введение в профессию и основы паланирование пед. карьеры. Семинару 4 Тема3 Педагогическая культура личности, как условие профессиональной педагогической деятельности
Скачать 0.92 Mb.
|
Дисциплина: «Введение в профессию и основы планирования педагогической карьеры» Задание к Семинару №4 Тема№3: Педагогическая культура личности, как условие профессиональной педагогической деятельности. Вопросы: 1. Гуманистическая направленность личности педагога и его призвание Необходимо отметить, что педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Он может быть ориентирован на профессиональное самоутверждение, на средства педагогического воздействия, на ученика, на ученический коллектив, на цели педагогической деятельности. И только направленность на достижение главной цели педагогической деятельности — создание условий для всестороннего, гармонического развития личности будущего взрослого — может быть признана гуманистической. Сначала проясним и уточним понятия «гуманизм», «гуманность». В самом широком смысле гуманизм (от латинского humanus — человеческий, человечный) означает признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Тогда утверждение блага человека должно стать критерием оценки уровня развития общества. Гуманистические идеи, зародившиеся в эпоху античности, нашли свое развитие в трудах многих мыслителей. Во времена эпохи Возрождения гуманизм являлся определенным вольномыслием, которое противостояло средневековой схоластике и духовному, догматическому господству церкви. Идеи признания человека высшей ценностью, уважение к личности человека, идеи Духовности являются неотъемлемой частью культуры любого народа. Гуманность понимается как человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека. А гуманное отношение к человеку подразумевает нетолько восприятие и оценку его положительных качеств, но и комплексное восприятие его личности такой, какой она есть. В этом смысле гуманное отношение к людям направлено на укрепление веры человека в самого себя, его творческое развитие и самосовершенствование. Гуманизм, как представляется, это не абсолютизированное всепрощение и скорбная покорность в отношении несовершенства человека, а активное позитивно-конструктивное отношение к нему как свободно реализовать свои творческие потенции во благо себе и окружению. Данное понимание имеет прямое отношение к деятельности педагога, задачей которого можно считать оказание влияния на поведение другого с целью его последующего изменения, то есть осуществить педагогическое воздействие гуманистического, а не авторитарного характера. Педагогическая деятельность должна иметь гуманистическую направленность. Это означает, что все действия педагога подчинены реальным интересам личности ребенка, учащегося, взрослого человека. В отличие от психотерапевта, действующего с клиентом только в случае возникновения у такого тревожных состояний по мироощущению и по инициативе клиента, педагог должен организовать такую деятельность, которая бы не только просвещала и обучала другого человека, но и в известной мере предвосхищала бы возникновение тех самых конфликтов и несогласий с окружающим миром и внутри самого человека. В этом смысле гуманистическая направленность полностью отвечает основным задачам личностно-ориентированной педагогики — оказать содействие человеку в определении отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру и к своей профессиональной деятельности. Но любая практическая деятельность человека есть отображение деятельности его интеллектуальной, эмоционально- волевой сфер (внутреннее поведение), вырабатывающих некую житейскую и профессиональную идеологию, сложившуюся на основе определенных принципов-программ. Следовательно, каковы принципы, таковы и взгляды, суждения, убеждения, потребности, таково и будет содержание его практической деятельности, ее средства, методы и способы (Белухин Д.А. Основы личностно- ориентированной педагогики. Курс лекций. Ч. 1. М., 1996. С. 292—294). Таким образом, гуманистическая направленность личности учителя является ведущим типом направленности, она предопределяет гуманистический характер профессиональной деятельности, выражающейся в осознании, разработке и реализации задач по оказанию педагогической помощи воспитанникам в их индивидуально-личностном развитии и становлении. Гуманистическая направленность личности формируется на базе общечеловеческих ценностей (специфических социальных определений объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение на человека и общество: благо, добро, зло, прекрасное, безобразное). В современной педагогической культуре, являющейся частью культуры общечеловеческой, достойное место занимают прогрессивные концепции, утверждающие необходимость уважительного отношения к личности ребенка, признание и защиту его прав на свободу и развитие, гуманистические и демократические принципы его воспитания и образования. Будущему учителю необходимо с самых первых шагов в овладении профессией активно включаться в процесс профессионального самоосознания с целью формирования гуманистической направленности собственной личности, поскольку она является одним из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности. Источник ( https://studopedia.ru/9_19293_gumanisticheskaya-napravlennost- lichnosti-uchitelya.html ) 2.Понятие «педагогическая культура» ( общая и профессиональная). Ее компоненты (аксиологический, технологический, эвристический, личностный) и уровни (высокий, средний, низкий). Культура может быть как вне человека, так и в нем самом. Культура – это целое, органичное сочетание множества сторон человеческой деятельности, отсюда можно условно поделить культуру на общественную и индивидуальную. Началом определения культуры, ее сути выступает мировоззрение, самосознание создателей этой культуры, отсюда делаем вывод, что каждый из нас является создателем и носителем культуры своего времени. Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой); правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры. ( https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i- profesionalnaja-kultura-pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20– %20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализации%20ли чности ) Профессионально-педагогическая культура может быть представлена в виде модели, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический, личностно-творческий (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) ( https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i-profesionalnaja-kultura pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20– %20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализации%20ли чности ) Компоненты: Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством. Знания, идеи, концепции, имеющие в настоящий момент большую значимость для общества и отдельной педагогической системы , выступают в качестве педагогических ценностей. Педагогические ценности объективны, так как формируются исторически в ходе развития общества, образования и фиксируются в педагогической науке как форме общественного сознания в виде специфических образов и представлений. В Третий уровень – «технологический». Это педагог, который увлечен поиском педагогических технологий, а по сути – новых форм организации обучения и воспитания. Его увлекает вариативность общения, в самоанализе часто звучат фразы «детям понравилось». Отношение детей к его деятельности значимо для него, хотя и побуждает большей частью лишь к поиску «новых разработок». Гуманитаризация мыслится им на уровне от- дельных ситуаций, включенных в педагогический процесс, а не на уровне стиля деятельности педагога. Признание разнообразия в его деятельности проявляется естественно, но только лишь как уход от рутины. Четвертый уровень – «системный».На этом уровне педагог стремится к созданию системы своих взаимодействий с воспитанниками. Здесь анализируется педагогическая ситуация и выбирается оптимальный стиль педагогической деятельности. Формы учебно-воспитательной работы воспринимаются лишь как «заготовки», «строительный материал» для установления оптимальных взаимоотношений с детьми на основе педагогических целей. Для педагога становится важным не только разнообразие позиций детей, но также разные смыслы их участия в педагогическом взаимодействии. Признание разнообразия служит отправной точкой для взаиморазвития детей и самого педагога. Пятый уровень – «концептуальный». Педагог включает учебно- воспитательные взаимодействия в сферу не только профессионального, но и своего жизненного развития. Он испытывает осознанную потребность в дискуссионных формах работы, признавая мнения воспитанников как самоценные. Подавление в педагогической работе для него становится лишь крайней дисциплинарной мерой. Основным стилем его деятельности является взаимное уважение и взаиморазвитие позиций. Так, мы приходим к выводу о том, что культура педагога оказывает существенное влияние на развитие личности воспитанника. Источник( https://studopedia.ru/11_140716_obshchaya-i-professionalnaya- kultura-pedagoga.html , https://www.maam.ru/detskijsad/tipichnye-urovni- projavlenija-pedagogicheskoi-kultury-pedagoga.html ) 3. Этика и эстетика педагогического труда Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов) Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность. Эстетика педагогической деятельности, прежде всего, проявляется в эстетизации предметной среды дошкольных и внешкольных детских учреждений, средней и высшей школы, в красоте и культуре внешнего и внутреннего облика педагога. Это важный фактор формирования эстетической культуры подрастающего поколения и педагогических кадров. Эстетическая форма и эстетическое содержание, их единство и многообразие ярко и углубленно проявляются во всех профессиональных областях деятельности педагога: в проектировочной, конструктивной, организаторской и коммуникативной. Последовательно и взаимосвязано эстетическое следует внедрять в названные виды деятельности. Эстетика воспитательного процесса проявляется на трех уровнях, из которых первый уровень - эстетика личного примера воспитателя, второй – эстетика собственно воспитательного процесса и третий – эстетика результата воспитательного процесса. Эта эстетическая триада воплощает гармонию и целостность, единство многообразия прекрасного и возвышенного в педагогике, в особенности в педагогической деятельности. Эстетика воспитательного процесса проявляет себя в гуманной педагогике, наполненной любовью к детям, трепетным к ним отношением и осознанием своей миссии обеспечить им благополучное детство и плодотворное становление. Авторитарная педагогика и либерально-попустительская педагогика, основанные на субъектно-объектных отношениях, по своей природе антиэстетичны. Таким образом, учебное занятие – явление не только дидактическое, но и эстетическое. Это педагогическое произведение, в котором в органической совокупности могут функционировать такие художественно-эстетические аспекты, как словесно-художественные, драматические, архитектурные, музыкальные и изобразительные. Качественный уровень проявления этих аспектов в процессе учебного занятия в значительной мере обусловливает его эффективность, наличие полноценного искусства обучения и воспитания. Источник(https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/12/pedagogicheskaya- etika-i-estetika) 4. Педагогический такт и культура взаимоотношений педагогов и учащихся. Педагогический такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, т.е. это воспитывающее, действенное средство влияния на детей. Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками. Характеризуя работу учителя, К.Д. Ушинский писал: « В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». Чрезмерность может привести к обратной реакции: чрезмерная требовательность – к непослушанию, чрезмерная снисходительность – к грубости. Уважая учащихся, учитель должен уметь показать свое уважение к детям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает тех, кто сопротивляется педагогическому воздействию, делает их соучастниками воспитания. Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения учителя (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Он предполагает доверие к ученику, подход к нему с «оптимистической гипотезой». Бестактен учитель, пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это в каждом удобном случае. Доверие учителя должно стать стимулом к работе учащихся. Для этого можно прибегнуть к приему умышленного 3. Сделать вывод Список А (терминальные ценности) 1. Здоровье (физическое и психическое) 2. Познание 3. Жизненная мудрость 4. Любовь 5. Материально обеспеченная жизнь 6. Наличие хороших и верных друзей 7. Активная деятельность жизни 8. Развитие 9. Свобода 10. Уверенность в себе 11. Продуктивная жизнь 12. Счастливая семейная жизнь 13. Развлечение 14. Творчество 15. Интересная работа 16. Общественное признание 17. Красота природы и искусства 18. Счастье других Список Б (инструментальные) 1. Самоконтроль 2. Образованность 3. Рационализм 4. Воспитанность 5. Терпимость 6. Ответственность 7. Самоконтроль 8. Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 9. Высокие запросы 10. Твердая воля 11. Широта взглядов 12. Честность 13. Чуткость 14. Жизнерадостность 15. Аккуратность 16. Непримиримость к недостаткам в себе и других 17. Эффективность в делах 18. Исполнительность Вопросы: 1. Думаю данные ценности выражены в моей жизни на 75%-80% 2. Я бы их расположила в точно таком же порядке. 3. Совершенных людей не бывает, но предположим, что в списке А он бы поставил на первые места: здоровье, любовь, счастье других, развитие. А в списке Б: Честность, воспитанность, образованность и т.д. 4. Думаю большинство людей в современном обществе поставили в начало списка А: свобода и материально обеспеченная жизнь, а в Б: образованность и ответственность. 5. Я бы в списке А на первое место поставила: любовь, свобода и творчество. А в Б: честность, чуткость и терпимость. 6. Этого я не могу точно знать, со временем все может поменяться. 7. Моя сестра поставил в начало списка А: здоровье, любовь, жизненная мудрость. А из списка Б: ответственность, честность, рационализм. Вывод: С помощью этой методики я поняла, что раньше я уделяла внимание развлечениям и творчеству, не думая о здоровье. И поняла, что со временем ценности человека могут меняться. Все зависит от самого человека и его окружения, но бывают ценности остаются прежними, не меняются с годами. Словарик по введению в профессию Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности. ( https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i-profesionalnaja-kultura- pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20– %20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализаци и%20личности ) Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов: экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой); правовую, коммуникативную, экономическую, и т. д. культуры. ( https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i-profesionalnaja- kultura-pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20– %20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализаци и%20личности ) Профессионально-педагогическая культура может быть представлена в виде модели, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический, личностно-творческий (И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.) ( https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i- profesionalnaja-kultura pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20– %20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализаци и%20личности ) Е. В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет: - гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем; - психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление; - образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями; - опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, |
Технологический компонент профессионально-педагогической
культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Педагогическая технология помогает понять суть педагогической культуры, она раскрывает исторически меняющиеся способы и приемы, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся в обществе отношений. Именно в таком случае педагогическая культура выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития педагогической реальности.
Личностно-творческий компонент профессионально-
педагогической культуры раскрывает механизм овладения ею и ее воплощения как творческого акта. Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер
(познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя.
В соответствии со степенью осознанности, структурированности, устойчивости профессиональной позиции педагога Н.М.Борытко выделяет пять уровней сформированности педагогической культуры.
Первый уровень – «внегуманитарный». Педагог главной своей функцией считает передачу знаний, умений, навыков, профессии и т.д. Воспитательный ее эффект он не создает и не проектирует. Во взаимодействии с детьми использует преимущественно ролевые формы поведения, выбираемые в силу стихийно сложившихся представлений о ролевых функциях.
Второй уровень – «нормативный». Это тип исполнителя инструкций. В структуре его позиции преобладают нормы педагогической деятельности, которые он принимает к исполнению, не задумываясь о собственном отношении к ним. Тенденции в его педагогическом взаимодействии с детьми скорее обусловлены собственными человеческими качествами, которые он воспринимает как проявление своей некомпетентности, необученности в области педагогической деятельности. Даже будучи приверженным гуманитарным взглядам в принципе, такой педагог может быть авторитарным в профессиональной деятельности.
Культура общения учителя, такт проявляются в разных формах взаимодействия его с учеником: на уроке, во внеклассной работе, на досуг.
Особое внимание ему следует обратить на свое поведение во время проверки и оценки знаний учащихся здесь такт выражается в умении выслушать ответ ученика: быть заинтересованно внимательным к содержанию и форме ответа, проявлять выдержку при возникающих у школьников затруднениях. Известны случаи, когда дети-заики забывают о своем недуге на уроках мастера-учителя и цепенеют у бестактного учителя. Все ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с участием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, прерывающие ответ, нежелательны. Семиклассники говорят, что больше всего мешает отвечать равнодушие учителя, а десятиклассники считают нежелательным, когда учитель слушает ответ с превосходством и комментирует его с иронией и сарказмом.
Таким образом, педагогический такт очень важен в работе с детьми. И так педагог показывает свою воспитанность и знания своего дела.
Источник(
https://studopedia.ru/10_191334_pedagogicheskiy-takt-uchitelya.html
)
Самостоятельная работа №3
Тема: Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)
Цель: Определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»
Ход работы:
1.В списках присвоить номер к каждому утверждению по важности
2. Ответить на вопросы
- культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение саморегуляции собственной деятельности, общения
Аксиологический компонент педагогической культуры основывается на философском учении о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношение с реальностью, их изменение в процессе исторического развития.
Аксиологический компонент профессиональной культуры содержит в себе принятие таких ценностей педагогического труда,как:
- профессионально-педагогическое
знание (психологические, историко-педагогические, знание особенностей детского возраста, правовая культура и т. д.) и мировоззрение (убеждения, интересы, предпочтения, ценностные ориентации в области образования);
- культура умственного труда (научная организация труда, учет биоритмов, культура чтения, культура мышления и т. д.);
- свобода личности всех участников педагогического процесса, уважение личности ребенка, следование нормам общей и педагогической этики и т. д.(
https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i-profesionalnaja-kultura pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20–
%20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализаци и%20личности
)
Технологический компонент педагогической культуры - это деятельностный компонент, способы и приемы взаимодействия участников образовательного процесса, культура общения, использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий.(
https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i- profesionalnaja-kultura pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20–
%20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализаци и%20личности
)
Личностно-творческий компонент педагогической культуры понимается как творческая природа педагогической деятельности педагога, выражающаяся в индивидуально-творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации и творчества, в способности педагога к
импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органического включения в собственную
потребностей, способностей, интересов, дарований.(
https://www.maam.ru/detskijsad/obschaja-i-profesionalnaja-kultura pedagoga.html#::text=Педагогическая%20культура%20–
%20часть%20общечеловеческой,и%20необходимых%20для%20социализаци и%20личности
)
Адаптивный уровень профессионально-педагогической культуры характеризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической реальности. Профессионально-педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме без использования творчества. Преподаватели, находящиеся на этом уровне, не проявляют активности в плане профессионально-педагогического самосовершенствования, повышение квалификации осуществляют по необходимости, либо вообще отвергает.
Репродуктивный уровень предполагает склонность к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: педагог более высоко оценивает роль психолого-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект - субъектных отношений между участниками педагогического процесса. При данном уровне развития профессионально- педагогической культуры педагогом успешно решаются конструктивно- прогностические задачи. Педагог осознает необходимость повышения квалификации.
Эвристический уровень проявления профессионально-педагогической культуры характеризуется большей целенаправленностью, устойчивостью путей и способов профессиональной деятельности. На данном уровне профессионально-педагогической культуры происходят изменения в структуре технологического компонента; на высоком уровне находятся умения решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Деятельность педагогов связана с постоянным поиском.
Креативный уровень характеризуется высокой степенью результативности педагогической деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний, утверждением отношений сотрудничества и сотворчества со студентами и коллегами. Педагогическая импровизация, педагогическая интуиция, воображение в деятельности педагога занимают важное место и способствуют решению педагогических задач. Педагог оказывается инициатором повышения квалификации, охотно делится своим опытом и активно перенимает опыт коллег, его отличает стремление
Педагогическая этика - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя. (
https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-yetika.html
)
Ценностные ориентации – направленность личности на те или иные ценности (Ананьев). Иначе ценностные ориентации – неповторимая и уникальная, присущая каждому человеку система ценностей.( https://helpiks.org/7-95662.html
)
Профессионально-педагогический идеал характеризуется: 1) устойчивой профессионально-педагогической направленностью личности; 2) высоким уровнем профессионально-педагогических притязаний; 3) высокой мотивацией успеха в профессионально-педагогической карьере; 4) ориентацией на профессионально-педагогическую самореализацию и самосовершенствование, что в свою очередь является характеристикой компетентного учителя как специалиста, поскольку, согласно требованиям
Болонской декларации, образование должно осуществляться по индивидуальной образовательной траектории в течение всей жизни, а значит, учитель должен быть мотивирован к постоянному учению и повышению уровня образования и компетентности. ( https://gim16tmn.edusite.ru/images/19_132.pdf)
Профессиональный педагогический долг - это ориентация на безусловное уважение человеческого достоинства каждого участника педагогического процесса, утверждение гуманности, реализация принципа единства уважения к личности воспитанника и требовательности к нему. (
http://pedlib.ru/Books/1/0444/1_0444-
31.shtml#::text=Профессиональный%20педагогический%20долг%20-
%20это,воспитанника%20и%20требовательности%20к%20нему
)
Ответственность педагога – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. (
)
Педагогическая совесть побуждает учителя учить, воспитывать и просвещать людей, используя свои знания, опыт и способности. Учитель делает все от него зависящее, предписанное и не предписанное педагогическими инструкциями, чтобы результат образования и воспитания был максимально высоким. Совесть – это саморегулятор педагогической ориентации учителя. По ней сверяется соответствие поступков учителя педагогическому идеалу (
https://uchportfolio.ru/articles/read/1065
)
Педагогическая справедливость – это способность учителя быть объективным в отношении к любому ученику, в умении признавать права каждого на уважение его личности. ( https://www.litmir.me/br/?b=130850&p=3#::text=Педагогическая%20справедл ивость%20–
%20это%20способность,каждого%20на%20уважение%20его%20личности
)
Педагогическая самоотверженность – стремление помогать ученикам, не следовать своим интересам, отдавать все свои силы работе, не обращая внимания на время, а временами и на здоровье.(
https://webkonspect.com/?room=profile&id=3540&labelid=130070
)
Эстетикой профессионального труда (одним из критериев высокого уровня педагогической культуры личности). Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – наука о природе эмоционально-ценностного отношения человека к миру, о прекрасном (красоте) в жизни и в искусстве.
(https://studopedia.net/19_94541_etika-i-estetika-pedagogicheskogo-truda.html)
Педагогический такт — это «умение учителя быстро находить в каждом конкретном случае своих отношений с учащимися в процессе их обучения и воспитания правильный и потому наибо лее эффективный способ воздействия на их сознание, чувства и волю для достижения поставленной цели без риска уронить свой авторитет и потерять благоприятное отношение к себе уча щихся»(
https://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped- mast/Doc/Книги%20в%20формате%20(pdf)/Страхов%20И.%20В.%20Психоло гические%20основы%20педагогического%20такта.pdf#::text=Педагогически
%20это%20«умение,к%20себе%20уча%C2%AD%20щихся»%20(22—8))
Педагогическая рефлексия – это деятельностная способность интеллекта объ ектировать собственные психические процессы, воспринимать и анализирова ть свою деятельность. (
http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/
2482/Panova.pdf?sequence=1
)
Эмпáтия
[1]
(греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание»,
«чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания
[2]
. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.( https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмпатия
)