Главная страница

Основы самоорганизации и развития личности. Биологическое и социальное в человеке. биологическое и социальное в человеке. Щей исторической ситуации, когда эта проблема дискутируется особенно


Скачать 162.5 Kb.
НазваниеЩей исторической ситуации, когда эта проблема дискутируется особенно
АнкорОсновы самоорганизации и развития личности. Биологическое и социальное в человеке
Дата10.03.2023
Размер162.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлабиологическое и социальное в человеке.doc
ТипДокументы
#979554
страница3 из 3
1   2   3
уровне из диктата биологии и социума, а первоначально жесткую зависимость от них преобразовать в некоторую спонтанность, не предусмотренную и не санкционируемую «правилами» ни био­логии, ни социума.

5.В работах Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой- Славской, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлин-ского, С. А. Огнева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна отражен пятый важный момент интеграции биологического и социального в человеке — образ жизни, жизнен­ный путь, жизненная позиция, становление человека как субъекта. Если в работах предыдущих трех планов человек рассматривался как более или менее «дисциплинированно» и законопос­лушно следующий согласно некоторому жесткому социальному расписанию и распорядку к своей конечной станции, то в вышеназванных работах это движение понимается как становле­ние самого человека, а последнее — как процесс с неоконченным финалом, процесс, отдельные звенья которого могут возобновляться и повторяться, а самодвижение допускает даже момен­ты регресса и противостояния человека своему социальному окружению и пр.

Новым в таких работах видится отражение гибкости становления социального индивида, ряда моментов самодетерминации его развития, возможность повторения отдельных циклов в процессе становления субъектное, допустимость ветвящихся цепочек становления человека как личности и как субъекта. Онтогенез понимается уже как двусторонний процесс, как бидетерминация биологического социальным и ответно — социального биологическим, отражающаяся, в частности, в генезе некоторых психофизиологических и психических функций. Это есть мно­гократно отраженный социум в онтогенезе человека, в его биологическом росте и развитии в том числе. Это есть многократное отражение в его биологической линии исторических условий, опыта человечества, особенности жизненного пути личности, жизненная позиция человека, а также особенности его отношения к себе и обстоятельствам свей жизни, его действенная роль и позиция как активного субъекта. Более того, в процессе социального развития человека может происходить смена «естественных» основных психических функций (память, внимание и пр.) на профессионально детерминированные, или, вернее, усиление основных функций их професси­онально-специфическими «дублерами» (Б. Г. Ананьев).

6.В качестве уникального феномена интеграции биологического и социального в челове­ке, видимо, следует признать и возрастную сензитивность — повышенную чувствительность и восприимчивость организма и психики к определенным социальным, культурным воздействи­ям, в частности проявляющуюся как повышенная способность к обучению (овладению род­ным языком и иностранными языками). Одни ученые считают этот феномен атрибутом иск­лючительно детского возраста (Н. С. Лейтес), другие — латентно присущим человеку на про­тяжении значительного возрастного периода (Б. Г. Ананьев). К ряду таких феноменов можно отнести и эффект «зоны ближайшего развития» (ЗБР) ребенка (Л. С. Выготский). И сензитив­ность, и ЗБР образуют единое феноменологическое поле. Но если в сензитивности акцент смещен на полюс биологии, то в ЗБР — на полюс социума, который представлен «взрослым», т. е. другим человеком с обретенным им ранее социальным знанием (арсеналом).

7.Ряд новых феноменов онтогенеза и новые механизмы в развитии людей рассматриваются в акмеологии, новой научной дисциплине, активно формирующейся с начала 1990-х гг. Ее пред­метная область — достижение человеком вершины своего развития (акме), гармоничная жизнь и полнота самореализации в разных жизненных сферах, достижение высшего профессионализма в труде (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина и др.).

Согласно акмеологическому подходу все позитивные линии онтогенеза возможны лишь при определенном социальном контексте, прежде всего: профессиональном труде, высоком профессионализме и успешности человека как субъекта труда, его особом отношении к про­фессии, способствующими большей согласованности индивидуальности человека с разными сферами его бытия. Достижение акме может происходить где-то в середине жизненного пути при условии и в процессе становления человека как профессионала и как активного субъекта своей жизнедеятельности. Детерминантами качественных изменений социального и биологиче­ского функционирования человека могут выступать акме-условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности, и акме-факторы — основные причины, движущие силы, главные детерминанты прогрессивного развития личности (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин), Все психологические механизмы этих процес­сов пока не ясны; ключевые акме-условия и и акме-факторы пока не выявлены и не описаны. Однако постулируется, что реальные изменения жизни человека предполагают первоначаль­ное изменение им восприятия, оценки определенных событий своей жизни и отношения к ним как к особенным, рубежным, как к «акме-событиям». В качестве акме-событий могут высту­пать довольно обычные для многих людей обстоятельства их жизни (тяжелая болезнь, служеб­ный конфликт, семейный конфликт, нарушение жизненных планов и мн. др.) — обстоятельст­ва, на которые люди чаще реагируют типично, стереотипно. Но лишь при некотором особен­ном отношении к ним и может последовать обновление, возрождение, преобразование, вос­хождение личности, В современной акмеологии рассматриваются возможности преобразова­ния социальной и биологической жизни не отдельных выдающихся личностей, не лиц, попав­ших в экстремальные условия и т. п.

8.В область анализа входят и концепции стиля, прежде всего индивидуального стилдеятельности (Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, В. С. Мерлин, В. И. Морссанова, В. А. Толочек, М. Р. Щукин и др.). Примечательны основные положения этих концепций
а) у разных людей могут формироваться разные стили, различие последних чаще не определяет и не ограничивает профессиональную и социальную успешность людей;

б) как уникальные психологические системы индивидуальные стили способствуют проявлению способностей человека отчасти компенсируют слабо выраженные способности (Е. П. Ильин, Е. А. Климов). Формирующиеся адекватные стили способствуют качественно лучшей организации и взаимодействию отдельных качеств человека — становлению его «интегральной индивидуальности», определяющей его
социальное и биологическое функционирование (В. С. Мерлин);

в) биологически обусловленные задатки способностей человека биполярны, и каждый полюс их выраженности связан с набором разных, нередко противоположных по содержанию способностей (Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов);

г) посредством индивидуального стиля человек способен в значительном объеме перестраивать и изменять элементы трудовой деятельности, создавая своеобразное «пространство деятельности» под себя, с учетом своей индивидуальности и индивидуальности своих партнеров (В. А. Толочек):

д) одним из ключевых условий формирования психофизиологически адекватного стиля выступают идеальные образования (цели, смыслы, ценностные ориентации).

Эффективная психологическая система формируется только у человека, «стремящегося к наилучшемосуществлению данной деятельности», к «наиболее высоким достижениям в труде» (Е.А.Климов). Другими словами, добросовестное исполнение трудовых функций субъектом, безусловное следование им стандартам, правилам, предписаниям не является «необходимым и достаточным» условием для формирования эффективных интегральных психологических систем, для наилучшего ее согласования биологической природы человека с социальной средой. По существу, речь идет о своеобразной «надситуативной активности» личности (по В. А. Петровскому), воплощающейся в профессиональной сфере.

  1. Отдельной и самостоятельной темой в последние годы становятся вопросы профессионализации человека как субъекта труда. Наряду с позитивными траекториями его развития (профессионализм, компетентность, личностно-профессиональное развитие и др.) ученые выделяют и негативные варианты — профессиональные деструкции,профессиональные деформаци:личности, профессиональные заболевания (В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова и др.;
    Примечательно, что такие негативные траектории профессионализации человека наиболее характерны именно для социономических профессий, профессий типа «человек — человек» по Е. А. Климову. Именно в тех случаях, когда человек не только живет в обществе себе подобных
    но и вынужден активно взаимодействовать с людьми в силу прямых профессиональных обязанностей, вероятность деформаций, деструкции и заболеваний наиболее высока. Именно здесь в последние десятилетия появились новые психологические и соматические расстройства работника (изнашивание, выгорание, хроническая усталость). Примечательно также и то,что достижение людьми вершины власти или профессионализма часто связано с разными психическими и психологическими аномалиями или акцентуациями (В. Г. Зазыкин, К, Леонгар£А. В. Шувалов и др.). Показательно, что и другой полюс социального статуса человека — его со
    стояние как безработного — столь же мощно активизирует процессы, разрушающие и психику и сому (Г. Н.Гончарова, С. Л. Дановский, А. Н.Демин, А. Ю. Шпикалов, В. С. Хомутов и др.).


Выводы

Проблема соотношения социального и биологического в человеке явля­ется очень глубокой, важной и всеобъемлющей. Она волнует людей начиная с глубокой древности. Древнегреческие трагедии и другие эпические произ­ведения часто построены на противопоставлении воли, действий и судьбы героя и какой-то таинственной непреодолимой силы и «воли», которые раз­рушают все его намерения. Обычно это противодействие принимает вид воли богов, но можно понять это и как наличие в самом человеке или в при­роде некоего начала, противостоящего социально и культурно обусловлен­ным желаниям и возможностям человека. Эта проблема не разрешена и по сей день, хотя ее контуры вырисовываются все яснее.

Отсюда ясно, что проблема построения общества будущего, выбора пу­тей и методов конструирования наиболее отвечающего современному чело­веку политического, социального и экономического устройства с учетом возможного некоторого изменения самой сущности большинства людей в будущем зависит от правильного, научного, а не пропагандистского понима­ния соотношения биологического и социального в природе человека. Надо уяс­нить, какие конкретные черты характера, темперамента, личности человека и насколько определяются воспитанием, культурой, и что в человеке оста­нется неизменным при любых обстоятельствах.

Заключение

Обобщая обзор литературы по данной проблеме, необходимо отметить, что в современной науке достаточно много исследований, посвященных соотношениям биологического и социального, в них прямо или косвенно отражены различные аспекты взаимодействия биологического и социального. Можно констатировать следующие положения:

- тема интеграции биологических и социальных факторов с большей или меньшей полнотой отражается в изучении разных сторон становления, проявления, функционирования и развития психического. В объеме предмета психологии рассматриваются множество аспектов такого взаимодействия от зарождения самой жизни и от эпохи появления вида Homo sapiens до настоящего времени, и далее - как прогнозирование и моделирование будущего человечества.

-многие эффекты интеграции биологического и социального в человеке проявляются многократно, на протяжении всей жизни. Можно также предположить, что подобная множественность эффектов присуща разным формам интеграции: первичные следствия интеграции выступают в качестве предпосылок на последующих стадиях развития выступают в качестве предпосылок, в качестве условий для вторичной интеграции.

- жизни отдельного человека социум скорее всего вступает многоаспектно: как естественная среда обитания, как направляющий культурный фон, как прямые требования, санкции и критериальные условия, как подсознательные стереотипы и нормы.

- к середине 20 века одно из двух социальных оснований человека разделяется, раздваивается. Социальное порождает самостоятельную, быстро развивающуюся реальность - профессиональную сферу. По действенности влияния на развитие человека во второй половине 20 века профессиональная сфера становится в один ряд с его биологией и социальной средой в широком смысле.
Список литературы

1.Акмеология / Под общ. ред. А. А. Деркача — М.: РАГС, 2002. — 650 с. 2.Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлиский//Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 6.

3.Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А. А. Деркач. - М; РАГС, 2000. - Кн. 2. - 536 с.

4.Деркач, А. А. Акмеология / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

5.Дубинин, Н. П. Философские и социологические аспекты генетики человека /Н. П. Дубинин // Вопросы философии. 1971. № 2.

6.Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская,Д. А.Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. 144 с, ил.

7.Илгунова, О. Е. Динамика становления стилей профессиональной деятельности на раз­ных этапах карьеры государственных служащих: Авторф. дне.. . канд. психол наук / О. Е. Ил­гунова.—М.: РАГС, 2005. -24с. 8.Кроник, А. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. — М: Смысл, 2003. — 284 с.

9.Пелипенко, А. А. Смыслогенез и структуры сознания (культурологический под­ход) / А. А. Пелипенко // Мир психологии. — 1999. — № 1.

10.Семенюк, Э. П. Идея информологии в контексте современного развития науки и социальной практики / Э. П. Семенюк // Проблемы взаимодействия. — Новосибирск, 1993.

11.Талочек, В. А. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества /В. А. Толочек, О. В. Онищенко// Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 140—149.
12.Толочек, В. А. Акме, профессионализм и социальная адаптация человека." периодизация развития и типология социальной активности / В. А. Толочек // Смысл жизни и акме: 10 лет по­иска: Матер. YIIIX симпозиумов. - М.,2004.-4. 1.-С. 172-180.

13.Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. — СПб.:Питер, 2005.

14.Толочек, В. А. «Квазидиагностика» и проблема целостного изучения человека/ В. А. То­лочек//Мир психологии. 2004. №4. С. 100—111.

15.Толочек, В. А. Организационная психология: Управление персоналом ЧОП и СБ /В. А. Толочек. М: НОУ ШО «Баярд», 2005. 176 с.

16.Толочек, В. А. Профессиональная пригодность субъекта: ретроспектива и перспективаоценки/ В. А. Толочек//Акмеология. 2005. №. 6.

17.Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характе­ристики процесса развития личности: Избранные труды /Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 1999. 672 с.

18.Филиппова, Л. В. Философско-педагогические основы валеологии / Л. В. 19.Филиппо­ва, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Горбунова. Н. Новгород, 2000.

20.Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.

21.Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М.: Прогресс. 1990 22.Фрейд, 3. Сновидения / 3. Фрейд, — Алма-Ата, 1990.

23.Фрейд, 3 Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. М., 1991
1   2   3


написать администратору сайта