Главная страница

Сети и протоколы 5 Информационное обслуживание 8


Скачать 303.05 Kb.
НазваниеСети и протоколы 5 Информационное обслуживание 8
Дата08.06.2022
Размер303.05 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаreferatbank-46138.rtf
ТипПротокол
#578837
страница7 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Гипертекстовая система Hyper-G


WWW не была единственной попыткой создать глобальную гипермедийную распределенную информационную систему. Другой такой системой является Hyper-G. Этот сервис Интернет менее известен, но весьма интересен. Hyper-G значительно моложе WWW (хотя темпы роста и не указывают на то, что Hyper-G сможет когда-либо сравниться по популярности с WWW) и это академическая разработка - плод стараний технологического университета в Граце (Graz), Австрия. Система эта вряд ли окажется практически полезной для Вас, но заслуживает внимания как очень интересная технология, и ее рассмотрение позволяет многое добавить в картину сервисов Интернет и их развития.

С общих позиций Hyper-G аналогична WWW, преследуя те же идеи и повторяя многие принципы. Есть клиенты и есть серверы, которые предоставляют информацию в виде коллекций документов. По принципам организации информации в пределах одного сервера Hyper-G является чем-то средним между WWW и GOPHER. Документы доступны из иерархического меню, но сами документы являются гипермедийными. Клиент Hyper-G общается не со множеством серверов, как в случае WWW, но исключительно со "своим" сервером, регистрируясь на нем при подключении. Получение документов с других серверов Hyper-G происходит через "свой" сервер, что позволяет создать более интегрированную систему серверов, чем в случае с WWW. Регистрация же клиента позволяет определить уникальным образом не только ресурсы и сервисы Интернет, но и клиентов, что значительно облегчает обеспечение авторизованного доступа и удаленного управления документами.

К чертам, препятствующим распространению Hyper-G, следует отнести недостаточно хорошую реализацию программ-клиентов, не полностью свободный доступ к серверной части программного обеспечения, централизованность проекта и отсутствие альтернативных реализаций программного обеспечения, слишком твердую структуру организации документов на сервере, сложность системы. Серверы Hyper-G весьма немногочисленны, следовательно, информации в Hyper-G хранится немного. Отсутствует доступ посредством электронной почты, хотя серверы Hyper-G могут также выполнять роль серверов gopher и WWW.

Поисковая система WAIS


WAIS - еще один сервис Интернет, сегодня почти не использующийся, или, по крайней мере, практически не развивающийся. WAIS расшифровывается как информационная система широкого профиля, но на самом деле это комплекс программ, предназначенных для индексирования больших объемов неструктурированной, как правило просто текстовой, информации, поиска по таким документам и их извлечения. Существуют программы для индексирования, для локального поиска по полученным индексам, а также серверная и клиентская программа, общающиеся между собой по специальному протоколу Z39.50. Задача поиска по большим объемам неструктурированной информации весьма нетривиальна и сегодня еще не существует общепринятого ее решения. WAIS во многих случаях является приемлемым вариантом поисковой системы, и коль скоро она имеет свободно распространяемую программную реализацию, то получила достаточную известность как один из сервисов Интернет. На самом деле, она почти не используется сегодня самостоятельно, но во многих случаях применяется как вспомогательное средство, например, для индексирования документов, хранящихся на WWW-сервере. В некоторых случаях она также используется как средство работы со словарями, или для поиска по архивам сетевых новостей Usenet. Если перед Вами стоит задача по индексированию больших объемов неструктурированной информации, то, возможно, WAIS окажется адекватным ее решением. Однако, нужно иметь в виду, что свободно распространяемая реализация системы далека от совершенства, что система достаточна сложна для понимания и изучения, и, что хуже всего, практически не развивается. Поддержкой и развитием свободной версии занимались последовательно несколько организаций, но ни одна из них не довела продукт до приемлемого для реальной работы состояния.

"Навигация" в сети Internet


При обширном информационном богатстве, которое возникало в каждом "углу" InterNet, подобно грибам на лесной поляне, главным требованием к новым инструментальным средствам была эффективность при поиске требуемых сетевых ресурсов.

Ввиду большого многообразия имеющихся ресурсов в сети InterNet, информационный поиск - сложная проблема, особенно с точностью до абсолютного сетевого номера (для примера, имеются сотни сложных баз данных, и десятки тысяч архивных серверов со свободным доступом). Фактически каждый час в сети появляются все новые и новые источники, что и делает обычный поиск практически безнадежным занятием. В настоящее время имеются следующие "навигационные" средства:

- система Archie;

- СУБД для поиска файлов в открытых для доступа архивах;

- Wide Area Information Server, который может использоваться для поиска в большом числе баз данных и документальных архивах.

Имеется также системы типа Gopher с интерфейсом в виде текстовых экранных форм-меню, которые ссылаются на распределенные по сети информационные источники, образуя тем самым "паутину" связей - так называемые Gopher-пространства. Система Veronica предназначена для поиска объектов в этом Gopher-пространстве.

Эти навигационные "прилады" (средства) до сих пор широко используются.

Но, обеспечивая эффективную навигацию по InterNet, они все имеют дело с простым форматом командного файла и манипулируют с ограниченным типом данных.

Стало ясно, что необходимы более совершенные системы с развитыми сервисными функциями и с возможностями обработки более разнообразных

форматов данных. И одним из источников разнообразных данных стала сама Web-сеть, послужившая основой для следующего поколения инструментальных средств InterNet - Web-"навигаторов.

Модификация Web


Гипертекстовые ссылки системы Web действуют как указатели на другие части единого документа, или на совершенно разные документы, или на другие доступные по сети сервисы. Хотя во многом это кажется несколько абстрактным в теории, на практике - очень эффективно и удобно.

Если Вы когда-либо использовали подсистему Help для Windows, Вы уже имели практические навыки работы с гипертекстом. Любое слово, фраза, или пиктограмма в документе "Help" может быть описана как самостоятельный объект. Когда Вы выбираете этот объект, происходит переход на соответствующую часть документа.

Навигаторы Web расширяют эту идею, обеспечивая связи между документами, размещенными в разных узлах сети, и доступ к разнообразным сервисам типа FTP и Gopher-пространствам.

Для примера, в описании сетей может быть ссылка на Ethernet. Если слово "Ethernet" поддержано гипертекстовой ссылкой, при его выборе, Вы получите переход на описание этой сетевой технологии. В этом описании, в свою очередь, может быть ссылка на документ о поставщиках оборудования Ethernet и выбор какого-то из них обеспечит переход на документ, описывающий все поставляемое им оборудование. Более того, в этом описании может быть список всех драйверов для поставляемых адаптеров сети Ethernet.

О! и Вы обнаружили, что появилась самая последняя версия драйвера именно для той карты, которую Вы уже давно используете. И эту версию можно заполучить простым нажатием клавиши Вашей "мышки" для активации соответствующей гипертекстовой ссылки.

Ссылки и документы


Документы в системе Web могут включать, помимо текстов, указания об используемых шрифтах и форматах, ссылки на графические данные и фотоснимки, ссылки на другие данные, документы и сервисы. Все эти документы формируются по правилам Hypertext Markup Language (HTML).

HTML базируется на промышленном стандарте - Standard General Markup Language (SGML) - для создания машинно-независимых документов, с учетом всего многообразия используемых компьютерных платформ. При этом HTML еще более расширяет определение гипертекстовой ссылки.

HTML документ состоит из текста, который должен быть выдан на дисплей, и описателей - тэгов (tags), которые определяют, как этот техт должен быть представлен, и как другие типы данных - для примера, видео- и аудио- данные - должны извлекаться и форматироваться, и куда ведет каждая гипертекстовая ссылка.

HTML-описатели являются полями в документе, которые размещаются между символами "" и содержат директивы и соответствующие параметрические данные - атрибуты директивы.

Например, в поле

Hello HTML

начальный тэг указывает на начало заголовка, а директива "H" определяет, что следующий за этим тэгом текст следует разместить в этом заголовке. Следующие за директивой атрибуты доопределяют, что эта директива должна фактически сделать. В нашем примере аргумент "1" указывает, что заголовок должен размещаться на первом уровне. Завершающий тэг указывает об окончании этого поля.

Имеются специальные тэги для описания гипертекстовых ссылок (так называемых anchors), заголовков, изображений и других объектов.

Создание HTML-документов - занятие не для "слабаков".

В настоящее время еще нет истинных HTML-редакторов, работающих режиме "что видите, то и получаете" ( What You See Is What You Get -WYSIWYG). Но уже имеется несколько вариантов для разработки HTML-документов (см. прил. N=1).

Уже имеются HTML-ware (но еще не в режиме WYSIWYG) типа Hypercard Editor для PC Macintosh, или WinWord-macros для Microsoft Word. Уже появились почти WYSIWYG-редакторы - один для платформы NeXt Computer,Inc. И один для Windows - HTML Assistant (пока как shareware-программа - альфаверсия).

Можно использовать и трансляторы, которые конвертируют стандартные документы формата Rich Text в формат HTML (эта версия готова для PC Machintosh).

Пока все эти программы еще требуют "ручной" доводки выходных документов. Но с другой стороны, создание простых документов можно делать и "вручную".

Что такое URL


Базовое понятие в WWW-навигаторах - Унифицированные Указатели Ресурсов (Uniform Resource Locators - URL). URLs используются для идентификации размещения ресурсов, на которые ссылаются в документах. Например, URL для главного индекса (home page) набора документов в Национальном Центре по Прикладным Программам для Суперкомпьютеров (NCSA) задается следующим способом:

http://www.ncsa.uiuc.edu/Genaral/NCSAHome.html

Компонента "http:" определяет метод доступа - через сервер HyperText

Transfer Protocol (HTTP). Этот протокол определяется его создателем Tim Barners-Lee как " ... простейший и достаточно быстрый для распределенных и взаимодействующих информационных гипермедиа систем. Это общий объектно-ориентированный протокол, который может использоваться для многих схожих проблем, таких как Name Servers и распределенных объектно-ориентированных систем".

Следующая часть URL - "//www.ncsa.uiuc.edu" - описывает, на каком узле размещены данные. Наконец, компонента "/Genaral/" определяет, где размещается файл с документом "NCSAHome.html".

Для изучения навигации в системе WWW попробуйте начать с главных страниц на серверах в NCSA и CERN. Если Вы размещаетесь в локальной сети типа NetWare, Вы сможете навигировать по всем информационным ресурсам этой сети через Novell's home page.

А информацию о новостях в сети InterNet можно найти на "странице" NCSA's Mosaic "What's New page" (см. прил. N=1) и Навигаторе Глобальной Сети (Global Network Navigator) - прекрасной программной разработке сотрудников издательства O'Reily Press.

"Навигация" в сети Web


Хотя было разработано несколько программ для навигации в сети - например, WWW и Lynx для текстового режима, но только система Mosaic завоевала признательность почти всех пользователей сети InterNet. Она была разработана в NCSA в 1993 году и объединяет на базе единого графического интерфейса как несколько традиционных для сети InterNet инструментальных подсистем, так и возможности новых навигаторов.

Другая альтернативная система Cello в среде Windows была создана на Юридическом факультете Корнельского Университета. Mosaic и Cello обеспечивают эффективную программную среду для успешной навигации любого новичка по информационным "сокровищам" вей глобальной сети InterNet. Используя эти "оболочки", не надо тратить время на изучение всех сложных инструментальных средств первого и второго поколения.

Из-за удобного и эффективного интерфейса и из-за реализации на многих промышленных платформах, системы Mosaic и Cello стали широко использоваться для информационного сервис в рамках больших компаний.

Заключение


Подводя итоги проделанной работе, подчеркиваю, что Интернет-технологии в использовании информационных ресурсов идут вперед семимильными шагами, и это значительно облегчает поиск и сбор информации по необходимой теме. В то же время есть некоторые недостатки, которые со временем, надеюсь, будут исправлены. К таким недостаткам относится некоторая засоренность сети бесполезной информацией, которая чаще всего мешает при поиске той или иной информации, отсутствие единой систематизирующей информацию и доступ к ней программы также является значительным препятствием. Исходя из вышесказанного, попытаемся заглянуть в будущее Интернет, которое уже близко, но, в то же время, зависит от вчерашнего дня сети.

Internet сегодня и завтра


1. Еще менее года назад поисковый сервер AltaVista (http://www.altavista.digital.com - очень мощная и быстрая поисковая система) компании DEC гордо объявил на фронтальной странице: "Мы отслеживаем изменения более чем на 70 000 серверов во всем мире." На сентябрь 1996 года эта цифра составляет 275 600 и, разумеется, постоянно увеличивается. По некоторым прогнозам, если количество хостов Internet будет расти так же быстро, то к концу первого десятилетия 21-го века существующего пространства адресов просто не хватит на всех желающих. Эту проблему (да и не только эту) призван решить новый стандарт Internet-протокола. Полный список только поисковых и навигационных систем сети будет включать в себя ссылки более чем на 120 независимых серверов.

2. Еще совсем недавно телефон был наиболее популярным и широко используемым средством связи. Сейчас любой человек, подключившись к Internet, может разговаривать со своим собеседником по этой сети. Все, что ему нужно для этого - звуковая карта, микрофон и колонки. Причем переговоры обходятся ему значительно дешевле, чем если бы он разговаривал обычному

телефону. Пока это возможно только для абонентов сети, но сегодня очень активно ведется разработка аппаратных и программных средств для создания шлюза Internet - обычный телефон (интересные материалы на эту тему есть на сервере компании Vokaltech - производителя программы iphone, стандарта де-факто для живого общения в сети; адрес документа - http://www.vokaltec.com/gateway.htm).Пока что качество разговора сильно зависит от скорости подключения к Internet - минимальная скорость передачи данных 14400 b/c. Ведутся также разработки, позволяющие снизить необходимую скорость до 2400 b/c.

3. Системы видеоконференций. Они существуют и работают. Наиболее известный свободно распространяемый продукт этого рода - программа Cu-SeeME. Адрес сервера - http://137.142.42.95/CuSeeME.html. Минимальная скорость подключения 14400 b/c. Эта "игрушка" становится достаточно эффективным способом проведения собраний в рамках большого предприятия.

4. Практически каждая более или менее крупная фирма создает свою корпоративную сеть для собственных нужд. Буквально в течении последнего года стало крайне популярным еще одно порождение Internet. Это Intranet-корпоративная сеть, построенная на Internet-технологии. А компании-производители наступают друг другу на пятки, стараясь занять еще одну нишу для своего рынка. В частности упор делается на системы html-верстки и построения Web-узлов, ориентированные на совершенно неподготовленного пользователя.

5. В сфере аудиотехнологий еще одна достаточно интересная "игрушка" - Real Audio (http://www.realaudio.com). Данная система позволяет передавать по сети "живой звук" и может использоваться для широковещательных трансляций.

6. Интерес представляют попытки создания "электронных денег" (например, http://www.cybercash.com) и вообще - система достоверных и безопасных платежей (один из пионеров в этой области - http://www.firstvirtual.com). В настоящий момент, можно сказать, эта проблема решена. Уже сейчас через сеть с помощью кредитной карточки вы можете заказать билет на самолет, забронировать номер в гостинице или просто купить CD-ROM с понравившейся игрой.

7. Еще один хит нынешнего сезона - технологии интерактивного взаимодейсвтия. Два безусловных лидера в этом направлении - платформо-независимая среда Java (http://www.firstvirtual.com) от Sun Microsystems и продолжение технологии OLE - ActiveX(http://www.activex.com),детище Microsoft. Обе технологии, на первый взгляд, направлены на одно и то же, но на самом деле они прекрасно дополняют друг друга. И хотя сейчас, пожалуй, можно оценить только первые шаги в их разработке, как и в их применении и освоении, результаты уже впечатляют.

Все это имеется уже сейчас, а за рамками осталось еще много разного и интересного.


Список литературы


  • Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 480 с.

  • Персональный компьютер. школьная энциклопедия/Ю.Л. Кетков, А.Ю. Кетков, Д.Е. Шапошников. - М.: "Большая Российская энциклопедия"; Дрофа, 1997. - 440 с.

  • Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя: от начинающего до опытного. Изд. 7-е, перераб. и доп. – М.:ИНФРА – М, 1997. – 640с.: ил.

  • Баженова И.Ю. Язык программирования JAVA. М.:Наука, - 1998. – 327 с.

  • Гусева А.И. Работа в локальных сетях Netware 3.12 – 4.1. С.-П.: Питер. – 1995. – 327с.

  • Гусева А.И. Технология межсетевых взаимодействий. Netware – Unix – Windows – Internet. C.-П.: Питер. – 1997. – 470с.

  • А.В. Фролов и Г.В. Фролов. ПК шаг за шагом. М.: Диалог МИФИ,1998. – 405с.

1 СПб.: ПИТЕР, 1996

2 СПб.: BHV -Санкт-Петербург, 1996
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта