Главная страница

курсовая. сибирский федеральный университет институт


Скачать 165 Kb.
Названиесибирский федеральный университет институт
Анкоркурсовая
Дата01.06.2022
Размер165 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKursovaya_rabota_Proiskhozhdenie_gosudarstva.doc
ТипКурсовая
#563227
страница3 из 4
1   2   3   4

2. Основные теории происхождения государства




2.1. Патриархальная теория



Существует масса теорий происхождения государства. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в этой области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.

В настоящее время выделяют несколько теорий происхождения права, основными из которых являются: органическая, спортивная, диффузная, кризисная, норманнская, теория специализации, теория конвергенции, теория О. Конта, теория Г.В. Гегеля, теория стадий экономического роста.

Патриархальная теория. Каждый последователь данной теории отождествляет государство с семьей, а общественную и государственную власть – с властью отца семейства. Название данной теории происходит от греч. «pater» – отец и «archo» – управляю.

Родоначальником патриархальной теории считается Аристотель – древнегреческий философ. По его мнению, государственная власть – это продолжение и развитие отцовской власти. Философ считал, что государство является естественной формой человеческой жизни, так как человек – существо политическое и естественно стремится к взаимному общению. В его идеях государство является и высшей формой человеческого общения, оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни».

До Аристотеля древнекитайский мыслитель Конфуций рассматривал государство как гигантскую семью, а семью как маленькое государство. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения поданных и правителя сравнивались с семейными отношениями младших и старших – где младшие зависимы от отца, должны быть почтительными и послушными, призвание же правителя – это забота о поданных, поэтому государство – это, безусловно, благо.

Идеи патриархальной власти в своей работе «Патриарх или естественная власть короля» выражал также Роберт Фильмер – английский политический писатель и философ 17 века. Он доказывал, что власть монарха неограниченна, она исходит от прародителя Адама, который получил власть от Бога. Бог дал Адаму власть над женой и детьми, а от него эта власть переходила к старшим в роде, посему королевская власть имеет патриархальное происхождение и основывается на воле Бога. Данной идеей Фильмер отрицал договорную теорию, поскольку государь не назначается и не смещается подчиненными, ибо все они его дети.

В 19 веке русский социолог и публицист Н.К. Михайловский также поддерживал патриархальную теорию и утверждал, что устранить из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку можно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Стоит отметить, что одним из направлений патриархальной теории является теория семейного происхождения государства, представителями которой являются К. Борнгак и А. Вольтман.

Суть данной теории заключается в том, что государство основывается на семье. Семья – первоначальная форма организованного общения. Размножаясь, она перерастает в род, т.е. союз лиц, которые объединены родоначальником и подчиняются его власти. В свою очередь род принимает форму племени, где лица объединены преданием об общем происхождении, а племя переходит в народность с общим историческим прошлым. Государство, как конечная стадия, появляется только тогда, когда теряется чувство кровного родства.

В патриархальной теории идея сравнения государственной власти с властью отца имеет свои положительные стороны. Такая идея могла способствовать установлению в обществе порядка на основе подчинения «воле отца», а также породить у «членов семьи» чувство патриотизма и защищенности, поскольку любое действие государя шло на благо общества. По нашему мнению, минусами данной идеи можно было бы назвать невозможность свержения «отца», а также обязанность беспрекословного подчинения его решениям, какими бы несправедливыми они ни были.

2.2. Ирригационная и материалистическая теории



Ирригационная теория связывает возникновение государства со строительством ирригационных сооружений. Она больше применима к восточным государствам (Древний Египет, Вавилонское царство), где проведение ирригационных работ требовало организации, которой занимались специальные лица, ставшие впоследствии стали государственными служащими17.

Немецкий социолог 20 века К.А. Витфогель является наиболее ярким представителем ирригационной теории происхождения государства. В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, его первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эти работы требовали жёсткого централизованного управления, распределения, учёта и т.д.. Именно они привели к образованию «менеджериально-бюрократического класса», т.е. слоя управленцев, которые знали, как построить сооружения, как поддерживать их работу, как обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений. Они подчинили себе общество, и их деятельность послужила началом развития процесса порабощения в социуме. Социолог выделяет основные «сердцевидные» гидравлические общества, «промежуточные» и «окраинные» общества, где роль ирригации сама по себе была незначительной, но деспотические режимы утвердились под влиянием соседних «гидравлических» обществ18.

Еще одним сторонником данной теории являлся французский социолог, этнолог и социальный антрополог 19-20 веков Марсель Мосс. По его аналогичному мнению, государство возникает из необходимости организовать большие массы людей для строительства ирригационных сооружений. Ирригационные работы, являясь довольно трудоемкими и сложными, требовали умелой организации, а необходимость этих ирригационных работ была тотальным социальным фактом, который охватывал весь социум, ускорял процесс социальной стратификации (т.е. разделения общества), структурирование системы управления19.

Для оценки данной теории необходимо учитывать, что, приступая к такому сложному строительству ирригационных сооружений, нужно иметь уже довольно развитую систему управления социальными процессами, но нет сомнения, что обширные строительные работы оказывали значительное влияние на формирование и развитие класса управленцев, служб, защищающих каналы от заиливания, обеспечивающих по ним судоходство. Но следует отметить, что данная теория не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек, где государства возникали в процессах становления производящей экономики, и не было необходимости в проведении гидравлических работ.

Классовая (марксистская) теория. Она была создана немецкими философами 19 века, основоположниками диалектического и исторического материализма – К. Марксом и Ф. Энгельсом.

По их мнению, первостепенное значение для развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда. Подобное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы – эксплуататоров и эксплуатируемых.

Последствием появления частной собственности, по их мнению, является выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. В силу определенных причин публичная власть переходит к богатым членам общества, которые переходят в категорию управляющих и именно они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое выступает как инструмент проведения их воли.

Государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Итак, для данной теории характерно увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности20.

2.3. Теория насилия



Некоторые авторы основной причиной возникновения государства признавали завоевание, насилие, порабощение одних племен другими (XIX-XXв.в.). Исторический процесс являлся прообразом расовой междоусобицы, а государство выступало в качестве аппарата насилия, с помощью и в рамках которого раса, одержавшая победу в напряженной борьбе, удерживала у себя в услужении побежденную категорию21.

На основе анализа процесса расширения «замиренной среды» М.М. Ковалевский выделяет три стадии развития солидарности – родовую, племенную и народную, в соответствии с которыми история человечества представляет процесс восхождения от кровного единства через патриотизм к высшей фазе развития – космополитизму.

Факторами, влияющими на развитие общественной солидарности, являются: эволюция хозяйственных форм; накопление человеческих знаний; изменение коллективной психологии; материальный и духовный рост наций.

Понятие коллективной психологии, не так давно вошедшее в научный оборот благодаря идеям Г. Тарда, М. Лацаруса и Г. Штейнталя, М.М. Ковалевский рассматривает в качестве отправной точки, дающей ключ к пониманию духовного состояния народов и форм их социальной организации. «...В основании всякой социальной эволюции мы находим изменение коллективной психологии»22, – подчеркивает он.

Важнейшей вехой на пути, обусловленной изменением коллективной психологии социальной эволюции, М.М. Ковалевский считает образование государства. Рассматривая государство в качестве преемника кровных общественных союзов, основной причиной его самостоятельного бытия М.М. Ковалевский называет осознание необходимости данного института и своей зависимости от него со стороны подвластных. «...Основой всякого государственного общежития является психологический мотив – готовность подчинения...», – отмечает он.

Не менее важным фактором, влияющим на развитие общества и происхождение государства, М.М. Ковалевский считает эволюцию хозяйственных форм. Экономический прогресс рисуется М.М. Ковалевскому как постепенный переход от хозяйства самодовлеющего, рассчитанного исключительно на непосредственное удовлетворение потребностей самих производителей, к хозяйству меновому. Формирование государства в собственном смысле слова М.М. Ковалевский связывает со становлением менового хозяйства. Определяя государство как общежительный союз свободных людей, занимающих определенную территорию и подчиненных общей признанной политической власти, автор подчеркивает, что оно «сперва сливалось с понятием народа, а затем с понятием определенной земли, наконец, вышло за эти пределы, становясь составною частью политического тела, построенного на действительном договоре»23.

Итак, эволюция форм государственного устройства – государство-муниципия, государство-нация, государство-федерация – обусловлена факторами роста населения, необходимостью военного или экономического союза и завоевания.

2.4. Теологическая (религиозная) теория происхождения государства



Теологическая теория происхождения государства и права, которая объясняла происхождение государства по воле Бога, является одной из первых. Согласно данной теории, государство это божественное воплощение и на основании этого власть государства вечна и неизменна, соответственно подчинение ей является естественным. Власть правителей государства носит божественный характер, а сами правители действуют от имени Бога. Все законы, которые создаются правительством, соответствуют божественной справедливости.

Теологическая (религиозная) теория происхождения государства (от греч. theos – Бог, logos – понятие, учение). Эта теория является одной из самых древних, в настоящее время эта теория распространена в Европе, а в некоторых исламских государствах (Иран, Саудовская Аравия и т.д.) носит официальный характер. Ее представителями были религиозный деятели Древнего Востока, средневековой Европы такие как Фома Аквинский 1225- 1274, Аврелий Августин (Блаженный) 354-430 н.э. и т.д.

Авторы данной теории придерживаются идеи, что происхождение и существование государства является результатом воли божьей. Согласно учениям теологической теории государственная власть вечная, единственная, подчинение обязательно и естественно. Действия правителей исходит от имени Бога, соответственно законы, создаваемые правителями, соответствуют божественной справедливости.

Изначально представление о божественном происхождении государства отличалась многообразием. Объяснением этого является особые исторические условия существования религий. Впоследствии на почве различных христианских течений эти воззрения были переработаны в относительно цельную теологическую доктрину, выделялись такие как доктрина иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и так далее.

Идеи государственной власти установленной Богом так же развивались в христианстве. Уже на заре христианства апостол Павел говорил в своем послании к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Но окончательно теологическая теория сформировалась в средние века. Это несомненно было связано с желание установить и утвердить верховенство церковной власти над светской (государством).

В рамках теологической теории сформировалась еще одна теория «двух мечей», согласно ей Богом было передано два меча – церковный и светский, для защиты христианства, Мечи передавались церкви, а церковь в свою очередь, сохранив у себя духовный меч, передала светский монарху. Поэтому монарх должен подчиняться церкви. Но сторонники независимой царской власти утверждали, что правитель получил меч от Бога непосредственно.

В учениях известного представителя теологической теории Фомы Аквинского, возникновение государства представлено аналогично сотворению мира Богом. Так же по его учениям религия должна объяснять необходимость возникновения государства от Бога, а государство соответственно должно защищать религию. Безусловно, власти монарха прибавляло авторитета и обязательность неограниченной власти если монарх-помазанник божий.

Согласно теологической теории Бог является творцом государства, как и всего сущего на Земле. Понять тайну божественного замысла не возможно, также невозможно постичь сущность и природу государства. Эта теория не показывает конкретных путей и способов реализации замысла божьего. Верна эта теория или нет, доказать нельзя, нельзя и опровергнуть, и это является ее недостаткам, она ненаучна так как не опирается на проверенные научные знания.

Здесь необходимо отметить, что формирование большинства европейских государств произошло под влиянием теологической теории и в течение длительного времени церковь являлась одним из институтов государственной власти. И опять же отхождение от первоначальной теории, используемой государством, негативно сказывалось на нем же.


2.5. Договорная теория происхождения государства



Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское». Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.

Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех». Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое, поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок. Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.

Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции. Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными. Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.

2.6. Современные теории происхождения государства



Следующей известной теорией возникновения государства была задружно-общинная (основоположник – профессор В. Леонтович). Суть ее заключается в том, что государства у славян возникли из задруги, которая представляла собой объединение индивидов на кровнородственной и профессиональной основе для совместного ведения сельскохозяйственных, строительных и других работ. Задруга выбирала себе руководителя из числа наиболее авторитетных людей, которые при разрастании объединения создавали аппарат управления – первый институт государственности.

Следует так же не забывать Кризисную теорию А.Б. Венгерова. По мнению А.Б. Венгерова, около 12 тыс. лет назад на земле возникла кризисная климатичесая ситуация, угрожающая существованию человека как биологическому виду. Препятствование же данному кризису привело к переходу от присваивающей к производящей экономике, что было названо «неолитической революцией». Неолитическая революция в последствии привела к производящей экономике, которая и стала основным способом существования и воспроизводства человечества. Переход к производящей экономике обеспечил рост народонаселения. Именно производящая экономика привела к расслоению первобытного общества, появлению классов, зарождению первых государств-городов (полисов)24.

Обособленным порядком стоит ряд теорий, точки зрения, которых исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности как государства так и права. Данные концепции отождествляют государство и общество, полагают, что государство и право – явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Примером данных теорий является целая дисциплина элитология, рассматривающая теорию «правящего класса» Г. Моска сформулированную следующим образом: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникает два класса людей – класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой класс, управляется и контролируется первым»25.

Возникновение государства и признание, распространение идеологии, содержащихся в теориях оказывает ключевое воздействие на государство и его жителей изменяя их мировоззрение, культуру. Воздействия впоследствии сглаживаются, но в короткий отрезок времени становления могут причинить одни неприятности, несмотря на то, что в целом, в последствии изменения могут быть и во благо.
1   2   3   4


написать администратору сайта