Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • донские рассказы. Шолохов "Донские рассказы" анализ Содержание Введение Анализ Донских рассказов


    Скачать 27.72 Kb.
    НазваниеШолохов "Донские рассказы" анализ Содержание Введение Анализ Донских рассказов
    Анкордонские рассказы
    Дата11.01.2023
    Размер27.72 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладонские рассказы.docx
    ТипРассказ
    #881921


    Шолохов "Донские рассказы"- Анализ

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………….3

    1. Анализ «Донских рассказов» М. Шолохова………………..…………4

    Заключение……………………………………………………………...….8

    Список литературы………………………………………………………...9

    Введение
    «Донские рассказы» - это цикл произведений, написанных Михаилом Шолоховым. Он начал работу над ними в 1923 году, а в 1926 вышел сборник с одноименным названием, куда вошло девятнадцать рассказов. В том же году он был дополнен еще тремя: «Лазоревая степь», «Чужая кровь» и «Семейный человек». В этих произведениях Шолоховым была сделана первая попытка описать жизненный уклад донского казачества таким, каким он был еще до войны.

    О Шолохове написано и сказано многое. Наверное, нет в русской литературе ХХ в. другого писателя, чья популярность сравнилась бы с мировым признанием автора «Тихого Дона». О нем, Художнике с большой буквы, восторженно отзывались Р.Роллан и Э.Хемингуэй, Д.Линдсей и К.Причард. «Его дар художника, — писал Мартти Ларни,- можно, собственно, определить как любовь к суетному и милому земному странствию человека, с его самосознанием и страстями, с его радостью и горем, чувственной любовью, честолюбием и гордостью. Его увлекает зрелище жизни во всей его мощи и полноте. Передавая самые потрясающие картины, его голос рассказчика не дрогнет. Он сохраняет удивительное равновесие, твердость и как бы беспристрастную объективность. Он принимает действительность без условий и оговорок. Человек у него — это человек, правда — всегда только правда. Именно в этом… объяснение огромной притягательной силы его произведений».

    Цель данной работы - проанализировать цикл произведений «Донские рассказы» М. Шолохова.

    Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

    1. Анализ «Донских рассказов» М. Шолохова


    Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались [5,c.18].

    Гражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

    В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики. Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны.

    Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки» [1,c.36].

    Если советские писатели вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции.

    Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходит не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи.

    Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой». Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы [3,c.15].

    Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек». Микишара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях [4,c.121].

    Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину» [6,c.57].

    Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки, красноармейцы, коммунисты, комсомольцы. В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.

    Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила» [7,c.24]. В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.

    Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.

    Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

    Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями.

    Заключение

    Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола - отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови.

    «Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова - писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа.

    Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходящих на Дону, но и трагедия каждого человека, трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы гражданской войны.

    Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

    Список литературы

    1. Абашева Д. В. Поэтика народной культуры в «Донских рассказах» М. Шолохова // В книге: Художественная словесность: теория, методология исследования, история Коллективная монография, посвященная 70-летнему юбилеюдоктора филологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ивановича Минералова. / Под редакцией И. Г. Минераловой, С. А. Васильева. – Москва, 2018. – С. 344-345.

    2. Аблязова С. П., Федорова Т. Н. Типология конфликтов в «Донских рассказах» М. А. Шолохова // Русское слово: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти профессора Е. И. Никитиной. Отв. ред. Е. В. Баканова. – 2017. – 263 с.

    3. Галаганова С. Г. «Две улицы»: тема социокультурного раскола казачества в рассказах Михаила Шолохова // Казачество. – 2016. – № 21. – С. 132.

    4. Нагайцева Т. Н. Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т. Н. Нагайцевой. - СПб.: "Нева", 2018. – 287 с.

    5. Семёнова С. Г. Поэтика прозы Михаила Шолохова // Мир Шолохова. – 2016. – Т. 2. – № 2. – С. 108.

    6. Солдаткина Я. В. «Донской сюжет» в творчестве М. А. Шолохова // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 5. – С. 163.

    7. Шолохов М. А. Донские рассказы. – Переизд. – М.: Дет. лит., 1984. – 57 с.


    написать администратору сайта