Реферат по теме: религия и государство, по теории государства и права. религия и государство. Сфера политики охватывает едва ли не все области государственной жизни, разумеется. Она охватывает и религию
Скачать 31.31 Kb.
|
Сфера политики охватывает едва ли не все области государственной жизни, разумеется. Она охватывает и религию. Политика рождается с появлением классов и государств, то есть возникает значительно позже религии. Еще до появления политики, при общинном строе, религия во многом обеспечивала организацию поведения наших далеких предков и соблюдение нравственных обычаев на основе складывавшихся норм вероучения и культовых ритуалов. Она сакрализовала авторитет вождя племени (часто он же одновременно был и жрецом), придавала силу инерции вырабатывающимся традициям. Д. Фрэзер полагал, что власть царя выросла из его жреческих функций. И первыми носителями власти были колдуны, маги и жрецы. Но самое важное в этой ранней истории государств заключается в том, что сформировавшиеся архаичные государственные политические структуры сами втягивают в свою деятельность складывающийся институт Церкви. Находясь в государстве, не только отдельные граждане, но и ни одно из социальных учреждений не может изолировать себя от политики. Религия, а точнее Церковь, тоже втягивается в сферу политической жизни и становится составной частью государственного аппарата. Церковь особо не противится этому, так как обычно и сама не чужда лежащим в основе политики экономическим интересам. Как правило, церковные иерархи и монастыри — крупные владельцы земли, рабов, крепостных и иных богатств. Обычно Церковь находится на содержании у властей, получает политическую, идеологическую и иную 3 поддержку государства. Часто иерархи находят опору у светских властей в борьбе с неповиновением, оппозицией и «ересями» в лоне Церкви. Намеренно и настойчиво власти втягивают Церковь в политику более всего из-за того, что та имеет огромное духовное влияние на граждан, располагает доверительной информацией о них и сильными рычагами психологического воздействия на их поведение, а также влияет на отношения граждан к власти. Властители государств во все времена и при всех политических режимах стремятся использовать влияние Церкви на граждан, склоняя тех к безусловному повиновению режиму. История свидетельствует, что во многих странах (как это, например, было в Киевской Руси с принятием христианства) такое обращение за духовной поддержкой к Церкви действенно консолидировало государственную власть. Влиятельный церковный деятель и публицист преподобный Иосиф Волоцкий утверждает, что государь «естеством подобен всем человекам, властью же Богу». Потому «от царя и московского великого князя истекает все: жизнь и благодать». Царь наместник Бога на земле, потому глава не только государства, но и Церкви. С тех пор безусловный приоритет светской власти над властью церковной осознается в политической жизни страны как исходный принцип взаимоотношений иерархов православия с государством. Хотя это не теократия в ее классической форме (царь не является первосвященником), но ее несколько «обмирщенное» подобие. Именно на этой основе на века определилось согласие Церкви с властью, которое церковные историки иногда именуют «симфонией». Лишь изредка и то безуспешно некоторые иерархи (например, патриарх Никон) пытались добиться определенной независимости от власти. Петр I окончательно лишил Церковь даже видимости самостоятельности и отменил патриаршество, поставив во главе ее послушный Синод. Отныне господствующая Церковь не только не притязала на светскую власть, но и в церковных делах была под надзором «ока государева». Подчинение светским властям присуще и протестантским церквам. С самого начала своей проповеднической деятельности Лютер следует политике немецких князей и даже не претендует на иное. Такая позиция типична для лютеранских церквей в последующем и в других странах. Очень короткое диктаторское правление «женевского папы» Кальвина, сосредоточившего в своих руках духовную и светскую власть, не стало примером и прецедентом для служителей кальвинизма и других протестантских конфессий в их взаимоотношениях со светскими властями. Как правило, протестантские церкви являются законопослушными институтами политической жизни во всех государствах. Ислам тоже исходит из понимания власти как божьего установления. Мухаммад сочетает в себе качества посланника Аллаха, пророка и одновременно властителя мусульманской общины («уммы»). Халифат сформировался и функционировал как типичное теократическое государство. Первые халифы считались преемниками Мухаммада 6 и наместниками Аллаха на земле. Они соединяли в себе функции первосвященника и военного предводителя, контролировали религиозную и административную жизнь «уммы», охраняли от ересей установления ислама, защищали законы шариата, собирали налоги, назначали чиновников. Но с X в. халифы постепенно утрачивают абсолютную власть и превращаются в церемониальных правителей при эмирах и султанах, сосредоточивших в своих руках военно-административную власть. И сами халифаты постепенно сходят с арены политической жизни Востока. В различные периоды истории человечества, равно как в различных государствах и политических образованиях, обществах и культурах, религия играла свою значительную роль, а между государством и религиозными организациями складывались разнообразные отношения - от полного слияния государственных, общественных и религиозных институтов до полного исключения религии и религиозных организаций из общественной жизни. Религия все больше становится традицией, а не практикой, социально-нравственным, а не идеолого-мировоззренческим институтом. Тем не менее, учитывая свое влияние, традиционные церкви пытаются использовать государство для сохранения своих позиций, устранения конкурентов на религиозной арене, что объективно вызывает социальное напряжение. |