Главная страница
Навигация по странице:

  • Начало литературного пути

  • Последние годы жизни и смерть

  • Несмотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству

  • Краткий анализ Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная .История создания

  • Тема стихотворения

  • Эпитеты

  • Средства выразительности

  • “Я покинул родимый дом”

  • Тема

  • Жанр

  • Метафоры

  • Сергей Александрович Есенин


    Скачать 35.32 Kb.
    НазваниеСергей Александрович Есенин
    Дата28.03.2022
    Размер35.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла7.docx
    ТипДокументы
    #421923

    Сергей Александрович Есенин (1895–1925) – великий русский поэт, представитель новокрестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.

    Детство и образование

    Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина.

    В биографии Есенина важно выделить, что образование им было получено в местном земском училище (1904–1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве.

    Начало литературного пути

    Впервые стихотворения Сергея Есенина были опубликованы в 1914 году.

    В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность.

    В лирике Есенин психологически подходит к описанию пейзажей. Еще одной темой поэзии Есенина является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.

    Начиная с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914 г., «Побирушка»,1915 г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.).

    В это время к Есенину приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи. Максим Горький писал: «Город встретил его с тем восхищением, как обжора встречает землянику в январе. Его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

    В 1918–1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана»(1921),«Трерядница»(1921), «Стихи скандалиста»(1923), «Москва кабацкая»(1924).

    Личная жизнь

    После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году, Есенин вскоре женится на ней. До этого жил с А.Р.Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н.Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н.Вольпиной (сын Александр).

    После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток: в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.

    Последние годы жизни и смерть

    В дальнейшем творчестве Есенина очень критично были описаны российские лидеры (1925, «Страна негодяев»). В этом же году в жизни Есенина выходит издание «Русь Советская».

    Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной того, что новая жена поместила Сергея в психоневрологическую больницу.

    Это чёрная полоса в биографии Сергея Есенина, которая заканчивается трагически: побег в Ленинград и смерть. 28 декабря 1925 года наступила смерть Есенина, его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».

    Несмотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.

    История создания – стихотворение написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 г. в сборнике «Радуница».

    Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

    Композиция – Анализируемое стихотворение – это монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.

    Жанр – лирическое стихотворение.

    Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

    Метафоры«синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

    Эпитеты«Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «весёлый пляс».

    Сравнения«как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как серёжки, прозвенит девичий смех».

    История создания

    История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина. Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряжённые отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор между учебой и службой. Все эти переживания стали толчком для написания стихотворения.

    Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

    Тема

    В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что максимально приближает лирического героя к автору.

    Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Родные деревенские избы, хаты напоминают ему – образа в ризах. Это не случайно: эта деталь указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

    Рассматривая пейзажи, герой чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворённость, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем. В третьей и четвёртой строфах автор изображает луг, зелёное приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере. В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это всё наполняет сердце радостью.

    В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признаётся Родине в любви, сравнивая её с раем.

    Композиция

    Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в единый монолог лирического героя. Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стих состоит из пяти катренов.

    Жанр

    Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как в нём нет сюжета, строится оно на мыслях и чувствах лирического героя. Анализируемое стихотворение имеет ярко выраженный эмоциональный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

    Средства выразительности

    В произведении поэт использует самые разные средства выразительности. При помощи них он создаёт панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

    В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосёт глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех». Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий спас», «весёлый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как серёжки, прозвучит девичий смех».

    Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы. В последней строфе поэт использует яркую аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рождённое сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.
    Стихотворение Сергея Есенина “Я покинул родимый дом” было написано в 1918 году. Его идея зародилась в период, когда поэт находился в разлуке с родными, малой Родиной.

    Краткий анализ

    Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.

    История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нём отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

    Тема – стихотворение отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

    Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережёт голубую Русь”, так любимую Есениным.

    Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

    Стихотворный размер – произведение состоит из четырёх строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

    Метафоры “березняк над прудом теплит… “кто листьев целует дождь”грусть”,м , “седина у отца пролилась в бороде”.

    Олицетворения“долго петь и звенеть пурге”, “Стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге”.

    Эпитеты “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

    Сравнение “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”.

    История создания

    Стихотворение написано молодым поэтом в 1918 году, когда он уехал из родного села, оставив там всё, что ему дорого. Тоска по малой Родине вылилась в строки: “Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь”. Это произведение хорошо отражает общую картину всей дореволюционной лирики Есенина, который любит родную страну, переживает за её судьбу, скучает по родным местам. Стихотворение было опубликовано в разгар славы поэта, ведь ещё три-четыре года назад он был неизвестен широкой публике.

    Тема

    Тема стихотворения “Я покинул родимый дом” – родина, тоска по знакомым с детства местам, привязанность к дому и семье. Поэт вспоминает местность, в которой жил, ярко описывает её: “В три звезды березняк над прудом”, “Золотою лягушкой луна”. Такое описание отчётливо рисует нам образы – прекрасной “голубой” Руси с её удивительной по красоте природой, дома, оставленного поэтом, родителей, печалящихся о сыне и заметно стареющих: “Теплит матери старой грусть”, “…седина у отца пролилась в бороде”.

    Родина для поэта – это и березняк, и отражающаяся в воде желтая луна, и яблонный цвет, и клён, который “стережёт голубую Русь”.

    Композиция

    В произведении нельзя выделить какой-либо сюжет и его развитие, но поэт последователен в описании. Так, в первой строфе он сообщает читателю, что распрощался с родным домом, вспоминает о матери. Во второй строфе Есенин говорит об отце. В третьей части он переживает о том, что не скоро снова увидит родных, так как долго ещё “петь и звенеть пурге”. Завершается стихотворение описанием образа клена, который для лирического героя представляется стражем Руси, дома поэта. Есенин ассоциирует себя с ним: “тот старый клён головой на меня похож”. Автор не возвращается к уже упомянутому, поэтому композицию можно назвать линейной.
    Стихотворение состоит из четырёх строф по четыре строчки (катрен). Поэт использует разные виды рифмы: точную (дом – прудом, воде – бороде), неточную (Русь – грусть, в нём – клён), мужскую – ударение всегда падает на последний слог: дом, Русь, прудом, грусть, луна, воде и так далее. Рифмовка – перекрёстная, рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

    Жанр

    “Я оставил родимый дом” представляет собой лирическое стихотворение. В нём отражены мысли, чувства, переживания лирического героя.

    Средства выразительности

    Стихотворение написано с использованием различных художественных средств, благодаря чему читатель представляет красочную картину, описанную поэтом.

    Есенин использует много метафор: “березняк над прудом теплит… грусть”, “седина у отца пролилась в бороде”. Кроме того, наблюдаются также и олицетворения: “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клён на одной ноге”, сравнение: “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “Словно яблонный цвет, седина”. Разнообразны эпитеты, применённые автором: “голубую Русь”, “старый клён”, “на тихой воде”.

    Интересным представляется способ, который характерен для Есенина как поэта. Он ассоциирует себя с природой. В данном случае – с деревом: “…тот старый клён головой на меня похож”. Такой приём не только отражает привязанность, неотделимость поэта от природы, русской земли, родины, но и рисует нам образ самого поэта. При этом он кажется старым, много пережившим, трудно представить, что это стихотворение написано 23-летним поэтом, молодым ещё человеком.


    написать администратору сайта