Главная страница

Основы самоорганизации и развития личности. Биологическое и социальное в человеке. биологическое и социальное в человеке. Щей исторической ситуации, когда эта проблема дискутируется особенно


Скачать 162.5 Kb.
НазваниеЩей исторической ситуации, когда эта проблема дискутируется особенно
АнкорОсновы самоорганизации и развития личности. Биологическое и социальное в человеке
Дата10.03.2023
Размер162.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлабиологическое и социальное в человеке.doc
ТипДокументы
#979554
страница1 из 3
  1   2   3

Введение

Проблема социального и биологического в развитии человека и, шире, в его определении — длительно- постоянная в сфере философии, психологи­ческих, социальных, биологических, исторических и других знаний, но при периодических вспышках активизации внимания к ней, что связано с опре­деленными подвижками в сфере знаний или возникновением соответствую­щей исторической ситуации, когда эта проблема дискутируется особенно остро. Проблема социального и биологического в развитии человека стано­вится все глубже, шире, и формируются новые проблемные поля ее рассмот­рения. Так, в современных условиях, значительно отличных, например, от общей исторической обстановки 70-х гг. (1972—1975), когда соотношение социального и биологического в развитии человека дискутировалось доста­точно активно и жестко (см., например, [2; 3; 14 и др.]), эта проблема приоб­ретает новый оттенок, в частности, в связи с последними достижениями в области молекулярной биологии и, прежде всего, генной инженерии, кото­рая способна вторгаться в генетический код, изменять психику и организм человека, а потому и его поведение. Этому также способствовали новые тех­нико-технологические достижения, в частности различного рода киберне­тические устройства, компьютерные технологии, информационные сети, «саморазвивающиеся» системы. Человек в своем социальном движении как бы «зажимается» между проблемными полями биологическое и технологиче­ское в решении будущего своей жизни. И не породит ли человек силы, унич­тожающие его человеческое вследствие отчуждения от него, в частности, ин­формационной технологии, саморазвивающихся, кибернетических и других технико-технологических систем? Как сохранятся и сохранятся ли возмож­ности его самоопределения и его человеческого самовоспроизводства? И что такое собственно человеческое, которое подлежит сохранению?

Именно поэтому, как представляется, стоит вопрос не только о социаль­ном и биологическом в человеке и в определении человека, но и о рассмотре­нии социального и биологического в контексте места человека в Универсу­ме бытия, о системной целостности рода человек и условиях его осуществле­ния и воспроизводства как особого феномена. Вопрос о возникновении че­ловека в мире Природы и об «отграничении - разграничении» человека в этом мире становится все более актуальным. Стоит вопрос о человеке как сущем всеобщего бытия, как сущем социального бытия и о сущем человеческого в чело­веке.

Вопрос о природе и сущности человека, в том числе о соотношении в нем социального и биологического, обсуждается в следующих позициях.

1.Человек — это, прежде всего существо, собственно биологическое, его природа, сущность являются биологическими, его поведение, развитие определяются в основном биологическими законами (биологизаторская

позиция).

2.Человек — существо социальное, его природа и сущность могут определять­ся как социальные лишь по существу, и в основе его существования и раз­вития в качестве действующих лежат социальные законы и закономерности­ При этом сохраняется необходимость учитывать биологические ­характеристики и возможности человека в процессе его развития и воспитания в онтогенезе, но свойственные ему как существу социальному. Соответствующие крайние формы этой позиции, исключающие действие био­логических факторов, называются социологизаторскими.

3.Человек — существо биосоциальное, и характеристики его функционирова­ ния и развития определяются как биологическими, так и социальнымизаконами и закономерностями. Позиция эта поддерживается многимивидными учеными, по-разному решающими эту проблему. Она достаточно­глубоко аргументируется имеющимися данными психологических,­ психофизиологических, нейрофизиологических и других исследований,­ но так же, как и первые две, вызывает у оппонентов много вопросов­ и принципиальные возражения, в частности, в связи с пониманием
социального и биологического, емкостью их содержания и характера
взаимодействия, а также самого термина «биосоциальное».

Однако рассмотрение существующих точек зрения не является и не мо­жет стать в данном случае предметом обсуждения. В то же время представляется возможным отметить, что существует много объективных причин такого разногласия, связанных не только с общим уровнем наших знаний о человеке и характером понимания его, знаний, еще недостаточных для однозначных и глубоко аргументированных общеприня­тых позиций, снимающих важные вопросы, возникающие при решении этой проблемы, но и с особенностями методологических подходов к осуществле­нию ее исследования, недостаточной разработкой ряда теоретических аспек­тов, значимых для ее исследования, соответствующего понятийного аппара­та, и недостатком (при всей широте и глубине имеющихся исследований) эмпирического материала, а также источниковых данных.

Все вышесказанное и определяет актуальность данной работы.

Объект исследования - развитие личности.

Предмет исследования - роль биологического и социального факторов в развитии личности.

Цель исследования - определение первичности и второстепенности биологического и социального.

Гипотеза - мы предполагаем, что биологическое и социальные начала имеют равностепенное значение в развитии личности человека.

Задачи:

1.Провести теоретический анализ литературы, в контексте данной темы.

2.Определить характерологические особенности понятий «биологическое» и «социальное» в личности человека.

3. Определить значение биологического и социального в развитии личности человека.

Методологическая основа работы: в основу работы положены труды ученых, занимающихся разработкой данной проблемы. Среди них классики психологии Фрейд З., Маслоу А, Юнг Г., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Деркач А.А.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.

Глава 1.Понимание личности в различных концепциях.

1.1.Психоаналитический подход З.Фрейда.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые конфликты контролируют поведение человека.

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась в теории З.Фрейда центральной в описании личностной организации. Фрейд выделял три основные структуры: ид, эго и суперэго. Фрейд называл их процессами личности - сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго и суперэго действует на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид.

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу

эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супеэго состоит из двух структур

- совести и эго – идеала.
2.2.Психогенетический подход Ч. Тойча

Его представления заключаются в том, о том, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах.

Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологиче­ских и физиологических особенностей организма, предрасположенности к опре­деленным болезням, но и код, определяющий определенные модели поведения, склонность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное основное внутреннее направление (ОВН). Это соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от сознательных реакций и интерпрета­ций.

Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну. Как предполагают физики, мысль — это волна виртуальных фотонов, мельчайших ядерных частиц. Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Психическое взаимодействие между людьми происходит на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть в бессознательную часть психики другого и оказать |на нее влияние. Особенно тесно бессознательное взаимодействие происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей име­ют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики. Как прави­ло, это родственники, родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсозна­ние другого, в результате и происходит бессознательное энергоинформационное взаимодействие.

Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одно­го индивида в бессознательное другого (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окру­жающие человека предметы, его дом сохраняют волны своего хозяина, и частота их может угнетать или стимулировать нового их обладателя.

Таким образом, и сознательные и бессознательные желания, убеждения, пере­живания, мысли, помимо субъективного внутреннего состояния, всегда получают и объективное выражение. Оно обретает разные формы:

  • энергетическое излучение (волна);

  • действия человека;

  • осознанные мысли, желания человек может внешне выразить и в словах;

  • мысли могут выражаться внешне и через предметы (например, мысль конст­руктора в конце концов воплощается, объективируется в конкретном предме­те, изделии, изобретении).

Другой человек способен принять не только слова и действия собеседника: на бессознательном уровне происходит прием энер­гетического мысленного излучения. Сильнее всего воспринимается именно «энер­гетическая волна бессознательных желаний и установок собеседника», хотя эта информация не осознается человеком-«приемником», даже если она может ока­зать то или иное воздействие на его состояние, поведение. В редких случаях, когда интенсивность энергетического излучения мысли была велика и совместима, по­лученная информация может дойти до уровня сознания (например, вы почувст­вуете, что с вашим близким родственником в другом городе случилось что-то опасное).

Тойч отмечает, что этот естественный механизм бессознательного энергоин­формационного взаимодействия между людьми в ряде случаев приводит к «зара­жению» бессознательными проблемами другого. Исследователь указывает, что можно выделить три способа реагирования:

  1. Внутричеловеческий. Человек сталкивается с какой-то неразрешимой и

бо­лезненной для него проблемой, которую стремится «выгнать из сознания», поскольку она неприятна или запретна, тогда это «подавленная» проблема превращается в бессознательный комплекс, который постепенно может прояв­ляться как недомогание, злость, переедание, пьянство, болезни, смерть и дру­гие формы, являющиеся генетически предсказуемыми.

2. Межчеловеческий. Проблема человека - регрессора «загоняется» в бессознательную­ часть его психики. Однако этот комплекс проявляется в виде энерге­тической волны и передается бессознательному другого человека.
(это может быть ребенок, супруг, друг). И тогда второй может ощущать подсо- знательно и выражать внешне (через свою злость, болезни, пьянство и пр.) чужой стресс, записанный в подсознании репрессора, кажущегося спокойным, здоровым и необеспокоенным. Таким образом, человек оказывается неволь-ной жертвой чужих проблем, расплачиваясь за них порой здоровьем и жизнью, первоисточник и виновник проблем — остается здоровым и
спокойным. Недаром концепцию Тойча называют концепцией виктимологии
3. Генетический». Если существенная проблема не преодолена человеком и по­давлена в «бессознательное», то возможна ее передача посредством генетиче­ского механизма на бессознательном уровне потомкам. И этот процесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случайная модификация (где-то после седьмого поколения) либо пока один или несколько потомков не смогут решить эту проблему, не предпримут сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем и поведения. Чем серьезнее пробле­ма, чем она «греховнее», тем быстрее переходит к потомкам. Неустраненный стресс предка будет развиваться, так как он передается из поколения в поколе­ние и усиливается новыми ситуациями. Этот бессознательный процесс может быть преодолен только путем внутреннего познания и сознательных действий человека. Таким образом, в ряде случаев человек неосознанно повторяет про­блемы и судьбу своих предков, расплачиваясь своим здоровьем и судьбой за их ошибки, становясь невольной жертвой, имеющей специфическое ОВН.

«Излучение» ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Жертва не может существовать без Преследователя, образ которого принимают люди, болезни, несчастный случай или смерть. Невысказанные команды, бессознательные ожи­дания, спрятанная враждебность, вина, страх или желание смерти «включают» потенциальных партнеров. Бесполезно решать конкретный конфликт: он будет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и ее потомков, определяя исто­рию семьи до тех пор, пока ОВН Жертвы остается прежним. Нежелание человека повторить незадачливую судьбу своих родителей, страх, что в его собственной судьбе повторятся те же беды и конфликты, не спасает его, а, напротив, вызывает, провоцирует появление именно того, чего он опасается. Еще 3. Фрейд писал о том, что страх — это подавляемое желание. Так, например, страх жены, что ее муж ста­нет алкоголиком, как когда-то в детстве алкоголиком был ее отец, или ее страх, что муж окажется не тем человеком, о котором она мечтала, сочетается с желанием поймать супруга на неблаговидном поступке, уличить его в злоупотреблении спирт­ным, что, в конце концов спровоцирует частые выпивки мужа.

Таким образом, конфликты могут передаваться «по наследству», переходить из родительской генетической семьи в собственную, из поколения в поколение. Реальность этого признается все большим числом психологов и медиков.

Генетический подход Ч. К. Тойча позволяет выявить и осознать подобные унаследованные конфликты и проблемы, анализируя реальные биографические факты как самого человека его раннего детства) и особенности его воспитания, так и факты биографии его родителей, бабушек и дедушек, дядей и тетей, выявляя устойчивые, наследуемые, повторяемые па1теркы поведения, повторяющиеся се­мейные проблемы и конфликты, своеобразный «генетический семейный код». Док­тор Тойч утверждает, что человек во многом жертва генетического кода.

Выводы

Биологизаторская концепция человек, созданная З.Фредом, резко разрывала индивидуальное и общественное, игнорируя тот факт, что человек- это общественное существо.

Философия Фреда – его учение об инстинктах, о влечениях. Он оказался на позиции, биологизирующей человека. Он видит источник этой активности, этой деятельности в том, что заложено в дочеловеческой еще эволюции, в ее ранних фазах.

Концепция Ч.Тойча основана на том, что проблеме, сохраненные в генетическом коде человека определяют его дальнейшую судьбу. От того, как человек сумеет осознать свои проблемы, как сумеет с ними справиться зависит то, как сложиться его дальнейшая жизнь и судьба его потомков. Так биологическое определят социальную направленность.


2.1.Целостная природа человека: соотношение социального и биологического.

В основу попыток выяснить, что же именно в человеке есть биологическое, а что социальное, кладутся различные основания. Наибольшее распространение получило деление по признаку: организм человека - биологичен, а личность - социальна. Разделение на организм и личность проводится как в актуальном, так и генетическом аспектах: человек в момент своего рождения мыслится как индивид, человеческий организм, который лишь на определенном этапе своего развития под влиянием социальных факторов становится личностью.

Не трудно заметь, что содержание социально – биологической проблемы по прежнему сводится к вопросу о соотношении внешних (средовых) и внутренних ( генетически) детерминант своего развития. Направленность по этому пути порождает вновь дилемму «природа- воспитание».

Данные генетики позволяют сделать вывод, который звучит следующим образом: способность к обучению, в частности к образованию условных связей, так же как и любой другой признак организма, детерминирована генотипом. При этом организмы передают потомкам не признаки кК таковые, а только потенциальную способность к развитию этих признаков, при наличии соответствующей внешней и внутренней среды. Представление об однозначном предопределении поведения со стороны генотипа находятся в очевидном противоречии с современной физиологией высшей нервной деятельности, утверждающей, что врожденные рефлексы могут угасать и корректироваться в онтогенезе.

Решение проблемы видится представителям социологии в идее двойного наследования: биологическая наследственность передается при помощи ге­нов, культура наследуется посредством обучения и воспитания.

Таким образом, человек может быть охарактеризован как имеющий два типа наследственности,
  1   2   3


написать администратору сайта