности образа.

    Воссоздающее воображение играет важную роль в обучении, позволяя уяснить суть изучаемого через создаваемые образы.
    Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).

    Мечты - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди.

    Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

    Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

    К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.

    Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимы. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

    Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - героя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занесли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»
    3. Концепция Т. Рибо.

    Теория внимания Т.Рибо — предложенная французским психологом Теодюлем Рибо моторная теория внимания, описанная в его работе 1888 — «Психология внимания» (La Psychologie de l’attention) PDF[1], согласно которой непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, которые связаны с объектом внимания.

    Т. Рибо определяет внимание как временное единство сознания (умственный моноидеизм — господство одной идеи в сознании в противовес полиидеизму — обычному состоянию сознания), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. В описании сущности внимания Т. Рибо подчёркивает ограниченность во времени этого состояния. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными состояниями, но и определёнными физиологическими изменениями в организме. Необходимые условия, являющиеся составными элементами внимания — движения. Они не являются ни причиной, ни следствием внимания.
    4. Практическое задание.

    1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.

    а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.

    Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и Инвернесс, Онега и Кордильеры.

    Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам. (К. Паустовский. «Золотая роза»).

    б) … Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли…

    … И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…

    …Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее. Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно-высокомерным видом: «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.

    Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры… (А. Куприн. «Поединок»).

    в) …Художник Михайлов, как и всегда, был за работой… Он делал рисунок для фигуры человека, находящегося в припадке гнева. Рисунок был сделан прежде, но он был недоволен им. «Нет, тот был лучше… Где он?» Бумага с брошенным рисунком нашлась, но была испачкана и закапана стеарином. Он все-таки взял рисунок, положил к себе на стол и, отдалившись и прищурившись, стал смотреть на него. Вдруг он улыбнулся и радостно взмахнул руками.

    - Так, так! – проговорил он. И тотчас же, взяв карандаш, начал быстро

    рисовать. Пятно стеарина давало человеку новую позу.

    Он рисовал эту новую позу, и вдруг ему вспомнилось с выдающимся подбородком энергичное лицо купца, у которого он брал сигары, и он это самое лицо, этот подбородок нарисовал человеку. Он засмеялся от радости. Фигура вдруг из мертвой, выдуманной стала живая и такая, которой нельзя уже было изменить. Можно было поправить рисунок сообразно с требованиями этой фигуры. Но, делая эти поправки, он не изменял фигуры, а только откидывал то, что скрывало фигуру. Он как бы снимал с нее те покровы, из-за которых она не вся была видна; каждая новая черта только больше выказывала всю фигуру во всей ее энергичной силе, такою, какою она явилась ему вдруг от произведенного стеарином пятна. (Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»).

    Ответ: а - воссоздающее воображение, б – пассивное произвольное воображение, в – творческое воображение.


    написать администратору сайта