Главная страница

Шрифтовая композиция


Скачать 7.04 Mb.
НазваниеШрифтовая композиция
Дата03.10.2022
Размер7.04 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаShRIFTOVAYA_KOMPOZICIYa_compressed_compressed_1.docx
ТипКонкурс
#710405

ШРИФТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ


В свое время шрифтовой плакат нес больше идеологическую чем эстетическую нагрузку. В настоящее время проводится очень много конкурсов и биеннале, посвященных шрифту и шрифтовому плакату, где главным критерием является неординарный креативный подход к композиции.

Шрифтовая композиция – это композиционное графическое сочинение состоящее из букв различных гарнитур, элементов букв, слов сочетания слов, цифр.

Таким образом, шрифтовая композиция это:

  • графическая форма смыслообразование в которой достигается не путем выявления словесно-лингвистического значения, а композиционно- созидательным способом, когда смысловую нагрузку несет найденная в

ходе композиционного поиска художественная структура;

  • находки в композиционном поиске, которые включают в себя работу с самим «шрифтовым пятном», образованным шрифтовым

«материалом», и пространством листа бумаги, в котором оно создается.
Письменность является частью культуры и, если шире, частью мировой культуры.

Немного истории.



Рис.1. Шумерские таблички с клинописью. 3 тыс. до н.э.




Рис.2. Египетские иероглифы Рис.3. Египетское иератическое письмо Рис.4. Египетское демотическое письмо
Совершенствование письменности многими народами происходило долго и трудно. Шло время, и рисунок знаков претерпевал изменения (рис. 1, 2, 3, 4). Главные вехи в истории шрифта являются: образование законченной графической формы буквенно-звукового алфавита Древней Греции (IV век до н.э.) (рис.5);


Рис. 5 Греческое капитальное письмо. 3 в. до н.э.

образование совершенного по своим художественно-графическим качествам маюскуло-римского капитального шрифта (I век до н.э.) (рис. 8, 11, 12, 13); полное завершение формирования графики строчных букв – каролинского минускула (VIII век до н.э.) (Рис.14); создание алфавита славяно-русской системы письма – кириллицы (конец IX – начало X века). (рис. 15,16);




Рис. 6. Шрифт колонны Трояна в обработке Ж.Ларше. Плакат. Картон, гуашь, Ширококонечное перо, доработано остроконечной кистью



Рис. 7. Римское капитальное квадратное письмо. 4 в.




Рис. 8. Римское капитальное рустическое письмо. 5 в.




Рис.9. Маюскульный курсив. 2 в.




Рис.10. Минускульный курсив. 4 в.


Рис. 11. Унциальное письмо. 3-6 в.



Рис. 12. Унциальное письмо. 6-8 в.



Рис. 13. Полуунциальное письмо. 6 в.




Рис. 14. Каролингский минускул. 10 в.


Рис. 15. Кириллица. 11 в.



Рис.16. Глаголица.11 в.

возрождение в Западной Европе каролинского минускула (рис.14) и античного письма квадрата (рис. 7); создание гуманистического шрифта

антиквы (XIV–XV века) (рис. 6); создание печатных шрифтов ти-па ренессанс-антиквы (XV–XXI века); создание новой графики русского шрифта гражданского; переход на латинскую графическую основу (начало XVIII века); образование классической антиквы(«новой») как в Западной Европе, так и в России (конец XVIII – начало XIX века); возникновение новых рисунков шрифтов: типа гротеска (рубленный), типа египетского (брусковый) и его подвидов (XIX век); дальнейшее развитие шрифтов типа гротеска; создание ленточной антиквы, антиквы – гротеска идр.(XX век). Еще короче этапы развития графики алфавитов можно представить как движение маюскульного письма (рис. 9) к минускулу (рис.10) и далее к печатным (типографским) рисункам букв и типографским гарнитурам шрифтов. Примеры шрифтов средневековой Европы (рис. 17, 18, 19, 20, 22,

23).

Рис. 17. Текстура. 15 в.




Рис. 18. Готическая ротунда. 13 в.



Рис. 19. Бастарда. 15 в.



Рис. 20. Фрактура. 17 в.




Рис. 21 Канцлей. 18 в.


Рис. 22 Фрактура исполненная В.Тоотсом. Цитата. Бумага, гуашь, ширококонечное перо

Рис.23. Греческий алфавит (ширококонечное перо).

Слева русская траскрипция названий букв греческого алфавита.

Терминология. Классификация шрифтов. Ритмический строй шрифта
Типографские шрифты вобрали в себя все достижения искусства рукописного, рисованного и гравированного шрифтов. Поэтому в практике для удобства принято классифицировать современные шрифты по группам в исторической последовательности, на примере истории создания типо- графских шрифтов, начиная с эпохи Возрождения (рис. 24).




Рис. 24. Классификация шрифта в исторической последовательности. различие шрифтов по соотношению штрихов, наличию и форме засечек:

1 – шрифты типа гуманистической антиквы (ренессанс -антиква); 2 – шрифты типа переходной антиквы (барокко-антиква); 3 – шрифты типа новой антиквы (классицистическая антиква); 4 – шрифты брусковые (типа египетского и его подвидов - кларендон, итальянский); 5 – шрифты рубленные (типа гротеска); 6 шрифты типа антиквы-гротеска; 7 шрифты типа ленточной антиквы;

8 – шрифты типа антиквы пером; 9 – свободные шрифты: декоративные, калиграфические, кистью, имитационные и др. шрифта,

ритмическим строем и целостностью композиции

Ритм, создаваемый чередованием объемов, повторяющимися элемен- тами, различными плоскостями, линиями, цветовыми пятнами, вызывает ощущение условного движения, внутренней динамики (рис. 25).

Рис. 25. Различие шрифтов по начертанию:

а) по характеру начертания - прямой, наклонный, курсивный; б) по плотности нормальный, широкий (сверхширокий), узкий (сверхузкий);

в) по насыщенности - светлый, полужирный, жирный

(свехсветлый, сверхжирный)

На рис. 26 показаны основные термины букв и элементов надписи.



Рис. 26. Элементы букв и элементы надписи. Элементы букв:

1 – основной штрих; 2 – дополнительные штрихи (вспомогательный и соединительный); 3 засечка (сериф); 4 округлый элемент с наплывом;

5 выносные элементы (верхний и нижний); 6 внутрибуквенный просвет; 7 – концевые элементы; 8 – диакретический знак; 9 – высота прописных букв (корпус); 10 высота строчных букв; 11 опическое поле буквы

(заштриховано); Элементы надписи: 12 – межбуквенный пробел (оптическое поле);. 13 – междустрочное расстояние; 14 – длина строки (в многострочном тексте - ширина шрифтовой полосы)

Шрифт подчиняется всем этим зрительным закономерностям ритма. Закономерные ритмические сочетания отдельных элементов букв оказы- вают прямое воздействие на ритм всего композиционного построения. Ритмический строй шрифтовой композиции воздействует на человека, вызывает то или иное настроение, активизирует восприятие, вызывает определенные ассоциации. Ритм может быть спокойным и беспокойным, статичным и динамичным, сходящимся к центру или стремительно направ- ленным в ту или иную сторону и т.д. Нарушение ритма может повлечь за собой впечатление дробности, потерю целостности композиции. Ритм зависит от рисунка букв и техники их исполнения.

Условие 1. Создание ритма геометрической и оптической пропорцио- нальностью элементов самих букв.

На ритм в буквах влияют:

А) Характерконтурабукв,ихрисунок.

Упрощенный ритм букв делает слово или надпись вялой, пассивной. Б) Пропорциональноесоотношениешириныивысотыбукв.

Изменяя пропорциональное соотношение ширины и высоты букв, мож- но придавать надписи самую разнообразную ритмическую направлен- ность, добиваясь большей выразительности композиции.

В) Соотношениеосновныхидополнительныхштрихов.

Контраст штрихов создает реально ощутимую «цветность» элементов букв из-за их насыщенности. Подобно тому, как в живописи или графике ритм создается внутренней динамикой цветовых и черно-белых пятен и линий, так и в шрифте благодаря изменению цветности и направленности элементов возникает условное движение (рис. 27).



Рис. 27 Выравнивание цветности элементов букв в рубленных шрифтах
Геометрическая пропорциональность элементов букв направлена на удовлетворение психофизиологии человеческого зрения, на исправление оптических иллюзий, ошибок нашей зрительной системы (рис. 28).Поэтому понятия геометрической и оптической пропорциональности в шрифте (слове) взаимосвязаны; соблюдение одного условия подразумевает изменение в другом.




Рис.28 Равновесие цветности элементов букв в шрифте антиква

Примеры оптической иллюзии




Рис. 29. Примеры оптической иллюзии (1-5)
На рис. 29: 1 вертикальная линия кажется тоньше горизонтальной и наклонных линий; лево-наклонная линия толще право-наклонной; 2 жирные вертикальные линии кажутся неодинаковыми за счет разнонаправ- ленных тонких линий; 3 вертикальная линия зрительно длиннее горизон- тальной; 4 боковые линии центральной фигуры прямолинейны, а не выпуклы, как воспринимает глаз; 5 – в обоих квадратах наклонные жирные линии параллельны, однако в правом мы их параллельно не воспринимаем.

Все эти простые примеры доказывают несоответствие геометрической точности зрительному восприятию.

Г) Характерзасечек(серифов)иконцевыхэлементов.

Наличие засечек и из форма один из признаков, определяющих ту или иную гарнитуру шрифта. Одно это говорит о том, какое большое влияние они могут оказывать на ритм данного шрифта и надписи (рис. 30).



Рис.30. Формы засечек шрифтов антиквы:

а – римский капитальный; б – ренессанс антиква; в – переходная антиква; г новая антиква

Впервые появившись в римском капитальном письме, засечки накрепко связали шрифты в линейно пространственном строе с плоскостью, будь то на странице книги или на детали архитектуры. Засечки оформляютосновные и дополнительные штрихи и некоторые концевые элементы букв, придавая им завершенную устойчивую форму. Однако засечки достаточно подвижны и могут влиять на внутренний ритм букв.

Посредством ритмического, образного и колористического строя шрифтовой композиции достигается необходимая выразительная формадля текста определенного содержания.

Д) Размерывнутрибуквенныхпросветов.

Они всецело зависят от рисунков букв и определяются плоскостью и насыщенностью их.

Условие 2. Создание ритма геометрической и оптической пропорцио- нальности строк в композиции.

На ритм в строках влияют:

А) Геометрическая и оптическая пропорциональность самих букв, из которых складываются слова, а затем и строки. Слова же могут и сами быть строками (Рис.31)

Б) Равновесие оптических полей межбуквенных пробелов (рис. 32).

Практика показывает, что даже начинающие художники, поняв принцип зависимости ритма от равновесия оптических полей меж- буквенных пробелов, свободно справляются с этой задачей, доверяя только глазу, и никогда не прибегая к математическому расчету (рис. 33,34).

Рис. 31. Влияние оптических полей букв на линейный ритм строк


Рис. 32. Оценка межбуквенных пробелов


Рис. 33. Пример механической разметки межбуквенных пробелов без учета различия оптических полей букв и межбуквенных пробелов. Буквы расположены на геометрически равном расстоянии друг от друга



Рис. 34. Межбуквенные пробелы зрительно уравновешены. Оптическое равенство их обеспечивает целостность слова, нормальный ритм

Шрифтовая композиция как курсовая работа Примеры рукописных шрифтов (рис. 35, 36, 37, 38).

Рис. 35. Древнерусский шрифт кириллица устав XI века

Рис. 36. Древнерусский полуустав



Рис. 37. Древнерусская скоропись



Рис. 38. Декоративное древнерусское письмо - вязь

Примеры построения рисованных шрифтов (рис.39, 40, 41, 42,43, 44)



Рис.39. Построение букв антиквы А. Дюрера

Рис. 40. Построение шрифта типа антиквы (начало)




Рис. 40. Построение шрифта типа антиквы (окончание)



Рис. 41. Построение рубленного фрифта по модульной сетке



Рис. 42. Построение шрифта по модульной сетке


Рис. 43. Построение шрифта типа гротеска сверхсветлого очертания по модульной сетке


Рис. 44. Построение брускового шрифта

ПРИЛОЖЕНИЕ


Примеры шрифтовых композиций



















написать администратору сайта