36 ОПД.Ф.12Сети ЭВМ и телекоммуникации. Школа естественных наук
Скачать 0.77 Mb.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫпо дисциплине «Организация ЭВМ и систем» 230101.65 – «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Форма подготовки – очная. Владивосток 2011 г. Основная литература Кошевенко А.В. Микропроцессорные системы : учебно-методический комплекс; Дальневосточный государственный технический университет. Владивосток : Изд-во Дальневосточного технического университета , 2008. – 167 с. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. Спб.: Питер, 2007. 688 с. Вишневский В.М. Теоретические основы проектирования компьютерных сетей. М.: Техносфера, 2008. 512с. Куин Лаем, Рассел Ричард. Fast Ethernet. К.: Издательская группа BHV2007. 448с. Кулаков Ю.А., Луцкий Г.М. Компьютерные сети. К.: Юниор, 2008. 384 с. Кульгин М.В. Коммутация и маршрутизация IP/IPX-трафика. М.: КомпьютерПресс, 2007. 320 с. Кульгин М.В. Практика построения компьютерных сетей. Для профессионалов,. СПб.: Питер, 2007. 320 с. Дополнительная литература Чекмарев Ю. В. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. – М.: ДМК Пресс, 2009 – 184 с. Попов И. И., Партыка Т. Л. Электронные вычислительные машины и системы. – М.: Форум, 2010. – 368 с. Шнитман В. Современные высокопроизводительные компьютеры, информационно-аналитические материалы Центра Информационных Технологий, 2007. – 350 с. Эндрюс Г.Р. Основы многопоточного, параллельного и распределенного программирования.: Пер.с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2008. - 512 c. Интернет ресурсы http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=1146 Чекмарев Ю.В. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации.- М.: Изд. ДМК Пресс,2009 . -184 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=163728 Н.В. Максимов, И.И. Попов. Компьютерные сети. Учебное пособие: – 4-е изд. , перараб. и доп. - 2010 г. Изд. «Форум» http://window.edu.ru/resource/186/58186 Брейман А.Д. Сети ЭВМ и телекоммуникации. Глобальные сети: Учебное пособие. - М.: МГУПИ, 2006. - 116 с. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ШколА ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК ДВФУ ГЛОССАРИЙпо дисциплине «Организация ЭВМ и систем» 230101.65 – «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» Форма подготовки – очная. Владивосток 2011 г. Автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) - Предназначены для автоматизации научных экспериментов, а также для осуществления моделирования исследуемых объектов, явлений и процессов, изучение которых традиционными средствами затруднено или невозможно. Адаптер - Устройство связи компьютера с периферийными устройствами. Адрес - Номер конкретного байта оперативной памяти компьютера. Антивирусные программы - Программы, предотвращающие заражение компьютерным вирусом и ликвидирующие последствия заражения. Арифметико-логическое устройство (АЛУ) - Часть процессора, которая производит выполнение операций, предусмотренных данным компьютером. Архитектура фон Неймана - Архитектура компьютера, имеющего одно арифметико-логическое устройство, через которое проходит поток данных, и одно устройство управления, через которое проходит поток команд. Архитектура компьютера - Логическая организация, структура и ресурсы компьютера, которые может использовать программист. Определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера. Аудиоадаптер (Sound Blaster, звуковая плата) - Специальная электронная плата, которая позволяет записывать звук, воспроизводить его и создавать программными средствами с помощью микрофона, наушников, динамиков, встроенного синтезатора и другого оборудования. База данных - Один или несколько файлов данных, предназначенных для хранения, изменения и обработки больших объемов взаимосвязанной информации. Байт - Группа из восьми битов, рассматриваемая при хранении данных как единое целое. Библиотека стандартных подпрограмм - Совокупность подпрограмм, составленных на одном из языков программирования и удовлетворяющих единым требованиям к структуре, организации их входов и выходов, описаниям подпрограмм. Бит - Наименьшая единица информации в цифровом компьютере, принимающая значения "0" или "1". Ввод - Считывание информации с внешнего устройства в память компьютера. Видеоадаптер - Электронная плата, которая обрабатывает видеоданные (текст и графику) и управляет работой дисплея. Содержит видеопамять, регистры ввода-вывода и модуль BIOS. Посылает в дисплей сигналы управления яркостью лучей и сигналы развёртки изображения. Внешняя память - Совокупность запоминающих устройств для длительного хранения данных. В состав внешней памяти входят накопители на гибких и жестких магнитных дисках, оптические и магнито-оптические накопители, накопители на магнитной ленте. Во внешней памяти обычно хранятся архивы программ и данных. Информация, размещенная на внешних носителях, не зависит от того, включен или выключен компьютер. Второе поколение компьютерной техники - Машины, созданные в 1955—65 гг. Элементная база — дискретные транзисторные логические элементы. Оперативная память на магнитных сердечниках. Высокопроизводительные устройства работы с магнитными лентами, магнитные барабаны и диски. Быстродействие — до сотен тысяч операций в секунду, ёмкость памяти — до нескольких десятков тысяч слов. Языки высокого уровня, широкий набор библиотечных программ, мониторные системы, управляющие режимом трансляции и исполнения программ. Гибкий диск - Круглая пластиковая пластина, покрытая с обеих строн магнитным окислом и помещенная в защитную оболочку. Используется как носитель небольших объемов информации. Драйверы - Программы, расширяющие возможности операционной системы по управлению устройствами ввода-вывода, оперативной памятью и т.д.; с помощью драйверов возможно подключение к компьютеру новых устройств или нестандартное использование имеющихся устройств. Идентификатор - Символическое имя переменной, которое идентифицирует её в программе. Инструментальные программные средства - Программы, используемые в ходе разработки, корректировки или развития других программ: редакторы, отладчики, вспомогательные системные программы, графические пакеты и др. По назначению близки системам программирования. Интегральная схема - Реализация электронной схемы, выполняющей некоторую функцию, в виде единого полупроводникового кристалла, в котором изготовлены все компоненты, необходимые для осуществления этой функции. Интерпретатор - Разновидность транслятора. Переводит и выполняет программу с языка высокого уровня в машинный код строка за строкой. Интерфейс - Электронная схема сопряжения двух устройств, обменивающихся информацией. Информатика - Дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования в различных сферах человеческой деятельности. За понятием "информатика" закреплены области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей. Информатика в самом своем существе базируется на компьютерной технике. Информационная технология - Совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Охватывает всю вычислительную технику, технику связи и, отчасти, — бытовую электронику, телевизионное и радиовещание. Информация - Сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. Применительно к обработке данных на компьютерах — произвольная последовательность символов, несущих смысловую нагрузку. Каталог (директория, папка) - Оглавление файлов. Доступен пользователю через командный язык операционной системы. Его можно просматривать, переименовывать зарегистрированные в нём файлы, переносить их содержимое на новое место и удалять. Часто имеет иерархическую структуру. Клиент (рабочая станция) - Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера. Клиентом также называют прикладную программу, которая от имени пользователя получает услуги сервера. Команда - Описание элементарной операции, которую должен выполнить компьютер. Обычно содержит код выполняемой операции, указания по определению операндов (или их адресов), указания по размещению получаемого результата. Последовательность команд образует программу. Компилятор - Разновидность транслятора. Читает всю программу целиком, делает её перевод и создаёт законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется. Компьютер - Программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) — заранее заданных, чётко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций. Контроллер - Устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования. Логический тип - Тип данных, представляемый значениями "истина" или "ложь" ("да" или "нет"). Иногда также называется булевским в честь английского математика XIX века Джорджа Буля. Машинный язык - Совокупность машинных команд компьютера, отличающаяся количеством адресов в команде, назначением информации, задаваемой в адресах, набором операций, которые может выполнить машина, и др. Микропроцессор - Процессор, выполненный в виде интегральной схемы. Состоит из цепей управления, регистров, сумматоров, счётчиков команд, очень быстрой памяти малого объёма. Микрокомпьютер - Компьютер, в котором в качестве управляющего и арифметического устройства используется микропроцессор. Оболочки - Программы, создаваемые для упрощения работы со сложными программными системами, такими, например, как операционная система DOS. Они преобразуют неудобный командный пользовательский интерфейс в дружественный графический интерфейс или интерфейс типа "меню". Оболочки предоставляют пользователю удобный доступ к файлам и обширные сервисные услуги. Оперативная память (ОЗУ) - Быстрое запоминающее устройство не очень большого объёма, непосредственно связанное с процессором и предназначенное для записи, считывания и хранения выполняемых программ и данных, обрабатываемых этими программами. Операционная система - Комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для автоматизации планирования и организации процесса обработки программ, ввода-вывода и управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ, других вспомогательных операций обслуживания. Важнейшая часть программного обеспечения. Отладка (англ. debugging) - Этап компьютерного решения задачи, при котором происходит устранение явных ошибок в программе. Часто производится с использованием специальных программных средств — отладчиков. Отладчик (англ. debugger) - Программа, позволяющая исследовать внутреннее поведение разрабатываемой программы. Обеспечивает пошаговое исполнение программы с остановкой после каждой оператора, просмотр текущего значения переменной, нахождение значения любого выражения и др. Первое поколение компьютерной техники - Машины, созданные на рубеже 50-х годов. В схемах использовались электронные лампы. Набор команд небольшой, схема арифметико-логического устройства и устройства управления простая, программное обеспечение практически отсутствовало. Быстродействие 10 — 20 тысяч операций в секунду. Поколения компьютеров - Условная, нестрогая классификация вычислительных систем по степени развития аппаратных и программных средств, а также способов общения с ними. Постоянная память (ПЗУ) - Энергонезависимое запоминающее устройство, изготовленное в виде микросхемы. Используется для хранения данных, не требующих изменения. Содержание памяти специальным образом "зашивается" в ПЗУ при изготовлении. В ПЗУ находятся программа управления работой самого процессора, программы управления дисплеем, клавиатурой, принтером, внешней памятью, программы запуска и остановки компьютера, тестирования устройств. Принцип открытой архитектуры - 1. Регламентируются и стандартизируются только описание принципа действия компьютера и его конфигурация (определённая совокупность аппаратных средств и соединений между ними). Таким образом, компьютер можно собирать из отдельных узлов и деталей, разработанных и изготовленных независимыми фирмами-изготовителями. 2. Компьютер легко расширяется и модернизируется за счёт наличия внутренних расширительных гнёзд, в которые пользователь может вставлять разнообразные устройства, удовлетворяющие заданному стандарту, и тем самым устанавливать конфигурацию своей машины в соответствии со своими личными предпочтениями. Принципы фон-Неймана - 1.Принцип программного управления. Программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определённой последовательности. 2.Принцип адресности. Основная память состоит из перенумерованных ячеек; процессору времени доступна любая ячейка. 3.Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными. Протокол коммуникации - Согласованный набор конкретных правил обмена информацией между разными устройствами передачи данных. Имеются протоколы для скорости передачи, форматов данных, контроля ошибок и др. Регистр - Специальная запоминающая ячейка, выполняющая функции кратковременного хранения числа или команды и выполнения над ними некоторых операций. Отличается от ячейки памяти тем, что может не только хранить двоичный код, но и преобразовывать его. Семантика - Система правил истолкования отдельных языковых конструкций. Определяет смысловое значение предложений языка. Устанавливает, какие последовательности действий описываются теми или иными фразами языка и какой алгоритм определён данным текстом на алгоритмическом языке. Сервер - Высокопроизводительный компьютер с большим объёмом внешней памяти, который обеспечивает обслуживание других компьютеров путем управления распределением дорогостоящих ресурсов совместного пользования (программ, данных и периферийного оборудования). Сеть компьютерная - Совокупность компьютеров, соединенных с помощью каналов связи и средств коммутации в единую систему для обмена сообщениями и доступа пользователей к программным, техническим, информационным и организационным ресурсам сети. По степени географического распространения сети делятся на локальные, городские, корпоративные, глобальные и др. Локальная сеть (ЛВС) – связывает ряд компьютеров в зоне, ограниченной пределами одной комнаты, здания или предприятия. Глобальная сеть (ГВС) — соединяет компьютеры, удалённые географически на большие расстояния друг от друга. Отличается от локальной сети более протяженными коммуникациями (спутниковыми, кабельными и др.). Городская сеть — обслуживает информационные потребности большого города. Система управления базами данных (СУБД) - Система программного обеспечения, позволяющая обрабатывать обращения к базе данных, поступающие от прикладных программ конечных пользователей. Сумматор - Электронная логическая схема, выполняющая суммирование двоичных чисел. Суперкомпьютер - Очень мощный компьютер с производительностью свыше 100 мегафлопов (1 мегафлоп — миллион операций с плавающей точкой в секунду). Представляет собой многопроцессорный и (или) многомашинный комплекс, работающий на общую память и общее поле внешних устройств. Архитектура основана на идеях параллелизма и конвейеризации вычислений. Топология - Раздел математики, изучающий свойства фигур, не изменяющиеся при любых деформациях, производимых без разрывов и склеиваний. Понятие топологии широко используется при создании компьютерных сетей. Топология компьютерной сети - Логический и физический способ соединения компьютеров, кабелей и других компонентов, в целом составляющих сеть. Топология характеризует свойства сетей, не зависящие от их размеров. При этом не учитывается производительность и принцип работы этих объектов, их типы, длины каналов, хотя при проектировании эти факторы очень важны. Наиболее распространенные виды топологий: линейная, кольцевая, древовидная, звездообразная, ячеистая, полно-связная. Третье поколение компьютерной техники - Семейства программно-совместимых машин с развитыми операционными системами. Обеспечивают мультипрограммирование. Быстродействие внутри семейства от нескольких десятков тысяч до миллионов операций в секунду. Ёмкость оперативной памяти — нескольких сотен тысяч слов. Элементная база — интегральные схемы. Четвёртое поколение компьютерной техники - Теперешнее поколение машин, разработанных после 1970 года. Эти компьютеры проектировались в расчёте на эффективное использование современных высокоуровневых языков и упрощение процесса программирования для конечного пользователя. Элементная база — интегральные схемы. Ёмкость ОЗУ — десятки Мегабайт. Машины этого поколения представляют собой персональные компьютеры, либо многопроцессорные и (или) многомашинные комплексы, работающие на общую память и общее поле внешних устройств. Быстродействие до нескольких десятков - сотен миллионов операций в секунду. Электронная почта - Система пересылки сообщений между пользователями вычислительных систем, в которой компьютер берёт на себя все функции по хранению и пересылке сообщений. Электронная таблица - Программа, обрабатывающая таблицы, состоящие из строк и граф, на пересечении которых располагаются клетки. В клетках содержится числовая информация, формулы или текст. Значение в числовой клетке таблицы либо записано, либо рассчитано по формуле. В формуле могут присутствовать обращения к другим клеткам. Язык ассемблера - Система обозначений, используемая для представления в удобочитаемой форме программ, записанных в машинном коде. Перевод программы с языка ассемблера на машинный язык осуществляется специальной программой, которая называется ассемблером и является, по сути, простейшим транслятором. Язык высокого уровня - Язык программирования, более близкий к естественному языку, чем машинный код или язык ассемблера. Каждый оператор в нём соответствует нескольким командам машинного кода или языка ассемблера. Источники: http://html-kod.ru/docs/index-2656 http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_exs2.cgi?RLuqgr;t:l!i:,oxroylr;t:l!xlyo |