Главная страница
Навигация по странице:

  • Детство и юность

  • Первые шаги художника

  • Дальнейшее творчество

  • Последние годы

  • сообщение о живописце Валентин Серов. Серов Валентин Александрович


    Скачать 239.4 Kb.
    НазваниеСеров Валентин Александрович
    Анкорсообщение о живописце Валентин Серов
    Дата04.05.2022
    Размер239.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласообщение о живописце Валентин Серов.docx
    ТипДокументы
    #512562



    Серов Валентин Александрович





    Уже ранние шедевры Валентина Серова, среди которых знаменитая «Девочка с персиками», открыли миру талантливого портретиста. Прошло несколько лет, и мастер достиг пика совершенства, найдя лаконичные и выразительные способы изображения характера персонажей.

    Техника живописи Серова позволяла художнику достигать портретного сходства даже без рисования лица, а карандашные портреты с его легкой руки впервые стали полноценными произведениями искусства. Пейзажи, картины на исторические и мифологические темы, анималистика – все удавалось мастеру. Но главное, он мог с первого взгляда уловить суть человека или явления.
    Детство и юность

    Валентин родился в творческой семье музыкантов. Известный композитор А.Н. Серов, давал частные уроки музыки и влюбился в свою ученицу Валентину Бергман, которая была младше его на 26 лет. Через год после венчания у пары родился сын Валентин. Это событие произошло в 1865 году 7 января. С детства мальчик рос в атмосфере искусства. В доме часто бывали Тургенев, Репин, Антокольский, другие представители богемы.

    Но со смертью отца в 1871-м жизнь мальчика резко изменилась. Его мать для продолжения музыкального образования отправилась в Мюнхен, а сына отдала в коммуну Друцкой-Соколовской. Именно тогда мальчик и увлекся рисованием. Когда коммуна через год распалась, мать забрала Валентина в Мюнхен и, заметив его художественные способности, направила на обучение к мастеру офорта Карлу Кеппингу.

    Год спустя мама с сыном перебрались в Париж, где Тоша (так Серова его ласково называли близкие) познакомился с Ильей Репиным, прославившимся на тот момент «Бурлаками на Волге». Репин стал давать мальчику уроки и очень подружился с ним. Но это обучение долго не продлилось. В 1875-м семья вернулась в Россию, сначала в Петербург, а затем в Киев. Здесь будущий художник по совету Репина пошел в рисовальную школу Н. И. Мурашко, где его творчество отметили малой серебряной медалью.
    Первые шаги художника

    Обучение у Репина продолжилось уже в Москве, когда по стечению обстоятельств мальчик был отдан на воспитание своей тете Софье Степановне Колль. А вот учеба в гимназии давалась Валентину с трудом. Все его мысли были заняты образами будущих картин. Летом Репин брал мальчика с собой на дачу в Абрамцево, и он полностью погружался в творчество. Здесь им были нарисованы первые карандашные портреты Саввы и Татьяны Мамонтовых, а также самого Репина.

    Осенью 1879-го Серов вместе с Репиным перебираются в Петербург. Летом следующего года они отправляются в поездку по Крыму, а затем по местам Запорожской Сечи. По возвращении в столицу Валентин поступает в Академию художеств как вольный слушатель, а также берет частные уроки у Чистякова. Он рисует карандашный портрет своего учителя, а Чистяков отмечает его глубокое художественное постижение образа. В 1881-м Валентин успешно сдает экзамены и зачисляется уже «академистом» сразу на 3-ий курс Академии.

    Лето 1884-го Серов провел в Абрамцево и много работал. Тогда же и появился портрет Л.А. Мамонтовой – первое значительное его произведение. Здесь Валентин влюбляется в Ольгу Трубникову, и чувства эти взаимные. В 1885-м он получает в Академии серебряную медаль за написанный с натуры этюд. Но в сентябре уже не приступает к дальнейшей учебе, а едет в Одессу к невесте, где пишет этюд «Волы».
    Признание

    Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубниковой. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. За первую картину Серова наградили премией МОЛХ, а вторую приобрел для своей галереи Третьяков. Эти две картины очень тонко передают игру светотени, чем особенно увлекался художник, и что было изюминкой всего его творчества.

    В январе 1889-го он женился на Трубниковой, а Репин был на церемонии венчания, проходившей в Петербурге, свидетелем. В сентябре пара отправляется на Всемирную выставку в Париж. А вернувшись, Серов занимается написанием целого ряда портретов, в том числе и портрета дочери генерала Драгомирова Софьи. Репин, передавая портрет заказчику, делает на нем несколько мазков, поправляя костюм и аксессуары, что сильно задевает Валентина. На какое-то время их отношения портятся.

    В 1890-м рождается его первый ребенок – дочка Ольга. Серов с портретом отца участвует в 18-ой выставке Передвижников, о котором лестно отозвался критик Стасов. А портрет Мазини, выставленный на конкурсе МОЛХ, завоевал первую премию. Серов, как портретист, становится очень популярным. Он пишет портреты певца Таманьо, своего друга пейзажиста Коровина, художника Левитана, писателя Лескова.

    Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. В своих работах Серов подчеркивал внутренние черты позировавших ему людей, которые были спрятаны от окружающих. Он также увлеченно пишет детские портреты. На картине «Дети» (1889 г.) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. Саша и Юра были разными по натуре, несмотря на внешнюю схожесть, и художник сумел это передать в своей картине. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера.

    В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. А в 1900-м он рисует портрет Николая II. Серов первым, как отмечают современники, уловил интеллигентность и мягкость характера императора. Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства.
    Дальнейшее творчество

    Революция 1905 года произвела на Серова сильное впечатление. Он видел убитых, и это сильно потрясло художника. Он ушел из Академии художеств, которой руководил Владимир Александрович, великий князь, давший распоряжение применять военную силу против безоружных. Под впечатлением событий художник пишет темперой «Солдатушки, бравы ребятушки». Работа по своей манере отличается от его предыдущих полотен.

    В этом же году к 35-летию творческой карьеры Ермоловой Серов пишет ее ростовой портрет. Он также оттачивает мастерство карандашного рисунка. Портреты Шаляпина, Станиславского, Врубеля, Римского-Корсакова и других знаменитостей являются гордостью русской художественной школы. Возвращается Серов и к историческим личностям. Его картина темперой «Петр I» — одна из лучших в этом жанре. Грозный и стремительный Петр на фоне строящихся кораблей резко контрастирует со своей свитой, еле поспевающей за ним.
    Последние годы

    В 1907-м Серов путешествует по Греции. Красоты античности навевают ему мифологические образы картин «Похищение Европы» и «Одиссей и Навзикая», написанные в 1910-м. Увлекается он и работами для театральных постановок. Занавес, расписанный для «Шахерезады», пришелся по вкусу зрителям Парижа и Лондона. Элементы античных барельефов просматриваются и в портрете Иды Рубинштейн, танцовщицы и восточной красавицы.

    В своих работах художник стремится обострить выразительность формы, как в портретах Орловой и Гиршман, написанных в 1911-м. А вот портрет Щербатовой Серов закончить не успел. Спеша к ней на очередной сеанс, художник упал. Случившийся при этом приступ стенокардии стал причиной его смерти. Так в 46 лет закончилась творческая деятельность этого блистательного русского художника.


    написать администратору сайта