Основы самоорганизации и развития личности. Биологическое и социальное в человеке. биологическое и социальное в человеке. Щей исторической ситуации, когда эта проблема дискутируется особенно
Скачать 162.5 Kb.
|
биологическую и культурную; все другие организмы обладают только биологической наследственностью. В отечественной научной литературе эта идея нашла поддержку у Н. П. Дубинина, которыйв 1971 г. ввел в научный оборот термин «социальное наследование» [9. С. 41—59; 10. С. 62—74], обозначающий программу передачи от поколения к поколению социального опыта. Понятие социального наследования было широко интерпретировано в отечественной философской науке в связи с тем, что этот термин допускал понимание индивида в качестве tabula raza — реципиента для обучения и моделирования, исключая целый комплекс процессов (оценки опыта, экспериментирования, выбора стратегии и решения), которые характеризуют индивида как свободного и активного субъекта своего человеческого поведения. Поэтому предлагается концепция преемственности (Э. Баплер, Ф. Исмаилов, В. Рубанов, А. Стерты) как философская категория для обозначения закономерной связи между различными этапами поступательного развития, при которой определенное содержание и функции одного этапа сохраняются и развиваются в другом на качественно новом уровне. Однако концепция такого наследования не встретила единодушного одобрения среди социобиологов. По мнению американского антрополога М. Флинна и биолога Р. Александера, эта концепция «обрекает ее сторонников на путанный язык и ложные дихотомииПрежде всего вызывает возражение само разделение «наследственных программ на том основании, что культурные черты передаются посредством подражания и обучения, а биологические - при помощи генов, а также то, что в сочетании этих двух типов «инструкций» усматривается принципиальное отличие человека от всех других живых существ. Как справедливо отмечают М. Флинн и Р. Алек-сандер, два типа инструкций присутствуют в развитии всех черт у всех организмов. Выйти за предел контроверзы «природа — воспитанник» возможно, по мнению В. В. Орлова, лишь отказавшись от самой предпосылки дизъюнктивного...расчленения детерминант и «включения» биологического в сущность человека. «Механизм» такого включения раскрывается концепцией интегрально социальной природы (сущности) человека Входя в содержание понятия сущности, по мысли В. В. Орлова, биологическое не превращает ее в двойственное, дуальное образование, т. к. присутствует в сущности не как рядом положенная с социальным сторона или часть, а как включение в целостную основу, как уровень интегрально-социального целого, как диалектическая противоположность, опосредующая становление и функционирование социального качества. Сущность человека с таких позиций есть результат всего предшествующего развития материи, аккуму-лят его основных этапов. Высшее, содержа в себе низшее и подчиняя его себе, в то же время существует как интегральная целостность, обладающая единой природой. Социальная сущность в этом случае является не непосредственной и одномерной, плоской, а многопланово опосредованной, многоуровневой и интегральной. Можно сказать, считает В. В. Орлов, что социальное создает биологическое, прежде всего, в силу того, что биологическая жизнедеятельность человека может воспроизводиться только социальным способом, через производство необходимых для жизни предметов. Кроме того, социальное придает биологическому определенную форму, «социализирует» его. И наконец, общественное бытие постоянно дает биологии человека импульс для дальнейшего развития, совершенствования, усложнения. Своеобразный «парадокс развития состоит в том, что низшая форма материи достигает наибольшего развития, лишь будучи включенной в состав более высокой ступени развития. Биология человека, во-первых, «сохраняет свою общую биологическую природу, т. е. основные свойства и закономерности живого. Во-вторых, она представляет собой высшую разновидность биологического, универсальную биологию [23. С. 20]. В свою очередь, биологическая жизнедеятельность человека объективно постоянно обеспечивает социальную. Производство средств к жизни oобусловлено «телесной организацией» индивидов. Социальное является ведущей силой. Поэтому момент порождения «своего другого» выражен здесь отчетливей и ярче. Человек представляет собой своеобразный «сплав» социального и биологического. Выделить из него одно из этих определений можно лишь абстрагируясь от другого и тем самым теоретически уничтожив его. Ошибка крайнего биологизма и социологизма заключается в том, что он останавливаются на этапе абстрагирования. В результате человек представляется как предмет, от которого его абстрагируют, в его абстракции. т.е. в данном случае либо как «чисто социальное», либо как «чисто биологическое» существо. Концепция интегрально-социальной сущности человека позволяет сделать вывод о том, что не существует социальных процессов, нейтральных по отношению к биологии человека, также как нет сфер общественной жизни, свободных от влияния биологической жизнедеятельности. Поэтому человеческая биология предъявляет серьезные требования в вы боре средств решения социальных проблем, а социальная жизнедеятельность санкционирует лишь определенные способы удовлетворения естественных потребностей биологических инстинктов. Другими словами, человеческая биология нуждается для своего самосохранения в социальных механизмах. Эту диалектику социальной значимости биологического и биологической значимости социального концепция интегрально-социальной сущности человека высвечивает наиболее ярко: биологической мерой социального прогресса является повышение биологического качества жизни человека, обобщающими критериями которого являются уровень здоровья, средняя продолжительность жизни населения (для детей — достаточно выраженный психофизиологический потенциал, обусловливающий быструю адаптацию к социуму, социально-компетентное поведение, активное начало и т. д.). Социальная значимость биологическогоможет быть обобщенно выражена понятием способности (возможности и готовности) человеческой биологии участвовать в жизнедеятельности общества. Этот аспект социальной значимости биологического имплицитно заложен в самом понятии основы, т. е, опоры, фундамента, на котором строится жизнь общества.[9] Вышеизложенное приводит к выводу о необходимости более глубокого анализа такого сложного процесса реализации социальной сущности человека (в том числе новорожденного), каким является социализация. В этом плане социальный статус ребенка человеческого индивида представляет собой вышеозначенную индивидуальную способность (возможность и готовность) воспринимать социализирующие воздействия. Эта индивидуальная социальная сущность, с одной стороны, обеспечивает возможность взаимодействия индивида и общества, с другой стороны, подвергается дальнейшему развитию в процессе человеческого взаимодействия. Социализация выступает реальным способом связи биологического и социальногов целостной природеноворожденного человеческого индивида. При этом индивидуальное и социальное представляют собой внутренние моменты человеческой индивидуальности. В этом процессе, социальное, являясь высшим уровнем материи, не адаптируется в низшему (биологическому) уровню и тем более не создает его заново. Процесс развития заключается в новообразовании, в качественной перестройке ранее существовавшего, в результате которой содержание биологического достигает высокого структурного и функционального уровня, что было бы невозможно на основе только природных процессов[12]. Интеграция социальной формой предшествовавших ей природных форм материи составляет фундаментальное содержание социального прогресса самой человеческой природы. Поэтому единство биологического и социального в родовой природе человека предстает, как динамическое состояние. Динамизм, как известно, характеризуется не простым воспроизведением, а поступательным развитием. Это позволяет предположить, что наследственность человека проявляется как сохранение способности и возможности овладения и преобразования содержания социального опыта. Такая способность (возможность и готовность) детерминируется, на наш взгляд, социальностью как феноменом специфического выражения природы человека на индивидуальном уровне. Одной из целей социальных институтов поэтому является не только трансляция социального опыта (культурного, идеологического, религиозного и др.), но и развитие социальной интенции, выступающей в качестве условия к саморазвитию, самосовершенствованию человека как субъекта своей жизнедеятельности. Сложный и хрупкий характер человеческой (в вышеприведенном ее понимании) социальности, легко подвергающийся деформации, требует направленного гуманистического развития, суть которого состоит в понимании человека как неисчерпаемой индивидуальности. Это, во-первых, предполагает осмысление таких форм взаимодействия между субъектами социализации, которые существуют между субъектами как индивидуальностями и исключают любой биологизаторский и социологизаторский подходы к ребенку. Во-вторых, требуется глубокий анализ всего многообразия социокультурных условий, поскольку одна из центральных характеристик человека обусловлена его потребностью и способностью жить в культурной среде. Культурная среда как жизненное пространство человека ставит последнего постоянно перед выбором, формируя и реализуя его субъектные качества, его самость [22. С. 141 — 147]. Биологическая надежность индивидуального развития обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гетерохронного формирования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозаменяемость и компенсация, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы. Это взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами («психические новообразования») — не просто взаимосвязь и тем более не сумма связей, а диалектическая целостность — интеграция, в которой биологическая и социальная составляющие представляют собой звенья единого процесса развития человека: биологическая компонента выступает как предпосылка развития социального;социальная компонента — как условие развития биологической основы. Социальное не устраняет биологического(натурального, природного), а «снимает» его — включает в новые системы связей и отношений, создавая возможность для дальнейшего развития[18]. 2.2.Интеграция биологического и социального в человеке (социализация) В первом приближении под социализацией будем понимать «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» [9. С. 373] «развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» [12. С. 351]. Рассмотрим некоторые важные моменты интеграции биологического и социального в человеке - их встречи, пласты, узоры и узлы, - которые достаточно часто так или иначе отражаются в анализе становления психики и психического; в которые завязываются и переплетаются линии биологического и социального в эволюции человечества в целом, отдельных социальных групп и индивидов, линии, в оценках которых разные ученые довольно единодушны. Содержательно различные эффекты линий взаимодействия биологического и социального (интеграция, синтез, сопряжение, согласование, уравновешивание) в данной работе не рассматриваются дифференцированно, равно как и их разные проявления (антагонизм/синергия). 1. Одним из первых ключевых моментов интеграции двух начал можно считать становление речи и сознания. Чаще ученые выделяют два основных атрибута этих явлений — совместную деятельность и использование орудий (А. Н.Леонтьев, А. Р. Лурия и др.). Примечательно, что если появление психики понимается как «фундаментальная биологическая функция... без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции» (А. Н. Леонтьев), то становление речи и сознания расценивается именно как интеграция, как синтез биологического и социального, как принципиально новая ступень в становлении психического — «язык удваивает воспринимаемый мир» (А. Р. Лурия). Тема альтернатив, возможных аналогов с лучшей структурой и функциями, психологами обычно не рассматривается — в силу доминирования классической научной парадигмы («история не знает сослагательных наклонений») и оттого, что возможности психики и сознания представляются настолько грандиозными, что вопрос об альтернативах им, уже состоявшимся, кажется излишним. Так, в психологической литературе, как правило, не рассматриваются отрицательные следствия асимметрии больших полушарий головного мозга и следующие из этого дифференциации функций, определяющих, с одной стороны, колоссальные возможности развития отдельных способностей людей и широчайший спектр индивидуально-психологических вариаций, а с другой — психологическую неустойчивость и нестабильность отдельных личностных типов (Е. П. Ильин, К. Леонгард, А. В. Шувалов и др.). Второй ключевой момент интеграции биологического и социального очевидно просматривается в разных концепциях периодизации развития ребенка. А. Адлер, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др. с большим или меньшим акцентом выделяют такие моменты сочетания, согласования, взаимодействияили противодействия, как естественное биологическое развитие ребенка, особенностиконтактной социальной среды, в которую он погружен, культурно-исторических условий жизни сообщества, сословия, класса, семьи, роли близких, семейной иерархии, типа ведущей деятельности. Как правило, все эти условия или факторы развития чаще рассматриваются как позитивные, а само развитие — как некоторый магистральный путь, которым должен проследовать каждый маленький человек в процессе своего взросления. Третьим и самостоятельным моментом можно считать изучение факторов развития человека на протяжении всего его жизненного пути и связанную с этим периодизацию (В. А, Бодров, Ш. Бюлер, Е. А. Климов, Т. В. Кудряцев, Д. Левинсон, Д. Ловингер, Д. Сьюпер, Г. Шихи,Р. Хейвигхерст, Э. Эриксон и др.). В таких работах еще более выражена взаимная зависимость как биологических процессов, так и «вех» социального становления человека, а также частных процессов, например детерминированности стадий профессионального развития исторически заданными социальными условиями (средняя продолжительность жизни, уровень социальной поддержки учащейся молодежи и пожилых людей, профессиональные достижения субъекта, семейный статус и благополучие и т. п.). Концепции ученых часто сходятся в следующем: жизнь человека достаточно четко разделяется на несколько самостоятельных стадий; успешное прохождение предыдущих — условие вступления в следующую фазу и залог ее успешного прохождения; финал жизненного движения чаще представляется как две альтернативы — положительный (все было «правильно») и отрицательный (на одной из стаций человек пошел вторым, худшим, а не первым, лучшим, путем). Сопоставляя разные концепции, нельзя не видеть зыбкости и условности хронологических границ представляемого развития человека, а также завязанности самой хронологии на определенные социальные стандарты (прекращение кормления ребенка грудью, время начального, среднего и высшего обучения, возраст вступления в брак и призыва на службу в Вооруженные силы и т. п.). Очевидность факта хронологического и количественного расхождения этапов развития в разных концепциях периодизации еще одно сильное свидетельство постоянного фонового воздействия социума на человека на протяжении всей его жизни, иначе — очевидная процессуальность интеграции линий социального и биологического. 4. Концепции самоактуализации А. Маслоу, самоподкрепления и самоэффективности А. Бандуры, локуса контроля Дж. Роттераи им подобные обозначают еще один уникальный эффект сопряжения биологического и социального в человеке, а именно независимость на определенных ступенях развития его поведения и деятельности от его собственной биологии и окружающей социальной среды. Ученые утверждают, что люди не управляются прямо интрапсихологиче- скими, интрасоциальными или интербиологическими силами, а выступают активными участниками событий своей жизни. Развитие, поведение, деятельность и жизнь есть процесс непрерывного взаимодействия биологии, психики и социума. В таких воззрениях отражена возможность формирования метаумений, метаценностей, особой смысловой сферы у людей, находящихся в зрелом возрасте и накопивших, собравших, впитавших определенный социальный, в частности профессиональный, опыт. В результате уникальных процессов трансформации накопленного жизненного опыта могут формироваться своеобразные метаспособности, по существу переводящие людей в новые отношения с жизнью — из режима жесткого следования ее предписаниям в режим более свободных отношении, из отношений детерминации в отношения (само) становления. Это трансформации, обеспечивающие человеку сравнительно независимый и качественно более высокий уровень социального и биологического функционирования, чем тот, который задается и предопределяется социальным окружением. Механизмы таких качественных перестроек и трансформаций не ясны, но нам крайне интересны выделяемые учеными их условия (средний возраст, наличие некоторого профессионального и иного жизненного опыта, драматизм жизненного пути, профессиональный неуспех, социальный конфликт, своеобразие жизненных целей, ценностей и пр.). Но именно при таких условиях человек способен на каком-то этапе жизни качественно перестроить, изменить отношение к ней, выйти на соответствующем |