Главная страница
Навигация по странице:

  • Религия и культура древней индии

  • Сиддхартха Гаутама

  • СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Музыка и танец Древней Индии

  • Архитектура и скульптура

  • Будда (Сиддхартха Гаутама)

  • Просветление.

  • Сансара, или «колесо жизни».

  • Восьмеричный путь спасения предполагает верные

  • Философия буддизма Махаяна

  • В буддизме выделяют три главные драгоценности

  • Реферат Культура Древней Индии. Сиддхартха Гаутама и культура древней индии


    Скачать 52.88 Kb.
    НазваниеСиддхартха Гаутама и культура древней индии
    АнкорРеферат Культура Древней Индии
    Дата19.02.2023
    Размер52.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2.docx
    ТипРеферат
    #944735


    Тема Реферата:
    «Сиддхартха Гаутама и культура древней индии»

    Содержание
    Введение-------------------------------------------------------------------3

    Становление древнеиндийской культуры--------------------------4

    Протоиндийская (Хараппская) цивилизация---------------------4

    Вторжение арийцев----------------------------------------------------4-5

    Религия и культура древней индии------------------------------5

    Ведийская религия-----------------------------------------------------5-6

    Индуизм------------------------------------------------------------------6-7

    искусство и наука древней индии---------------------------------7

    Литература и театр-----------------------------------------------------7-8

    Музыка и танец Древней Индии-------------------------------------8-9

    Архитектура и скульптура--------------------------------------------9-10

    Наука и медицина-------------------------------------------------------10

    Сиддхартха Гаутама---------------------------------------------------10-11

    Учение Будды-----------------------------------------------------------11-13

    Введение

    Культура Древней Индии славится своей исключительной самобытностью. Оригинальность древнеиндийской культуры сформировалась на фоне большого количества религий, а также философских учений. Религиозная и философская мысль Древней Индии уже в те времена позволила считать эту страну символом мудрости. Но не только благодаря обилию религий и философий Индия обрела подобную репутацию. У этой страны были и другие отличительные признаки. Так, например, нельзя не сказать о музыке Индии и напрямую связанный с этим искусством своеобразный индийский танец. Без этих двух художественных явлений невозможно представить культуру Индии – как древнюю, так и современную.

        Посредством танца и музыки появляется художественная одарённость Индии. Глубокая мудрость этой нации обнаруживается через умение индийцев познавать и понимать Космос, Вселенную. Можно сказать, что душа этого народа обращена к Космосу и его тайнам. Вместе с тем, индийцы с большим уважением относились к сложному внутреннему миру человека и стремились проникнуть в его глубины.

        Культура Индии представлена не одним народом, а несколькими, поэтому она считается суперэтносом. Отсюда проистекает многогранность и богатство различных направлений в её культуре.

        Диапазон существования древнеиндийской культуры – приблизительно от III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. До того, как приобрести своё современное название (а это произошло только лишь в позапрошлом веке), Индия носила целый ряд имён, среди которых одно – «страна мудрости» – действительно соответствует её сущности.

    СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Протоиндийская (Хараппская) цивилизация
    Начатые в двадцатые года ХХ века раскопки в долине реки Инд (Мохенжо-Даро, Индия), Харппа (современный Пакистан) дали необычайные результаты. Они оказались сенсационными и позволили сделать вывод о существовании более пяти тысяч лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали назвать хараппской или протоиндийской[1] . Для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности (её обладатели писали справа налево). Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т.е. древнего гражданского общества и государственности.

    Жители долины Мохенджо-Даро и Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Города имели правильную планировку, с широкими улицами с трехэтажными домами из хорошо обожженного и оштукатуренного поверху кирпича пересекались под прямым углом и были снабжены водостоками, канализацией и бассейнами для религиозных омовений.

    Здесь же были найдены предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные предметы, красно-черная лощеная узорчатая керамика, мелкая пластика. Небольшие каменные и бронзовые фигурки обнаженного мужчины и танцовщицы показали, что уже в те времена скульпторы овладели мастерством пластической проработки человеческого тела и передачи движения. Искусно вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и надписей вокруг изображений и тонкостью пластической обработки поверхности указывают на близкое сходство культуры долины Инда с культурой Месопотамии. В ранних индийских художественных произведениях можно увидеть и черты, сближающие их с последующей собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчетливо напоминающее распространившийся в искусстве последующих веков образ божества Шивы - владыки разрушительных сил Вселенной.

    При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.

    Жители хараппских городов и сёл почитали как домашних животных, так и диких: тура, буйвола, быка зебу, тигра, слона, носорога. Возможно, в них видели тотемических предков, единосущных с людьми и явлениями природы.

    Важную часть религии составлял культ деревьев и вообще растений. Особенно чтимым было дерево ашваттха, выступающее в роли мирового дерева. Оно и сейчас остаётся священным деревом не только в индуизме, но и в буддизме.

    Многие соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности[2] .
    Вторжение арийцев
    В середине 2-го тыс. до н. э. культура древнейших городов, расцветшая в долине Инда, была прервана. Среди ученых ведутся большие споры о причине упадка хараппских центров. В течение долгого времени наиболее популярной была точка зрения, согласно которой непосредственной причиной заката всей цивилизации было вторжение арийских племен. Однако исследования показали, что ряд городов пришли в упадок еще до появления каких-либо иноземных племен, в результате внутренних причин. Ученые связывали это с засолением почв, наводнениями, изменением русла реки Инд и т. д. Не исключено, что крупные сдвиги в хараппском обществе были связаны с определенной варваризацией культуры, наступившей в связи с резким расширением ее границ и включением отсталых по уровню развития областей. Именно внутренние явления послужили главной причиной заката Хараппской цивилизации, а приход пришельцев как бы довершил упадок главных ее центров.

    Приход ариев в Индию породил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно иной культуры. Они были скотоводы и кочевники и лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Отношения ариев с местным населением характеризовались отчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различных народностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на последующую жизнь Индии.

    Вместе с ариями в Индию пришел совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире.

    Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами — змей, деревьев, камней. Религиозные воззрения ведийских ариев, наложившись на древние верования жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного индуизма, хотя многое в ведийской традиции оказалось с течением времени забытым или переосмысленным.
    РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
    Ведийская религия
    К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами. Вначале Веды были результатом устного творчества и передавались из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. Совокупность этих верований называют ведизмом. Особо почитаемой и, судя по языку, самой ранней из вед была Ригведа – «Веда гимнов»[3] . Главным принципом видения мира, который отражен в «Ригведе», было обожествление природы как целого, а также придание ценностного значения отдельным явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы (Индра – бог грозы, могущественный воин; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – богиня огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка). Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами.

    В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов.

    В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. В «Ригведе» не раз упоминается три высшие варны, и только в поздней, Х части (мандале) содержится легенда о происхождение всех четырех варн от первочеловека Пуруши. В гимне «Пурушасукта» рассказывается, что брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии – из рук, вайшьи – из бедер и шудры – из ступней[4] . В поздневедийский период этот сюжет не раз повторялся, но рождение варн связывается уже с главным богом Брахмой.

    Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты. Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов.

    Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.

    Брахманизм объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь иллюзия. Единственно реальным остается существование мирового духа[5] . Важнейшим ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара - теория перерождения; по этому учению со смертью человека его душа переселяется в новое существо (человека, животное, растение, Бога). Эта цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы - кармы.

    Карма, хотя и предопределена свыше, может быть скорректирована поступками человека. Его высокая духовность и добродетельность, самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение Вед, почитание брахманов и т. д. могут привести в цепи перерождений к высокому положению в обществе, а в будущем открывают перспективу к дальнейшему совершенствованию. В свою очередь, недостойное поведение чревато тяжелыми последствиями, например, воплощение пьяницы в моль, убийцы - в хищное животное, вора — в крысу.

    Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до нашей эры, эти черты патриархальности приходят вовсе более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.
    Индуизм
    Индуизм, как целостное явление, может быть охарактеризован в противопоставлении к другим религиям: исламу, христианству или даже родственному ему по духу и культурной устремленности буддизму. Истоки индуизма прослеживаются в ведийских текстах. В то же самое время в индуизме устанавливается, не наблюдаемая в ведической мифологии, строгая иерархия богов: триединство главных божеств Брахмы, Вишну, Шивы.[8] .

    Центральное место в индуизме занимает представление о трех фазах существования мира: творение, жизнь, гибель. Эти три фазы олицетворяют три божества: Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель, обладал исключительной способностью к перевоплощению. Одним из его воплощений был Кришна, культ которого стал необычайно популярным. Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма, что было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

    Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор - шаман. Это говорит о том, что в культ Шивы примешались местные верования.

    Для индуистской этики характерна беспредельная терпимость, потому что каждому человеку нужно следовать тому порядку жизни, который принят в его местности и деревне, в его касте и семье, соблюдать те правила, что диктуют ему обычаи его религии. Принципы индуизма в области общественных отношений сводились к следующему: общение должно быть ограничено своим социальным кругом - запрещены браки и совместное принятие пищи между членами разных каст, а также смена кастовой профессии. Забой животных, особенно коров, считалось страшным грехом.

    Освященная религией индуизма кастовая система обеспечивала устойчивость общества, его способность противостоять любому чуждому влиянию, но она же, в конечном счете, придавала ему чрезвычайно консервативный характер. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать, им можно только родиться; что Варна - социальная роль предопределена навсегда, и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “Махамхарата”, в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

    История религий может быть в основных чертах соотнесена с этапами эволюции древнеиндийского общества. В ведийской литературе нашли отражение, как древнейшие арийские племенные культы, так и сложившаяся постепенно система мировоззрения, основу которой составляло осмысление ритуала жертвоприношения. Социальный переворот середины I тысячелетия до н. э., связанный с бурным развитием частной собственности и городов, привел к возникновению религии принципиально нового типа - буддизма. В той или иной форме буддизм получил широкое распространение во многих странах Азии, но на своей родине со временем вынужден был уступить место индуизму. Последний можно рассматривать как комплекс разнообразных верований многочисленных народов Индии, центральное место в котором принадлежит общинно-кастовым традициям и освящаемым религией социальным нормам.
    искусство и наука древней индии

    Литература и театр
    Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла. Многие произведения древнеиндийской литературы были написаны на пальмовых листьях и не выдержали неблагоприятных условий климата. С другой стороны пожары, которые оказались губительными для архивов древней Индии. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а их было обнаружено сравнительно немного.

    Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них – веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа). Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

    Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник “Законы Ману”, хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

    Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

    В Древней Индии представители разных сословий пользовались разными языками и диалектами. Санскрит – язык жрецов, государственных служащих и богатых людей. Основные правила грамматики санскрита были сформулированы ученым-брахманом Панини к концу IV в до н.э. Диалекты, которыми пользовались обычные люди, не имели сформулированной грамматической системы; они назывались пракрта (пракриты)[9] .

    Литература Древней Индии так же подразделялась по сословному признаку. Великие священные тексты были написаны на санскрите, так же как и большая часть светской литературы, включая поэзию и драматургию. Пракрит был языком буддийских книг, иногда на нем писали светские поэтические произведения.

    Сохранилось довольно много пьес на санскрите, как коротких одноактовых, так и весьма продолжительных (около десяти актов). Пьесы обычно играли профессиональные актеры при минимальном количестве декораций. Язык телодвижений, свойственный танцу, использовали и в драматических спектаклях, чтобы передать настроение, ситуации или даже обозначить те или иные предметы. Пьесы обычно были написаны в прозе, с отдельными стихотворными вставками. Другой важной чертой индийской драматургии было отсутствие трагедий. Все пьесы должны были иметь счастливый конец.

    Самые ранние из сохранившихся пьес были написаны буддийским поэтом Ашвагхошей, который, как предполагается, жил в конце первого века. Однако они сохранились лишь фрагментально. Самими ранними из целиком сохранившихся пьес являются произведения Бхасы. Сохранилось тринадцать пьес Бхасы, тогда как из наследия Калидасы, считающегося самым выдающимся санскритским драматургом, сохранилось лишь три. Самая знаменитая из пьес Калидаы – «Шакунтала» (или «Абхиджнанашакунтала» - «Узнанная по перстню Шакунтала»).

    На санскрите писало много драматургов, включая царя Шудраку, современника Калидасы. Шудрака написал самую реалистичную из санскритских пьес - «Глиняную повозку». Три сохранившиеся пьесы были написаны царем Харшей: две из них комедии на темы гаремной жизни, одна на религиозную тему.

    Самое раннее из сохранившихся поэтических произведений на санскрите приписывают Ашвагхоше, оно посвящено жизни Будды. Произведение было написано довольно просто и незамысловато, в отличии от более поздней санскритской поэзии. Поэтические проиведения изначально были рассчитаны на меньшинство, однако они широко распространились и стали общедоступными. Чаще всего встречаются стихи о любви, природе, нравственности. Любовная поэзия была откровенно эротична.

    Величайшим санскритским поэтом считается опять же Калидаса. Из сохранившихся произведений самым знаменитым всегда считалось «Облако-вестник» («Мегхадута»)[10] .

    Санскритская проза появилась достаточно поздно. Все самые известные писатели – Дандин, Субханду и Бана – жили в конце VI – начале VII веков. Произведение Дандина «Похождение десяти царевичей» («Дашакумарачарита») представляет собой сборник историй, объединенных общим сюжетом повествования.

    Другим видом прозы являются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения — обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

    Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства— все это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.
    Музыка и танец Древней Индии
    О развитии музыкального искусства в Индии до первых веков нашей эры известно мало. Существуют предположение о том, что арии еще знали нотную грамоту, состоявшую из семи нот, а монотонное песнопение ведических времен использовалось брахманами почти в неизменном виде.

    Самым ранним источником по музыке и танцам считают анонимную работу, авторство которой принято приписывать древнему мудрецу Бхарате, основоположнику драматических искусств. Эта работа называется «Бхаратанатьяшастра». По ней видно, что музыка была высокоразвитым видом искусства и совсем немного отличалась от сегодняшней индийской музыки, которая называется «классической»[11] . Для индийской музыки характерно наслаивающиеся друг на друга разные ритмы.

    Главным индийским музыкальным инструментом была вина, первоначально представлявшая собой десятиструнную арфу, на которой играли смычком. К концу правления Гуптов этот музыкальный инструмент приобрел грушевидную форму и, и на нем стали играть пальцами и плектром. Духовые инструменты включали в себя флейты и раковины. На маленьких барабанах, как и сегодня, играли пальцами.

    Происхождение танца в Индии теряется в глубине веков. Обнаруженная четырехтысячелетней давности в Мохенджо-Даро фигурка танцующей девушки – самое раннее произведение искусства на тему танца. Пути развития танца за прошедшие века можно проследить по бесчисленным скульптурам, картинам и изображениям в разбросанных по всей стране храмах и усыпальницах.

    Искусство танца Древней Индии так же не слишком отличалось от сегодняшнего. Танец представлял собой драматическую постановку в телодвижениях. Существовал целый набор жестов для кистей рук, каждый из которых не только выражал определенное чувство, но и соответствовал какому-то божеству, животному, цветку и т.д. Искусство танца требовало многолетней подготовки, и им в основном занимались профессионалы, однако, случаи, когда танцами занимались и принцы, и представители других высших сословий.
    Архитектура и скульптура
    Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

    В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, и потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). В годы правления Ашоки было построено около 80 тысяч ступ. Ступа имела вид полусферы, возведенной на барабанах. Наверху хранилась погребальная урна, над которой возвышался стержень с «зонтами». Такова ступа в Санчи (III — II вв. до н. э.)[12] . Но если эта ступа была довольна проста по своей форме, то в дальнейшем их строили в достаточно изысканном стиле. Так, ступа в Арамавати (приблизительно 200 г.) превосходила ступу в Санчи и была отделена панелями с изображением сюжетов из жизни Будды.

    Помимо ступ, из архитектурных памятников следует выделить пещерные храмы, самые ранние из которых в точности копировали деревянные храмы, построенные под открытым небом. Внутри они были довольно просты, стены отполированы, а вход украшен простой резьбой. От этого простого образца храмы и монастыре в дальнейшем отступили, отличаясь и по размеру и убранством. На фасадах со стороны входа появились изогнутые каменные веранды с большими световыми окнами. В Аджанте в скале, выгнутой точно лошадиная подкова, вырублено 27 храмов, построенных в течение 900 лет – со II века до н.э по VII века н.э[13] .

    В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (северо-запад Индии), Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана.

    Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам новой эры. Стиль Гандхары начиная с эпохи Кушан оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями индийского изобразительного искусства школы Матхуры и Декана. Именно на их основе развивалось средневековое искусство индуизма не только в самой Индии, но в известной мере и стран Юго-Восточной Азии[14] .
    Наука и медицина
    Отличительная черта древнеиндийской культуры — почитание знаний. Зародившись в глубокой древности, индийская наука развивалась и совершенствовалась в последующие эпохи.

    Развитие астрономии было вызвано нуждами ирригационного земледелия. Древнеиндийские астрономы делили год на 12 месяцев по 30 дней в каждом, каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Год состоял из шести сезонов по два месяца в каждом. Была известна разница между длиной дня и ночи в различных широтах земного шара.

    Выдвигалась идея о шарообразности Земли и ее вращении вокруг своей оси. Довольно точно вычислялись положение и движение небесных тел по отношению к небесному экватору[15] .

    Древние индийцы независимо от других народов создали десятичную систему счисления, впервые ставшую известной населению Северо-Западной Индии ещё в период культуры Хараппы, то есть в III тысячелетии до н. э., общепринятую в настоящее время систему начертания чисел и цифры (в том числе ноль), заимствованные народами Ближнего Востока и ставшие известными в Европе в несколько изменённом виде под названием «арабских цифр» (арабы их называли «индийскими цифрами»). Из трактатов древнеиндийских математиков и астрономов Арьябхаты (V в.) и Варахамихиры (VI в.) видно, что к V в. н.э. индийцы знали извлечение квадратных и кубических корней, были знакомы с основами тригонометрии. Независимо от других народов древние индийцы заложили основы алгебры и явились в этом отношении учителями арабов и народов Средней Азии.

    Древнеиндийские химики-практики умели получать серную, соляную и азотную кислоты, различные соли, изготовляли краски, лекарства, парфюмерию.

    Развитие медицины задерживалось религиозными предрассудками, рассматривавшими болезни как результат греховной жизни. Судя по сохранившимся медицинским трактатам, древнеиндийские врачи умели распознавать и лечить самые различные болезни. Существовало весьма большое количество лекарств. Индийские медики использовали гипс, бальзамы, применяли сотни различных лекарственных растений, многие минеральные вещества. Довольно хорошо была развита диетология[16] . Не смотря, на отсутствие анатомических знаний, индийская хирургия находилась на достаточно высоком уровне, в основном за счет практики. Хирурги делали сложные операции и славились своим искусством далеко за пределами страны.
    Будда (Сиддхартха Гаутама)

    Будда родился около 563 г. до н.э. Его назвали Сиддхартхой (Sidhartha), что означает "Достигший цели", а его родовое имя было Гаутама (Gautama). Позже его стали называть Шакьямуни (Sakyamuni), то есть "Отшельник, мудрец из племени шакьев", поскольку он происходил из шакьев — воинственного племени, жившего в предгорьях Гималаев. Отец Гаутамы был племенным вождём, и мальчик воспитывался как царевич, в роскоши. Хотя его отец распорядился, чтобы царевич изучил все науки и искусства, подобающие его положению, от Гаутамы утаивали правду о бедствиях повседневной жизни простого человека. Следуя традиции, отец Гаутамы женил его на девушке по имени Яшодхара (Yasodhara), которая родила царевичу сына, названного Рахулой (Rahula). Но Гаутама не был удовлетворён роскошной дворцовой жизнью. Старания отца Сиддхартхи, стремившегося оградить его от суровой правды жизни, не увенчались успехом. Во время своих редких прогулок за стенами дворца Гаутама увидел старика, больного и человеческий труп. Он осознал, что старческая дряхлость, страдания, причиняемые болезням, и смерть — это неизбежные бедствия человеческой жизни. Гаутама стал задумываться над тем, можно ли жить так, чтобы одолеть страдание и прийти к душевному покою.

    Поиски пути, ведущего к коренному преодолению страданий, свойственных положению человека в этом мире, стали главной движущей силой в жизни Гаутамы. Он решил отречься от трона и семьи и стать странствующим аскетом. Вначале он последовал по пути йогической медитации вместе с двумя отшельниками-брахманами. Ему удалось достичь высоких уровней медитативного сознания. Но этот путь не удовлетворял его, поскольку не отвечал главной цели его поисков. Затем он прошёл путь строжайшей аскезы. Аскеза Гаутамы была столь суровой, что он был близок к смерти. Но и этот путь не привёл его к цели.

    Наконец он сел под деревом бодхи, обратясь лицом на восток, решив не покидать это место до тех пор, пока не обретёт просветления. В ночь полнолуния Гаутама прошёл через четыре ступени медитативного транса (дхьяна, dhyana). Каждая из ступеней транса отличалась концентрацией и точным осознанием происходящего. В последнюю стражу ночи Гаутама обрёл просветление (бодхи, bodhi) и стал Буддой (Buddha), то есть "Просветлённым".

    Учение Будды

    Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Она совокупностью осмысленных убеждений в отношении человека, мира и познания реальности. В отличие от Авраамических и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия о греховном теле и бессмертной душе, которую ждут вечные мучения за неправедную жизнь. Есть просто человек: добрые и злые поступки, совершенные им на протяжении жизни и отражающиеся на его карме.

    В философии буддизма много специальных терминов, и центральные из них мы сейчас проясним:

    Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.

    Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.

    Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.

    Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.

    Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.

    Будда считал, что целесообразно идти по «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и не стоит купаться в роскоши. Человеку надо найти среднее между этих двух крайностей.
    Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:
    Страдание – это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования – это огонь, который пожирает сам себя, принося только страдания. Окружающий мир непостоянен и все время изменяется. Все, что создано, в конце будет разрушено.

    Желания человека являются источником его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.

    Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек перестает ощущать жажду к жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и спокойствием, освобождает от переселения душ.

    Восьмеричный или «срединный» путь спасения – это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое помогает освободиться от страстей.

    Восьмеричный путь спасения предполагает верные:

    понимание – очень важно осмыслить и принять, что наш мир состоит из страданий и горя;

    намерения – нужно прекратить быть эгоистом, избавиться от амбиций и желаний;

    речь – человек должен следить за своими словами всегда, они должны транслировать добро и не приносить вреда другим людям;

    деяния – не совершать злых поступков, стремиться совершать только добрые;

    жизненный уклад – в философии буддизма запрещено вредить живым существам, только это может освободить человека от мучений;

    усилия – отслеживать все свои мысли и не пропускать в них зло, быть настроенным на добро;

    помыслы – наше тело является основным источником зла, если вы освободитесь от его желаний, то освободитесь от страданий;

    концентрация – нужно постоянно практиковать восьмеричный путь и быть сконцентрированным на нем.

    Первый и второй этап называют праждня, они нужны для постижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают верное поведение и настраивают нравственный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадха, они помогают обуздать разум.

    Существуют три основные философские школы буддизма, которые образовались в разное время существования этого учения:

    Тхеравада (Хинаяна). Последователи этой школы не поклоняются культовым религиозным объектам, у них нет святых мучеников, которые могут их поддержать, никакого рая и ада, отсутствуют ритуалы. Ответственность за избавление от реинкарнаций полностью лежит на человеке, она зависит от тогокак он действует, живет и мыслит. Идеалом этой философии служит монах, который достигает просветления.

    Философия буддизма Махаяна. Появляются святые (институт бодхисатв), которые оказывают содействие людям на пути избавления от страданий. Есть рай, изображения с буддой и с бодхисатвами. Теперь даже человек, живущий мирской жизньюможет спастись от страданий.

    Ваджраяна. Контроль самосознания и медитации – центральные понятия этой тантрической школы философии буддизма.

    Письменные источники философии буддизма

    Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:

    1. Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.

    2. Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада», что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.

    3. Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

    Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.
    В буддизме выделяют три главные драгоценности:

    1. Будда – им может быть как любой человек, который достиг просветления, так и сам основатель учения.

    2. Дхарма – это квинтэссенция основных идей философии буддизма, то, что они могут дать людям, последовавшим за Буддой и принявшим все догматы его учения.

    3. Сангха – сообщество буддистов, которые беспрекословно следуют догмам данного религиозного течения.

    Борьба с тремя ядами – это способ буддистов обрести три драгоценности:

    1. Отдаление от истины существования и неведения.

    2. Телесные страсти и жажда к жизни, которые приводят к страданиям. Центральным понятием философии буддизма является страдание.

    3. Невозможность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и отсутствие сдержанности.

    Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.




    написать администратору сайта